Открытый урок "Развитие навыков гармонизации на уроках общего фортепиано"

Гурьева Ольга Ивановна

Развитие навыков гармонизации 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                       19 .11.  2021 .

                                         ОТКРЫТЫЙ УРОК

« Развитие навыков  гармонизации  на уроках общего  фортепиано»

Провела преподаватель ДШИ Гурьева О. И.

                                                         План урока

Вступительное слово.

На современном этапе начального музыкального образования остро встаёт вопрос о необходимости создания новых педагогических технологий, методик, программ.

Это связано с изменением основной задачи обучения в музыкальных школах и школах искусств.

Если раньше акцент ставился на профессиональность образавания, то сей час на первый план выходит вопрос о воспитании и развитии детей посредством обучения музыке.

Необходимо обучать абсолютно всех детей, независимо от степени их музыкальной одарённости. Нужен новый подход, чтобы не просто научить ребёнка играть на инструменте (фортепиано), но, в первую очередь, привить любовь к музыке, пробудить у детей желание музицировать самостоятельно.

Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь детям раскрыть свои творческие способности и дать те навыки музицирования, которые пригодятся им  и после окончания школы.

Уроки такого музицирования приносят радость и повышают интерес детей к занятиям.

Творческое самовыражение благотворно влияет на развитие личности ребенка, воспитывает его эстетический вкус, расширяет жизненный и музыкальный кругозор, пополняет песенный репертуар и помогает ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.

Наконец, умение музицировать даёт возможность детям почувствовать свою значимость в среде сверстников, активизирует их участие в художественной жизни общеобразовательной школы и демонстрирует пользу обучения музыке.

Одним из таких навыков, способствующих раскрытию творческого потенциала ребенка и дающим реальные результаты, является подбор по слуху. Эта форма работы обязательно присутствует в курсе сольфеджио и ей уделяется определенная часть учебного времени на уроке, к сожалению, не в том объеме, в каком хотелось бы, так как перед преподавателем стоят и другие, не менее важные задачи по развитию  музыкального слуха учащихся.

Практика показала, что эта форма работы, как подбор по слуху, особо нравится детям и мы решили изыскать возможности, ресурсы, когда и где можно было бы заниматься этим ещё.

Таким ресурсом оказался предмет по выбору- фортепиано.

Знакомьтесь, это Даша Бурмантова –учащаяся по классу скрипки. По предмету фортепиано Даша  занимается  3й  год.

Мы решили часть времени на уроке фортепиано посвятить подбору по слуху как мелодий , так и различных видов  аккомпанемента (конечно, не в ущерб изучению основной программы с традиционным классическим репертуаром).

Эта наша работа, своего рода, эксперимент и сегодня мы вам продемонстрируем что же из этого получилось.

Существуют разные подходы к вопросу подбора по слуху, гармонизации.  Все они « имеют место быть»  в музыкальной практике. Однако приходится считаться с тем, что не все дети дети одинаково одарены и не все быстро схватывают тот материал, который  им предлагается. Поэтому здесь имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей.

В свете вышесказанного, у нас Дашей – свой путь, свой опыт освоения данного навыка.

 И добавим, что все упражнения, которые мы  используем  на занятиях по подбору аккомпанемента,  опираются на конкретные теоретические знания, полученные на уроках сольфеджио, то есть теория и практика, в данном случае, активно взаимодействуют.

ХОД УРОКА

1. « Дудочка» - играть мелодию во всех тональностях по квинтовому кругу до 4х знаков в ключе + буквенное обозначение звуков и тональностей.

(транспозиция «для белочки», «для  медведя»  и т.д.)

2.  « Елочка» - D –dur

а) мелодия

б) с басом

в) с квинтами

г) с аккордами главных трезвучий

д) « альбертиевы басы»

3. « Мишка с куклой»  До мажор.

(есть секвенции, ритмическая группа с шестнадцатыми)

Новое: аккомпанемент польки.

4. « Как пошли наши подружки»  Соль мажор

а) сыграть только мелодию  верхнего  голоса

б) добавить нижний голос ( уточнить , какие интервалы подходят для двухголосия)

в) сыграть двухголосие с басом

г) спеть двухголосие вдвоём

5. « Тонкая рябина»  ре минор

(история создания – приезд бабушки)

Новое: тритон,  аккомпанемент , передающий  волнение).

6.» Сверчок»   До мажор

а) сыграть мелодию со старым, выписанным аккомпанементом

б) с новым ( « модернизированным ) аккомпанементом в жанре вальса

7. «В мире животных»   соль минор

а) сыграть со старым аккомпанементом ( выдержанные аккорды в левой руке)

б) с новым, арпеджированным аккомпанементом ( до этого познакомились с гаммой C – dur в прямом и расходящемся движении, играли аккорды, арпеджио)

8. Доминантсептаккорд (D 7)

( упражнение по квинтовому кругу во всех тональностях )

9. « Выйду за ворота»  (играть во всех тональностях до 4х знаков в ключе)

Новое: в аккомпанементе - D 7)

10. « На мосточке»   Фа мажор – ре минор. Соль мажор- ми минор, Ми ь мажор - до минор

Новое: в этой песне встречаются  две  тональности. Задача – освоить модулирующий аккорд  (мостик) в параллельную тональность.

11. «В траве сидел кузнечик»

Новое: другой аккомпанемент и отклонение в параллельную тональность, т.к. мы познакомились с буквенным обозначением аккордов ( ранее не выходили за пределы одной тональности)

12.  Упражнение «Я на солнышке сижу»

Играем аккорды главных трезвучий лада в разных мелодических положениях в тесном расположении.

13. « Чунга-чанга»   ре минор