«Задачи концертмейстера в классе струнно- смычковых инструментов».

Назлымова Эльвира Айдеровна

       Введение. В наше время одной из самых распространенных и востребованных стала профессия пианиста-концертмейстера. Концертмейстер-пианист очень востребован в ДШИ и ДМШ, как и в любой другой сфере, где есть необходимость в концертмейстерах. Их роль многогранна, поэтому пианист должен обладать серьезными профессиональными навыками и умениями. Концертмейстеру приходиться работать с различными инструментами в ДШИ и ДМШ, знать особенности исполнения на этих инструментах и их возможности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОКТЯБРЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Методический доклад преподавателя по классу фортепиано, концертмейстера Назлымовой Эльвиры Айдеровны

ТЕМА: «Задачи  концертмейстера в классе струнно- смычковых инструментов».

Октябрь 2022г. пгт. Октябрьское

       Введение. В наше время одной из самых распространенных и востребованных стала профессия пианиста-концертмейстера. Концертмейстер-пианист очень востребован в ДШИ и ДМШ, как и в любой другой сфере, где есть необходимость в концертмейстерах. Их роль многогранна, поэтому пианист должен обладать серьезными профессиональными навыками и умениями. Концертмейстеру приходиться работать с различными инструментами в ДШИ и ДМШ, знать особенности исполнения на этих инструментах и их возможности. Исполняя огромное разнообразие репертуара, концертмейстер должен хорошо разбираться в различных жанрах и стилях, владеть способами их воплощения на фортепиано и научить ученика-солиста этому. Концертмейстер вместе с педагогом приобщает ребенка к прекрасному, прививая любовь к мировому музыкальному наследию. Концертмейстер и педагог становятся музыкальными наставниками для учеников. Рассмотрим какими навыками и умениями должен обладать хороший пианист-концертмейстер. Это означает хорошее владение роялем как технически, так и музыкально, общую музыкальную одаренность, хороший музыкальный слух, артистичность чтобы быть надежной опорой для ученика-солиста в момент концертного выступления. К профессионализму концертмейстера относится умение читать разную фактуру, беглое чтение с листа, транспонирование, общая музыкальная эрудиция. От мастерства концертмейстера зависит успех юного музыканта. Главной задачей любого исполнительского союза концертмейстера и солиста является баланс звучания, который зависит от различных факторов – акустики помещения, тембра голоса или инструмента, а также рояля, на котором приходится аккомпанировать пианисту, слышание солиста с постоянным контролем звукового баланса, все это является составляющей мастерства концертмейстера. От концертмейстера в классе струнных инструментов требуется большой круг навыков: знание скрипичных штрихов, прислушиваясь к ним, уметь подражать им на фортепиано, добиваясь качественной ансамблевой игры. В кантиленной музыке концертмейстер очень чутко ведет партию фортепиано при исполнении скрипачом флажолетов, а также при ведении солистом длинных фраз должен уметь контролировать сильные доли фортепианной партии, добиваясь цельности во фразировке. Скрипка – это инструмент, звучащий в среднем и высоком регистре, а значит концертмейстеру приходится уделять внимание среднему и низкому регистру, выстраивая и выравнивая общее гармоническое звучание. Так же недопустимо форсирование звучания рояля в верхних регистрах, здесь главенствует скрипка. Главная задача концертмейстера, используя свое мастерство, отойти на второй план, при этом подчеркнуть сильные стороны солиста. Чаще всего от пианиста требуется ну очень деликатная манера сопровождения, особенно с маленькими начинающими скрипачами. Концертмейстеру также приходится проявить чудеса импровизации при выходе малышей на сцену, чтобы малыш, при его малых возможностях, почувствовал себя скрипачом, увидел гордость родителей за его успехи. В концертах мы всегда слышим скрипку в союзе с роялем, который создает для нее гармоническую опору, фактурно обогащает ее звучание. Природа струнных инструментов певческая, близка человеческому голосу. Поэтому в скрипичной музыке звучит великолепно кантилена. Прежде чем выйти на сцену, концертмейстер должен многое отработать в классе с учеником. Уже при первом ознакомлении с произведением, чаще в исполнении концертмейстера и педагога, либо Интернет-ресурсов, важно влюбить ученика в музыку, которую ему предстоит постичь. При этом концертмейстер должен создать вариант исполнения приближенный к сценическому. Фактуру местами можно облегчить, но темп, ритмический рисунок и линия баса, как гармоническая основа, должны быть точными. Чем лучше концертмейстер владеет техникой читки с листа, тем легче и ярче проходит ознакомление с новым произведением. На начальном этапе освоения произведения концертмейстер помогает ученику разучить партию, читая три строчки, подыгрывает ему. При таком варианте ученик попутно учится чисто интонировать свою партию. Параллельно отрабатываются штрихи, агогика, выверяем конечные темпы. Начиная с первых лет обучения, что очень важно, ученик должен знать и уметь показывать ауфтакт. Вначале это делает в младших классах концертмейстер-либо кивок головы или любой другой показ. А далее научить самого ученика давать ауфтакт -коротким поднятием грифа скрипки. Природа возникновения звука рояля и скрипки различны. У рояля он угасает после удара по клавише, а у скрипки поющая природа звука, близка к вокальному. Поэтому концертмейстер чаще использует деликатную манеру игры при сопровождении скрипки. Понимая, что каким бы ярким не был концертмейстер, солист- главнее. Выход на сцену –важный момент. Здесь от ловкости и опыта пианиста зависит многое: есть дети которые от волнения теряются на сцене, а другие раскрываются. Настроить ребенка на выразительную игру, увлечь зрителей ярким выступлением, концентрироваться на исполнении, быть надежной опорой на сцене –вот задачи стоящие перед концертмейстером.

Работа с солистами и ансамблем

Достижение ансамблевого единства – главная цель концертмейстера и солиста. Это не только одновременное исполнение, но и глубокое проникновение в замысел композитора, в художественное содержание произведения. И роль концертмейстера здесь очень большая. Ведь в его руках сосредоточено много средств музыкальной выразительности, помогающих в раскрытии художественного образа: фон, гармонии, педаль, тембр и т.д. Аккомпанемент как бы обогащает, дополняет сольную партию. Темпоритм и динамика – основные моменты, которые обеспечивают целостность и законченность исполнения в любом ансамбле.

Наиболее распространенная ошибка у инструменталистов – ритмическая:

  1. обычно они или перетягивают длительности либо не досчитывают их, неточно исполняют пунктирный ритм, мелизмы;
  2. затакт надо научить их играть осмысленно, не обязательно тише;
  3. смена дуолей и триолей или сочетание их с фортепианной партией представляют для них определенную сложность;
  4. если у солиста залигована сильная доля, но она есть в аккомпанементе, надо обратить внимание ученика на это, чтобы он услышал ее и оттолкнулся.

Все эти недостатки концертмейстер должен устранять в процессе работы над сочинениями.

При работе над ансамблем могут возникнуть отклонения от темпа:

  1. при изменении динамики (f, cresc – идет ускорение; p, dim – замедление);
  2. при смене построений (оживленное – быстрее, лирическое – медленнее);
  3. при смене ритмического рисунка.

Концертмейстер должен следить за этим и направлять ученика, ощущать пульсацию. Бывает так, что после вступления концертмейстера, который уже установил темп, солист вступает в другом темпе. Здесь также надо ему об этом сказать и добиться единого темпа.

Ощущение ритмического стержня, пульсации надо воспитывать в учениках. Иногда концертмейстер берет на себя функцию дирижера, ее обычно выполняет правая рука. В работе над ритмом надо сделать его гибким и живым. Любой, даже самый сложный ритмический рисунок, должен быть проинтонирован, не должен звучать формально. При паузах и выдержанных звуках музыка не должна останавливаться. Часто, разучивая новое сочинение, ученики воспринимают свою партию как отдельные эпизоды, забывая о том, что музыка продолжается у фортепиано. Поэтому концертмейстеру нужно несколько раз сыграть все произведение целиком вместе с учеником, чтобы он это понял.

Очень важное качество для концертмейстера – это правильно взятый темп. Надо брать такой темп, который удобен для солиста. Струнники иногда могут играть отдельные места или целые пьесы только в быстрых темпах, такая у них специфика. Поэтому концертмейстеру надо иметь «темповую» память. Умение держать темп, переключаться на новый, уметь вернуться в первоначальный – все это является задачей концертмейстера. Если в репризе не вернуться в первый темп, то сразу же нарушится форма сочинения в целом. Работа над динамикой в ансамблевом исполнении является сложной задачей для обоих исполнителей. Динамика является одним из самых важных выразительных средств, она помогает раскрыть характер музыки, ее эмоциональное содержание, выявить стилевые особенности композиторов, показать отдельные построения, темы, касающиеся формы произведения. Отработка контрастов в произведениях классиков, постепенные нарастания и спады, сквозное развитие, кульминации и подход к ним у романтиков – все это концертмейстер и ученик должны делать вместе. Но здесь концертмейстеру нужно соблюдать звуковой баланс, не увлекаться при игре crescendo, быть все время как бы на втором плане. Пианист должен вместо игры f или ff создавать скорее их иллюзию, впечатление «громкой» игры, но с полной эмоциональной отдачей. Не нужно привлекать к себе слишком много внимания громкими пассажами и проигрышами, это только повредит солисту. Нужно научиться привлекать внимание, играя спокойно, вдумчиво, естественно и просто. Такое исполнение обязательно найдет отзыв в душе у солиста, а затем и у публики. Концертмейстеру нужно знать возможности ученика, его силу звука, качество инструмента и его специфику.

Важным моментом в работе солиста и концертмейстера является синхронность звучания, что означает совпадение с предельной точностью мелких длительностей, отдельных звуков и аккордов. Синхронность звучания – это прежде всего одновременное вступление партнеров, если они начинают играть сразу вместе без вступления. Здесь нужно научить ученика давать «ауфтакт» кивком головы или показать смычком в темпе исполняемого произведения. Показ «ауфтакта» необходим также после длительных пауз, ферматы или перед заключительным аккордом в конце произведения. Синхронности звучания надо добиваться, в основном, в процессе работы, а при публичных выступлениях стараться интуитивно чувствовать друг друга.

Заключение. Исходя из вышесказанного видно, что концертмейстер в детской школе искусств должен быть не только прекрасным исполнителем, педагогом, хорошим психологом и другом для юных музыкантов. Задача концертмейстера развить эстетичность, привить любовь к прекрасному и творческому самовыражению. Это достигается только благодаря чуткости, дружбе и взаимопониманию с юными солистами, которые будут уверены в своем концертмейстере. С удовольствием выйдут играть на сцену с любящим их и любимым концертмейстером.

Список литературы

1. Шендерович Е.М В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.:Музыка, 1996

2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения. Л., 1961

3. Островская Е.А Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009. №1