Русская духовная музыка, как яркий пример воздействия на духовно-нравственный мир детей.

Чистякова Светлана Ильсуровна

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множество других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно - развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русская духовная музыка, как яркий пример воздействия на духовно-нравственный  мир  детей.

Чистякова Светлана Ильсуровна

                                                                          МБУДО  ДДШИ в г. Яхрома преподаватель

                                                                                           г. Дмитров  

Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множество других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно - развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

Расширение информационного пространства современного общества, смена ценностных ориентиров, снижение эффективности традиционных методов заставляют общество искать новые технологии и методы в образовании и воспитании подрастающего поколения. Идейные ресурсы современного образования и воспитания заложены в ФГОС, в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников, в  Законе об образовании.

Психологи установили, что именно  школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

В формировании духовно-нравственного воспитания и развития  школьников особую роль играет хоровая музыка, как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональную и нравственную стороны личности и становится в наши дни всё более необходимой духовной жизни общества. Причём, в основу духовно-нравственного развития  школьников должно быть положено представление о хоровой музыки, как о целостном искусстве, в которое заложена удивительная мудрость и красота религии, наша отечественная культура и история России. Хоровая музыка открывает маленькому человеку возможность познать мир, и в процессе познания развиваться.

Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения хоровой музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки, а чувства человека. Вокально-хоровая музыка несёт в себе высокую нравственность, любовь, сострадание к человеку и окружающему миру, учение о добре, чувство красоты, гармонии, внутреннего покаяния, дисциплины мыслей и чувств. Исполняя вокально-хоровую музыку младшие школьники постигают глубины национального искусства, формируют и развивают духовно-нравственную культуру в целом.           

Приобщить детей к искусству, научить их понимать и любить музыку во всем богатстве форм и жанров, можно только на прочном фундаменте духовной музыки, патриотической и народной музыки, классики и лучших произведений современности. Большой частью музыкального искусства является родной фольклор, изучая его, дети видят и чувствуют красоту каждого слова, понимают, насколько красив и мелодичен русский язык.

Духовность, воплотившаяся в музыке русских композиторов, воодушевляет, одухотворяет, обогащает маленького человека. Духовное в нашем понимании представляется как возвышенное, серьёзное, глубокое содержание искусства, в которых мир воплощается в образах, приподнятых над бытом и потому восприятие его требует особой сосредоточенности. Хоровая музыка требует определённого настроения, определённого состояния души, необходимо погружаться в особый мир образов. Оно несёт в себе высокую нравственность, любовь к окружающему миру, любовь и страдание к человеку, учение о добре, чувство красоты, гармонии и сосредоточенности. Новые подходы к духовно - нравственному анализу хоровой музыки позволяют направлять обучение к цели познания жизни и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

Русская духовная музыка - один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой и музыкальное совершенство классических композиций русских композиторов. Это уникальная школа хорового пения.

Ныне Россия возвращается к своим истокам. Она вспоминает свои священные гимны, вновь обращается к ангелоподобному пению, способному очистить души поющих и слушающих. Поэтому в разных формах, «многочастнее и многообразнее» нужно вновь искать точки соприкосновения школы с Церковью и церковным пением.

Хоровое пение, как наиболее массовый вид музыкальной деятельности, занимает одно из основных мест в системе эстетического воспитания детей в школе.  Оно оказывает колоссальное воздействие на развитие духовно- нравственного воспитания детей  школьного возраста. Кроме того, для формирования нравственного воспитания важна сама организация коллективной деятельности, т.е. создание той среды, атмосферы, пронизанной высоконравственным отношениям, в которой маленький ребёнок растёт и развивается.

Основной целью хоровых занятий   является формирование музыкально-певческой культуры как неотъемлемой части духовно - нравственной культуры  школьников и создание необходимых условий для реализации их творческих способностей средствами вокального пения; воспитание интереса и любви к вокальному искусству, развитие осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе интонационного - образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, овладение интонационно - образным языком музыки на основе творческой, креативной деятельности и понимания взаимосвязей между различными видами искусств.

Специфика музыкально-хоровых занятий заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше создать в сознании учащихся  школьного возраста целостный образ музыки, осуществить выход в проблемное поле музыкальной культуры через вокальную культуру.

Именно, хоровая деятельность приобщает  школьника к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования личных человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявить себя в искусстве.

Итогом всей творческой  работы  является участие  школьников в мероприятиях различных уровней. Исполнение вокально-хоровых произведений является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Активное художественное освоение программы репертуара, а тем более его исполнение, несёт в себе эстетический заряд; музыка здесь выступает как побудитель нравственно - эстетического совершенствования личности.

Таким образом, исполнение вокальных произведений искусства является творческим результатом выступления школьников, следствием эмоционального отношения к вокально-хоровой музыки. Оно воспитывает у учащихся исполнительские навыки, эстетический вкус, артистизм, способствует формированию у  школьников ключевых компетенций.

 Хоровое искусство - это могучая воспитательная сила, направленная на постижение закономерностей и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразием форм его проявлений  в окружающем мире. Через простые понятные образы младшие школьники учатся доброму отношению к окружающему миру.

В условиях, где потоки информации зачастую содержат в себе жестокость и насилие, особо ценным является создание духовного фундамента, на основе которого будет строиться дальнейшая жизнь и социальные отношения младших школьников. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, хоровое искусство решает задачи гуманизации образования младших школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

 Музыка, как яркий пример воздействия на духовный мир человека, способна играть не только развивающую, но и в первую очередь, воспитывающую роль.

Литература

Данилюк А.Я. «Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников» Методические рекомендации часть 1 - М., «Просвящение» 201.

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?Catalog!d=985

Медушевский В. В. «Музыковедение: проблемы духовного» - М. 1988.

Милъштейи И. Я. «История и современность» - М. «Музыка» - 1991.

Неменский Б. М. «Мудрость красоты». О проблемах эстетического воспитания -2-е изд., - М. «Музыка» -1991.

Наша новая школа - национальная образовательная программа. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http,7/www.samara.edu.ru/proiects/nasha novava shkola.php

Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения» - выпуск 1. - М. «Музыка» - 1986.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. (Электронный ресурс)- Режим доступа: http ://standart.edu.ru/cataloo. aspx?Cataloald=2588