Методический доклад "НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ ФОЛЬКЛОРА"

Хохлова Татьяна Александровна

Последнее десятилетие-время тяжелейших испытаний для всех граждан ЛНР, особенно для детей и юношества.

Подрастающее поколение, благодаря самоотверженной и все превозмогающей работе преподавателей ДШИ, всё же имеет интерес к русскому песенному фольклору.

Педагогическое руководство процессом подготовки к различным концертным программам и его постижение учащимися достаточно высоко. Как известно, песенный фольклор, всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. Особенно сейчас, когда ЛНР вошла в состав Российской Федерации.

Русское народное пение, в частности, имеет многовековые традиции и содержит в себе огромный патриотичный и нравственный потенциал. В процессе обращения  к песенному фольклору в  концертном его исполнении, юные певцы и преподаватели открыто заявляют о жизнестойкости родной традиции, об актуальности фольклора и непреложной потребности к его приобщению.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УДК

Т.А.Хохлова

Народно-сценическое исполнительство как средство актуализации фольклора

«...Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота – русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Всё в ней: и хитреца наша особенная – незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша – то гневная, то добрая… И терпение великое, и слабость, стойкость – всё». (Василий Шукшин)

 Перемены, которые произошли в наши непростые времена, дают возможность снова и снова обратиться к своим корням, глубокому и красивому наследию русской народной культуры, дают мировоззренческую опору, национальную идею, являются источником мудрости и силы. Перемены объединяют музыкальное сообщество темой наследия и традиции.

Можно поразмышлять о том, что на сегодняшний день представляет из себя культурное наследие нашей страны, что сейчас является традицией. Учитывая российское культурное многообразие, вполне естественна разница мнений и подходов к пониманию этой темы.

Сейчас в арт-мире мы наблюдаем тенденцию к работе с наследием и традицией так или иначе как к работе с древностью и архаичностью в привычном понимании. Так ли мы далеки от укоренившегося понятия «народного искусства»? Что будет «народным» для будущих поколений? Интересно наблюдать за движением и подвижностью культуры.

Широко известны высказывания знаменитых фольклористов и этномузыкологов о пении: «Это молитва дошедшая до нас из древности, мы лечимся так и общаемся с предками.» «Существует три формы общения, когда ты совместно поёшь: песня-психотерапия, песня-общение с поющими, сотворчество, единение, думаем вместе и песня для других, людей со стороны, слушателей.» «Традиционная культура – более объемное понятие, которое содержит в себе все на свете, весь опыт человека, живущего веками в одном пространстве, в одном окружении, лишь по суровой необходимости меняя свой цикл. Традиционная культура – больше, чем искусство»

В эпосе заключены ценностные структуры нации. Что такое песня? Человек выбирает песню или песня выбирает человека? Песня захватывает человека. Старый мастер передаёт свое умение и знание и живёт потом в песне. Во время пения народные исполнители искренни, как дети, составляют часть природы. В народной культуре песня не цель, а средство.

Песня как тайный язык для не приобщенных к традиции. Мы уже не понимаем свою традицию, самих себя. Видео и аудио не может передать того, то происходит с человеком при пении. Чтобы ощутить это нужно самим вместе петь. Поэтому песня очень современна. Это состояние вечное, современное. Оно было у наших предков , когда они пели и мы таким образом общаемся с предками при пении. Каждый голос в вариантах. Постоянно идёт импровизация. Это качество устной традиции. Народ не знал нот и обучался из уст в уста. Разные люди, говоря о чем то одном, делают это своими словами и по своему. Так же с песней. Песня одинакова, но наполнение её зависит от каждого поющего. Голоса варьируют, пересекаются и получается сложная многоголосная вязь. Фольклор при исполнении песни обладает тремя свойствами: - эстетическая составляющая, - психологическая составляющая (что с вами происходит), - социальная (общение в коллективе).

Все кто поет наши старинные песни уверенны, что это лучшее в нашей культуре и поэтому ежедневно формируется новое наследие, оттого и представляется ценным выбранный художественный дискурс.

