Методическая разработка на тему: «Средства вокальной выразительности в исполнении народных песен Курской области»

Терещенко Светлана Владимировна

Выражение «Песня - душа народа» не потеряло своей актуальности в наши дни. По словам знаменитого русского поэта А.А. Фета «Реальность песни заключается не в истине выражаемых мыслей, а в истине выражаемого чувства». Отталкиваясь от данного высказывания, заметим, что чувственный контекст исполнения песни, так или иначе, базируется на сложных процессах реализации песенного смысла. Утверждение Б.В. Асафьева о том, что «музыка – искусство интонируемого смысла», становится основополагающим, для рассмотрения свойств элементов вокальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr1.docx582.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска

Методическая разработка на тему:

«Средства вокальной выразительности в исполнении народных песен Курской области»

Выполнила: преподаватель высшей категории

по классу музыкального фольклора  

ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

Терещенко С.В.

Курск 2021


                                                     Содержание

  1. Введение
  2. Понятие  о сложных  выразительных  элементах в вокальной технике народных исполнителей        
  3.  Выразительные средства исполнения в песнях Курской области    
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы              

Введение

 

Выражение «Песня - душа народа» не потеряло своей актуальности в наши дни. По словам знаменитого русского поэта А.А. Фета «Реальность песни заключается не в истине выражаемых мыслей, а в истине выражаемого чувства». Отталкиваясь от данного высказывания, заметим, что чувственный контекст исполнения песни, так или иначе, базируется на сложных процессах реализации песенного смысла. Утверждение Б.В. Асафьева о том, что «музыка – искусство интонируемого смысла», становится основополагающим, для рассмотрения свойств элементов вокальной выразительности. Данная проблема нашла отражение не только в трудах Б.В. Асафьева, но и в трудах фольклористов Ф.А. Рубцова, Л.Л. Христиансена, И.И. Земцовского, Э.Е.  Алексеева, И.Л. Егоровой и других ученых.

Моя задача заключается в рассмотрении особенностей музыкального языка и средств вокальной выразительности народных песен, бытующих в Курской области. Так же сделать анализ песенного материала и выявить средства вокальной выразительности на приеме песен Курской области и наглядно попытаться объяснить, как добиться результата в исполнении этих средств.

Так же в своей работе я поделюсь методами, которые помогают раскрыть и раскрасить народную песню путем интонационной выразительности. На примере нескольких песен Курской области подробно расскажу, как добиться осмысленного исполнения произведений. Отмечу что, яркое и эмоциональное исполнение песни является одним из средств ее вокальной выразительности.

           

Понятие о сложных выразительных элементах в вокальной технике народных исполнителей

Наблюдая за исполнителями народных песен в аутентичной среде, многие исследователи отмечали своеобразную вокальную технику, насыщенную сложными выразительными элементами. В фольклористике установлена специфическая терминология, обозначающая различные вокальные приемы народного пения. К ним можно отнести: фиксированные и нефиксированные «подъезды» к звуку и «спады» от звука; «скольжение» между звуками; «гукания»; флажолетные призвуки («звякание» связками); качание голосом. К ним можно причислить и всевозможные мелизмы: форшлаги, групетто, морденты, опевание опорного тона, предъемы.

В общей теории музыки мелизмами называются различные мелодические украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии. О мелизматике в народном песенном исполнительстве как о выражении личностного отношения к содержанию песни неоднократно упоминалось в трудах фольклористов. Характеризуя особенности орнаментации в народной музыке, Б.В. Асафьев отмечает, что она представляет собой «прежде всего разложение (или диминуирование) наиболее устойчивых длительностей напева на мелкие доли, при условии, что основные соотношения данной мелодии остаются неизменными, хотя рисунок усложняется…»

Многие фольклористы отмечают, что у каждого исполнителя есть «свой певческий «почерк»». В данной связи следует заметить, что вокальные приемы, наиболее часто употребляемые представителями одного песенного стиля, можно отнести к характерным признакам одной вокальной традиции.

