Знакомство студентов с классикой советской эстрады в целях формирования кругозора и развития эстетического вкуса.

Балюк Анастасия Дмитриевна

В Новгородском областном колледже искусств у студентов специальностей «Театральное творчество» и «Организация и постановка театрализованных представлений и праздников» по программе есть такой предмет, как вокал. Одной из важных задач всех образовательных и культурных учреждений сегодня – воспитать и сохранить в детях культурно-нравственные ценности. И, так как сегодня на российской эстраде для подрастающего поколения довольно мало ярких положительных примеров, то нам, педагогам, приходится обращаться к советскому материалу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_balyuk_a.d.docx18.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Балюк Анастасия Дмитриевна,

Преподаватель ГБПОУ «НОКИ им. С.В. Рахманинова»

baluckanastasiya@yandex.ru

Знакомство студентов с классикой советской эстрады в целях формирования кругозора и развития эстетического вкуса.

В Новгородском областном колледже искусств у студентов специальностей «Театральное творчество» и «Организация и постановка театрализованных представлений и праздников» по программе есть такой предмет, как вокал. На этом предмете мы, конечно, изучаем вокальные основы. Так же каждый студент подбирает себе репертуар – одну песню, на которой будет оттачивать изученную вокальные технику.  Материалом для репертуара служит вся советская эстрада, начиная с 20-х годов прошлого столетия и заканчивая 1991 годом.

Сегодняшние студенты отличаются от своих не столь давних предшественников. Они выросли уже на других песнях, фильмах. Это – нормально, меняется время – меняются вкусы и запросы. Но всё же, нельзя отрицать, что сегодня культура, к сожалению, переживает кризис. Происходит ломка ценностных ориентаций. Поэтому, одной из важных задач всех образовательных и культурных учреждений сегодня – воспитать и сохранить в детях культурно-нравственные ценности. И, так как сегодня на российской эстраде для подрастающего поколения довольно мало ярких положительных примеров, то нам, педагогам, приходится обращаться к советскому материалу.

Слово «эстрада» в переводе с латинского «strata» означает «настил», «помост», «возвышенная площадка». В словаре Д. Ушакова эстрада рассматривается, как «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене» [2, с. 789]. Данное определение наиболее точно отражает сущность эстрады как искусства представления, объединяющего различные жанры. Специфическими особенностями эстрады являются её актуальность и злободневность.

Эстрада включает в себя такие направления, как песня, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, пародия, клоунада.
Мы остановимся на направлении «песня».

Эстрадная песня представляет собой вокально-инструментальную композицию, которая обладает относительно простой структурой, повышенной ролью аранжировки, тенденцией к вариантам исполнительской интерпретации, сочетает декламацию словесного текста с различными неакадемическими вокальными приемами и рассчитана на широкий круг слушателей [1, с. 64].

Почему именно советская эстрада? Во-первых, потому что это бесконечный источник интереснейшего материала, где каждая песня – произведение искусства. В советское время над каждой песней работал не один человек, это почти всегда был союз композитора, поэта и певца. Каждая песня – это настоящее законченное драматургическое произведение с завязкой, развитием, кульминацией и финалом. От этого работать над такими песнями и изучать их становится ещё интереснее.

Во-вторых, ярких представителей советской эстрады обязательно нужно знать, как Пушкина, Лермонтова и т.д. Это нужно как для формирования кругозора, так и для развития эстетического вкуса. Тем более студентам колледжа искусств, которые решили связать свою жизнь с культурным просвещением, и после выпуска пойдут делиться этим с другими.

Студентам очень нравится советская эстрада. Ведь в каждой песне этого времени есть история, которую интересно изучить, а затем примерить на себя, посмотреть с «разных углов» и даже попробовать по-своему интерпретировать её. Может показаться, что каждый итоговый показ будет похож на предыдущий, но это не так. Каждый семестр мы придумываем новую тему. Например, один семестр это могут быть детские песни из советских мультфильмов, второй семестр – из кинофильмов, третий семестр – барды, четвертый семестр – квартирник. Показ может быть посвящён какому-либо композитору, поэту или певцу, у которого в год показа – юбилейная дата. О назывался «Весна! Любовь! Скамейка!», по названию понятно, о чем были все песни, и какой характер они носили.

За время обучения студенты знакомятся с такими композиторами, как А.А. Бабаджанян, А.С. Зацепин, Е.П. Крылатов, Я.А. Френкель, А.Л. Рыбников, Д.Ф. Тухманов, и т.д. С такими поэтами-песенниками, как М.И. Танич, Л.П. Дербенёв, А.Д. Дементьев, И.В. Кохановский, М.С. Пляцковский и т.д. Ну и конечно узнают о таких популярных исполнителях своего времени, как Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Эдуард Хиль, Эмиль Горовец, Нина Бродская и т.д. Эти списки, конечно, огромны.

Одной из важных характеристик эстрады является зрелищность, неотъемлемую часть которой составляет сценический образ. Поэтому параллельно с вокальной техникой, студенты работают над созданием образа. Образ включает в себя жесты, мимику, костюм, пластику, голосовые приёмы, реквизит и т.д. Это любимая часть работы студентов над песней. Для создания образа какого-то конкретного десятилетия, они изучают различные документальные и художественные материалы о советском времени, чтобы познакомиться с особенностями костюмов, причесок, предметов быта. Например, работая над показом «квартирник», который был ярким событием 80-х годов, ребята создали сценическую площадку, где пол украшал яркий узорчатый ковёр, на кулисах и заднике были развешаны пластинки, на одной тумбе лежала красивая вязаная салфетка, а на ней проводной телефон того времени, на другой поставили проигрыватель пластинок и т.д. Всё это помогло создать образ 80-х годов, погрузиться в эту атмосферу и исполнить подобающе свои песни.

Таким образом, знакомясь с яркими представителями советской эстрады у студентов проявляется подлинные интерес и любовь к этой музыке, а вместе с ними – уважение и почёт к своей культуре и истории. А значит, цель педагога – формирование кругозора и развитие эстетического вкуса – достигнута.


  1. Литература и источники.

  1. Маевская И.В. Жанрово-стилевые аспекты эстрадной песни: к постановке проблемы // Культурная жизнь Юга России. – 2018. – №1 (68). – С. 64-67.
  2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М.: “Аделант”, 2014. – 800с.