За последнее десятилетие сложное, противоречивое и особенно чрезвычайно насыщенное и ускоренно темповое развитие культуры, с одной стороны, порождает кризисные явления в формах, в той или иной степени связанных с традициями, с другой - вызывает их к жизни в разнообразных проявлениях. И важнейшей задачей в этом случае становится сохранение, воссоздание, воспроизведение и актуализация традиционного фольклора. Ему присущи укоренённость, глубина, многоаспектность явления современной культуры. Он специфически заключает в себе историческую (культурную) память, без которого немыслимо и невозможно существование ни фольклорной культуры во всём спектре её вторичных фольклорных форм, постфольклора и прочих сфер, видов, ни всей культуры в целом.

Под традиционным фольклором в научных исследованиях, научных школах понимаются различные явления, вплоть до противоположных.

Принято считать, что традиционный фольклор представляет собой «процесс и результат простонародного переживания наиболее значимых и устойчивых коллизий социокультурного бытия и воплощения этого в художественно-эстетических образах, содержащих ценностно-нормативные доминанты».

Творческий характер традиционного фольклора не требует доказательств, это аксиома, которая деятельно порождает нечто качественно новое. В процессе его бытия происходила постепенная утрата изначального синкретизма. Появилось разделение на сферы, типы, виды, формы: музыкальный фольклор, народная хореографическая культура, декоративно-прикладное искусство (творчество), народный (фольклорный) театр и т.д. Но и сами эти формы не оставались однородными. Внутри них происходило порождение новых видов, форм, жанров. В рамках отдельного жанра создавались произведения, которые служили базой для возникновения и творческого развития новых образований.  

Творческая природа фольклора всегда имела генетический характер. Бывало один жанр, вид, род порождает другой (поэтому так сложно обстоят дела и с жанровой типологией фольклора.  Многие исследователи предпочитают говорить о его родо-видо-жанровой структуре).  Фольклор сохраняет и исторические напластования в одновременном существовании, т. е. в рамках одного исторического среза можно обнаружить, зафиксировать в живом исполнении (воспроизведении) древние жанры (например, обрядовые песни, загадки, пословицы и пр.), жанры, зародившиеся гораздо позднее (например, необрядовые произведения: хороводные, лирические), и их современные варианты, находящиеся на стыке собственно традиционного фольклора и постфольклора. Они интегрируются, творчески видоизменяются под воздействием определённых структурных закономерностей. Именно они обеспечивают стабильность обрядовой и внеобрядовой традиции и возможность её функционирования в качестве регулирующего культурного фактора. Рассмотрев формальные внешние признаки развития подтверждается его творческая природа.

«Внутреннее» же творчество представляет собой «фольклорный процесс» создания (воссоздания) – исполнения (воспроизведения) – восприятия его произведения. Акцент в этой триаде смещается именно в сторону воспроизведения, ведь и акт создания (воссоздания) происходит только в процессе воспроизведения фольклорного текста (в широком смысле).

Фольклорный процесс - открытая система. Он органично усваивает близкие иноэтнические формы, адаптирует их и включает в свою структуру; отторгает чуждые элементы; откликается на потребности жизнедеятельности социума и порождает новые качественные образования. Следовательно, фольклор имеет несомненный творческий характер, так как отражает духовно-практическую деятельность народа по созданию новых видов, жанров, произведений. Такое активное творчество (в рамках традиции) должно быть понято современной культурой и принято как один из важнейших факторов возможности актуализации традиционного фольклора. Ведь он показал необыкновенную жизнеспособность, несмотря на изменяющиеся условия окружающей культурной среды. 

Вступая в жизнь, человек сталкивается со сложившейся системой мировоззрений, отношений, ценностей, которые стали результатом деятельности   предшествующих поколений. Включаясь в эти отношения, новое поколение при помощи своей деятельности их переосмысливает, обновляет, делает актуальными и понятными для себя.  Деятельность – это форма проявления социальной активности человека, через которую он вступает в определенные связи и отношения с действительностью, при этом изменяя себя, свой внутренний мир и реализуя потребности. Деятельность связана с использованием в общении языка, ценностей и норм, наличием прошлого опыта, потребностей, целей и мотивов.

Весь процесс развития культуры мы понимаем, как процесс творческой деятельности, в результате чего создается новое, ранее неведомое. Культура - это творческая деятельность человека и конечно очень социально значимая. В ней взаимосвязаны результат (нормы, ценности, традиции, символические системы) и процесс (освоение  результатов творчества),   т. е. превращение богатства и опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов.

