Методический доклад " Начальный этап работы в хоре младших классов"

Гурьева Ольга Ивановна

 В работе описаны  формы  и методы работы  обучения хоровому пению на начальном этапе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_nachalnyy_etap_raboty_v_hore.docx33.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Начальный этап работы в хоре младших классов»  

        Подготовила преподаватель ДШИ Гурьева О.И.

г. Нягань

2021г.

Оглавление

1. Введение.

II. Первые уроки хора.

III. Ознакомление детей с основами певческой культуры и привитие им первоначальных певческих навыков.

  1. Вокально-хоровые упражнения в хоре подготовительной группы.
  2. Заключение.
  3. Список использованной литературы.

Введение

Хоровое пение - одна из любимых форм музыкальной деятельности детей. Это наиболее доступный вид исполнительства в дошкольном и младшем школьном возрасте.

"Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Вокальная, в том числе хоровая, музыка представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов - богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий, образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности.

И всё это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития художественного вкуса".[1]

Очень важно, чтобы начальный этап музыкального воспитания вызывал в ребёнке интерес, побудил его к творчеству, к желанию заниматься хоровым пением.

Все мы хотим видеть своих воспитанников способными чувствовать, сопереживать и творить добро. Именно музыка развивает в человеке такого рода чувства, и на данном этапе хоровое пение, на наш взгляд, наилучшим образом влияет на формирование личности ребёнка, на формирование в нём нравственности.

Как же научить детей петь, чтобы пение доставляло радость и стало потребностью души?

Как научить преодолевать трудности в пении, чтобы маленькие певцы легко могли "брать барьер" и с каждым днём, шаг за шагом приближаться к совершенству?

Какие формы работы применять на первом этапе, чтобы не погасить естественный детский интерес к музыке?

На эти и другие вопросы хотелось бы попытаться ответить в данной работе, используя ценный опыт хоровой практики видных хормейстеров, материалы из книг и статей по хоровому делу, а также некоторый собственный опыт работы с хором младших школьников.

ПЕРВЫЕ УРОКИ ХОРА

Для детей, впервые пришедших в хоровой класс, большое значение имеют первые уроки.

Надо, чтобы первая и последующая встречи с музыкой прошли в атмосфере добра, радостных открытий, были наполнены новыми впечатлениями. Дети должны почувствовать, что в их жизни открылась новая страница - этот интересный и увлекательный мир музыки.

В своей практической работе мы обращаем большое внимание на подготовку к первым урокам хора. Готовясь к приходу детей на самый первый урок, подбираем различный материал, который будет необходим в самом начале занятий. Это детские сказки, басни с красочными иллюстрациями, репродукции картин, различные рисунки, на которых изображены сказочные персонажи, герои мультфильмов, красивые пейзажи. Хорошо, если бы такого рода произведения искусства украшали хоровой класс постоянно, так как, преображая зал, они создают ощущение праздника.

Кроме того, художественное оформление класса развивает эстетический вкус учащихся, а также помогает создать атмосферу творчества.

Когда на первом уроке у нас заходит разговор об искусстве, о музыке, я спрашиваю детей, нравятся ли им эти картины и хотят ли они научиться рисовать также красиво.

Получив утвердительный ответ, говорю о том, что на занятиях хора мы тоже будем рисовать картины. Только картины эти будут необычными, музыкальными. Их интересно раскрашивать звуковыми красками. Но для этого надо научиться соблюдать все правила пения. Ведь и художник рисует картину, соблюдая правила живописи.

Далее я говорю о том, что для овладения секретами пения, для успешной работы необходима строгая дисциплина в хоре. Это означает, что каждый певец время занятий должен быть предельно внимателен и собран, чтобы полностью сосредоточить своё внимание на пении, дирижёре, на его жестах.

Кроме того, отвлекаясь, можно упустить самое интересное в рассказе учителя.

А кому же хочется пропустить самое интересное?

На последующих занятиях вопрос по дисциплине обычно не возникает.

На первом же уроке говорю детям о том, что хор - это коллектив, в котором все певцы должны выполнять задания, данные учителем, дружно и слаженно. Если же этим правилам не следовать, с хором может случиться такая же история, какая произошла с героями басни Крылова "Квартет". Дети, заинтересовавшись, просят её почитать.

