Методический доклад к конкурсу фортепианных этюдов «ПРЕСТО» 22.10.2022г.

Нарышева Татьяна Георгиевна

«А. Лешгорн и не только»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_k_konkursu_presto_22.10.22.docx25.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад к конкурсу фортепианных этюдов «ПРЕСТО»

«А. Лешгорн и не только»

22.10.2022г.

Составитель Нарышева Т.Г.

     Сегодня наш конкурс этюдов. Этюд - этот жанр встречается во многих видах творчества: живописи, театре, литературе, музыке. Если выражаться терминами изобразительного искусства, то этюд, от французского «изучение», представляет собой зарисовку, набросок. Это определение применимо и к музыкальному этюду.

        Обычно этюды не рассматриваются как цельные, завершенные произведения. Их можно назвать музыкальными набросками сравнительно небольшого размера, которые обычно занимают не больше двух страниц нотного альбома. Очень много времени и работы отдается этюдам, поскольку каждое из этих произведений обычно бывает посвящено тому или иному музыкальному приему или технике исполнения. В одном этюде, например, может быть много триолей или синкоп, залигованных нот или, напротив, стаккато - для того, чтобы музыкант смог отточить свое мастерство. 

Техника очень разнообразна: пассажи, гаммы, арпеджио, аккорды, октавы, терции, хроматизмы, трели… На каждый вид техники есть этюды, которые учат, развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они это делают не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников.

   Этюд - пожалуй, лучший способ для оттачивания отдельных элементов игры: во-первых, играть его не так скучно, как гаммы или другие упражнения, а во-вторых, музыкант может на нем комплексно проработать самые разные техники. Несмотря на то, что этюд, как правило, посвящен одному-двум приемам, он построен как полноценное произведение, то есть требует от исполнителя соблюдения определенного темпа, музыкальных штрихов.

           Карл Альберт Лешгорн (Лешхорн) (27 июня 1819 — 4 июня 1905) — немецкий пианист-педагог и композитор.
            Ученик Людвига Бергера. Преподавал игру на фортепиано в Королевском институте церковной музыки в Берлине.  Был удостоен звания профессора. Известен как автор многочисленных фортепианных произведений, особенно этюдов, направленных на развитие беглости.   (самым знаменитым является этюд № 22, соч. 66), хотя создал и множество других композиций, таких как квартеты и сонаты.  

    Среди музыкантов того времени,   было хорошо известно, что он учил игре на фортепиано учеников самых младших классов по десять-одиннадцать часов в день, а по воскресеньям писал этюды. Его никогда не видели на концертах или операх»  

 После своей смерти в 1905 году Карл Альберт Лешгорн был причислен к церкви двенадцати апостолов.

Номера №1-9 (слайд 1-3)

Карл Черни — австрийский и чешский (по происхождению) педагог, композитор, исследователь музыки. Он родился 21 февраля 1791 г. в Вене в семье педагога и пианиста Венцеля Черни, ставшего первым учителем своего сына. 

Сложно найти человека, который когда-то учился играть на фортепиано, но никогда не слышал имени этого выдающегося венского музыканта. Ученик может не сыграть ни одной сонаты Бетховена, ноктюрна Шопена или вальса Чайковского, но этюды Черни играл каждый.

Его авторитет педагога был незыблем, однако значимым композитором скромному автору этюдов так и не удалось стать. К скромному Черни многие современники относились с иронией, считая, что он так и остался лишь учеником Бетховена, забывая о том, что этот же застенчивый человек стал учителем великого Листа, а также одним из самых плодовитых композиторов своего времени.

Умер Черни 15 июля 1857 года   в возрасте 66 лет, и в этом году со дня смерти прошло 165 лет.

№10 Малышко Ульяна (слайд4)

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904- 1987) — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода. 

  Из более чем 400 произведений основная часть сочинена для детей и юношества. 

Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского знали в каждой семье, он нес людям радость и учил их радоваться, Он искренне верил, что « в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться….»

 

Предназначением всей жизни Кабалевского стало быть Учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос.

