Сценарий лекции-концерта для родителей и учащихся " По страницам "Детского альбома" П. И. Чайковского"

Гурьева Ольга Ивановна

В работе описана история создания " Детского альбома" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.chaykovskiy_detyam_.docx46.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    Сценарий    лекции-концерта

                            По страницам   «Детского альбома»

                                      П. И. Чайковского

                                                                                                            30.05.2019.

                                                  Подготовила преподаватель   Гурьева О. И.

                 ПОРЯДОК ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

  • Утренняя молитва                             исп. Саяфарова С.П.

  • Игра в лошадки                                    исп. Яцуненко Алексей                             

                                                                (пр.Удникова В. Н.)

  • Болезнь куклы                                      исп. Помелова Арина

                                                                       (пр. Шафир Е М.)

   

  • Вальс                                                    исп. Клевакина Е. А.

  • Новая кукла                                        исп. Саяфарова С П.

  • Камаринская                                       исп. Клевакина Е. А.

  • Итальянская песенка                          исп. Третьякова Н. Б.

  • Старинная французская песенка   исп. Дорофеева Кристина

                                                                           (пр.Курочкина С.Ю.)

 

  • Немецкая песенка                                исп. Третьякова Н. Б.

  • Баба - Яга                                              исп. Саяфарова Есения

                                                                      (пр.Саяфарова С.П.)

  • Сладкая грёза                                       исп. Клевакина Е. А.

                                   

  • Песня жаворонка                                  исп. Легчинова Алёна

                                                                             (пр. Гераськина А. А.)

                                           

  • Неаполитанская песенка                     исп. хор 3-4 классов

                                                                  (рук. Шубарова Т. Н.,

                                                                 конц. Кузнецова О. М.)

                 

 Портрет композитора на экране

                        

                    Звучит « Подснежник»  из «Времён года»

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы вспомним о гениальном русском композиторе,  музыку которого знают и любят во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.

        Музыка Петра Ильича Чайковского  звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом произведении, будь то сложная симфония или незатейливая детская пьеса.

        179 лет назад в городе Воткинске, Вятской губернии родился мальчик, которого назвали Петей, Петрушей. В семье было много детей. Мальчика все любили. Он был  неистощим  на выдумки, забавные истории, весёлые игры. Но была у него одна странность, которая всех удивляла. Иногда Петя  вдруг задумывался, бросал игру и уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один, он сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся внутри него. Мальчик  не знал, откуда они. Музыка звучала в его голове, звучала громко и подчас мешала ему.

        Однажды произошёл такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушёл к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал. Мама спросила, что с ним, он, рыдая,  отвечал: «Музыка звучит  здесь!» На самом деле в комнате никакой музыки не было. Но Петя настаивал, с плачем  показывая на свою голову: « Музыка звучит у меня здесь! Избавь меня от неё, она не даёт мне покоя! »

         Когда мальчику исполнилось 10 лет, их семья переезжает в Петербург. Здесь будущий композитор поступает в училище правоведения, так как семья хочет, чтобы он стал юристом. В это же время Петя начинает серьёзно заниматься музыкой, часто посещает оперный театр. По окончании училища он начинает понимать, что юриспруденция – не его призвание и поступает в консерваторию. Позже Пётр Ильич переезжает в Москву. Он - профессор консерватории. Но преподавательская  работа мешает творчеству и Чайковский начинает заниматься только композиторской деятельностью.

Его музыка радует и волнует, она всегда глубока и искренна.

        По-настоящему понять и оценить крупные произведения Чайковского, вы сможете, когда станете взрослыми. Сегодня  в нашем концерте мы обратимся к  музыке, созданной композитором, исключительно, для детей.

           П.И. Чайковский очень любил детей,  понимал их душу, чувствовал их настроение, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

     Детская тема проходит через всё его творчество, а «Детский альбом», о котором сегодня пойдёт речь,  стал первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, огромный мир ребёнка, рассказанный в звуках.