Так в песнях Курской области нашла отражение своеобразная техника пения, воплотившаяся в специфических вокальных приемах, перечисленных выше.  Их особенности визуализируются в следующих образцах народных песен:

Выразительные средства исполнения в песнях Курской области

Предъем занимает особое место. По определению Ю.Н. Холопова «предъем- неаккордовый звук (обычно короткий, на последней легкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении предъем как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, заимствуемому из предыдущего аккорда)». Проецируя данное определение на вокальную музыку, отметим, что предъем может появиться и в одноголосной мелодии. В вокале предъемом можно назвать короткий звук на «последней легкой доле», предвосхищающий последующий за ним звук.

Особо насыщено пение выразительными средствами исполнительницы деревни Старый Бузец Курской области Евгении Никитишны Стародубцевой. В ее исполнении можно слышать следующие вокальные приемы: глиссандо, «подъезды» к ноте, форшлаги, вокальные флажолеты, предъемы. Е.Н. Стародубцева использовала предъем в следующих песнях: «Ой, Гуркали, да погуркали   гулюшки» (свадебная), «Не травушка, не ковылушка» (свадебная), «Маслена, Маслена, что ты негодна» (календарная). Исполнительница этого же села, Любовь Бородина, предъем пела только в песнях: «Ходила Девка около Дуная» (поздняя лирическая), «А милый мой, а я твоя» (Частушки).

Разнообразие вокальных приемов встречается не только в индивидуальном, но и в ансамблевом творчестве. Так в хоровом исполнении песни звучали богаче. Коллектив села Салино Курской области поет многоголосно. Женщины исполняли песни полным голосом и перекрывали мелодию долгими подголосками – выкриками, добавляя форшлаги, которые являлись своеобразным украшением произведения. Эти украшения можно встретить в песнях «Да приехал мой миленький с поля» (лирическая), «А у батюшки у ворот» (календарная), «Ох, да изюм в садике вырастает» (свадебная).

Форшлаг – это мелодическое украшение состоящее из нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счет длительности последующего звука или предыдущего звука. Форшлаг обозначается мелкой нотой, записанной перед основной.

Следующий, немаловажный прием в народном вокале, о котором пойдет речь - «флажолет».  Этот вокальный прием отличается от струнного, он немного похож на «блеяние». В процессе обучения можно привести пример того, как «блеет» овечка и предложить детям повторить эти звуки в разных темпах (от медленного к быстрому). Такой способ воспроизведения звуков поможет детям контролировать процесс пения. Это основа приема.

Далее в распевание включаем звук «р», и по всему певческому диапазону вверх и вниз пропеваем этот звук. Далее предлагаем сделать тоже самое только на звуке «и». На открытых гласных данное выше упражнение делать нельзя, так как могут пострадать голосовые связки. Берем низкую ноту на опоре, звук должен быть четким, громким и от него следующий звук (высокий) мы отталкиваем вверх, как бы «бросаем» его, и уже от верхнего звука мы медленно «съезжаем» на нижний от которого отталкивались. Если выражаться точнее, то можно  описать  этот прием как переход звука из грудного регистра в головной и обратно.

На примере Курских песен хорошо прослушивается прием «флажолета»:

«Ой, ковано, да бушовано колесо» календарная песня.

Прием «глиссандо» или «подъезд» так же часто используется в вокальной практике народными исполнителями. Это плавное «скольжение» от одного звука к другому. Как добиться такого перехода? Можно в качестве примера использовать инструмент. Возьмем гитару и плавно пальцем проведем по струне вверх, вниз. Потом можно добавить вокал к этим звукам. Переход от звука к звуку должен получиться плавным, «тягучим». Обязательно надо следить за дыханием, за опорой звука. Звук идет «вперед»  с точным попаданием в резонатор. На примере песен Курской области можно рассмотреть несколько вариантов этого вокального приема:

Пример: «Ой, спой, сирота» календарная песня.


