Методический доклад " Работа над двухголосием в хоре младших классов"

Гурьева Ольга Ивановна

В методическом докладе описывается работа над двухголосием в хоре на начальном этапе обучения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      Методический доклад

Работа над двухголосием  в хоре младших классов  ДШИ

                                                             Подготовила преподаватель Гурьева О.И.

   Хоровое пение играет большую роль в музыкальном развитии детей. Вся красота хорового исполнения открывается в многоголосии. Стройное и слаженное пение на несколько голосов является высшей художественно-исполнительской формой в хоровом искусстве.

   Главная задача преподавателя – это научить  поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.

   С чего начинать работу над двухголосием в хоре? А главное, когда и как? Подобными вопросами озадачены многие руководители детских хоровых коллективов. На сегодняшний момент существует два мнения, две теории относительно того, когда надо начинать изучение произведений на два голоса. Первое базируется на том, что вначале необходимо добиться чистоты интонации, чистого унисона в хоре и только потом приниматься за обучение двухголосному пению.  Второе опирается на то, что, несмотря на отсутствие стабильного унисона, начинать осваивать двухголосие правомерно и допустимо как можно раньше.

С одной стороны, о каком двухголосии может идти речь, если в хоре вместо унисона порой звучит «многоголосие», пестрота,  когда дети не могут чисто спеть один звук? Но с другой стороны, юные хористы явно слышат разницу между высокими и низкими звуками! Они пока не могут  их правильно воспроизвести (из-за разбалансированности или недостаточной координации слуха и голоса), но прекрасно понимают, что разница в звуках есть. Успешное освоение навыка точного воспроизведения высоты звука – дело времени. Рано или поздно хор будет чисто петь в унисон, но развитие юных музыкантов должно быть всесторонним, включающим в себя целый комплекс дисциплин. Это и теория (знакомство с нотной грамотой), и практика (освоение вокально – хоровых навыков), и слушание музыки (накопление музыкального багажа, расширение своего музыкального кругозора), и постоянное развитие слуха, в том числе гармонического. Именно в это время закладываются основы многоголосного пения и воспитывается любовь к этому виду исполнения. Поэтому начинать знакомство с двухголосием возможно, не дожидаясь того, когда хор станет чисто интонировать унисон.

  Этим видом деятельности  следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением. 

 За годы формирования, становления и развития детского хорового исполнительства накоплен значительный опыт обучения двухголосному пению. Наряду с общепринятыми, классическими формами работы в этом направлении мы хотим поделиться также  некоторыми  своими наработками,  формами работы над двухголосием  на начальном этапе обучения. Эти различные формы работы, упражнения мы используем дозировано на каждом занятии в зависимости от подготовленности детей  и репертуарных требований.

  Практика  работы  с хором показывает, что развитие навыков многоголосного пения проходит в несколько этапов.

Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на три этапа:

1.     накопление слушательского опыта;

2.     исполнительская подготовительная деятельность;

3.     формирование навыка пения на два голоса.

Первый этап – накопление слушательского опыта – очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений (причем, не только вокальных, но и инструментальных): строение и направление движения мелодии, роль партии сопровождения, регистры и тембр инструментов  и т.д. Умение слышать музыкальную ткань будет развиваться и совершенствоваться на всем протяжении обучения детей пению в хоре. Работая над многоголосным произведением, мы постоянно будем обращать внимание поющих на ведущее значение того или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную слитность.

Следующий этап – научить детей слушать. Это очень важно для развития навыков многоголосного пения. С самого начала, с самых простых примеров и упражнений нужно, чтобы дети приучились к  точному повторению звука, различению тембров инструментов и голосов своих друзей , к элементарному анализу строения и направления  мелодии, роли партии сопровождения. Начало освоения этих важных знаний и умений   обязательно должно проходить в игровой форме. Вот , к примеру, одна из таких игр , которая  активизирует внимание детей , заставляет слушать и слышать.