Таким способом она сохраняет накопленное духовное богатство,  дает  нравственную основу для творческой деятельности следующего поколения, а освоенный опыт человек вновь направляет на преобразование действительности и самого себя. В результате нужно подчеркнуть, что в народно-певческом исполнительстве деятельность практическая стала источником деятельностного творчества. Она осуществлялась в двух уровнях:  

1.Деятельность, связанная с освоением  предыдущего опыта.  Все обычаи, правила, традиции заданы не природой, а являются результатом творчества предыдущих поколений (освоение исполнительского опыта, музыкального языка, песенных жанров, обрядовых и ритуальных действий во время исполнения).

2.Деятельность, связанная с развитием освоенных форм культуры, способов отношения к ним, связанных с ними установок и норм (отбор, освоение и обогащение в соответствии с новым временем, мировоззрением нового поколения).  

При этом осуществляются следующие виды деятельности: - познавательная (приобретение знаний, опыта предыдущих поколений); -преобразовательная (осмысление в соответствии  мировоззрением нового поколения); - коммуникативная (отношения между людьми в результате совместной и творческой  деятельности);  -  ценностно-ориентационная (опора на ценности, моральные нормы, традиции).

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

1.Народно-певческое исполнительство как вид совместной деятельности, сохраняющий все особенности национального искусства, предстает как некоторый механизм перехода от  одного поколения к другому.

2.Предшествующая деятельность поколений выступает как условие последующей  исполнительской  деятельности и тем самым как фактор, непосредственно ее обусловливающий. Вместе с тем движение вперед осуществляется  благодаря  тому,  что зафиксированный в знаковых и символических системах  уровень усваивается посредством живой исполнительской  деятельности.

3.Деятельность   существует, как взаимодействие людей (субъектов),  которое осуществляется  в  определенных конкретно-исторических условиях, представленных предшествующими поколениями исполнителей.

4.Продукты этой деятельности используются в случае, когда они соответствуют новому времени и, наоборот, отвергаются, когда устаревают или становятся неактуальными.  

В настоящее время творческая деятельность исполнителей, дает возможность сделать доступными для слушателей и сохранить народное искусство, которое было создано много веков назад, а характер и содержание человеческой деятельности в современном мире остается важным, во многом и решающим фактором культурных перемен.

Бережное отношение к культурному наследию – важная отличительная черта любой высокоорганизованной культуры.  Опыт, ценности прошлого, воспроизведение их в собственной деятельности являются основой для создания нового. Особенно ярко это проявляется в народно-певческом исполнительстве, которое является неотъемлемой частью культуры и где обновление происходит на основе сохранения традиций, нравственных ценностей и опыта прошлых поколений.  В народном искусстве очень важным является сохранение связи прошлого, настоящего и будущего, поэтому оно включает в себя традиционное и новое.  

Исполнительство, как особый вид деятельности существует не во всех видах искусств. Например, в живописи или скульптуре, процесс создания и исполнения неделимы, то есть автором и исполнителем в данном случае является один и тот же человек и никто другой им быть не может.   В народном исполнительстве между созданием песни и ее исполнением также не существует грани. Являясь достоянием народа, песенный фольклор всегда существовал благодаря исполнительской деятельности талантливых самородков.

Из множества форм культурно-досуговой деятельности (форумов, выставок, фольклорных фестивалей), концерты остаются эффективной формой интеграции русского культурного наследия в современный социум. Опыт в использовании средств актуализации фольклора представлен в народно-сценическом исполнительстве.

Проблема понимания качественного народно-песенного концертного исполнительства на сцене  и живой природы фольклора, его воплощения в реальном звучании является одной из сложнейших. Практика показывает, что иногда неверно понимая задачи творческого воспитания будущего вокалиста-народника, некоторые педагоги идут по двум не совсем верным направлениям.

Во-первых, работу над совокупностью смыслов и образов в народной песне подменяют настойчивым совершенствованием технически сложных моментов и повышенной требовательностью к выполнению предписаний и рекомендаций. Конечно же, это само по себе ценно, но этого не достаточно как в процессе обучения, так и в самом концертном исполнительстве.

Во-вторых, в сознание учащегося внедряются навыки создания песенной картины без учёта личности, особенностей его восприятия, индивидуального видения и слышания жизни традиции в современном мире. А самое главное учащемуся не прививаются навыки образного и гибкого мышления.

Реализация таких подходов не даёт действенных результатов в народно-сценическом исполнительстве.

