Методическое сообщение для внеклассного мероприятия, посвященного 155 летию со дня рождения С.М. Майкапара 2022г.

Нарышева Татьяна Георгиевна

«Самуил Майкапар-детям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_lektsii_30.09.22_maykapar.docx28.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

для внеклассного мероприятия, посвященного 155 летию со дня рождения Самуила Моисеевича Майкапара

«Самуил Майкапар-детям»

                                                     

                                                        Составитель:  

преподаватель по классу фортепиано

                                                          Нарышева Т.Г.

2022 год

Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С.М. Майкапара. Повышение интереса к процессу обучения в школе искусств.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить обучающихся с творчеством Самуила Моисеевича Майкапара;
  • расширение кругозора.

                 Воспитательные:

  • совершенствовать навыки общения;
  • вовлечение в активную практическую деятельность  

               Развивающие:

  • развитие навыков выступления перед аудиторией;
  • развитие артистизма и творческой инициативы.

 

Старейшим представителем советской музыки для детей был Самуил Моисеевич Майкапар.  18 декабря 2022года ему исполнилось бы 155 лет со дня рождения.

Жизненный  и творческий путь Самуила Моисеевича Майкапара не так ясен и прост. Он не имел среди родных профессионалов – музыкантов, хотя его мать играла на рояле, а отец горячо любил музыку. Не сразу определил свое призвание и сам будущий композитор.

Искусство влекло его с детства: семи лет мальчик начинает брать уроки музыки, а уже через два года выступать в концертах. «Вундеркиндом я никогда не был, но выступать любил; это доставляло мне удовольствие». Любовь к эстраде сохранилась у Майкапара на всю жизнь. Херсон, где 18 декабря 1867 года родился Майкапар, считался городом музыкальным. Здесь давали концерты русские и европейские знаменитости, а одно время даже итальянская опера. Оставшийся в Херсоне хормейстер оперы Гаэттано Молла и стал учителем Майкапара. Он не сумел дать своему ученику образцовой школы, зато научил понимать и любить музыку. К пятнадцати годам Майкапар знает основную фортепианную литературу и свободно читает с листа, нередко аккомпанирует приезжим артистам. В 1881 году Майкапар едет в Петербург. Здесь его ждет первое разочарование: в консерваторию его принимают на младший курс и то условно. Комиссия сочла подготовку семнадцатилетнего юноши недостаточной. Лишь через два года, успешно сдав технический экзамен, Самуил Моисеевич переходит на старший курс. Но и тут ему не везет: оба его педагога, сперва итальянец Вениамин Чези, потом венгр Иосиф Вейс оказались случайными людьми в консерватории и недостаточно серьезно относились к воспитанию молодых музыкантов. В довершение ко всему Майкапар незадолго до выпускного экзамена серьезно заболел. В постели, проигрывая «про себя» всю программу, он и готовился к экзамену. Экзамен был сдан успешно.

Итак, консерватория, а за два года до нее университет, где Майкапар учился на юридическом факультете, окончены. Пути к самостоятельной деятельности открыты перед молодым музыкантом. Но Майкапар не удовлетворен своим пианизмом. Он едет в Вену в 1894 году к Теодору Лешетицкому, преподававшему до своего отъезда за границу в Петербургской консерватории.

В 1898 году Майкапар возвращается в Россию. Он живет в Москве, выступает с концертами, активно участвует в работе «Научно-музыкального кружка». Членами этого кружка были музыканты и ученые. Научную деятельность Самуил Моисеевич сочетает с педагогической: он открывает детскую музыкальную школу в Твери. Работа с детьми натолкнула Майкапара на мысль о создании детских фортепианных пьес. Он и раньше занимался композицией, писал романсы, фортепианные миниатюры, но именно музыка для детей оказалась его призванием. В ней раскрылись лучшие качества Майкапара – композитора: искренность и эмоциональность, яркая образность, органическая связь с инструментом. Сочинения Майкапара всегда глубоко продуманные и тщательно отделанные, представляют несомненный художественный интерес. Это либо картинка природы (пьеса «В садике»), либо сценка из жизни (пьеса «В кузнице»), но обязательно – это настоящая музыка, художественное произведение.

Работа в Твери оказалась непродолжительной, начались материальные трудности и Майкапар вновь уезжает за границу. Он живет в Лейпциге, потом в Берлине. В 1910 году он получает приглашение от Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В октябре  Майкапар приступил  к работе. Почти 20 лет отдал он преподаванию сочетая его с исполнительством и научными занятиями.

Много делает Майкапар для активизации работы с учениками.  В его классе проводятся традиционные «четверги». Посвящались эти встречи теоретическим вопросам, музицированию: проигрывали в 4 руки симфонические произведения, знакомились с новыми сочинениями. Занятия чередуются с сочинением музыки. Фортепианные пьесы Майкапара привлекательны своей грацией и изяществом, оригинальным музыкальным языком.

Классическими произведениями для маленьких детей являются широко популярные «Бирюльки»   и четырехручный сборник «Первые шаги». Уже само название  «Бирюльки» вызывает  улыбку удовольствия у ребят, оно связывается с представлением о мире игрушек и игр. Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички – бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные. 

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой.

Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Пастушок. 

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель. (Свирель - это маленькая дудочка). Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

Мелодия пьесы – это имитация дудочки пастушка, сделанной из веточки или тростника. Она строится на гаммообразных фразочках, т.к. «дырочки» у дудочки пастушка расположены очень близко к друг другу, поэтому есть необходимость «непрерывного» движения пальцев. Когда появляется аккомпанемент из «половинок» - это пастушок, играя то сядет на траву, то полежит, то перевалится с боку на бок (это legato интервалами).