Игра «Продли звук», которая  очень нравится юным певцам. Можно исполнять любые звуки. Дети слушают звук, взятый  на фортепиано до тех пор, пока он  не станет еле слышен, затем исполняют на слог «лю», «возрождая» его голосом.

Затем задание усложняется: руководитель играет звук штрихом  стаккато, дети повторяют звук на слог  «лю» без поддержки инструмента. Можно исполнять звуки как в тональности, так и вне тональности. Другая игра           « Угадай поющего». Педагог выбирает из группы хора 3  человека и  объясняет детям условие игры: « Это мои помощники. До кого я дотронусь, тот пусть и споёт. А все должны закрыть глаза и по слуху определить, кто поёт». Прежде, чем переходить к этой музыкальной  игре, можно  поиграть в другую, где , вместо пения выбранные дети   читают  небольшое  стихотворение, а их товарищи угадывают на слух, с закрытыми глазами, чей голос прозвучал.

Очень хорошо развивает слуховое внимание исполнение песен по фразам, по цепочке, по партиям, по рядам, чередуя пение преподавателя и хористов , пение вслух и «про себя»  и т. д. Например: русскую народную песню «Где ты был, мой баран?» можно исполнять по фразам от одного певца к другому, можно по рядам, партиями, по слову, по ноте. Если дети научились это делать свободно, то можно начинать петь каноны.

 Ещё игра, которую мы вводим чуть  позже. Исполняется  небольшой  фрагмент простой  двухголосной песни. Дети должны угадать, сколько звучит голосов, какой голос поднимается вверх, какой топчется на месте или двигается вниз. Также , можно предложить игру  « Консонанс - диссонанс». Дети делают плавное движение руками, если слышат консонансное созвучие и выставляют вперёд скрюченные пальцы, если  слышат диссонанс, при этом называя вслух оба термина. Можно усиливать образы мимикой: «спокойное»  или «злое» лицо.

Второй этап -  исполнительская  подготовительная  деятельность. Сюда включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях и, особенно, при пении без сопровождения. Очень полезно освоить игру на простейших музыкальных инструментах (ложках, колокольчиках, трещотке, барабане). Это прекрасная база для развития многоголосного слуха ребят, чувства  ансамбля.

Непосредственно формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений:

Упражнение 1.

Как только дети научились петь на одном звуке, ознакомились с понятием музыкальной высотности, можно приступать к формированию навыков пения на два голоса. Маленькие певцы должны владеть навыком слышания своей и параллельной партии. Элемент этого навыка можно разработать в играх, например: «Эхо», «Перекличка птиц», «Дразнилка». Эти упражнения предполагают поочерёдное интонирование и прослушивание постоянно меняющихся интонаций на основе одной попевки двумя группами хора, либо поочерёдно поют хор и руководитель.

Упражнение 2.

Ритмическое двухголосие  – первый шаг на пути к многоголосию мелодическому. Эта работа должна происходить единовременно с развитием навыка пения на два голоса. Детям предлагается исполнение  простейших песенок с простукиванием или прохлопыванием  остинатной  ритмической фигуры. Другой вариант: одна группа исполняет мелодию песни, другая –  ритм – остинато. Также простейший ритмический  аккомпанемент можно исполнить  на элементарных детских шумовых инструментах (бубен, ложки, барабан).  Все  это  активно способствует развитию у детей ощущению «вертикали», одновременного сочетания нескольких линий. Также можно предложить игру  « Ритмическое эхо».  Хормейстер отхлопывает различные ритмические фигуры. Учащиеся, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. Далее , задание можно усложнить: не делая пауз, педагог отхлопывает ритмические фигуры, а учащиеся повторяют их, отставая на один такт, каноном. Трудность, как мы видим, заключается в том, чтобы отхлопывая услышанную фигуру, одновременно воспринимать звучащую дальше, для того, чтобы в нужное время прохлопать и  её. Это упражнение –игра  значительно облегчает последующую работу над канонами и хоровым многоголосием.

 Упражнение 3.