Возвращаясь к вопросу о дисциплине, хочется дать совет начинающему хормейстеру: "Не давайте детям скучать!"

Чтобы этого не случилось, надо в процессе урока чаще менять виды работ, задачи исполнения. Пение хорошо перемежать со скороговорками, музыкальными играми. Вот одна из таких игр. Мы называем её "Ворона".

Педагог выводит к хору и под музыку выполняет различные движения руками, головой и т.д.

Дети, вслед за учителем, повторяют эти движения. В момент остановки музыки они должны замереть. Тот, кто не услышал остановки и продолжает делать движения, выбывает из игры. Этот ученик и есть "ворона". Детям игра нравится. При повторном её проведении они стараются быть внимательнее.

Игра вносит оживление в работе, снимает усталость. Кроме того, она развивает внимание.

Хочется сказать несколько слов о целесообразности применения такого рода игр на уроках хора.

Практика показала, что игровые приёмы очень полезны и вносят облегчение в хоровую деятельность детей.

В творческом процессе не обойтись без шутки, игровых моментов, без двигательной активности малышей.

В занятиях можно использовать маршировку, хлопки в ладоши, различные движения руками, головой, туловищем, игры для активизации слуха и внимания. Вносит разнообразие в работу использование исполнительских красок: пение запева одной группой хора, припева - другой, чередование пения солиста и хора и т.п./.

Все эти приёмы, как было уже сказано выше, вносят оживление в процесс творчества, снимают усталость и умственное напряжение, позитивно настраивают детей на дальнейшее преодоление трудностей в пении, дают заряд бодрости и хорошего настроения.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСНОВАМИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 И ПРИВИТИЕ ИМ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ 

ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Ознакомление детей с основами певческой культуры начинается с рассказа о том, что человек получил в дар от Бога бесценный инструмент - певческий голос.

Он очень нежный и хрупкий, его легко потерять. Сохранить голос здоровым, чтобы он радовал своей красотой и чистотой можно, лишь соблюдая определенные правила.

Вот эти основные правила:

  1. Нельзя кричать при пении и при разговоре. От этого голос устает и портится.
  2. Нельзя пить разгоряченными холодную воду - можно простудиться, а это вредно действует на голос.
  3. Нельзя бегать перед пением. Это сбивает дыхание, которое очень важно в пении. Следующий этап - освоение певческой установки. Ребятам разъясняется как надо сидеть при пении. Спина должна быть выпрямлена, ноги всей ступнёй стоят на полу. При объяснении хорошо помогает выражение "сидеть бодро". Дети сразу подтягиваются, только надо последить за тем, чтобы у них не был высоко поднят подбородок. Это ведёт к неправильной манере пения.

Ознакомление детей с языком дирижёрских жестов начинается с вопроса о том, зачем в хоре нужен дирижёр.

Дети, путем наводящих вопросов учителя, приходят к выводу: дирижёр нужен для того, чтобы "помогать хору исполнять песню".

Предваряя показ основных дирижёрских жестов, объясняю детям, что дирижёр владеет знаками, с помощью которых он управляет хором.

Знакомлю их с жестами "внимание", "дыхание", "вступление", "снятие".

Затем предлагаю детям первое упражнение. Внимательно следя за руками дирижёра, хор нараспев, вполголоса, в умеренном движении проговаривает слова: "роза", "ромашка", "сирень".

Каждый слог соответствует одному взмаху рук, После каждого слова, произнесённого хором, делаю небольшой перерыв, не опуская рук. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать внимание хористов на дирижёрском жесте "внимание" перед следующим словом.

Упражнение повторяем 2-3 раза. При повторении упражнения можно показать все жесты двумя руками. Иногда я вызываю одного ребёнка, попросив "заменить педагога". Дети ещё с большим вниманием следят за неумелыми, но очень старательными движениями рук маленького дирижёра.

Один из видов работы в хоре - чтение скороговорок. Объясняю детям, что скороговорки очень полезны. Они помогают чётко и внятно произносить слова в песне.

С одной из них "От топота копыт пыль по полю летит" мы знакомимся на первых же уроках.

