Тайны нашего голоса

Курносов Дмитрий Николаевич

Считается, что красивый, звучный голос - редкий дар природы, что каждому от рождения дан замечательный голос, возможности которого безграничны. Вот только как их раскрыть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_nashego_golosa.docx26.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного образования детей –

Школа хорового искусства «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Методическая работа

Тема: «Тайны нашего голоса»

                                                                                                           

                                         

                                                                        Выполнил:

Курносов Д. Н.  

преподаватель класса вокала

                                                               "Хорошо произнесенное слово - уже музыка".
                                                                                                                   К. С. Станиславский
 

Считается, что красивый, звучный голос - редкий дар природы, что каждому от рождения дан замечательный голос, возможности которого безграничны. Вот только как их раскрыть?

Голос - это звук, издаваемый человеком при разговоре,  пении, крике, смехе, плаче.

Голос - это не просто воздух, исходящий из нашего рта, а нечто намного большее. Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле - достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства!

В настоящее время известно много имён  певцов-вокалистов, обладающих уникальным природным голосом. Среди них итальянский певец Робертино Лоретти, достигший в 16 летнем возрасте уровня мирового значения. Римский папа называл его голос- голосом ангела.

Красивое пение состоит из- 50%  правильного дыхания,

                                             50% правильного звукоизвлечения.

Введение

Человеческий голос - это инструмент, который требует максимального количества занятий, и чтобы добиться результатов, мы должны понять, как он работает.

Голосовой аппарат состоит из трех основных частей:

1. Дыхательной системы, в которую входят: легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки.

2. Гортани: в ней находятся голосовые связки. Это складки мягких тканей, которые в среднем чуть меньше полутора сантиметров длиной. Когда мы просто дышим, связки широко распахнуты. Первичный звук появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого из легких воздуха. Воздух, проходя мимо голосовых связок, заставляет их вибрировать. Так получается звук.

3. Артикуляционного аппарата, в который входят: нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка, мягкое небо и маленький язычок.

Звукообразование или фонация (от греч. фоне-звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебания голосовых связок, а усиливается и тембрально окрашивается с помощью резонаторов.

Каждый уважающий себя вокалист должен соблюдать правила гигиены голоса.

Гигиена голоса - соблюдение певцом определённых правил поведения, певческий режим.

Здоровье и уход за голосом

Общее здоровье организма является главным условием здоровья голоса. Певец должен иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию организма в хорошем состоянии. Певец должен сохранять позу - осанку. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих от мозга.

 Гортань, как и другие органы тела, состоит из живой ткани, которая может быть подвержена травмам и болезням. Чтобы их избежать вокалисту нужно помнить о том, что ЗАПРЕЩЕНО ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ:

1. АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ;

2. КУРЕНИЕ;

3. ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ (принимать пищу можно за час до пения, так как энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пищи, движения замедляются, ослабевает внимание и координация, кроме того, излишняя слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям);

4. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕД  ПЕНИЕМ  ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ, СЕЛЕДКУ, СЕМЕЧКИ, ОРЕХИ, ШОКОЛАД, ПИТЬ ОЧЕНЬ ОХЛАЖДЕННЫЕ  НАПИТКИ;

5. ПЕРЕД ПЕНИЕМ ПРОТИВОПОКАЗАНА БАНЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНА ДЛЯ СУШКИ ВОЛО;

6. ЧРЕЗМЕРНОЕ КАШЛЯНИЕ, ЧИХАНИЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКИЕ ЗВУКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕОЖИДАННОГО ВЫБРОСА ВОЗДУХА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ И ДАЖЕ ПОВРЕДИТЬ НЕЖНУЮ МЫШЕЧНУЮ ТКАНЬ СВЯЗОК;

7. ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ ПЕНИЕ ИЛИ РАЗГОВОР;

8. АЭРОЗОЛИ, ТАБЛЕТКИ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, КОТОРЫЕ НЕ СДЕЛАЮТ ГОЛОС ЛУЧШЕ.

Дыхание как основа вокального искусства. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

ДЫХАНИЕ - ОСНОВА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Искусство пения, говорили старые мастера, это искусство вдоха и выдоха.

Дыхание - источник энергии для возникновения звука.

Чтобы научиться правильному дыханию мы изучили дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

Разработку системы дыхательной гимнастики еще в 30-40-е годы прошлого века начала ее мать - Александра Северовна Стрельникова - во время своей работы над методикой восстановления певческого голоса.

 Она пробудила интерес к этой проблеме и у своей дочери - Александры Николаевны Стрельниковой. В процессе работы Стрельникова-старшая пришла к выводу, что расстройства певческого голоса (как и многих других функций организма, что было выявлено впоследствии Стрельниковой-младшей) могут быть обусловлены тремя причинами:

  • дизритмией системы дыхания, в частности, ее мускулатуры;
  • нарушением функции диафрагмы;
  • расстройством психоэмоционального состояния человека.

Первой пациенткой Стрельниковой-старшей была собственная дочь, неожиданно и, как казалось, бесповоротно потерявшая голос. Однако, занимаясь под руководством матери, Александра Николаевна вновь обрела его. После нее были тысячи людей с различными нарушениями голоса.

В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865). Однако специалисты Минздрава СССР не пожелали признать его как метод лечения.

А. Н. Стрельникова могла вернуться на сцену, но, как и ее мать, стала педагогом-вокалистом.

Стрельниковская дыхательная гимнастика была популярна и среди певцов, таких как Ольга Воронец, Алла Пугачева, София Ротару.

Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Правило первое: чем естественнее вдох, тем он эффективнее;

Правило второе: не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом;

Правило третье: выполняйте синхронные с вдохами различные упражнения для тела.

 Как метод  лечения, ее нужно делать два раза в день:  утром и вечером по 1500 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.

Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

Методика проведения дыхательной гимнастики

Занятия следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке, натощак либо через час-полтора после еды. В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч.

Что нужно знать, приступая к освоению гимнастики

Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - мощное лечебно-оздоровительное средство. Занимаясь ею, вы избавитесь от всевозможных комплексов, сможете острее воспринимать окружающий мир, начнете чувствовать свое тело, ощутите бодрость, душевное успокоение и психоэмоциональный комфорт. Разгладится кожа, улучшится зрение. Вы избавитесь от многих хронических заболеваний. Во время и после проведения гимнастики не возникает ни мышечных болей, ни сердцебиения, ни одышки, ни слабости или головокружения.

Дыхательная гимнастика начинается с разминочного упражнения «Ладошки». Далее выполняется основной комплекс, состоящий из 6  упражнений. Постепенно прибавляются следующие. Всего 11 упражнений.

  • «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи» , «Большой маятник».
  • «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Шаги».

Помните! Вдохи и движения в гимнастике делаются строго одновременно!

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Вывод:

В ходе исследования мы пришли к выводу: выполняя дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой,  «одним ударом убиваешь двух зайцев». Происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов). Вот почему диапазон воздействия стрельниковской гимнастики огромен: она помогает при лечении даже таких заболеваний, против которых, к сожалению   официальная медицина бессильна (бронхиальная астма, гипертония, вегето-сосудистая  дистония,  заикание, различные неврозы и т.д. и т.п.)

Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для  школьников.

Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность, и легче усваивается материал.

Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.

При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами.

Очень хороший эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2-3 диоптрии.

Описание упражнений А.Н.Стрельниковой

Как уже говорилось, основная стойка в исходном положении - стоя прямо, руки вдоль туловища, нога чуть уже плеч.

Ладошки

Погончики

Повороты головы

В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох . Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.

"Ушки"

В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох.

"Малый маятник"

В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка. Думайте: "Откуда пахнет гарью: с пола? с потолка?"

"Обними плечи"

Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее.

"Насос"

Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шину велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох.

"Большой маятник"

Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.

"Кошка"

Вспомните, как кошка крадется за воробьем с тыла и оглядывается, чтобы сцапать его и съесть. Попробуйте повторять ее движения. Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично 7поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько кзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева.

"Перекаты"

Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.

пей. При этом вторая нога стоит спереди па носке, поддерживая равновесие тела.

Шаги

В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох. Данное упражнение можно делать и на ходу. Учитывая его простоту, начинать осваивать дыхательную гимнастику можно с "шагов". К тому же оно позволяет исключить движение плеч.

Список литературы

  1. Тайны нашего голоса/И. П. Козлянинова, Э. М. Чарели
  2. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой/https://strelnikova.ru