По мере укрепления унисона в одноголосный репертуар рекомендуется вводить песни со сложным аккомпанементом, в котором  мелодия почти и даже совсем не дублируется, что является хорошей результативной подготовкой  к двухголосному  пению.

 Подойдут следующие хоровые произведения:  «Тень-тень»  В. Калинникова,  « Осень»  П. Чайковского, « В осеннем саду»  М. Ройтерштейна и другой песенный материал. Работа над такими произведениями начинается с прослушивания и фактурного анализа, изучения вокальной партии без сопровождения и, далее её исполнение с облегчённым сопровождением, поддерживающим мелодию. Когда в исполнении детей появится уверенность, аккомпанемент даётся полностью. Соединяя пение с не дублирующим  мелодию сопровождением нельзя снижать требования к качеству хорового звучания. Хормейстер просит учащихся  внимательно вслушаться в сопровождение  и затем своим пением влиться в гармоническую ткань произведения.

Игра-упражнение для развития умения слышать фактуру в музыке.

Как известно, фактура в музыке - это музыкальная ткань произведения, включающая монодию (одноголосие) и многоголосие. Обнаружение различных видов музыкальной фактуры  и стало основой  этой  игры. Педагог играет учащимся знакомую народную песню, к примеру, « Во поле берёза стояла». В процессе игры он на ходу меняет фактуру, а учащиеся должны отметить эти изменения специальными ручными знаками. Приводим эти знаки:

Одноголосие – вверх поднимается  указательный палец   правой руки

Аккордовая фактура - дети поднимают две руки, плотно сжатые в кулак

Мелодия с аккомпанементом (гомофонно-гармоническая фактура)- вверх поднимается указательный палец и плотно  сжатая в кулак ладонь другой руки.

Упражнение 4.

 К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Работа начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается поющими, как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно.

А через некоторое время возможно начать пропевание какой-либо прибаутки уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия. Позднее это упражнение можно петь и в положении секстаккорда.

(Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», или любой другой попевки на одном звуке. Исполнять её на разных устойчивых ступенях)

Упражнение  5.

Пение попевок и простых песен с остинато или органного пункта (выдержанного звука) в одном  из голосов.

  • Попевка «Дили-дон»  (альты держат остинато I ступень, а сопрано поют мелодическую линию от I к V ступени, и наоборот)
  • Попевка « Утром рано на заре спят росинки на траве» ( в партии сопрано- выдержанный звук (квинтовый тон),  в партии альта –волнообразная мелодическая линия
  • Польская народная песня « Висла» 1 часть куплета.

   При двухголосном пении важно убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны. Для этого очень важен подбор песен: нужно подбирать песни, где второй голос представлял бы самостоятельную, законченную и интересную мелодию.

Проще всего брать двухголосные упражнения, начинающиеся с унисона двух партий.

 Упражнение 6. ( при распевании  хора):

•        пение гаммы (хор поет гамму, а педагог держит I ступень, и наоборот);

•        пение гаммы каноном;

•        «обнимаем» устойчивые ступени (опевание устойчивых ступеней в одновременном двухголосии);

Упражнение 7.

Вводить в репертуар двухголосные произведения по принципу «от простого к сложному». Сначала эпизодическое двухголосие – произведения, где партии поют попеременно, чередуясь друг с другом, и лишь иногда соединяются в полноценное двухголосие. Позднее вводить устойчивое двухголосие. При выборе упражнений  и песен надо ориентироваться в первую очередь на двухголосие с широкими интервалами, потому что они наиболее «слышимые» у детей с различным слуховым опытом. Произведения же должны иметь простую в интонационном плане мелодию, легко запоминающуюся. Например:

Р.н.п.  «На горе-то калина», р.н.п  « Блины»,  М. Ройтерштейн  « Коваль, коваль» и др.

     Развитие полифонического слуха и мышления певцов – важная задача в работе хора. Именно в пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства хорового коллектива, степень технической оснащенности хора и его художественные возможности. Начинающему хору еще пока не доступны сложные полифонические формы. Но в репертуаре должны быть произведения с элементами имитации и, конечно, каноны.