Для преодоления подобных проблем необходимо поощрять учащегося на собственный поиск интонационного воплощения образа народной песни, дать ему возможность почувствовать индивидуальность и неповторимость своего «вокального «Я».

В определённом смысле создание нового неизбежно связано с отрицанием старого. Нередко новшества рождаются в ситуации, когда парадоксы двигают искусство вперёд быстрее, чем строго последовательные рассуждения. Видимо, в этом и есть своеобразная черта творчества – конфликт, который ведёт к открытию. Народная песня, фольклор – это свобода. Живи, чувствуй, твори! Умение перевоплощаться на сцене, победа над страхом сцены, желание воспроизвести свою личную выразительно-смысловую целостность интонации всецело охватывает исполнителя во время пения, и слушатель отзывается на его интонацию, эмоционально откликается.

Преподавателю фольклорного отделения или отделения сольного народного пения, как в повседневной урочной работе, так и в концертной деятельности, необходимо формировать народную вокальную компетенцию у учащихся. Соответственно, главной задачей на любом этапе подготовки концертного номера является физическое развитие голоса на основе тренировки органов дыхания и осмысления законов акустики. Наряду с этим стоит и освоение и практическое закрепление правильной певческой установки, выработки основных певческих навыков и овладение способом открытого звукообразования в высокой певческой позиции при мягкой атаке звука.

Теоретическое и практическое усвоение понятия вертикали, по словам Л. В. Шаминой, представляет собой «совпадение точек - фокусов резонирования (головного, грудного и произносительного), точно найденных и настроенных на одну фонационную волну, «вертикально» программируемую (в мыслях певца) и физически озвученную звуковым потоком - «столбом»».[2]

Кроме работы над техникой пения и основными навыками звукоизвлечения учащемуся необходимо осваивать специфические народные элементы пения: открытый способ голосообразования, интенсивное грудное резонирование, естественное вибрато, а самое главное – речевую манеру интонирования. Речевая манера интонирования определяет методы обучения народному пению, например, метод «речепения», предложенный Б. В. Асафьевым, который открыл путь «вхождения» в технологию освоения народной манеры пения. По Б. В. Асафьеву «через музыкальноречевое мышление к музыкально-речевому интонированию и освоению национального интонационно-попевочного словаря, и, наконец, выхода на кантиленное пение в речевой манере.[1]

Также отсюда вытекает одна серьёзная педагогическая проблема – воспитание певцов, способных передавать специфические особенности музыкально-поэтического языка конкретных местностей, областей России. К этим особенностям относятся специфические народные выразительные приемы: «гуканья», глиссандирования, «ахи», «охи», огласовки согласных, мелизматика (короткий и двойной форшлаги, простой мордент), скаты, скольжения голоса, приемы маркато (скандирования), пульсирования («вздрагивания»), «качания» звука. 

Итак, в процессе освоения певческого разнорегионального фольклора учащиеся должны прислушиваться к диалектным особенностям аутентичного пения и научиться передавать их в собственном исполнении. Смысл сохранения музыкальных диалектов (региональных черт) в особой характеристической краске, которая придает сценическому исполнению национальное своеобразие и колорит.

Следует отметить и жанровую специфику народной песни. Для понимания образного содержания произведений народной музыки и их роли в жизни народа необходимо знать их жанровую природу. Жанровая природа песни складывалась благодаря нескольким факторам: обстоятельствам, при которых она исполнялась (во время обряда, жизненной ситуации и т.д.); словесному содержанию и музыкальной структуре; социальной принадлежности. Соответственно каждому народно-песенному жанру требуется свой режим певческой фонации, свои исполнительские приемы. Например, особенности артикуляции, певческое дыхание, способы исполнения, качество звука, трудовых припевок, календарной и плясовой песен сильно разнятся. Художественно-образный строй народного песнетворчества для аутентичных исполнителей является жизненной реальностью, которой пропитано их сознание. В фольклорном исполнительстве этому нужно учить детей.

Каждый народный песенный жанр требует своей техники исполнения, которой следует обучать. Дидактический принцип развития от простого к сложному распространяется, безусловно, и на развитие жанрового мышления. Можно предложить следующий порядок прохождения народно-певческих жанров: календарные, плясовые, шуточные, колыбельные, лирические, протяжные, духовные стихи и плачи. Также учащимся необходимо овладеть определенными исполнительскими приемами, характерными для данного песенного жанра. Например, «гуканье» в веснянках или скороговорочный тип артикуляции в быстром темпе в частушках и т.д.

