Доклад- презентация на тему "Фортепианное творчество современных крымскотатарских композиторов"

Назлымова Эльвира Айдеровна

План презентации:

1 часть доклад. «История возникновения крымскотатарского фортепианного вторчества. Основоположники и сорвеменность».

2 часть  практическая. Иллюстарции фортепианных произведений крымскотатарских композиторов.

 

Цель презентации:

Популяризация и ознакомление с фортепианным творчеством современных крымскотатарских композиторов для использования в педагогическом репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ.

 

Используемый материал:

- нотные издания

-наглядные пособия  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazlymova_e.a.docx25.65 КБ
PDF icon otzyv_k_dokladu-prezentatsii.pdf498.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО  «Красногвардейская ДШИ»

Презентация на тему: «Фортепианное творчество современных крымскотатарских композиторов»

Подготовила и провела преподаватель Назлымова Э.А.

пгт Красногвардейское 25 ноября 2021 год.

План презентации:

1 часть доклад. «История возникновения крымскотатарского фортепианного вторчества. Основоположники и сорвеменность».

2 часть  практическая. Иллюстарции фортепианных произведений крымскотатарских композиторов.

Цель презентации:

Популяризация и ознакомление с фортепианным творчеством современных крымскотатарских композиторов для использования в педагогическом репертуаре учащихся ДМШ и ДШИ.

Используемый материал:

- нотные издания

-наглядные пособия  

1 ЧАСТЬ. «История возникновения крымскотатарского фортепианного творчества. Основоположники и современность».

Профессиональное многоголосное искусство крымских татар зародилось в 20-30-ые годы 20в. Его развитию способствовали открытие музыкально - драматического театра (под руководством Умера Ипчи), студии при радиокомитете, а так же творчество первых профессиональных композиторов. Интеграция крымскотатарской музыки в европейскую культуру начинается с 1920-х годов. Основоположником крымскотатарской профессиональной композиторской школы считается А. Рефатов (1920-1938) автор первой крымскотатарской оперы - «Чора Батыр», а также сборника крымскотатарских народных песен. Выпускник Бакинской консерватории. С 1922 года Асан Рефатов преподаёт музыку в Тотайкойском татарском педагогическом техникуме (ныне Ферсманово). При поддержке Ханбековой он организовывает духовой оркестр, в этот же период занимается созданием других музыкальных произведений — «Тотайкой хораны» («Тотайкойский марш»), «Марш джигитов» (на слова Б. Чобан-заде), «Къыш кунюнде тилегим» («Желание в зимний вечер» на слова Шевки Бекторе), «Яш бульбульчик» («Молодой соловей» на слова Умера Ипчи) и музыкальные постановки к спектаклям «Лейла и Меджнун», «Таир и Зуре», «Бахчисарайский фонтан».В 1925–1926 годах Асан Рефатов принимал участие в научной этнографической экспедиции по Крыму совместно с Усеином Боданинским (первый директор Бахчисарайского музея, художник, этнограф) и Османом Акчокраклы (историк, эпиграфист). В ходе экспедиции был собран богатый материал по этнографии крымских татар и археологии. У. Боданинский писал: «Асан Рефатов вёл нотную запись памятников устной народной музыки, собирал, фиксировал старинные музыкальные инструменты». Им было собрано свыше 300 народных песен и мелодий, которые вошли в книгу «Къырымтатар йырлары» (Крымскотатарские песни) 1932 года издания. В 1924 году в Крыму был создан отдел этнографии и археологии, в числе сотрудников которого оказались профессора А. Н. Башкиров и И. Н. Бороздин, а также крымскотатарские учёные О. Акчокраклы, Б.Джеппар, Усеин Баданинский, М. Хайрединов. Туда же был приглашён и А. Рефатов.Последователями Рефатова в советский период стали И. Бахшиш (1912-2000гг) и Э. Налбандов (1926-1999гг) и Яя Шерфединов (1894-1975гг)которые были депортированы из Крыма и продолжали творческую работу вдали от Родины.

Яя Шерфединов выпускник Московской консерватории создал очень много лирических патриотических произведений. Большую часть своей жизни посветил сбору народных крымскотатарских песен, записал нотами и создал сборник «Янгъыра хайтарма» (Звучи хайтарма).  В этот сборник вощли боллее 300 народных песен и танцев.

 Ильяс Бахшиш закончил Симферопольский музыкальный техникум, затем учился в институте им. Гнесиных в Москве. Советский крымскотатарский композитор, музыкант. Заслуженный деятель искусств Крымской АССР (1940), Заслуженный артист Узбекской ССР (1967), Заслуженный учитель Узбекской ССР (1973), Заслуженный деятель искусств Украины (1993), Почётный крымчанин (2000).В 1957 году в Ташкенте Бахшишу удалось создать крымскотатарский ансамбль «Хайтарма», артистами которого стали депортированные в республики Средней Азии соотечественники. Большую роль композитор уделяет развитию крымскотатарской симфонической музыки. В частности в 1970-х годах он создал «Пять вариаций на крымскотатарские народные мелодии» для симфонического оркестра, «Татарскую рапсодию», музыкальную сюиту «Ватан тюркюси» («Песня о Родине»). В 1989 году Бахшишу удалось вернуться на родину. Бахшиш принял активное участие в возрождении Крымскотатарского драматического театра, до 1994 года был его художественным руководителем.

