Методы, применяемые для работы с детьми, незнающими нотной грамоты.

В представленном материале освещаются вопросы подхода к освоению музыкального языка в случаях, когда учащиеся не знакомы с нотной грамотой.
При работе с младшим детским хором, мы сталкиваемся с проблемой освоения мелодии в процессе разбора нового музыкального произведения. Это связано с тем, что не все из участников коллектива хорошо интонируют звуки сразу после проигрывания или пропевания мелодии преподавателем, а также с тем, что, поступая в хор, ученики первого класса чаще всего не знакомы с нотной грамотой. Ее непросто освоить детям в короткие сроки и начать применять.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы, применяемые для работы с детьми, незнающими нотной грамоты.

При работе с младшим детским хором, мы сталкиваемся с проблемой освоения мелодии в процессе разбора нового музыкального произведения. Это связано с тем, что не все из участников коллектива хорошо интонируют звуки сразу после проигрывания или пропевания мелодии преподавателем, а также с тем, что, поступая в хор, ученики первого класса чаще всего не знакомы с нотной грамотой. Ее непросто освоить детям в короткие сроки и начать применять.

Детская фантазия и воображение очень развиты в младшем школьном возрасте, это связано с мышлением младших школьников: оно в данный период образное, поэтому одним из методов, который мы применяем в своей работе, является рисование музыкальных схем песен. С помощью графических схем можно отобразить примерное  расположение звуков по высоте, а также ритмические особенности мелодии. Такие схемы устанавливают связь между звуками, которые слышат дети и их изображением, ведь понять характеристику звука в нотной записи сразу непросто. Этот способ, я бы даже скорее назвала его игрой, изначально был направлен на то, чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание к образу героя песни. Цель такой игры заключается в том, чтобы ребенок осознал, что звуки могут изображаться с помощью каких-то символов, что это не сложно, а, наоборот, увлекательно и полезно.

Изначально детям было дано задание, оно было следующим: придумать, что герой куда-то идет, может, в гости, или просто прогуливается. Какими бы были его шаги, как бы он двигался, если бы пел эту песню? Для выполнения задания детям были предложены цветные карандаши и фломастеры, кто-то рисовал у доски. В итоге получились различные линии и точки. Эта игра позволила обобщить все рисунки детей в одну понятную для всех схему, состоящую из графических знаков, расположенных то выше, то ниже относительно друг друга. Так, опираясь на данный рисунок-схему, дети смогли без труда воспроизвести мелодию песни. Они делали это увлеченно, с интересом, так как приняли участие в создании этого рисунка.

Мы знаем, что нотная запись появилась не сразу, существовали знаки, существовала донотная фиксация звуков, и лишь позднее, постепенно добавляя одну линеечку за другой в нотный стан, появилась нотная грамота, какой мы ее сейчас знаем. В нашем случае изображение музыкальных фраз детьми, песен с помощью графических рисунков, является своего рода донотной записью, которая позднее должна переформироваться в традиционную нотацию.

Важно отметить, что при использовании графических схем в музыке, ребенок получает возможность творить самостоятельно, это дает ему возможность проявить свою фантазию, изобретательность. Детям это нравится, а мы, учителя, несомненно, должны подстраиваться и находить наилучшие методы работы с детьми.

Данный метод мы включили в дальнейшую работу, как успешный. Он позволяет быстро сориентировать детей в музыкальном пространстве нового музыкального произведения и создать визуальный образ основной мелодии песни. А так как песенный репертуар младшего школьного хора чаще всего не является интонационно сложным, то данный метод является очень действенным, ведь на графической схеме достаточно просто отобразить несложное движение мелодии, и, соответственно, движение голоса.  

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/492474-metody-primenjaemye-dlja-raboty-s-detmi-nezna