Сначала, по руке дирижёра, вполголоса учимся чётко проговаривать слова в умеренном темпе. Затем темп постепенно ускоряем. Перед тем, как произнести скороговорку в последний раз, прошу детей обратить особое внимание на дирижёрский жест " дыхание". Предупреждаю их о том, что буду показывать жест то быстрее, то медленнее. Это имеет важное значение. Чем быстрее будет показан жест "дыхание", тем быстрее нужно произносить скороговорку.

Это упражнение является одной из форм начальной работы над темпом. Позднее эту скороговорку мы используем в работе при освоении динамических оттенков.

Следующий этап работы в хоре - ознакомление детей с навыком певческого дыхания.

Объясняю детям, что дыхание в пении отличается от дыхания в разговорной речи. Чтобы научиться правильно петь, необходимо сначала научиться правильно дышать.

Во время показа поясняю детям, что брать дыхание нужно ртом и носом одновременно. "Сделав вдох, остановиться, "затаить дыхание", как бы "закрыть его на замочек". Дети должны понять, что дыхание нужно брать "как бы в живот", чтобы воздух дошёл до "самого пояса". При этом раздвигаются нижние рёбра, т. к. лёгкие наполняются воздухом, а также слегка выпячивается передняя стенка живота /"поясок становится теснее"/."

Далее объясняю, что у человека, находящегося в состоянии покоя, вдох и выдох примерно одинаковы по времени.

В пении же вдох должен быть коротким, энергичным, а выдох, наоборот, продолжительным, постепенным, равномерным. Выпускать воздух надо экономно как бы "через соломинку". При этом живот мягко уходит на место.

Не все дети сразу понимают, как надо правильно дышать. Многие из них при вдохе поднимают плечи. Тогда в качестве помощи привлекаю к работе наглядное пособие - куклу "Мальвину".

Кукла представляет собой фигурку девочки, сделанную из картона /с использованием аппликации/. У неё подвижные плечи, которые можно поднимать и опускать. Кроме того, форму рта у неё можно легко менять с помощью аппликаций. Аппликации, сделанные в форме губ, представляют собой певчески сформированные гласные "а", "о", "у", "и", "э".

Этим пособием, в дальнейшем, мы пользуемся при работе над формированием гласных.

Показывая детям куклу, поясняю, что у нас в хоре появилась новая ученица, которую зовут "Мальвина". Она может повторять ошибки певцов, показывать, как надо правильно открывать рот. "Мальвина" будет помогать нам справляться с заданием.

На кукле демонстрирую детям, каким должно быть положение плеч при правильном вдохе.

Следом показываю, подняв её плечи, возможную ошибку при дыхании. Для лучшего усвоения навыка прошу детей, положив руки на плечи, вдохнуть, следя за тем, чтобы плечи не поднимались. Проделать это упражнение 3-4 раза.

Далее хористам предлагается следующее упражнение.

Положив руки с расставленными пальцами на пояс, по сигналу дирижёра сделать вдох. При этом нужно следить, чтобы не поднимались плечи и грудь, а расширялись бы нижние рёбра. После того, как вдох сделан, "закрыть дыхание на замочек", и затем постепенно, экономно выдыхать, одновременно произнося свистящую согласную "С-С-С". Этот согласный звук помогает регулировать дыхание, делает его плавным и продолжительным.

Это упражнение желательно повторять в течение 2-х, 3-х последующих уроков. После его освоения детям предлагается следующее упражнение на выработку навыка певческого дыхания.

Перед тем, как приступить к его выполнению, напоминаю детям, что в русском языке есть звуки согласные, короткие. Их нельзя пропеть, протянуть. /Привожу в пример несколько согласных звуков/. Но есть и звуки, которые тянутся, поются. Это - гласные звуки /от слова "глас" - голос/

Прошу их сесть "бодро", подтянуться и, взяв дыхание по руке дирижёра, мягко пропеть звук "у".

Обращаю внимание детей на то, каким должно быть положение рта при формировании этого звука: губы слегка вытянуты вперед, в трубочку.

При этом привожу в пример "Мальвину", у которой правильно сформирован звук "у". Предварительно, с помощью аппликации, меняю ей форму рта.

На примере этого упражнения дети должны понять, как зарождается любой гласный звук. Здесь можно применить разные ассоциации, понятные детям.

В одном случае момент возникновения звука сравнивается с мягким прикосновением к какому-либо предмету, в другом случае - с тем, как аккуратно, осторожно ставим мы на стол стакан с молоком с тем, чтобы не расплескать его.

