Учебное пособие «Принципы работы голосового аппарата» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путь к музыке»

Бондаренко Ольга Викторовна

Цель занятия: расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.

Задачи:

  • научить   обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;
  • помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;
  • дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;
  • сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.


Теоретические сведения не всегда легко осваиваются  певцами, часто кажутся довольно сложными и далёкими от певческого творчества. Однако в наше время   обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе, уровень которых должен отвечать современной науке. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.posobie_printsipy_raboty_golosovogo_apparata.docx36.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

Среднеахтубинского района Волгоградской области

 

Учебное пособие

«Принципы работы голосового аппарата»

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Путь к музыке»

                                                                       

                               Автор-составитель:

                                                    Бондаренко Ольга Викторовна

                                                                  педагог дополнительного образования

   МКУДО ДЮЦ Среднеахтубинского р-на

                     

 

Принципы работы голосового аппарата.

Цель занятия: расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.

Задачи:

  • научить   обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;
  • помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;
  • дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;
  • сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.


Теоретические сведения не всегда легко осваиваются  певцами, часто кажутся довольно сложными и далёкими от певческого творчества. Однако в наше время   обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе, уровень которых должен отвечать современной науке. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели.

Регистровое строение голоса.

Звук гортани. Высота звука, которая образуется над связками обусловлена частотой
колебания связок. Частота колебания связок зависит от степени напряжения,
толщины, длины. Основной тон - самый низкий, образующийся от колебания
связок в целом. Определяет высоту звука. Обертоновый состав звука или
спектр, мы воспринимаем как тембр. Существуют две теории образования звука:
1. миоэластическая - подсвязочное давление размыкают сомкнутые и напряженные
связки, воздух прорывается через щель в результате чего подсвязочное давление
падает и связки в силу своей эластичности смыкаются вновь. Вибрационные колебания
рассматриваются как следствие "борьбы" подсвязочного давления и связок.
2. нейрохроноксическая - образование голоса осуществляется благодаря
быстрому сокращению голосвых мышц под влиянием импульсов, поступающих по
двигательному нерву гортани из центров головного мозга.
Обе теории не взаимоисключают друг друга.
Регистр - последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся
одним механизмом голосообразования.
Диапазон - охват, возможности голоса.
Тесситура - высотное положение звука по отношению к диапазону голоса.
Высокая, средняя, низкая, удобная и неудобная.
У мужчин два типа работы голосового аппарата: грудной регистр и фальцет
(ложный голос) - самый верхний регистр певческого голоса, выходящий за
пределы нормального объема, который характеризуется пониженной силой звука.
При фальцете смыкание голосовой щели неполное, резонирую полости надставной трубки.
Грудной регистр характеризуется полным смыканием голосовой щели, колебание
всей массы связок, наибольшей амплитудой колебания и резонирования не
только надставной трубки, но и бронхиального дерева. Имеют одну зону
переходных нот.
Женские голоса имеют три регистра: грудной, медиум (средний) и головной.
В женских голосах встречается фальцет у колоратурных сопрано, на крайних
верхних звуках назваются флейтовыми. Две зоны переходных нот (зона звуков
на границе регистров, на которых происходит перестройка механизма голосообразования).
У женских голосов заметен "перелом" голоса при переходе от грудного регистра
к среднему, переход от стреднего к верхнему менее заметен, т.к. происходит
не смена механизма голосообразования, а перестройка голосового резонирования.
На протяжении всего диапазона певцы пользуются смешанной формой голосообразования.

Регистры певческого голоса.

Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука.У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить.

Если вы попробуете попеть на глиссандо ( см. определение Глиссандо ) до верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос начинает как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так называемые "петухи". Это ваши мосты. Вам нужно найти способ соединить их. Вот список основных регистров.

Chest Voice Грудной голос
Falsetto - Фальцет
Mixed Voice - Микст, или смешанный голос
Whistle Register - Свистковый регистр
Stroh bass - Штро бас

1. Грудной голос.
Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорныйголос, но усиленный при помощи вокальных приёмов . Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его. Не вижу особого смысла приводить примеры грудного голоса, мы и так слышим его каждый день, а тембральная окраска может быть самой разнообразной. О том от чего зависит тембр поговорим позже.