Канону хотелось бы уделить особое внимание. О каноне можно говорить много и интересно, но тогда необходимо посвятить этому отдельную тему разговора.

Канон (от греч.kanon  - правило, образец) – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации. Это один самых распространенных жанров вокального многоголосия эпохи Средневековья. Канон – строго выдержанная имитация, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему.        

 Начинать работу над канонами лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали петь a`capella, когда достаточно развит гармонический слух. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, приучить детей к самостоятельности ведения своей партии, мы начинаем  включать каноны в самом начале обучения. Но каноны необычные. Хотим  порекомендовать пособия челябинского композитора, педагога Е.М.Попляновой – «Игровые каноны на уроках музыки» и «Уроки господина Канона». Она предлагает использовать разнообразные виды канонов: речевой канон, «прыжковый» канон, мимический канон, канон жестов, тембровый канон, мелодико-ритмический канон, и привычный, мелодический канон.

 Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Но качественно и, по-настоящему, грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием.

Главная ошибка в каноне – формально соединять партии в исполнении канона, когда дети поют по принципу:  «Ничего не вижу, ничего не слышу!». Это будет пустая трата времени.

 Прежде чем разучивать какой-либо канон, необходимо объяснить что это. Есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна маленькая девочка.

«Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин. Потом я приступаю к мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пирожным, а папа приступает к мороженому. Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пирожным. И, наконец, папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.

 Каноны , как было перечислено ранее , могут быть  мимическими, ритмическими, речевыми, мелодическими и т.д.  

Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определённых движений мышц лица. Это то, что любят делать все дети: строить смешные рожицы. К мимике можно присоединить звуки, жесты, движения головой.

Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определённо организованном ритме. Дети очень любят стихи, особенно шуточные, «с изюминкой». Очень полезное занятие для развития чувства ритма. Хорошо подходят русские народные прибаутки, считалки, потешки.

Мелодический канон. Для начала дети выучивают мелодию и текст и исполняют как одноголосную песенку, а затем все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого.  

   В литературе для хормейстеров описывается много приемов разучивания канонов. Самый известный — метод «снежного кома» известного педагога-хормейстера  Б. Рачиной.  Хор учит мелодию одноголосно. Через два-три занятия, когда она совершенно усвоена, пригласить двух-четырех самых способных детей и предложить им спеть мелодию с руководителем хора на два голоса. Объяснить, что второй голос будет «запаздывать», но главное — петь напевно, негромко и слушать друг друга. Затем к руководителю подсаживается еще несколько певцов, а другие помогают хоровой партии. Главное условие — петь напевно и по-прежнему слушать! Постепенно в работу включается весь хор. Канон вносит в работу элементы игры, соревнования при полном равенстве мелодического материала.

Наиболее трудный момент в исполнении канона — вступление второго голоса. Обычно, слушая партию ведущего голоса, дети мысленно продолжают петь мелодию и потому сбиваются, не попадают на первые звуки канона. В связи с этим полезно, исполняя мелодию, постоянно возвращаться к ее началу. Теперь переходим к игре «Эхо». Хор делится на две группы. Первая группа поет первый такт песни, вторая группа повторяет тихо, как эхо. Затем первая группа исполняет следующий такт, вторая тихо его повторяет и т. д.

Игру эту можно продолжить: первая группа поет свою мелодию тихо, а вторая группа абсолютно точно копирует исполнение первой. Очень хорошо, если при этом первая группа будет постоянно менять характер звуковедения, динамику и темп.

Далее, исполняя песню каноном, полезно все время давать некоторое преимущество одной из групп: первые голоса поют мелодию тихо, вторые в полный голос, или группа поет с текстом, а вторая на какой-нибудь слог. Такая работа вскоре даст свои плоды, дети перестают ошибаться и с удовольствием поют каноны. Но следует помнить правило исполнения канона на концертах: любой канон начинается с исполнения темы в унисон, а затем тема раскладывается на несколько голосов.