Работа над содержанием и исполнением песни

Особенности народного исполнения

Что прежде всего покоряет в исполнении народных певцов? Искренность, непосредственность, эмоциональность пения. И это от того, что песня рождается из потребности возникающей у талантливого создателя ее рассказать о жизни, оттого что родная песня есть результат личных переживаний. «В песне правда - как золото, что никогда его ржа не ест», - говорит Опанас в рассказе В. Короленко «Лес шумит».

Песня - рассказ о жизни, выраженный прежде всего в произносимых словах. Эту черту удивительно точно подметил гениальный знаток русского духа Л. Толстой. Высоко оценивая умения петь так, «как поет народ с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только для складу.  От этого- то бессознательный напев, как у птицы….необыкновенно хорош». [1]

В своих тонких наблюдениях над исполнением мастеров народного пения известная собирательница  Е. Линева  сделала серьезный и важный вывод «артист должен изучить народную песню, глубоко вникнуть в ее содержание, понять связь ее с жизнью: нужно, чтобы она вошла в плоть и кровь его, чтобы он сжился с нею, искренне полюбил ее, - тогда только он может исполнить ее действительно хорошо…» и далее: « …..Артист только тогда станет наравне, а может быть и возвыситься над народным певцом, когда подобно ему будет во время исполнения наслаждаться песней, вкладывать в нее душу». [2]

1 Л.Н. Толстой «Война и мир» т. 2 ГИХЛ, М, 1955, стр.655

2 «Великорусские песни в народной гармонизации». Зап. Е. Линевой, стр. 25

Бытовые исполнительские традиции являются исходными для обучения мастерству молодых певцов. Надо отметить, что народные певцы могут естественно и увлекательно петь только то, что для них свое, родное, пережитое. Тогда они способны глубоко чувствовать внутренний смысл песни, нередко не высказанный прямо, а данный в подтексте или скрытый за особой образностью народной речи, и вызвать в себе соответствующее эмоциональное состояние. «Когда песню поймешь, - так и голос бежит», - говорят певцы.

Лучшим певцам надо доверять, мало того у них надо учиться искусству мгновенно настраиваться на эмоциональный «лад» песни. При разучивании нового материала главное – увлекать участников коллектива яркой образностью того или иного произведения.  Давать больше слушать в записях уже собранные в фольклорных экспедициях песни, чтобы певцы как бы чувствовали себя не только исполнителями, но и создателями этих произведений, «сроднились» с ними, искренне полюбили их. И если это основное условие достигнуто, тогда намного легче преодолеваются все трудности вокально – хоровой работы, связанные с организацией строя, звукового и ритмического ансамбля, естественных исполнительских и тембровых красок.

 Для трактовки песни немаловажно рассказать ученикам, в какой бытовой обстановке может она звучать. От этого зависит и сценическое поведение певцов, и динамика, и характер звучания песни.

На примере лирической песни Курской области «Рано ты, калинушка, рано расцвела» и частушек Курской области «Карасик» расскажу о методах работы над интонационной выразительностью произведения, так же поделюсь какими вокальными средствами можно раскрыть и раскрасить  народную песню, чтобы она звучала от души и в характере того или иного жанра.

Работа над песней Курской области «Рано ты, калинушка, рано расцвела»

Руководитель коллектива, обдумывая и составляя план исполнения песни, основывается не только на своем понимании художественных образов, но на чувствах и творческой инициативе самих певцов.

Для руководителя важно пробудить у исполнителей искреннее чувство, правильное внутреннее действие, вызванное творческим воображением.  Для этого необходимо певцам рассказать о произведении, разобрать текст.

Народная песня «Рано ты калинушка, рано расцвела». Горька судьба молодой женщины, отданной замуж за не любимого. В данной песне калинушки, которая рано расцвела, сопоставляется  с молодой девушкой, которую рано отдали замуж.

Тяжело на душе у женщины, поющей такую песню. Нет радости, нет счастья, никто не разделит горькую долю:

1.  Ох (ы) рано ты, калинушка, рано расцвела,

Ох (ы) рано меня маменька замуж отдала.