2. Фальцет.
Фальцет - это тот самый голос, на который наш голос срывается при попытке петь выше переходного участка грудного диапазона. В народе такие срывы называются "петухами" - очень неприятное явление, особенно если оно случается на сцене. Таким образом, выше переходного участка находится фальцет. Рассмотрим природу фальцетного звукообразования. Если при грудном звукоизвлечении связки смыкаются плотно по всей длине и высота звука контролируется их натяжением, то при фальцетном звукоизвлечении связки смыкаются только частично, а не по всей длине, оставляя небольшое отверстие, через которое проходит воздух, придающий фальцету шипящее звучание. Высота звука в данном случае регулируется длиной смыкаемой части связок. Чем тоньше ваши связки, и чем лучше они смыкаются, тем выше вы можете петь фальцетом. Чем больше площадь смыкания связок, тем ниже нота, чем меньше - тем выше.   Вообще говоря фальцет вам не нужен. Конечно, он используется многими вокалистами, как приём, но вашей первостепенной задачей должно оставаться освоение грудного регистра. Если вы умеете петь грудным голосом, то освоить фальцет не составит труда. Известные исполнители поющие фальцетом - Prince, Earth Wind and Fire, Пресняков, Витас.

3. Микст.
Микст, или как его ещё называют "смешанный голос" - это способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многихлюдей микстовое звукообразование от природы.


4. Свистковый регистр.
Этот регистр развит чаще всего у женщин. Очень яркий тому пример - Mariah Carey, которая много использовала свистковый регистр в своих ранних записях. У мужчин такая способность встречается крайне редко, что очевидно связано со строением связок и типом смыкания. Но и мужчины порой показывают удивительную способность петь в таком регистре.  

5. Штробас.
Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас - позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона и могут достигать контр октавы у мужчин. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте».

 Практического применения это почтине находит, но в принципе, путём долгих тренировок штробас можно развить и получать вполне мощный звук. Всё зависит от художественных целей, которые ставит перед собой вокалист - просто так, для спортивного интереса, этим заниматься не стоит. Лучше уж направить свои усилия на что-нибудь более полезное - например тренировку слуха и точного попадания в ноты.

6. Inward singing - Пение на вдохе.
Такой вид звукоизвлечения можно скорее отнести с фальцетному, хотя по звучанию он больше напоминает свистковый регистр. Не знаю использует ли кто нибудь данный приём. Лично я использую это, если нужно пропеть высокую ноту, которую не достать фальцетом. Принцип здесь простой - контролируемый звук на вдохе. Многим это может показаться парадоксальным, но если связки колеблются навыдохе, то с таким же успехом они могут колебаться и на вдохе. Для того, чтобы проделать такой трюк необходимо прежде хорошо распеться и расслабиться полностью. Никакие мышцы не должны быть напряжены вообще.

Работа голосового аппарата.

Резонаторы — в основном, это полости, которые в результате физического явления совпадения частот колебаний (физическое явление резонанса) увеличивают силу первичного звука, рождаемого на связках, и окрашивают его.

В вокальной практике используются понятия грудного и головного резонаторов. Природой данные человеку приспособления позволяют академическому певцу использовать акустическое пространство, не прибегая к усиливающим голос и придающим ему новые качества приборам. Именно потому так ценились красивый, сильный и выносливый человеческий голос, акустически удобные залы, а также умение дирижеров слышать певца, не задавливая его мощью оркестра, а предоставляя возможность петь естественно, полётно, продолжительное время, сохраняя на долгое время свои лучшие голосовое качества. Профессионально звучащий голос должен окрашиваться и головным, и грудным резонированием.

Попадание в головные резонаторы ощущается как вибрация в области лобных и гайморовых пазух, лицевой части головы и иногда в области темени (певцы говорят, что «ударило в голову»). Головное резонирование придает голосу легкость, яркость, звонкость. При грудном резонировании ощущаются довольно сильные вибрации в области грудины, резонируют трахея, бронхи, полости, находящиеся ниже голосовой щели и гортани. Этот вид резонирования придает голосу «мясистость». При перемещении по тесситуре места ощущений вибрации и их восприятие певцом при головном или грудном резонировании меняются. При пении высоких нот максимальная вибрация ощущается ближе к темени, при пении в области перехода в грудной женский регистр — в области зубов. Величина амплитуды ощущаемых вибраций и их сила зависит и от типа голоса. О головном резонаторе От ощущений в области лица и пошло выражение: «Пой в маску».