Народная музыка также неразрывно связана с обрядовым действием, хореографическим движением. Полезно познакомиться с национальными костюмами аутентичных исполнителей, пластикой движения, манерой поведения и т.д. Все это важно для подготовки к народно-сценическому исполнительству.

Таким образом, спецификой подготовки будущего исполнителя народной песни является то, что, с одной стороны, у учащегося происходит становление вокально-исполнительского мастерства, формируются навыки сольного, ансамблевого и хорового пения. А с другой стороны, для будущей профессиональной деятельности. И вот будучи уже студентом, учащемуся необходимо иметь высокий уровень вокальной культуры, выражающейся в знании российской истории и народно-песенной культуры.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что подготовка к концертному исполнительству происходит поэтапно. Не стоит ставить перед собой великие задачи и выполнять их единовременно. Особое внимание нужно уделить личностному поиску и формированию образа песни. Такой подход обязательно приведёт к успешному освоению содержания песни и удачному выступлению на сцене.

Наконец, следует сказать о значении грамотно подобранного репертуара. Каким он должен быть для конкурсного или концертного исполнения? Он должен быть высокохудожественным, с лучшими образцами народной и фольклорной песни для детей и юношества всегда можно познакомиться и работать, создавать свои репертуарные сборники. Среди множества изданий, стоит обратить внимание на издания Центра русского фольклора ГРДНТ[3]:

«Русский фольклор», цикл лекций, читает доктор филологических наук Коровашко Алексей Валерьевич на канале ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Под общ. ред. М.Т. Картавцевой. М.: МГИК, 1994. 72 с. В книгу включены материалы по обучению фольклору в младших классах русских школ, гимназий и интернатов, детских домой, центров детского творчества. Вниманию специалистов, практических работников народного и внешкольного образования представлены концепция создания школы русского фольклора (автор -  М.Т. Картавцева, канд. пед. наук, профессор МГИК), учебные программы шести видов художественного творчества: народного хорового пения, народной хореографии, изобразительного творчества, звучащего русского слова, фольклорного театра, русской вышивки.

Мачкасова Т.А. Методика работы с детским фольклорным ансамблем: новый опыт в современной практике КДУ. Методические рекомендации для руководителей фольклорных коллективов культурно-досуговых учреждений Самарской области. - Самара: ГБУК «Агентство социокультурных технологий», 2017. – 48 с.

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению // М.: Издательство «Современная музыка», 2013. – 138 с.

Детский календарный фольклор Череповецкого района Вологодской области / Сост.: Е.В. Савинская. Вологда: БУК и ДПО ВО «ОНМЦК и ПК», 2012. – 40 с.

Тень-тень-потетень: репертуарное пособие по детскому фольклору Вологодской области / Сост.: О. Н. Зеленина, Е. В. Савинская. – Вологда: ОНМЦКиПК, 2008. – 87 с.

Школа русского фольклора. Обучение в младших классах / Под общ. ред. М.Т. Картавцевой. М.: МГИК, 1994. – 72 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. О народной музыке : сб. статей / сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.

2. Шамина Л. В. Школа русского народного пения. М.: Русская песня, 1997.

3. Издания в разделе «Дети и традиция» Центр русского фольклора ГРДНТ, 2022.

Хохлова Т.А. Народно-сценическое исполнительство как средство актуализации фольклора

Последнее десятилетие-время тяжелейших испытаний для всех граждан ЛНР, особенно для детей и юношества. Подрастающее поколение, благодаря самоотверженной и все превозмогающей работе преподавателей ДШИ, всё же имеет интерес к русскому песенному фольклору. Педагогическое руководство процессом подготовки к различным концертным программам и его постижение учащимися достаточно высоко. Как известно, песенный фольклор, всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. Особенно сейчас, когда ЛНР вошла в состав Российской Федерации. Русское народное пение, в частности, имеет многовековые традиции и содержит в себе огромный патриотичный и нравственный потенциал. В процессе обращения  к песенному фольклору в  концертном его исполнении, юные певцы и преподаватели открыто заявляют о жизнестойкости родной традиции, об актуальности фольклора и непреложной потребности к его приобщению.

Ключевые слова: народное вокальное образование, традиционная культура, русский фольклор, деятельность, творчество, народно-сценическое исполнительство