2.  Ох (ы) рано меня маменька замуж отдала,

Ох (ы) рассержусь на маменьку годиков на два.

3. Ох (ы) рассержусь на маменьку годиков на два,

Ох (ы) на два с половиной в избу не пойду.

4. Ох (ы) на два с половиной в избу не пойду,

А на третий годик пташкой прилечу.

5. Ох (ы) а на третий годик пташкой прилечу,

Сяду я на веточку, соловьем спою.

6 . Ох (ы) сяду я на веточку, соловьем спою,

В эту темну ноченьку мама не спала.

7. Ох (ы) в эту темну ноченьку мама не спала,

По горенке ходила, деток будила.

8. Ох (ы) по горенке ходила, деток будила:

Уставайте, дети, слушать соловья.

9.Ох (ы) уставайте, дети , слушать соловья,

Ой, что-то да пташечка соловьем поет.

10. Ох (ы) что-то да пташечка соловьем поёт,

Не наша ли дочка слезы горько льет.

Что-то тоскливое и однообразное есть в мелодике песни и в строфе, прерываемой однотонным вздохом (охы). Этот вздох после каждой фразы подчёркивает состояние тоски, безнадёжности. Звучание хора не должно быть красочным по динамике и тембрам. Напротив, в несколько однообразном звуке скорее отражается угнетённое внутреннее состояние женщины. Представляется группа женщин, сидящих за долгой, скучной работой. Так можно и расположить певцов на сцене – свободно и непринужденно: было бы как – то неестественно рассказывать друг другу о женской доле, выстроившись в строгий ряд.

В песне не чувствуется душевного отчаяния, так же как и нет активного порыва, стремления что-то изменить в своей судьбе. Здесь как бы два чувства. Одно – безысходности, второе чувство целомудренности и женского достоинства. Вот этого и следует искать в настроении исполнителей, вызвать в них соответствующее содержанию песни переживание.

Большую роль, как и всегда в народном пении, играют запевалы. Поэтому особо следует поработать над сольными фразами, определяющими звучание каждого куплета. В начале песни в запеве должна слышаться глубокая мысль, сдержанное и мудрое чувство. Очень легко, с сокращением гласных поются первые две восьмые. На слог «ли» делается звуковой акцент, собственно он является логическим, смысловым. Следующие затем восьмые в хоровом подхвате на вверх идущей мелодической линии поются легко без напряжения. После чего нужно очень выразительно сказать слово «рано» и далее выделить слово ма-ми н(и)-ка, обращая внимание на вставные гласные. И в конце куплета сказать слово «замуж» - с характерным народным «предъемом» и на последнюю половинную в такте. Все эти звуковые детали не должны заслонить главного – стремления к единой мелодической и смысловой линии. Каждый вновь вступающий голос продолжает эту линию, принимая звуковую «эстафету» от предыдущих голосов.

Далее звучание становиться более активным. Это достигается как общей настроенности певцов, так и характером звука.  Песню «Рано ты, калинушка, рано расцвела» надо исполнить в манере, в традиции, соответствующим звуком.  А как этого добиться? Надо рассказать о южно – русской традиции, о манере исполнения курских песен.

   В каждой области существует своя манера пения. Если взяли песни Курской области, то надо петь «курским» звуком. В самом начале вокально-хоровой работы надо правильно поставить певческое дыхание. Вдох делаем спокойный, не судорожный, который обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата и послужит образованию опертого звука. Необходимо систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях.

Далее ставим задачу в вокальной работе – формирование естественного, натурального, свободного, без напряжения и крика льющегося звука. В основе предполагаемой методики - близость речевой и певческой фонации у детей. Если речь ребенка не затруднена, не отягощена дефектами, то с помощью простых упражнений ее довольно легко приблизить к пению. А пение, в свою очередь, достаточно несложно «вывести» из свободно льющегося речевого потока.