Среди головных резонаторов только носоглотка из-за подвижности мягкого нёба может изменять размеры, остальные же — неподвижны. Высокочастотные обертоны голоса — такие, как высокая певческая форманта порядка 3000 Гц, — находят резонансный отклик в области гайморовой полости, длина которой примерно 3 см. На рентгенограммах профессиональных певцов видно, что небная занавеска во время пения практически полностью разделяет ротовую полость и носоглоточную. При попадании в головной резона-тор голос певца становится полетным, а самому певцу становится петь легче. Считают, что голос сформирован правильно, если звук j попал в головной резонатор. Р. Юссон доказал, что при головном резонировании рефлекторно возбуждается деятельность гортанного сфинктера, работа которого и облегчает пение певцу. Ввести в действие головной резонатор помогают приемы «мы-1 чание» или «нычание».

Другой прием — пение на гласный и, певческая форманта которого содержит частоты 400 Гц и 3000 Гц. Твердая атака, т.е. наиболее полное и плотное смыкание, приводит к появлению в голосе высоких частот, которые мы воспринимаем на слух! как металлический призвук, звонкость. На практике замечено, что наиболее легко попадание в головной резонатор происходит у широкоскулых певцов. При пении в состоянии легкого насморка певцы также утверждают, что становится легче попасть в головные резона-торы. Не у всех певцов ощущения головного резонирования одинаково сильны. Всё зависит от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата. О грудном резонировании В мужском голосе ощущения грудного резонирования сохраняются на протяжении полутора октав (до фальцета), у женского — наиболее развиты в грудном регистре. Трахея имеет длину около 15 см, и поэтому частота ее резонанса порядка 500 Гц. При грудном резонировании связки смыкаются своей толщиной. В голосе появляются низкие, бархатные частоты. Высота тесситуры, при которой сохраняется грудное резонирование, зависит от того, мужской это голос или женский, а также от типа голоса в соответствии с одной из принятых классификаций. В профессионально сформированном голосе присутствуют и грудное, и головное резонирование по принципу: «Ставь голова на грудь, грудь — на голова» (выражение итальянского педагога Ка-милло Эверарди). Мера низких и высоких частот в голосе зависит от высоты тесситуры и типа голоса. Например, у более крепких женских голосов грудное резонирование ярче слышно и сохраняется до более высоких нот, нежели в легких голосах.

Строение гортани. Ее работа в речи и пении. Органы носоглотки


Гортань по праву можно назвать главным органом в процессе голосообразования. О ее голосообразовательной функции писали еще в Древнем мире. Тогда же были введены и некоторые названия, которыми пользуются и поныне педагоги, врачи, певцы. Гортань выполняет несколько функций : защитную, глотательную, дыхательную, голосообразовательную. Она состоит из хрящей, которые соединены между собой суставами, связками, мышцами. Внутренняя поверхность гортани покрыта слизистой оболочкой. Величину гортани определяет щитовидный хрящ. Размеры мужской и женской гортани различны. Вход в гортань прикрыт надгортанником. Во время пения вход в гортань сужается и прикрывается над-гортанником. Именно это и определяет профессионализм певца, качество певческого звука. Во время глотания свободный край надгортанника отклоняется назад и закрывает вход в гортань, открывая тем самым вход в пищевод.

В гортани находятся ложные и истинные голосовые складки. Ложные связки находятся чуть выше истинных. Истинные связки, или складки, находятся на уровне мужского кадыка, примерно посередине длины гортани. Связки образуют голосовую щель, форма которой меняется в речи и пении при произнесении разных звуков и при голосообразовании на разной высоте. В ложных связках расположены железы, которые увлажняют истинные. Внутри и вокруг истинных голосовых связок находятся внутренние и внешние щито-черпаловидные мышцы. Внутренние мышцы принято называть вокальными мышцами. Голосовые связки имеют длину и толщину. Голосовые связки делят полость гортани на два пространства: подсвязочное и надсвязочное. Внешние мышцы гортани соединяют ее вверху с подъязычной костью, внизу — с грудной костью. Эти мышцы могут поднимать и опускать гортань, фиксируя ее певческое и речевое положения (в пении и в речи положение гортани может быть разным). Гортань переходит в трахею внизу, вверху она открывается в глотку.

Во время пения глотка расширяется, создавая дополнительное резонаторное пространство и комфорт в работе голосовым связкам. В глотке находятся глоточная миндалина (на своде) и миндалины между задней и передней дугами. Миндалины выполняют защитную функцию. В ротовой полости расположены: твердое нёбо, мягкое нёбо с маленьким язычком, миндалины (левая и правая), дуги. Мягкое нёбо сильно иннервировано (пронизано) чувствительными нервами. Мыш-Цы мягкого нёба могут поднимать и опускать его. В момент пения у высокопрофессиональных певцов мягкое нёбо полностью перекрывает ход в носоглотку (особенно на высоких нотах). Строение нёбного свода влияет на качество певческого звука. Для голоса благотворна малая протяженность мягкого нёба. Из практики можно сделать вывод о том, что для высоких голосов характерен высокий, узкий, крутой нёбный свод, у низких голосов нёбный свод более пологий.

Зевом
 называется часть ротовой полости, образованная дугами, мягким нёбом, снизу — спинкой языка. Зев может сужаться и расширяться. При пении зев расширяется путем приема «зевка». Ощущение «зевка» возникает у человека при естественном зевании, но певческий зевок отличается тем, что пение происходит при положении зева в момент начала зевания. Этот момент можно поймать, представив себе, что вы не хотите показаться невежливым и зеваете «интеллигентно» — с закрытым ртом. Так образуется певческий близкий зевок, при котором мягкое нёбо приподнимается и сохраняет такое положение при пении.

Существуют две теории голосообразования. Согласно миоэлас-тической теории — воздух давит под связки в момент выдоха, раздвигая их. Подсвязочное давление уменьшается, и связки вновь смыкаются. Возникают колебания связок. Высота воспроизводимого звука зависит от длины связок и от степени их натяжения. Таким образом, смыкание-размыкание связок зависит только от выдоха. По нейромоторной теории — связки смыкаются и размыкаются под влиянием импульсов, идущих из головного мозга. По сути, эти две теории дополняют друг друга. Регистры. Переходные звуки Если необученного человека (при условии, что у него нет природной постановки голоса) попросить спеть гамму вверх, то в определенных местах его гортань испытает неудобство, и голос «сломается». Мы услышим как будто два (три — для женских голосов) разных голоса.

Участки диапазона голоса, на которых сохраняется однородное звучание, называются регистрами. Однородное звучание обусловлено работой связок, которая меняется при переходе из одного регистра в другой. Иными словами, под регистром певческого голоса понимается ряд однородно звучащих звуков, выполненных единым физиологическим механизмом. Регистровое строение женского и мужского голосов различно, в женском голосе различаются три регистра: грудной, смешанный (микст), головной. Звуки, разделяющие регистры, называются переходными. Для женских голосов они также различны, и их положение зависит от типа голоса.

Женские голоса имеют три регистра и два перехода. Мужские голоса имеют два регистра—грудной и фаль-цетный — и один переход. В мужском голосе в грудном регистре голосовые связки смыкаются по всей толщине и по всей длине, в фальцетном регистре — черпаловидные хрящи плотно прижимаются друг к другу, а между краями связок образовывается веретенообразная щель. При фальцетном режиме смыкания связок происходит еще и более заметное натягивание их за счет наклона щитовидного хряща перстнещито-видными мышцами. Плотное смыкание связок рождает богатый по тембру и возможностям голос, который может играть красками и силой звучания. Краевое касание связок создает голос более бедный обертонами и более слабый по силе. До XIX века двухрегистровое звучание мужского голоса допускалось на сцене. Однако уже с 1825 года итальянские и французские певцы начинают вырабатывать микстовое звучание, добиваясь регистровой ровности голоса.

Переходные звуки мужских голосов:


бас — до —ре-бемоль —ре первой октавы,
баритон — ми-ми-бемоль первой октавы,
тенор — ми- фа- фа-диез первой октавы.

В женском голосе грудной регистр равен примерно квинте внизу диапазона, у высоких голосов — еще меньше, около терции. Затем идет центральный участок (микст), выше второго перехода — головной регистр.

                                                Переходные звуки женских голосов: 

сопрано
 — ми- фа -фа-диез первой и второй октав,
меццо-сопрано — до - до-диез -ре первой и второй октав.

Чем ниже голос, тем ниже расположены переходные ноты. Наличие природного микстового регистра — принципиальное отличие женского голоса от мужского.