У детей очень развито воображение, они довольно быстро понимают, как надо спеть.

" Звук "у" вокально очень удобен, так как "ведёт к образованию "узкого", чётко фиксирующего высоту звука". К тому же использование его в различных упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.[2] А в работе над унисоном он просто незаменим".[3]

С первых же минут обращаю внимание детей на то, что все звуки в хоре должны сливаться между собой в один звук. Чтобы это получилось, надо очень точно повторить звук, спетый педагогом. Взяв звук, вслушиваться в него, стараясь подстроить к общему звучанию хора.

Упражнение лучше начинать с примарных звуков, /то есть той части диапазона, которая звучит наиболее удобно и естественно/.

Хор повторяет звук с голоса учителя. Каждый звук держим столько, сколько потребуется для того, чтобы выстроить, по возможности, чистый унисон.

Всякий раз обращаю внимание детей на то, чтобы каждый звук "возникал из тишины". Прошу их в момент взятия звука быть предельно внимательными и собранными. Можно воспользоваться здесь известным выражением Г.Г. Нейгауза: " Звук должен покоиться в тишине, словно драгоценный камень в бархатной шкатулке".

После того, как детьми будет усвоен принцип возникновения звука и понятны задачи унисона, обращаю внимание детей на качество звучания, на необходимость петь мягким, тёплым, ласковым звуком. Объясняю, что "нужно тянуть звуки, как бы выдувая их из дудочки" или "надо спеть так, как спела бы скрипка".

Дети, с их развитым воображением и буйной фантазией быстрее и лучше воспринимают сказанное, если в нём присутствуют элементы сказочности, фантазии.

Имея в виду это обстоятельство, я стараюсь учитывать его в своей работе.

Перед тем, как начать петь следующее упражнение, прошу детей представить, что мы находимся на опушке сказочного музыкального леса. У входа в этот лес стоит большой, раскидистый дуб. Наверху, в густых ветвях сидит ворон - страж леса со своей серебряной трубой, с помощью которой он будит обитателей лесного царства.

Детям предлагается попевка: « У кота - воркота  колыбелька хороша»

Прошу их спеть мягко, ласково, красиво. Спеть так, чтобы "ворону понравилось" и он впустил бы нас в этот волшебный лес. Дети с удовольствием откликаются.

Сначала можно слегка поддержать унисон двумя-тремя аккордами. Затем пробуем спеть без поддержки инструмента, чтобы хорошо выслушать унисон.

Добавляю, что каждый хорист должен петь так, чтобы его голос не выделялся в хоре, не звучал бы громче остальных.

Прошу детей спеть первую фразу со словами. Сразу спеть упражнение, выполнив все правила, не удается. Поэтому, при многократном его повторении ставлю разные задачи, ссылаясь при этом на "ворона", которому пока ещё не совсем нравится исполнение.

В первом случае говорю, что все гласные в упражнении были пропеты хорошо, но в звучании не было слитности. В другом случае обращаю внимание детей на не аккуратное вступление. В третий раз поправляю интонацию, указав на пропетую неточно мелодию.

С каждым разом исполнение упражнения становится более стройным и осмысленным в вокальном отношении.

Хочется отметить, что материал следующих уроков также подбирается с целью вызвать интерес к упражнениям.

Так, например, упражнения на длительно льющийся звук мы начинаем с попевки "У кота".

         Продолжая начатую ранее сказку, говорю детям о том, что кот, живущий в волшебном лесу, допоздна рассказывает зверям сказки и поэтому по утрам любит понежиться в своей уютной колыбельке. У него мягкая и пушистая шерсть, которую так и хочется погладить. /Предлагаю детям погладить "воображаемого" кота/. Затем прошу их спеть попевку, сопровождая пение движением, имитирующим поглаживание.

По моему мнению, этот жест помогает детям лучше понять, как надо спеть: мягко, протяжно, тёплым, льющимся звуком.

Другой пример - одно из упражнений на сопоставление мажора и минора.

  К нему мы обращаемся позднее, примерно через 2-3 месяца после начала занятий. К этому времени дети смогут лучше овладеть навыками певческого дыхания, звуковедения, научатся петь связно, протяжно, а главное, интонационно чисто.