Начинаем с речевых упражнений. Ученик произносит звук «Я» и связно, на полном Iegato, присоединяет произнесение своего имени, «протягивая» ударную гласную: « Са-а-аша», все повторяют за ним: «Я-а-Са-а-ша», солирует следующий: « Я-а-а-Ма-а-а-ша», группа повторяет: « Я-а-Ма-а ша».

Следует обратить внимание на то, что Курские песни поются «вытянутым» звуком. Они не поются вширь. Это особенность Курской манеры пения. Здесь все гласные поются в позиции «о» и не меняются при пении. Поэтому будем уже в речевых упражнениях следить за тем, чтоб ребенок произносил звуки соответственно в манере.

Затем переходим к нотному материалу. Говорим далее о том, что в песне есть запев, который исполняет запевала. Обучающиеся уже знают о том, что запевала играет важную роль в исполнении песни.

Песня обычно распевается на два голоса, но в некоторых местах встречается и третий, основная партия альтовая. В партитуре выявляем такие интервальные звучания: прима, секунда, терция. Подводим итог и говорим о том, в какой тональности звучит песня.

Далее необходимо поговорить о вокальных приёмах, используемых в Курских песня. Это нисходящее и восходящее глиссандо от звука определённой высоты к звуку определённой высоты.

Работа с песней очень кропотливая и сложная в плане исполнения. Надо от певцов добиваться «курского» звука. Все время обращать внимание на то, какой звук должен быть и как его найти. В процессе работы над песней можно использовать несколько игровых упражнений, которые помогут детям практически найти этот звук. Например, звуком «ой» мы «роем» ямочку. Или звук «ро» поднимаем с пола, «потрубим» этот звук вниз. Или я говорю детям, что Ваня будет «бычком», а мы «коровками», и таким образом будем общаться, «мычать», друг на друга. Таким методом будем пытаться протягивать звук снизу вверх.

Еще стараюсь образно объяснить, что мы как бы воздухом «давим» на живот, а из живота «идет» звук. Далее с детьми пытаемся таким образом произносить звуки «о», «я».

Когда потренировались со звуком, переходим к песне. Здесь я сразу говорю о цепном дыхании и пении по фразам. В процессе исполнения темп не замедляем, выводим звуки вперёд. И в этом месте можно сказать об эффекте велосипеда. Я поясняю, что велосипед разгоняется постепенно, когда мы крутим педали. Так и фраза идёт вперёд, без замедления. Если будем медлить, то получим пение по слогам. Говорю детям о том, что звук льётся, он имеет образ, который мы себе рисуем.

В следующий момент мы выстраиваемся парами или тройками, в зависимости от количества участников, представляем себе, что мы вяжем или прядем, вообщем, выполняем скучную работу. В это время самое главное не допустить пения по слогам. Я пытаюсь опять образно объяснить, что песня должна звучать непринужденно, легко, немного грустно. И так же при пении звук должен быть естественным, исполнение свободным.

Частушки Курской области «Карасики». Процесс разучивания песни

Еще одна интересная для разучивания с обучающимися старших классов - песня «Карасики». Исполняется ярким, радостным, звонким, легким игривым звуком. Следует заметить, что характер исполнения и звуковой, динамический образ всегда определяются содержанием текста. Слово – одно из самых важных выразительных средств народного песенного мастерства; исходя из него, певцы находят и динамические краски в исполнении.  

1.Под(ы) гармошку, под гитару

Голосистых девчат пару.

         Рыба, рыба, рыба и карасики да

         Мене милый подарил (ы) золотые часики

2.Эх, под гармошку петь училась,

Да разрыв сердца получила

         Золотые часики на стеночку повесила.

         Мы сегодня подпоем хорошо и весело.

3.Ох, страданья, ты страданья,

Пришел вечер -  нет свиданья.

         Рыба, рыба, рыба и карасики да

         Мене милый подарил (ы) золотые часики

4.Ой, поцелую я стреглаву

Да пернясу напрасну славу.

5.Про меня слава летела,

Я плявать на нее хотела.

6.Не подумай, милай, право,

Что б любила я здесь каво.

