Открытый урок "Развитие навыков гармонизации на уроках общего фортепиано"
Развитие навыков гармонизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_razvitie_navykov_garmonizatsii_na_urokah_fortepiano.docx | 17.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
19 .11. 2021 .
ОТКРЫТЫЙ УРОК
« Развитие навыков гармонизации на уроках общего фортепиано»
Провела преподаватель ДШИ Гурьева О. И.
План урока
Вступительное слово.
На современном этапе начального музыкального образования остро встаёт вопрос о необходимости создания новых педагогических технологий, методик, программ.
Это связано с изменением основной задачи обучения в музыкальных школах и школах искусств.
Если раньше акцент ставился на профессиональность образавания, то сей час на первый план выходит вопрос о воспитании и развитии детей посредством обучения музыке.
Необходимо обучать абсолютно всех детей, независимо от степени их музыкальной одарённости. Нужен новый подход, чтобы не просто научить ребёнка играть на инструменте (фортепиано), но, в первую очередь, привить любовь к музыке, пробудить у детей желание музицировать самостоятельно.
Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь детям раскрыть свои творческие способности и дать те навыки музицирования, которые пригодятся им и после окончания школы.
Уроки такого музицирования приносят радость и повышают интерес детей к занятиям.
Творческое самовыражение благотворно влияет на развитие личности ребенка, воспитывает его эстетический вкус, расширяет жизненный и музыкальный кругозор, пополняет песенный репертуар и помогает ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.
Наконец, умение музицировать даёт возможность детям почувствовать свою значимость в среде сверстников, активизирует их участие в художественной жизни общеобразовательной школы и демонстрирует пользу обучения музыке.
Одним из таких навыков, способствующих раскрытию творческого потенциала ребенка и дающим реальные результаты, является подбор по слуху. Эта форма работы обязательно присутствует в курсе сольфеджио и ей уделяется определенная часть учебного времени на уроке, к сожалению, не в том объеме, в каком хотелось бы, так как перед преподавателем стоят и другие, не менее важные задачи по развитию музыкального слуха учащихся.
Практика показала, что эта форма работы, как подбор по слуху, особо нравится детям и мы решили изыскать возможности, ресурсы, когда и где можно было бы заниматься этим ещё.
Таким ресурсом оказался предмет по выбору- фортепиано.
Знакомьтесь, это Даша Бурмантова –учащаяся по классу скрипки. По предмету фортепиано Даша занимается 3й год.
Мы решили часть времени на уроке фортепиано посвятить подбору по слуху как мелодий , так и различных видов аккомпанемента (конечно, не в ущерб изучению основной программы с традиционным классическим репертуаром).
Эта наша работа, своего рода, эксперимент и сегодня мы вам продемонстрируем что же из этого получилось.
Существуют разные подходы к вопросу подбора по слуху, гармонизации. Все они « имеют место быть» в музыкальной практике. Однако приходится считаться с тем, что не все дети дети одинаково одарены и не все быстро схватывают тот материал, который им предлагается. Поэтому здесь имеет место индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей.
В свете вышесказанного, у нас Дашей – свой путь, свой опыт освоения данного навыка.
И добавим, что все упражнения, которые мы используем на занятиях по подбору аккомпанемента, опираются на конкретные теоретические знания, полученные на уроках сольфеджио, то есть теория и практика, в данном случае, активно взаимодействуют.
ХОД УРОКА
1. « Дудочка» - играть мелодию во всех тональностях по квинтовому кругу до 4х знаков в ключе + буквенное обозначение звуков и тональностей.
(транспозиция «для белочки», «для медведя» и т.д.)
2. « Елочка» - D –dur
а) мелодия
б) с басом
в) с квинтами
г) с аккордами главных трезвучий
д) « альбертиевы басы»
3. « Мишка с куклой» До мажор.
(есть секвенции, ритмическая группа с шестнадцатыми)
Новое: аккомпанемент польки.
4. « Как пошли наши подружки» Соль мажор
а) сыграть только мелодию верхнего голоса
б) добавить нижний голос ( уточнить , какие интервалы подходят для двухголосия)
в) сыграть двухголосие с басом
г) спеть двухголосие вдвоём
5. « Тонкая рябина» ре минор
(история создания – приезд бабушки)
Новое: тритон, аккомпанемент , передающий волнение).
6.» Сверчок» До мажор
а) сыграть мелодию со старым, выписанным аккомпанементом
б) с новым ( « модернизированным ) аккомпанементом в жанре вальса
7. «В мире животных» соль минор
а) сыграть со старым аккомпанементом ( выдержанные аккорды в левой руке)
б) с новым, арпеджированным аккомпанементом ( до этого познакомились с гаммой C – dur в прямом и расходящемся движении, играли аккорды, арпеджио)
8. Доминантсептаккорд (D 7)
( упражнение по квинтовому кругу во всех тональностях )
9. « Выйду за ворота» (играть во всех тональностях до 4х знаков в ключе)
Новое: в аккомпанементе - D 7)
10. « На мосточке» Фа мажор – ре минор. Соль мажор- ми минор, Ми ь мажор - до минор
Новое: в этой песне встречаются две тональности. Задача – освоить модулирующий аккорд (мостик) в параллельную тональность.
11. «В траве сидел кузнечик»
Новое: другой аккомпанемент и отклонение в параллельную тональность, т.к. мы познакомились с буквенным обозначением аккордов ( ранее не выходили за пределы одной тональности)
12. Упражнение «Я на солнышке сижу»
Играем аккорды главных трезвучий лада в разных мелодических положениях в тесном расположении.
13. « Чунга-чанга» ре минор