Методический доклад «Музыкальный фольклор как средство активизации творческих способностей и художественно – эстетического воспитания детей»

Терещенко Светлана Владимировна

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребёнка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребёнок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_doklad.docx22.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска

Методический доклад

«Музыкальный фольклор как средство активизации творческих способностей и художественно – эстетического воспитания детей»

                                             Выполнила: преподаватель высшей категории

по классу музыкального фольклора  

ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

Терещенко С.В.

Курск 2020


Введение

 Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребёнка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребёнок вырастает здоровым нравственно. Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. На волне возрождения остаются без  надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающие поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Творческая природа фольклора велика: для каждого,  даже самого маленького ребёнка, она даёт творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, баюшки, баю»),  пестушки и потешки («Ладушки») - это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

Большой вклад песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребёнка к жизни. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просо сеяли).

Е.А. Покровский рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнилки – песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх.

В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких.

Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.  Они не просто слушают сказки и песни, но и сами вовлекаются в сказочную игру.

        Роль игрового фольклора в творческом воспитании детей.

 Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребёнок органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причём развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:

            - познавательную;

            - физического развития личности;

            - импровизационно-творческую;

            - организационно-деятельную.

Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки4.

Игры, включая в себя полифункциональные задачи – познавательные, коммуникативные, спортивные, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путём соединения 2 – 3 песен. Педагог, режиссёр сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнёрами по игре.

Игра оказывает на ребёнка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребёнка различных видов искусства - слова, музыки, танца - в едином синтезе.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерно особое восприятие мира. Они очень впечатлительны и склонны к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом.  

Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

Коллективная  и индивидуальная формы в музыкальном фольклоре.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал – индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живёт коллективностью, а коллектив объединяется традицией.

       Для педагогики это имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма через вживание в традиции своего народа путём приобщения к коллективным формам песнетворческих занятий. Коллективность в фольклоре как эстетическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством.

      В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения. И здесь имеет место сказать о  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств  «Музыкальный фольклор», которая включают такие учебные  предметы как «Фольклорный ансамбль», «Народное творчество» и «Сольное пение».

    Все эти программы ориентированы на изучение, практическое освоение и получение учащимися специальных  знаний песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора. А так же послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.

Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка. Такая форма обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, даёт возможность более точно определить перспективы развития каждого ребёнка, в том числе и профессиональные перспективы обучающегося.

       

Заключение

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, на видеоносителях, оказывает эстетическое воздействие на восприятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения которое возникает у ребенка в момент участия в творческо-исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

   В фольклоре традиционны не только стиль и формы, но и содержание, система образов, сам принцип  отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и претерпели изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа.

  Многие фольклорные жанры заключают в себя не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей.  Дети «разыгрывают» песни и сказки, «плетут» веночки», «водят хороводы» без вреда для здоровья. Развивают координацию движения, пластику, моторику, учатся двигаться под музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный характер мышления ребёнка. Эти формы работы основаны на соединении принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.