Песню начинает запевала, и к нему пристраивается другой голос – втора. Таким образом, звучание, динамика песни получают естественное насыщение.

Гибкая, мелкая нюансировка в песне наблюдается при характерной «игре голоса». При этом интонация мелодии и интонация слова сами по себе выступают как выразительный нюанс. Так называемую «игру голоса» невозможно точно передать средствами принятой нотной записи, так как выразительный нюанс в слове и фразе возникает и за счет характерных для народного вокала мелизмов – форшлагов, мордентов, предъемов и своеобразных «переливов» в интонировании слова, которые лишь весьма условно можно передать крещендо и диминуэндо.

Далее прорабатываем с детьми моменты в тексте, которые требуют пояснения. В песне есть свои диалектические особенности. Вставные гласные в словах: под (ы), подарил(ы). Объяснить значение слова «стреглаву» – очень быстро, стремительно, «пернясу» – выдержу напрасну славу, так же слова «милай» и «каво» в тексте прописаны особым диалектическим языком, на котором говорили в д. Пасерково Курской области.

Когда текст песни разобрали, тогда можно переходить к музыкальной части произведения. Здесь мы говорим о ритме, тональности, случайных знаках. Выявляем интервальные звучания в партитуре. Проговариваем те места в песне, где есть выразительная нюансировка.

 

Заключение

Элементы художественного и технического, в сущности, нераздельны в едином процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс работы, заключающий в себе одновременно познание и созидание.

В процессе работы с детьми я стараюсь развивать эстетическое восприятие, которое помогает им обладать средствами художественной выразительности.

Решающим фактором музыкального воспитания и обучения является развитие музыкального слуха и формирование музыкально – образного мышления. В этой связи встаёт вопрос о выразительных средствах исполнения. От того насколько хорошо владеют исполнители приёмами передачи качеств музыкальных звуков, зависит яркость, музыкальность художественного образа.

В заключении хочу отметить, что выразительные средства вокальной техники придают пению народных певцов особый колорит и способствуют

более тонкому раскрытию образного содержания.

Список используемой методической и нотной литературы.

Учебная литература (репертуарные, тематические, авторские сборники)

  1. Анисимова А.П. Песни н сказки Пензенской области Пенза, 1953
  2. Бондарева Н. Русские народные песни Алтайского края. М, 1995
  3. Ведерникова Н.М. Фольклор Калужской губернии. ООО Издательство

«Родник»,1998.

  1. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород, «Везелица»,1993.
  2. Власов А.Н. «А в Усть-Цильме поют». Сборник. Издательство

«ИнКа»,1992

  1. Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. 2-е издание. - Рязань: ОНМЦ, 1994.
  2. Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области.

М., 1985.

  1. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. «Советский композитор: 1989.
  1. Ефнменкова Б.Б. Севернорусская причеть. М., «Советский композитор», 1980.
  2. Мехнецов А.М. Лирические песни Томского Приобья. Л., «Советский композитор», 1986.
  3. Мехнецов А.М. Хороводные песни, записанные в Томской области.
  4. Померанцева Э.В. Фольклор Ярославской области. Ярославское издательство, 1958.
  5. Потаннна Р.П. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, «Наука», 1981.
  6. Рубцов Ф.А. Русские народные песни Смоленской области в записях 1930-1940-х годов. Ленинград. Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991.
  7. Савельева Н.М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области. Сборник. Брянск, 1993.
  8. Савельева Н.М. Суземские песни. М., МГК им. Чайковского, 1995.
  9. Тархова А., Мальков Н. Песни села Канаевки. Пенза, 2006.
  10. Терентьева Л.А. Народные песни Куйбышевской области. Куйбышевский государственный институт культуры, 1983.
  11. Фёдоров А.И. Хороводные и игровые песни Сибири. Новосибирск, «Наука», 1985.
  12. Христиансен Л.Л. Уральские народные песни.
  13. Щуров В.М. Русские песни Алтая. Выпуск 1. Песни Убино-Ульбинской долины. М., «Композитор», 2004.