Тогда появится возможность сконцентрировать своё внимание на главной задаче упражнения - ощущении лада.

Почувствовать контрастную окраску мажора и минора помогают слова, вызывающие у детей ассоциации с образами "света" и "тьмы".

Таким образом, важнейшим на данном этапе работы мы считаем необходимость увлечь и заинтересовать детей.

Увлекая их игрой, применяя разнообразные упражнения, привлекая к работе сказку и фантазию, мы пытаемся вызвать у детей интерес к музыке, к пению, помогаем развитию их образного мышления.

                               ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В ХОРЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Вокально-хоровые упражнения в подготовительной группе хора ставят своей целью овладение целым комплексом умений и навыков, обучение детей певческим приёмам исполнения, укрепление их музыкального слуха, развитие эмоциональности.

Музыкальным материалом упражнений служат различные попевки, прибаутки, отдельные мотивы, фразы из вокальных и хоровых произведений.

Выбор именно этого музыкального материала не случаен.

Лаконичность попевок, доступность восприятию детей, простота интонаций позволяет быстрее запомнить их и сконцентрировать своё внимание на конкретной технической задаче.

Песня, как правило, содержит в себе множество задач.

Трудностями исполнения могут быть: широкие скачки в мелодии, различные штрихи, труднопроизносимые слова, определённые ритмические и темповые трудности.

Упражнения же, содержащие конкретную задачу, дают возможность поэтапно справиться с определенной трудностью в песне и, в конечном счёте, добиться качественного её исполнения.

Таким образом, совокупность всех вокально-хоровых упражнений составляет своеобразный интонационный багаж, умелое пользование которым помогает преодолеть технические трудности в работе над песней.

Всю вокально-хоровую работу следует проводить с обязательным учётом основных педагогических принципов /доступность, систематичность, последовательность и т.д./.

На начальном этапе работы необходимо включать в план урока упражнения на выработку навыков певческого дыхания, напевного и лёгкого звучания. Постепенно добавляются упражнения, вырабатывающие длительно льющийся звук, способствующий формированию гласных.

Параллельно с этим ставятся задачи постепенного расширения диапазона и овладения хорошей дикцией.

Важнейшим на данном этапе хоровой работы является выработка чистого унисона.

Предлагаемые далее упражнения, в качестве примера, заимствованы из разных сборников.

По нашему мнению, применение их на занятиях даёт наиболее ощутимые результаты.

Работать над дыханием необходимо на всем протяжении деятельности хорового коллектива.[4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Привитие детям любви к музыке, к хоровому пению, воспитание в них чувства прекрасного, стремление самим творить "красоту" - главные задачи музыкально-хорового воспитания.

Говоря о значении вокально-хоровой работы в младшей группе хора хочется подчеркнуть, что вся эта работа служит одной цели - совершенствованию хорового звучания и, как следствие, выразительному и яркому исполнению хоровых произведений.

Практика показала, что использование приведенного выше музыкального и игрового материала способствует формированию у детей первоначальных певческих навыков, необходимых для накопления опыта, развитию музыкальных способностей, воспитанию устойчивого интереса к музыке, к хоровому пению, а также готовит основу для участия детей в хоре более высокого уровня.

    Список использованной литературы

  1. Багадуров В. А., Орлова Н. Д., Сергеев А. А. Начальные приёмы развития детского голоса. Москва : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1954.
  2. Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. Москва : Просвещение, 1991.
  3. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. Москва : Музыка, 1987.
  4. Сергеев А. Воспитание детского голоса. Москва : Изд-во Академии пед. наук РСФСР,  1950.
  5. Стулова  Г. П. Хоровой класс: теория и практика работы в детском хоре. Москва : Просвещение, 1988.
  6. Работа с детским хором : сборник статей. Москва : Музыка, 1981.
  7. Шереметьев В. А. Хоровое пение в детском саду. Челябинск : Издатель Татьяна Лурье,  2001.


[1] В.А.Шереметьев. "Хоровое пение в детском саду". Челябинск, издатель

Татьяна Лурье, 2001 год, стр.5,6.

[2] "Работа с детским хором". Сборник статей. Москва, Музыка 1981 год стр. 15.

[3] Там же.

[4] Работа с детским хором. Сборник статей. Москва : Музыка, 1981. С. 14.