Эдем Налбандов

Основные произведения: одноактный балет «Большая свадьба», музыкальная комедия «Дубаралы той» («Бедная свадьба») Ю. Болата, обработки народных песен для хора, рапсодия, увертюра, концертино для флейты и фортепиано, адажио и песня без слов для виолончели и фортепиано, вариации для трубы и оркестра, песни и романсы. Автор музыкального пособия «Музикада басамачикълар» («Музыкальные шаги»). В 1977 в Ташкенте вместе с композитором Ильясом Бахшишом издал сборник крымскотатарских народных песен «Сабанынъ саарь» («На рассвете»), переиздание которой в 1996 году в Симферополе содержит тексты 348 песен.

Великая отечественная война и незаконная депортация прервали развитие крымскотатарской музыкальной культуры. Единственный профессиональный фольклорный коллектив Хайтарма был образован в 1957 году на чужбине. В 60-ые годы активизируется творчество композиторов песесенников. В 80-ые годы появляются молодые музыканты, получившие профессиональное композиторское  образование. Подлинное возрождение крымскотатарской музыкальной культуры началось лишь с возвращением народа на историческую родину в 1990-ых годах. В 1992 году в Крымскую филармонию вернулся ансамбль крымскотатарской музыки «Хайтарма», что в течение длительного времени оставался единственным творческим коллективом, который хранил на профессиональном уровне самобытную культуру крымских татар.

Музыкальная кульура крымских татар характерезуется большим разнообразием местных стилей. Как диалекты: степная часть, горные и южнобережные.

Ритм песен и танцев разнообразен, метр от 2-3-х дольного простого до сложных и смешанных размеров 5/8, 7/8,9/8 с разнообразными комбинациями двух трёх дольных ячеек. Наряду с мелодиями ярко выраженного диатонического склада встречаются песни и танцы с присущими восточной музыке богатой орнаментикой, ходами на интервал увеличенной секунды. В крымскотатарской музыке преобладает направление развития гетерофонного многоголосия. Гетерофония-это вид многоголосия, возникающий при совместном вокальном, инструментальном или смешанном положении мелодии, когда в одном или нескольких голосах происходит отступление от основного напева. Русские композиторы нередко использовали в своих произведениях крымскотатасркую музыку. Среди них выдающийся русский композитор Михаил Глинка. С крымскотатарской музыкой Глинку познакомил Иван Айвазовский. Айвазовский наиграл композитору три крымскотатарских напева, последние два из них Михаил Глинка использовал для «Лезгинки», а третий для Анданте в опере «Руслан и Людмила». Было это в 1837 году. Большое влияние крымскотатарская музыка оказала и на других русских композиторов таких как Александр Бородин и Александр Глазунов. Множество крымскотатарских напевов записал и обработал армянский композитор Александр Спендиаров. Его знаменитые «Крымские эскизы», так же были созданы на основе крымскотатарских мелодий.

Среди  современников крымскотатарской музыки выделяют таких композиторов:

Эльвира Эмир- композитор, член Национального союза композиторов Украины, лауреат премии РК, Лауреат премии им. Косенко, участник международных фестивалей и форумов композиторов. Музыка, которую создаёт Эльвира Эмир звучала в странах СНГ, Германии, Прибалтики и в Лондоне. Известное инструментальное произведение «Къырым нагъмелери» (Крымские Напевы)

Джемиль Кариков - заслуженный деятель искусств Украины, был одним из музыкальных руководителем ансамбля Хайтарма и дирижёром крымскотатарского театра. Является автором Крымскотатарского альбома для фортепиано.                

Урьяне Кенжикаева - композитор, заслуженная артистка Крыма и засдуженный деятель искусств Украины.

Мерзие Халитова -советский и украинский композитор крымскотатарского происхождения. Член Союза композиторов СССР (1986), член Союз композиторов Украины (1993). Лауреат Премии АР Крым (2000), Премии имени Н. В. Лысенко (2003), Премии имени Бориса Лятошинского (2014). Заслуженный деятель искусств Украины(2008).

Основные произведения:

-симфония для большого симфонического оркестра «Возрождение», посвящённая выдающемуся мыслителю и просветителю крымскотатарского народа И. Гаспринскому.
-симфоническая поэма «Хатыра» («Память»)

-увертюра-фантазия, балетная сюита «Арзы»

-симфония для камерного оркестра

-«Эпитафия» для виолончели и струнного оркестра памяти М. Таджиева

-концерт для оркестра «Ожерелье городов Крыма» в 4-х частях

-поэма-воспоминание для скрипки и фортепиано

-соната для альта соло

-соната-фантазия для фортепиано

-концертное каприччио для скрипки с оркестром

-«Бешуйский пейзаж» для флейты и фортепиано

2 ЧАСТЬ. Иллюстрация произведений.

1. Эдем Налбандов Пьессы из детского альбома:  Къокланынъ тюшюнджеси (Раздумья куклы), Вальс куклы.

2. Эдем Налбандов  крымскотатарская народная мелодия Хайтарма, обработка для фортепиано А.А. Спендиарова.

3. Эдем Налбандов Прелюдия

4. Эльвира Эмир- Балалар ичюн хайтарма (Детская хайтарма)

5. Нариман Велишаев - Органная прелюдлия

6. Урьяне Кенжикаева- обработки крымскотатарских народных песен для фортепиано:

-Дагъдан энди бир къозу

-Акъ дерьянынъ устюнде

7. Джемиль Кариков- фортепианная обработка народной мелодии Танец с платком.

8. Джемиль Кариков - Вальс (Посвящение моей маме).


Предварительный просмотр: