Методическая разработка открытого урока "Работа с начинающими в классе гитары"

Работа представляет собой методические рекомендации по работе на уроке с учащимися на начальном этапе обучения. Урок имеет два основных раздела. Первый посвящен вопросу рациональной посадки с инструментом, постановке рук, даются физические и игровые упражнения, помогающие избежать зажатости игрового аппарата, добиться естественной и удобной посадки.

Во втором разделе предложены пьесы и упражнения, а также методические указания по закреплению в них приемов звукоизвлечения на гитаре, которые основаны на собственной педагогической практике и взяты из современной методической литературы по обучению игре на гитаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.ur_.docx854.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Чунская детская музыкальная школа»

Работа с начинающими в классе гитары

Методическая разработка открытого урока

                          Разработан и проведен преподавателем  по классу гитары Габдрахмановым Т.Д.

Р.п.Чунский  2022 г.

Аннотация

к методической разработке открытого урока «Работа с начинающими в классе гитары» преподавателя по классу гитары МБУДО «Чунская ДМШ» Габдрахманова Тимура Динаровича. Работа представляет собой методические рекомендации по работе на уроке с учащимися на начальном этапе обучения. Урок имеет два основных раздела. Первый посвящен вопросу рациональной посадки с инструментом, постановке рук, даются физические и игровые упражнения, помогающие избежать зажатости игрового аппарата, добиться естественной и удобной посадки.

Во втором разделе предложены пьесы и упражнения, а также методические указания по закреплению в них приемов звукоизвлечения на гитаре, которые основаны на собственной педагогической практике и взяты из современной методической литературы по обучению игре на гитаре.

Урок разработан с использованием заданий на проявление самостоятельности учащихся, развитие творческих способностей.

Данная тема предусмотрена предпрофессиональной программой на начальном этапе обучения учащихся на гитаре. Разработка может быть рекомендована преподавателям по классу гитары в учебном процессе.

Открытый урок


Преподаватель: МБУДО «Чунская ДМШ» по классу гитары   Габдрахманова Т.Д.

                                                                                                                       Иллюстратор:        

                                                                                                                       обучающийся

                                                                                                                       1 класса Маркин      

                                                                                                                       Максим.

Тема урока: Работа с начинающими в классе гитары

Цель урока: формирование исполнительского аппарата учащегося, навыков свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, формирование первоначальных навыков игры на гитаре.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с динамическими оттенками;
  • приобретение навыка позиционной игры.

Развивающие:

  • работа над приемами звукоизвлечения апояндо, тирандо;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к обучению на гитаре, любви к музыке;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости.

Здоровьесберегающие:

  • снятие мышечных зажимов;
  • правильная организация исполнительского аппарата.

                     Ожидаемый результат: уметь ощущать состояние «напряжения - расслабления»,                

                     контролировать мышечную свободу, правильное исполнение на гитаре  

                    приемов звукоизвлечения апояндо и тирандо в пьесах, этюдах.

           Оборудование:

  • гитара шестиструнная
  • пюпитр, подставка для ног.
  • нотная литература

Форма работы: индивидуальный урок.

Методы: словесный (объяснение, диалог), наглядно-слуховой,  

проблемно-поисковый, игровой, физические упражнения, самоконтроль.

План урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и плана урока, представление учащегося.

  1. Основная часть. Развитие профессиональных навыков игры на гитаре.
  • Разминка.        Упражнения,         направленные        на        свободу        двигательного аппарата
  1. без инструмента
  2. с инструментом
  • Закрепление        приемов звукоизвлечения апояндо и тирандо        на музыкальном материале.

2.3 Динамические оттенки

  1. Вывод.

  Ход урока

  1. Организационный момент.

Урок проводится с обучающимся первого класса по классу гитары Маркиным Максимом. Обучающийся занимает в музыкальной школе всего два месяца. До поступления в музыкальную школу, он не обучалась игре на музыкальных инструментах.

Начальный этап развития навыков игры на гитаре включает в себя приведение аппарата в рабочее состояние, приобретение основ исполнительской техники на инструменте, также освоение нотной грамоты, знакомство с музыкальными терминами.

Чтобы помочь ребенку легче освоить инструмент, полностью организовать аппарат и подготовить руки к игре на гитаре, необходимо с учащимися несколько минут заниматься игровыми упражнениями, гимнастикой на развитие свободы рук, гибкости суставов, укрепление мышц пальцев, также снимающие напряжение с мышц спины, возникающие часто во время урока.

  1. Основная часть.
  1. Разминка
  1. Упражнения без инструмента - на освобождение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

Выработка свободных движений всей руки

Стоя:

1вариант: Ученик поднимает руки вперед до горизонтального положения, вдох и мгновенно расслабляет мышцы плечевого пояса, выдох. При полном расслаблении мышц, руки падают вниз и покачиваются.

2 вариант: Поднятие рук в стороны, вдох, и мгновенное расслабление мышц, выдох. При полном расслаблении мышц, руки падают к корпусу и отскакивают от него.

«Маятник».

Ученик, слегка наклонившись вперед и освободив голову, свободно раскачивает руками. Педагог помогает ей предельно расслабиться, сопровождая движения ребенка ритмизированным текстом:

«Тик-так, тик-так, маятник качается, вот так тик-так».

Сидя:

«Новая и сломанная кукла».

1 вариант: Ученик сидит с прямой спиной (как кукла на витрине), затем спина расслабляется на выдохе на 5-10 секунд. Выполняет упражнение несколько раз.

2 вариант: Ученик сидит, раскачиваясь прямой напряженной спиной вперед-назад, затем «завод кончается» - спина расслабляется.

«Засолка капусты»

Дети сами придумывают движения руками, под ритмичное проговаривание текста. Упражнение снимает напряжение во всем теле.

Задача этих упражнений: научиться отличать свободу и легкость в мышцах от их скованности и зажатости, понять состояния напряжения и расслабления

Мы капусту рубим,

(Совершайте попеременные движения прямыми кистями вверх-вниз.)

Мы морковку трем,

(Потрите правым кулачком по левой ладони.)

Мы капусту солим,

(Сложите пальцы в щепоть и «посолите».)

Мы капусту жмем.

(Ритмично сожмите обе кисти в кулаки.)

        

Упражнения на координацию, перекрестные движения

«Рожки-ножки».

Средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты -

«рожки». «Ножки» - вытянутые средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки».

                      «Колеса»

Ученик крутит воображаемые        колёса: правой рукой — вперед, левой - назад. Затем меняет движение рук.

Задача этих упражнений: «включить» в действие одновременно мозг, глаза и тело.

Перекрестные движения способствуют развитию творческой способности быстрой реакции, повышают работоспособность, облегчают выполнение любой умственной работы.

Упражнения на развитие двигательной способности кисти рук, пальцев

«Щенок»

Мягкими движениями круглой кистью, ученик изображает, как щенок закапывает косточку.

Очень часто во время игры ребенок не контролирует постановку руки, точнее кисти, происходит зажим мышц. Вспоминая, какая мягкая лапка у щенка, положение исправляется.

«Иди ко мне»

Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный, так и быстрый.

«Паучок»

Соединяются перекрестно подушечки большого и указательного пальцев правой и левой рук. Остальные пальчики выполняют движение «крыльев мотылька».

«Замок»

Руки складываются в замок, переплетая пальцы. Ученик ритмично раскачивает «замок».

Рука музыканта - это творец, орудие выражения творческой мысли. Но рука (область кисти) больше всего подвержена перенапряжению.

Задача этих упражнений: организация движений кисти и пальцев.

Упражнения на мелкую моторику

«Хлебные шарики» 1-2, 1-3, 1-4.

То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.

Развитие мелкой моторики у детей очень важно, ведь мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Применение упражнений на уроках, пальчиковых игр, должно стать обязательной составляющей частью в обучении детей младшего школьного возраста. Они помогают ребёнку укреплять пальцы и суставы, развивают мелкие мышечные движения. Игровые упражнения помогают ребёнку не только почувствовать уверенность и свободу, получить новые знания, новые ощущения, но и отдохнуть от инструмента. Есть хорошая поговорка: «Отдых

— это разнообразный труд».

2.2.2 Упражнения на инструменте - для постановки рук.

Для этого необходимо напомнить ребенку о правильной посадке, правильном, устойчивом положении гитары. Напомнить, что правильная посадка на стуле сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины. В то же время мышцы корпуса не должны быть чрезмерно расслаблены — при игре необходимо упругое, активное состояние мышц. Подтянутость способствует активному настрою мышц, легкости движений, обострению внимания, радостный настрой.

После того как ученик научился осознанно, свободно и раскованно сидеть на стуле и освоил упражнения, которые вы ему задавали, необходимо приступить к занятиям с инструментом (к этому периоду ученик уже должен знать названия частей гитары).

Гитара имеет четыре точки соприкосновения с телом, которые мы назовем опорами:

1. Левая нога — бедро. Гитару выемкой положить на бедро левой ноги так, чтобы обечайка поверхностью изгиба плотно легла на бедро. Вес грифа и вес корпуса с центром опоры на выемке обечайки на бедре должны уравновешивать друг друга. Такое положение гитары облегчает работу исполнительского аппарата. Верхняя дека не будет строго вертикальна к полу. Излишне наклонное или строго вертикальное положение осложняет владение инструментом.

2. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги. В ее функции входит не только поддерживание инструмента, но и регулирование положения гитары при игре в позициях с XII лада и далее. Правая нога в названных позициях занимает более жесткое, фиксированное положение (чуть поднимая и опуская корпус гитары) для удобства игры пальцев левой руки в высоких позициях.

З. Туловище слегка подается вперед и грудью касается верхней части нижней деки.

4. Предплечье правой руки находится на выпуклой части корпуса. Головка грифа находится выше плеча. Выбор высоты скамейки и уровень положения головки грифа зависят от длины туловища (при длинной верхней части туловища скамейка должна быть более высокой). Поэтому педагог должен тщательно определять высоту скамейки и высоту головки грифа индивидуально для каждого ученика.

После того как будет определено правильное положение инструмента, следует приступить к изучению положения правой руки на гитаре. Здесь важно помнить, что плечо правой руки не изолировано от предплечья, оно не лежит пассивно на корпусе гитары. Предплечье свободно перемещается по корпусу: вверх, вниз, влево, вправо.

Упражнение для правой руки

«Рычажок»

Поднимать руку медленно, предплечье положить на корпус гитары, сохраняя положение кисти, пальцы i-m-a поставить на 1-ю струну параллельно ладам, приблизив к розетке, большой палец р - на 6 -ю. Следить, чтобы между корпусом гитары и кистью проходила ладонь. Кисть

была круглой, ощущение яблока. Расслабить мышцы всей руки и кисти. При этом мышцы кисти становятся мягкими и эластичными. Затем опустить вниз, свободное падение.

Опускать и поднимать правую руку на струны несколько раз, чтобы обеспечить наиболее естественную постановку правой руки.

Задача: почувствовать ощущение мышечной свободы.

«Подтяжки»

Поставить пальцы i- m- a каждый на свою струну 3-2-1. Проверить постановку, как в первом упражнении. Медленно, с ощущением трудности, подтянуть пальцы каждый к своей струне. Расслабить. Повторить упражнение несколько раз. На основе этого упражнения можно учиться играть тирандо.

Задача подготовительного упражнения: научится фиксировать свои ощущения в достижении удобства положения кисти и руки в целом.

Предлагаемое положение кисти должно быть усвоено учеником и отработано до автоматизма.

От положения правой руки зависит не только качество, но и подвижность пальцев. Действия правой руки определяют ритм, экспрессию, нюансы и всю гамму звучания.

Упражнения для левой руки

Упражнения на приобретение навыков позиционной игры: «Зарядка» Пальцы располагаем от пятого лада. На счет раз выпрямляем и кладем на струны - пальцы вместе, на два - вернуть в исходное положение.

Задача: следить,        чтобы        работали        только        пальцы,        а        не        запястье. Прижимать каждым пальцем свой лад (на одной струне).

«Лесенка».

Расставляем пальцы от V лада. Ближе к ногтю, ближе к порожку

1-2-3-4

1-2, 2-3, 3-4.

1-2, 1-3, 1-4.

Лады – лесенки, у каждого пальца своя ступенька.

Задача: обращать внимание на правильный разворот кисти не к первому пальцу, а к четвертому.

«Скакалка» (С. Лабутин).

От XII лада к I на каждый лад ставится 2-й палец, затем играется открытая струна. Можно повторить с 1-м, 3-м, 4-м пальцами.

«Лошадка» (С. Лабутин).

От XII лада к I, от каждого лада играется 3-й, 2-й пальцы, открытая струна.

Задача: Следить за правильной постановкой пальцев, не прятать свободные пальцы под гриф, не поднимать высоко рабочий палец. Следить за чередованием пальцев правой руки. Следить за большим пальцем левой руки. Большой палец располагается на средней линии задней части грифа напротив среднего пальца.

  • Закрепление приемов звукоизвлечения апояндо и тирандо на музыкальном материале.

Апояндо (apoyando (исп.) – опираясь, прислоняясь) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки с последующей остановкой кончика пальца на следующей (соседней) струне.

Задача: необходимо следить, чтобы последние фаланги пальцев не разгибались под действием сопротивления струн, чтобы палец сохранял округлость, несколько выпрямляется только кончик пальца. Не допускать

напряжения кисти и пальцев. Запястье должно оставаться округлым и не приближаться к деке. Пальцы левой руки становились на струну ближе к ногтю, ближе к порожку.

Украинская народная песня «Перепёлочка», Украинская народная песня «По дороги жук», Русская народная песня «Коровушка», Украинская народная песня «Дударик».  Ученик играет приемом апояндо большим пальцем р.

Задача: следить за движением большого пальца, который движется от второй фаланги   без прогиба сустава пальца к соседней тонкой струне. Удар по струне производится левой стороной подушечки пальца и ногтя.

Тирандо (tirando (исп.) – дергая, доставая) – способ звукоизвлечения пальцами правой руки без последующей остановки кончика пальца на соседних струнах.