Примеры канонов на начальном этапе обучения двухголосию:

Попевка « Василёк»

Попевка « Дин-дон, ди-ли, ди-ли- дон»

Канон « Выйду за ворота»

Румынская народная песня «Дед Андрей»

Чешская народная песня « В погреб лезет Жучка»

Французская народная песня «Пастушья песня»

Русская народная песня  «Где ты был, мой баран?»

Муз. Е Попляновой, сл. Н. Пикулевой   «Шла весёлая собака»

  Очень полезное занятие – пение гамм каноном. Кроме понятия канона, это упражнение поможет наладить чистоту интонирования мажорной и минорной гамм, станет полезной тренировкой в пении параллельных терций.

        Пение канонов значительно облегчает усвоение двухголосия и всех других видов многоголосия.

  При выполнении  перечисленных  упражнений вырабатывается психологическая устойчивость к существованию другой партии. В дальнейшем  работа над ними даёт ценные результаты: на  их примерах легче объяснить ребёнку, что такое многоголосное пение.  Этим мы облегчаем путь к достижению цели.

На следующем этапе работы над двухголосием предлагается добавлять упражнения и выбирать произведения, в которых голоса движутся в разном направлении. В этом случае учащиеся будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они будут «сбиваться» на другой голос. Эти виды соединения голосов встречаются в народной музыке часто. Для примера приведём несколько двухголосных произведений разнонаправленного голосоведения:

Р.н.п  « В сыром бору тропина »

Р.н.п. в обработке А. Луканина «Как у наших у ворот»

Р.н.п. в обработке А. Луканина «Заплетися, плетень»

Р.н.п. в обработке Н. Владыкиной-Бачинской «У меня ль во садочке»

Р.н.п. в обработке Н .Владыкиной-Бачинской «Я с комариком плясала»

При разучивании двухголосия можно использовать разные приёмы: исполнять мелодию первого голоса с закрытым ртом, а второго – со словами; петь нижний голос громче, а верхний – тише; педагог поёт с детьми вторым голосом, а мелодию первых голосов играют на инструменте.

Для более успешного развития гармонического слуха, без которого не освоить двухголосия, рекомендуется каждой хоровой партии учить оба голоса, чтобы уметь исполнять их попеременно.

Третьим этапом работы над освоением навыка пения на два голоса является обучение в прямом и параллельном движении. При этом нужно избегать постоянного терцового соотношения голосов, поскольку это самое трудное для восприятия детьми на начальном этапе обучения.  Различная краска терцовых созвучий, тембральная и регистровая близость голосов вносит определенные сложности в работу. Здесь поможет поддержка фортепиано, умение вслушиваться в его звучание. Важно научить детей точно попадать на первые звуки каждого начального построения. Главная трудность в терцовой фактуре – ансамблевая слитность голосов в динамике, характере звуковедения, фразировке, в уравновешенном звучании каждой партии.

 Эпизодически терция в двухголосии неизбежна, но надо всё же стараться выбирать те произведения, в которых терцового соотношения голосов будет немного. Например:

Р.н.п. в хоровой редакции С.Любского, обработка для фортепиано Т.Потапенко «Ах, вы сени, мои сени»

Р.н.п. в обработке И.Пономарькова «Во поле рябинушка стояла»

Р.н.п. в обработке А.Луканина «Как по морю»

Р.н.п. в обработке А.Гречанинова «Сеяли девушки яровой хмель».

Наконец, последний этап работы – это включение в учебный процесс и репертуар  хора сочинений, в которых встречаются различные приёмы голосоведений в рамках одного произведения. Это самый интересный, насыщенный и трудный период в освоении навыка пения двухголосия. В этих произведениях могут встречаться такие приёмы голосоведения, как перекрещивание голосов, постепенное их включение, долее сложные виды полифонии, включая каноны. К их числу (это не только обработки народных песен, но и оригинальные, авторские произведения), следует отнести такие произведения как:

 Р. н. п. в обработке Н. Владыкиной-Бачинской «При долинушке калинушка стоит».