 «В садике»

Веселая, зажигательная пьеска, дети беззаботно резвятся, играют и прыгают в саду. Во 2ой части вторгаются полосы нарастающей тревоги, словно опасность, подстерегающая шалунов. Играя эту веселую пьесу, дети как бы заряжаются физической выносливостью и энергией. Музыка требует яркого, уверенного звука и энергичного staccato в обоих руках, необходимого для изображения веселых, скачущих детей.

Сиротка.

Очень печальное настроение, пьеса построена на разговорной интонации, учит выразительной фразировке. Само название подсказывает образ и характер исполнения. Очень важно понять настроение печали и одиночества маленькой девочки, потерявшей родителей. Тогда легче понять, каким звуком исполнять эту пьесу. 

Вальс.

Танцевальная музыка. Изящная фразировка, аккомпанемент очень мягкий и легкий. Как будто бы танцуют тоненькие девочки – балеринки. В средней части более крупная и статичная фразировка, в III-ей части возвращается изящество и кокетство I-ой части.

Тревожная минутка.

Это самая серьезная из всех пьес цикла. Она очень хорошо передает чувства ребенка, быть может впервые задумавшегося над какими-то важными вопросами. Здесь нет четкого разделения на мелодию и аккомпанемент. Сплошная мелодическая линия, сотканная из мельчайших фразочек на основе полутонов. Впервые этот прием «печали» - м2 интервалы применил В.А. Моцарт в «Лакримозе». С тех пор этот полутон, считается символом «печали».

«Полька» - грациозный, легкий танец, острое пальцевое staccato, различные нюансы, штрихи, акценты. После каждой фразы, следует короткая пауза – дыхание.

Мимолетное видение.

Это скерцино, от слова скерцо, что означает быстрая пьеса, а скерцино – маленькая быстрая пьеса. Она напоминает безудержно-шаловливую беготню. Например, мышек или муравьев, или мимолетный танец балерины, т.к. размер 3/8.

Маленький командир – это пьеса о маленьком, строгом военном, командующем своими солдатиками. Пьеса написана в размере ¾, но при исполнении звучат четкие маршеобразные приказы командира. Между фразами-приказами присутствуют пробежки солдатиков, выполняющих приказ.

Сказочка.

Тихая, нежная, очень певучая мелодия. Это одна из лучших пьес сборника. Бабушка перед сном рассказывает внучке сказку, совсем не страшную, а красивую и печальную. Между фразами сказки бабушка успевает и баюкать девочку (появляются в середине пьесы типичные интервалы колыбельных – ч4, б3). В конце пьесы внучка засыпает и бабушка на цыпочках уходит из комнаты – три последних шага (легкие staccato).

Мотылёк.

В музыке полёт маленькой бабочки. Беглое лёгкое legato в сочетании с лёгкими, грациозными staccato. Мотылёк шелестит крылышками, там где группы из 16тых длительностей, примеривается, где ему сесть на цветик. А там, где он все-таки выбирает цветочек и садится на него попить нектар – в музыке явно слышно как мотылёк складывает крылышки. Эта пьеса учит детей свободно овладевать клавиатурой. Ассоциация с пьесой Р. Шумана «Бабочки».

Музыкальная шкатулка.

Механическая музыка, очень примитивная мелодия, прокручивается в шкатулке несколько раз. Гармонии аккомпанемента очень простые и тоже повторяются с занудливым постоянством, для того чтобы подчеркнуть, что это неэмоциональная, механическая музыка. Штрих один и тот же до конца пьесы – яркое ударное staccato даже на «р».

Колыбельная.

Баюкали куклу в правой руке. Мягкая, нежная, простая мелодия, в левой руке – убаюкивающий аккомпанемент. Аккомпанемент надо играть мягко и вкрадчиво. Дети должны проникнуться настроением ласки и нежности, тогда они находят в музыке нужные приемы звукоизвлечения и правильную фразировку.

Песня моряков.

Это канон, один моряк начинает свою тяжелую заунывную песню – мечту о возвращении на родину. Другой моряк подхватывает ту же мелодию. Композитор применяет 2х дольный размер, тяжелый, подчеркнутый, пунктирный ритм, акценты на 1ю и 2ю доли для имитации качки корабля. Ритм пьесы требует от детей собранности, организует их внимание. Движение голосов канона выдержано в моторном характере, равномерное, чёткое чередование долей в этой пьесе подчеркивает тяжелую долю моряков.

Всадник в лесу.

Баллада – это рассказ-быль о прогулке по лесу, на коне. Местность этого леса очень неровная – холмы, овраги и как лошадка преодолевает все эти препятствия слышно в музыке (особенно в середине). Всадник куда-то спешит, скачет – в конце пьесы даже ускорение мелодии. В этой пьесе необходим крепкий, уверенный звук и энергичное staccato.

Постепенно усложняя пьесы цикла автор ведёт за собой ученика и помогает ему преодолевать новые ступеньки знаний: это полифонические произведения, «Песня моряка», «Прелюд и фугетта».

Наиболее характерные черты творчества Майкапара отразились в  следующих циклах: «Миниатюры», «Лирические вариации», «Маленькие  прелюдии».  

 

Список литературы:

Майкапар С. «Бирюльки» - Музыка, Ленинград, 1974, с.