 

В 1970 году Д. Б. Кабалевский разработал программу «Музыка» для общеобразовательных школ. « Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научаться по-настоящему слышать её и размышлять о ней»

 

Вырастить культурного слушателя музыки, способного любить и ценить самые серьезные произведения великого искусства, — вот задача, которую должны были решить уроки музыки в общеобразовательных школах.

№11 Авагян Рита (слайд5)

 

Стефан Геллер  15 мая 1813   — 14 января 1888 — венгерский пианист и композитор еврейского происхождения.

В 9 лет дебютировал в публичном концерте в своём родном городе. В дальнейшем учился в Вене, с 14 лет активно концертировал. Был близко знаком с Шопеном, Листом и Берлиозом, входил в окружение Рихарда Вагнера. Утверждается, что ему были посвящены Хроматические вариации Жоржа Бизе.  

Композиторское наследие Геллера включает более 150 нумерованных опусов, представляющих собой почти исключительно фортепианные пьесы (а едва ли не единственный цикл из десяти пьес для скрипки и фортепиано.     Считается, что этюды Геллера это ценный педагогический материал для развития мелодической фразировки.

№12  Рузаев В. (слайд 6)

Герман Беренс (1826- 1880)прожил 54года — шведский (в некоторых источниках — немецкий) композитор, пианист, дирижёр и педагог.

Родился в Германии. Известность получил в Швеции как концертмейстер-аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки.

Первым учителем музыки был отец, флейтист   Карл Беренс. Позже Герман продолжил обучение в Дрездене.  

     Беренс переехал в Швецию в возрасте 21 год, где  находился в должности королевского музыкального директора, затем он — дирижёр театра "Миндре" (Малый театр) в Стокгольме, затем — придворный капельмейстер.

     Преподавал  композицию и инструментовку в Стокгольмской консерватории, где становится ее профессором.

    Герман Юхан Беренс получил известность как педагог и автор инструктивных сочинений для фортепиано. Его сборники этюдов и упражнений, такие, как "Развитие левой руки" op. 89, состоящий из двух тетрадей: первая включает в себя 46 упражнений, вторая — 25 этюдов; «Новейшая школа беглости» ор. 61 в 4 — х тетрадях широко используются в педагогической практике.

Среди его сочинений — оперетты «Люлли и Кино», «Прогулка на свежем воздухе», «Риккардо».  Музыка для театра: к пьесам "Виолетта" и "Сон в летнюю ночь", песни.

№13 Криворука Илья (слайд 7)

Композитор Мехрож Мухтаров- Лауреат республиканских конкурсов родился в 1986 году в г.Самарканде. В 2010 году окончил степень бакалавра, в 2013 - магистратуру Государственной консерватории Узбекистана по специальности “композиция”. Преподаватель Специализированной школы искусств г.Самарканда.
Среди сочинений: “Концерт” для скрипки и симфонического оркестра, “Концерт-симфония”, “Сиябский рынок” для симфонического оркестра, танец “Новый день” для оркестра народных инструментов, “Отречение” (“Тарк”) для ансамбля “Omnibus”, “Подсознание”для скрипки и виолончели, “Песня без слов” для скрипки и фортепиано, “Экспромт-фантазия”, “Этюд-фантазия”, фантазия “Танец во сне” для фортепиано, “Танец” для двух фортепиано, более 20 песен и др. 

№14 Максимов Михаил (слайд 8)

Немецкий композитор и пианист Фридрих Бургмюллер родился в 1806 года в  Баварии. Отец - композитор и музыкальный директор Иоганн Август Франц Бургмюллер  работал капельмейстером и музыкальным директором в различных немецких городах. Мать - баронесса Тереза фон Цандт. Младший брат - тоже композитор, Норберт Бургмюллер.  

Бургмюллер переехал в Париж, где скончался в 1874. Сочинял в основном салонную музыку для фортепиано сообразно вкусам того времени. Опубликовал несколько альбомов.

Вёл педагогическую работу. Автор учебных фортепианных произведений, из которых наибольшую известность получили этюды для юных пианистов.

№15 Иванова Дарья  (слайд 9)

           Конец: «Не бойся слов теория, гармония, полифония и тому подобных. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Мы можем сказать подобно Шуману: «Не бойтесь упражнений, гамм и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнутся».