Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Учреждение дополнительного образования детей – это  тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного человека от другого.

К способностям относятся музыкальный слух, чувство ритма, конструктивное воображение, быстрота двигательной реакций – спортсмена, тонкость цветоразличения для художника – живописца.

Творческие способности детей - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения ими творческой деятельности различного рода. Сами же способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Творческие способности детей младшего школьного возраста – это механизм развития разнообразных деятельностей ребёнка, его опыта, его личности.

Развитие творческих способностей детей активно происходит в учреждениях дополнительного образования.

Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для каждого периода развития детей, а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования. Объясняется это самой сущностью этих учреждений и повышенной активностью детей — наиболее активных посетителей всех объединений.

В учреждениях дополнительного образования дети занимаются самыми различными видами творчества: лепкой, рисованием, танцем, музыкой, пением, различными ремеслами.

Основными организационными формами творчества детей, в которых происходит процесс развития творческих способностей детей являются кружки, секции и студии.

В учреждениях дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.

Сфера дополнительного образования детей – особое пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляется развитие, освоение опыта, формирование творчества и мастерства, где складываются эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми, но и где расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Учреждение дополнительного образования детей – это  тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, госудаства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений дополнительного образования:

  • центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  • дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
  • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
  • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

В последние десятилетия XX века в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного художественного образования.

Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию, определили уменьшение числа детей, поступающих в учреждения дополнительного образования.

Развитие творческих способностей детей активно происходит в учреждениях дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования решают следующие задачи:

  • осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающейся на приоритете свободного развития личности;
  • обеспечение условий для выполнения одной из важных задач художественного образования, связанной с вхождением ребенка в мир искусства, освоения им выработанных мировой культурой ценностей;
  • обеспечение условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования;
  • использование вариативных подходов в целях адаптации образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
  • создание условий для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса.

Развитие творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования определяется теми психологическими возрастными особенностями, которые характерны для каждого периода развития детей, а также социальным положением, в которое поставлен ребенок.

Современные технологии развития творческих способностей детей, их идейная сущность и основные направления определяются современным этапом реформирования нашего общества.

Беседы и занимательные рассказы при общении с детьми, детские утренники, игры способствуют развитию творческих способностей детей в учреждениях дополнительного образования.

К традиционным видам и жанрам творчества, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, направленных на развитие творческих способностей детей относятся:

  1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной  песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).
  2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).
  3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).
  4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства).
  5. Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра).
  6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские киностудии).
  7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.).

Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников в учреждениях дополнительного образования, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» художественного творчества в учреждениях дополнительного образования непроизвольно будут закладываться основы творческого метода. Зарождая будущую природу творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности.

Детское творчество занимает ведущее место во всей деятельности учреждений дополнительного образования. Объясняется это самой сущностью этих учреждений и повышенной активностью детей — наиболее активных посетителей всех объединений.

Специфика творчества детей состоит в том, что оно не является самоцелью, а служит средством общего развития и саморазвития детей. Конечно, это не исключает и выявление талантов с ранних лет. Однако опыт показывает, что детские увлечения нередко быстро меняются. Объясняется это психологической неустойчивостью внимания и несформированностыо интересов. Именно поэтому дети часто переходят из одного кружка в другой.

В учреждениях дополнительного образования дети занимаются самыми различными видами творчества: лепкой, рисованием, танцем, музыкой, пением, различными ремеслами.

Основными организационными формами творчества детей, в которых происходит процесс развития творческих способностей детей являются кружки, секции и студии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аронов, А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004. - № 2 . – С. 54-69.
  2. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей. /М.Н. Баринова. - Л, 1961 – 102 с.
  3. Березина, В.Г.,  Детство творческой личности. /В.Г. Березина. - СПб.: издательство Буковского, 1994. – 60 с.
  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская. – М., 2002.
  5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
  6. Дружинин, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин.// Психологический журнал. - 2005.- Том № 26.- № 5. - С.101-109.
  7. Ермолаева – Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева – Томина. – М., 2003. – 173 с.
  8. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 2001. – 362 с.
  9. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп./ А.Д. Жарков. -  М.: Изд-во МГУК, ИПО Профиздат, 2002. – 473 с.
  10. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. - 156 с.
  11. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978.