Интересные данные о работе голосовых связок были получены недавно итальянскими учеными К. Салимбени и Е. Алаймо путем трахеотомии. При наблюдении со стороны трахеи видно, что голо-сообразование происходит так: сначала сближаются верхние края голосовых связок, и подскладочное пространство приобретает форму конуса с верхушкой в голосовой щели. Воздух при выдохе увлекает за собой слизистую оболочку подскладочного простанства, к верху голосовой щели передаются волнообразные колебания. Под давлением воздуха голосовая щель становится эллипсовидной, она заполняется смещенной слизистой оболочкой. Наиболее сильно вибрация смещенной слизистой происходит в середине эллипсовидной щели, где, как правило, и возникают певческие узелки. Эти наблюдения подтверждают миоэластическую теорию голосообразования, выявляют роль дыхания в вибрациях голосовой щели и объясняют, почему голосовая щель часто травмируется в средней и передней трети.

Вокальные педагоги лишний раз получили подтверждение, что предпочтительнее мягкая атака и нефорсированное дыхание. Эти экспериментальные данные показывают, что при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки гортани (подсвязочный трахеит, ларингит и т.д.) петь нельзя. В 1980 году в Амстердаме на заседании Коллегии врачей театра фониатрами, вокальными педагогами, учеными физиологами и акустиками были сделаны следующие выводы: регистры голоса существуют от природы, в речи и пении имеют единый физиологический механизм, но границы их могут смещаться. Регистры, прежде всего, различаются по плотности смыкания голосовых связок. Поэтому логично было говорить о фальцетном регистре, где нет полного смыкания голосовых связок, а есть веретенообразная голосовая щель, на нефальцетном регистре, где только меняется степень — глубина смыкания связок.

Прикрытие. Для выравнивания звучания верхней части диапазона применяется техника прикрытия. Под прикрытием, по-видимому, можно понимать соединение техники микстования или смешения голоса при опорном, пении и техники затемнения, т.е. выработки в верхней части диапазона затемненного звучания, подобно букве у. Хотя надо сказать, что единого понимания этого термина до сих пор у педагогов нет. Для получения такого звучания сначала округляют звук путем пения на о, а затем затемняют звук, добавляя букву у. В работе гортани в момент прикрытия есть изменения: на открытом грудном звучании надгортанник опущен, наклонен назад, и вход в гортань сужен. М. Гарсиа, благодаря ларингоскопу, установил, что при пении на высокой тесситуре надгортанник приподнимается и вход в гортань становится широким, при этом звук теряет окраску метал-личности и становится более тусклым, именно так на слух проявлялся эффект прикрытия.

В те годы такое звучание голоса считалось нормальным. Однако современные певцы используют технику прикрытия, позволяющую сохранять металличность и звонкость голоса на верхних нотах, т. е. близкое прикрытие. Исследования Л. Дмитриева показали иную картину в работе гортани и опровергли данные М.Гарсиа и его последователей: в режиме грудного резонирования и при прикрытии гортань работает одинаково. Только при прикрытии более заметным становится расширение нижней части глотки. В.В. Юшманов (Ленинградская консерватория) изучал методику преподавания В.М. Луканина, Е.Г. Ольховского, Й.И. Плешакова. Им рентгенографически установлено, что при прикрытии в нижней части глотки образуется обширная полость, создающая сильный импенданс. Корень языка при этом сдвигается вперед, и гортань у большинства певцов опускается.

Возникают, по словам поющих, ощущения «открытого горла» и «купола» в области твердого нёба. Для педагога по вокалу необходимо на слух уметь отличать чисто фальцетный механизм голосообразования, грудной или смешанный тип работы голосовых связок. В практике педагогов по вокалу для выработки прикрытого звучания на верхнем участке диапазона можно выделить несколько подходов. Первый подход: прикрытое звучание находится на верхнем участке диапазона или на переходных нотах, затем это звучание распространяется на все звуки диапазона.

Второй подход: поиск смешанного звучания на нижней части диапазона и распространение его по всему диапазону. Для этого в нижней части диапазона на пиано добиваются фальцетного звучания, затем подключают естественное грудное звучание, образуется микстовое звучание, которое зате распространяют на весь диапазон. Несколько замечаний о смешанном голосообразовании. Если при смешанном голосообразовании превалирует фальцетное звучание, то голос звучит облегченно, прозрачно, близко к чистому фальцету. Если при смешанном голосообразовании превалирует грудной характер работы связок, то голос становится богаче обертонами, «мя-систее», крепче, выразительнее. Вообще певец должен владеть обоими механизмами голосооб-разования — фальцетным и грудным — и воспроизводить их на соответствующих участках диапазона. В каждом классе проблема выравнивания голоса путем прикрытия решается в зависимости от взглядов и методики педагога, а также от его умения слышать особенности голоса своего ученика.

Источник: Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.