Характер звука, извлеченного щипком (тирандо), легкий, суховатый, но этот прием обеспечивает пальцам достаточную беглость. Применяется тирандо при исполнении арпеджио, аккордов, двойных нот, при проведении подголосков и в аккомпанементе.   В. Калинин «Этюд», Н.Метлов «Паук и мухи», В. Калинин «Этюд».

Задача: следить, чтобы указательный (i), средний (m) и безымянный (a) пальцы после звукоизвлечения свободно проходили на небольшом расстоянии от соседней, более толстой струны. Выделять первую долю.

В нотной литературе для гитары способы звукоизвлечения апояндо и тирандо чаще всего обозначений не имеют и применяются гитаристами в зависимости от особенности изложения музыкального материала, понимания музыкально-художественного содержания произведения и технического

удобства использования того или иного вида звукоизвлечения (обоих вместе).

Соединение мелодии с басом.

Упражнения «Тетка Агашка», «Ладушки»

Задача: мелодию играть приемом тирандо- пальцами i m , бас — тирандо, следить за чередованием пальцев i m в правой руке.

Если кисть правой руки заняла стабильно устойчивое положение при игре тирандо на одной струне, можно пробовать чередовать пальцы на разных струнах.

Эрнесакс Г. «Паровоз»[1]

Задачи: следить за синхронной игрой верхнего голоса и баса, обратить внимание, куда движется мелодия.

  • Знакомство с динамическими оттенками (нюансами).

Одним из важных условием выразительного исполнения музыки являются сила звучания инструмента — динамика. В музыке существует два основных вида динамических оттенка:

F форте (итал. forte- перевод - «сильно») - громко. Степени градации: mf меццо-форте (итал. mezzo-forte) - умеренно громко, ff фортиссимо (итал. fortissimo) - очень громко.

p пиано (итал. piano перевод - «слабо») - тихо. Степени градации: mp меццо- пиано (итал. mezzo – piano) – умеренно тихо, pp пианиссимо (итал. pianissimo) очень тихо.

Динамика на гитаре зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки. В своих звуковых пределах гитара может передавать любую динамику музыкального произведения. Сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца,

слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.

Преподаватель исполняет р. н п. «Я на горку шла» с применением нюансов f и p.

Р. н. п. «Я на горку шла» - работа над динамическими оттенками с ученицей.

Задача: при игре на форте (f) не допускать напряжения в кисти, запястье не должно приближалось к верхней деке. При дребезжании струн избегать форсированного звука, силу звука несколько уменьшить.

  1. Итог урока.

Каждый урок специальности представляет собой звено в цепи систематических занятий на гитаре, без которых невозможно дальнейшее обучение. Сегодня учились отслеживать состояние тела, пытались почувствовать состояние «напряжения – расслабления», на основе игровых упражнений, закрепили навыки свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, без которых невозможно добиться серьёзных успехов игры на гитаре, закрепили приемы звукоизвлечения на гитаре апояндо и тирандо. Познакомились с динамическими оттенками.

Оценивание работы на уроке. Домашнее задание:

Повторять все упражнения, разученные на уроке: игровые, на постановку рук. Контролировать состояние своих мышц.

Закреплять приемы апояндо, тирандопри игре пьес, этюдов, упражнений.

Литература

  1. Калинин В. Юный гитарист. - М.: Музыка, 1997 г.
  2. Кузин Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) / Ю. Кузин; под ред. В. Калёнова. – Новосибирск: НМК, 2003.
  3. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. и. ред. И. Поликарпова. – М.: Советский композитор, 1983.
  4. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых /М. С. Рузина, С.Ю. Афонькин. - СПб.: Кристалл, 1998.
  5. Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений. (Доинструментальный период). - Екатеринбург, 1994.
  6. Станко А., Старюк Л. Первые шаги маленького скрипача: Репертуарный сборник для учащихся подготовительных групп детских музыкальных школ. – Киев: Музична Украина, 1984.
  7. Шувалова И. Г. Изучение гамм, аккордов и подбор аккомпанемента в классе гитары: Методические рекомендации для преподавателей класса гитары ДМШ и ДШИ. - М., 1991.
  8. Шувалова И. Г. Работа с детьми на начальном этапе обучения в классе гитары: Методические рекомендации для преподавателей класса гитары ДМШ и ДШИ. - М., 1986.

Фото приложение к уроку

 C:\Users\user\Desktop\изображение_viber_2022-11-15_10-12-02-021.jpg

C:\Users\user\Desktop\изображение_viber_2022-11-15_10-12-01-696.jpg

C:\Users\user\Desktop\изображение_viber_2022-11-15_10-12-01-803.jpg

C:\Users\user\Desktop\изображение_viber_2022-11-15_10-12-01-886.jpg