А. Гречанинов, слова народные «В чистом поле дуб стоит»

Р. Бойко, слова .С Есенина «Утро»

Р. н. п. в обработке А.Ю. Думченко «Зелёная рощица»

Р. н. п. в обработке А.Ю. Думченко «Как у бабушки козёл»

   При переходе к многоголосному пению трудность заключается не в самом исполнении, а в слышании сразу несколько звучащих мелодических линий. И очень важно научить маленького певца видеть в партитуре и слышать переходы от многоголосия к унисону, от унисона к многоголосию. Научить грамотным вступлениям различных партий. Работая с одной партией очень полезно подыгрывать другую партию или исполнять всю партитуру, а еще интереснее — найти внутренним слухом в исполненной на фортепиано партитуре свой голос (например нижний), и затем исполнить его с названием нот или на слоги.

Приемы работы над двухголосным произведением:

- всего хора дуэтом с хормейстером (т.е. подготавливаем слух к новому непривычному звучанию, совершенствуем гармонический слух, умение слышать других, чувство ансамбля);

- начинать разбор нового произведения с унисонного исполнения всем хором каждой партии отдельно (так дети представляют мелодическое движение обоих голосов);

- петь с одной партией, например сопрано, закрытым ртом, а другой партией сольфеджио или со словами (доучиваем мелодию голоса, слыша при этом получаемое созвучия);

- петь произведение поочередно партиями или предложениями.

   Отдельно хочется сказать о подборе двухголосного  репертуара для хора .

На первом этапе работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала: это решающий фактор в деле освоения двухголосия. Песни  нужно подбирать в порядке возрастания  трудностей: от простого материала -- к более сложному. С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:  форма сжатая и лаконичная;  мелодия напевная, яркая, выразительная;  ритм – простое чередование четвертных и восьмых длительностей; голосоведение естественное, самостоятельное;  диапазон в пределах октавы. Лучше всего обращаться к народным песням, обладающим высокими художественными достоинствами, совершенством, напевностью.

  Обучение навыкам многолосного пения отнимает большое количество времени и сил, но занятия эти весьма увлекательны и для педагога и для тех, кто учится хоровому пению. Успех зависит от постоянства и регулярности занятий.

Современное преподавание – не только в детских хоровых коллективах – отличается большим разнообразием методических разработок, авторы которых относятся к различным школам. Но нужно всегда помнить о том, что основными критериями при выборе упражнений и произведений для детей остаются: доступность, интересность, простота. Доступными сочинения должны быть потому, что у каждого возраста имеется свой потолок восприятия информации. Ребёнок должен понимать и принимать то материал, который ему предлагается. Интересными – потому, что у детей должен проявиться отклик на сюжет, о котором рассказывается в той или иной песне или упражнении. Простота – это доходчивость материала; как мелодического, так и литературного. Поэтому не стоит браться за более сложный репертуар, чем тот, который осилят дети.

                               Список использованной литературы:

1. Н. В. Аверина. «С чего начинается детских хор?». Тетрадь № 1.Нотное издание «Золотая библиотека педагогического репертуара». Нотная папка хормейстера № 1. – «Дека ВС»

2. Чесноков П. «Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров». - М.: «Музыка», 1961.

3.Поплянова  Е. Игровые каноны, М. «Владос», 2002.

4.Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре, М. 1987.

5.Егорова А. Теория и практика работы с хором, Л. 1981.

6.Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре, «Музыкальное воспитание в школе», 1975, вып. 10.

7.Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей, Киев, 1989.  

8. Думченко А. Ю. «Работа над двухголосием в детском хоре на начальном этапе обучения». Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии» вып.2 «Композитор» СПб. 2014.

9. Муругова Г.Н. Вокальная работа в хоре: учебно-методическое пособие/ Автор - составитель Г.Н.Муругова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.

10. Голоскова А.А. К вопросу о методике вокальной работы с детьми. Материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.