      На протяжении многих лет композитор жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Пётр Ильич всегда чувствовал себя, по-домашнему, уютно. О его симпатиях к детям мы узнаём из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк – почитательнице и другу композитора: «…Мои племянники и племянницы такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье - пребывание среди них .»

     Пётр Ильич  подолгу гулял с детьми, много играл, рассказывал им невероятные истории о своих путешествиях и  о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал рассказы племянников о разных событиях в их жизни. А еще любил Пётр Ильич слушать, как дети занимаются музыкой. Слушая игру маленьких музыкантов, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много. Желание создать  для любимых племянников интересную, доступную для исполнения  музыку дали толчок к написанию «Детского альбома».

  Также одной из причин, определившей желание композитора написать музыку для детей, стал пример немецкого композитора Роберта Шумана, чьи увлекательные пьесы из «Альбома для юношества» очень полюбились детям.

Обдумывая замысел «Детского альбома», Чайковский, в одном из писем П. И . Юргенсону – своему издателю, сообщал:

 "Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана."

     Ссылаясь на  «Альбом для юношества», он имел ввиду только общую задачу - создать цикл небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны для исполнения самими детьми.

    Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года.

   Летом этого же  года «Детский альбом» был закончен. Петр Ильич решает посвятить его любимому племяннику.

    «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский фон Мекк. И действительно, на титульном листе первого издания было написано: «Посвящается Володе Давыдову».

      Образный строй «Детского альбома» вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор.  

« Маленькой сюитой из русского быта » - называет Б. Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями.

      Мы перелистываем страницы музыкального сборника и перед нами одна за другой встают картинки из жизни детей. Сколько событий, сколько интересных историй и происшествий в течение одного лишь только  дня!

       Здесь и  весёлые, задорные игры, и обязательные танцы, и занимательная сказка няни с хорошим концом и вдруг, возникающий в воображении жуткий образ бабы Яги. А вот картинка меняется… и мы видим, как за стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и  разгульная…

    Думаю, что Вам, дорогие друзья,  будет интересно прочувствовать через музыку Чайковского особый дух того времени, узнать как жили тогда дети, что их окружало, как они проводили свое время?

         Многие пьесы сборника можно условно объединить в маленькие сюиты: так ряд пьес посвящён историям о куклах, другие - рисуют картинки русской жизни, а ещё несколько пьесок повествуют о чужих странах. Ведь Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, Швейцарии,  слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом.

      Посмотрим на содержание альбома. Название пьес сразу о многом расскажет (слайд - обложка и содержание).

Утренняя молитва

Зимнее утро

Мама

Игра в лошадки

Марш деревянных солдатиков

Болезнь куклы

Похороны куклы

Вальс

Новая кукла

Мазурка

Русская песня

Мужик на гармонике играет

Камаринская

Полька

Итальянская песенкa

Старинная французская песенка

Немецкая песенка

Неаполитанская песенка

Нянина сказка

Баба-Яга

Сладкая грёза

Песня жаворонка

Шарманщик поёт

В церкви

                  Пройдемся по страницам «Детского альбома» и послушаем некоторые из этих чудесных музыкальных зарисовок и  историй…

  Утренняя молитва. Первый сюжет альбома связан с пробуждением ребенка и началом дня. Раньше день в семье начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. Молясь, ребёнок  настраивался на добрые мысли и поступки.

Господи Боже!

Грешных спаси:

Сделай, чтоб лучше

Жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало

Тепло и светло

И чтоб весеннее

Солнце взошло.

Птиц, и людей, и зверей,

Прошу Тебя, отогрей.

Прошу, Боже мой!

 «Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая музыка, полная возвышенного покоя и созерцания. Это, своего рода, размышления о Боге, о душе…

   

                        Звучит «Утренняя молитва»    (Саяфарова С. П.)

     Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь. А игрушечный  или вовсе палочка. Всё происходит, как бы взаправду. Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка ярко  рассказывает об этом. Мы погружаемся в безудержное веселье, смех и радость. Во времена Чайковского у детей не было ни машинок, ни самолётиков, поэтому для любого мальчика того времени –  барабан, оловянные солдатики или игрушечная лошадка были предметом особой гордости. Послушайте, как необычно звучит музыка пьесы «Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать

       Упругий бег отрывистых аккордов, темпераментные динамические нарастания и спады ярко рисуют «музыкальную картинку»: разгоряченный игрой мальчик, вообразив себя лихим всадником, увлеченно раскачивает свою деревянную лошадку-качалку.

         Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по лугу зеленому.

        По одуванчикам, по колокольчикам,

По лопухам, по ромашкам и лютикам.

Мимо стрекоз, и лягушек, и ящериц,

Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по саду заросшему.

Мимо малины и мимо смородины,

Мимо рябины, и вишни, и яблони.

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался вперёд и вперёд!

                Звучит    «Игра в лошадки»      ( Яцуненко Алексей )

                                                          пр. Удникова В. Н.

    Следующие пьесы,  образующие небольшую сюиту о куклах раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о  серьезной душевной жизни маленького ребенка, который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.

        Вы услышите  две пьесы из этой сюиты. Конечно же, эти короткие музыкальные рассказы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время, радуется новой кукле.

       Кукла заболела… Грустная музыка передает искренние переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что всё принимает  всерьёз и очень сильно беспокоится о своей любимице. А, может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела). Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она, как бы, «разорвана» паузами, и каждый звук, как будто, похож на «вздох» или «стон» больной куклы.

Кукла Маша заболела,

Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно, Маше тяжко,

Не поможешь ей, бедняжке

Нас покинет Маша вскоре,

Вот уж горе, так уж горе, горе, горе…

                 Звучит    «Болезнь куклы»   ( Помелова    Арина )

                                                                    пр. Шафир Е. М.

       После болезни и похорон куклы Чайковский вдруг вставил «Вальс». Почему? Потому что нужно время, чтобы забылось горе. Но почему же здесь звучит именно вальс? А потому, что он был самым любимым танцем XIX века, звучал и на скромных домашних праздниках, и  в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. «Вальс» из «Детского альбома» передаёт атмосферу  такого  домашнего праздника.

               Звучит    «Вальс»     (Клевакина Е. А.)

    Новая кукла. Завершает эту маленькую сюиту «Новая кукла».  Легким ветерком радости предстает эта миниатюрная пьеса. В ней слиты воедино разные оттенки чувств: изумление, восторг, охватывающие ребенка при виде красивой игрушки, о которой он так давно мечтал. Вместе со своей куклой девочка кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена чувством восторга, трепещущей радости и  счастья.

                         Звучит   «Новая кукла»    ( Саяфарова С. П.)

   «…Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характерных черт русской народной музыки…», - писал Чайковский фон Мекк. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне и пляске, нашли отражение в трёх  пьесах «Детского альбома. Это «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». Они составляют еще одну маленькую сюиту.

        В России в 60-70-х гг. XIX века,  в период подъема национальной культуры, усилилось внимание к народной музыке. Появились новые обработки народных песен, сделанные М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым. В 1869 году  29-летний Чайковский сделал фортепианные обработки 50 русских народных песен, проявив себя знатоком русского фольклора. Мы послушаем пьесу «Камаринская». Этот знаменитый наигрыш русской пляски еще  в 1848г. использовал Глинка в своей блестящей оркестровой фантазии. Здесь же плясовая  является скромной фортепианной миниатюрой. Развивая традиции Глинки, Чайковский дает в ней яркий образец инструментальных вариаций – узорчатого расцвечивания темы. Вспомните народное искусство росписи Хохломы, Палеха, его звонкие и яркие краски.

                         Звучит   «Камаринская»    ( Клевакина Е. А.)

       Следующая сюжетная линия, которую мы назвали бы « Песни дальних стран» представлена «Старинной французской песенкой», «Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой». В каждой из пьес отражаются особенности народной музыки этих стран. В них мы ощущаем и ритмическую живость итальянских мелодий, и мудрую грусть старинного французского напева, и степенную размеренность немецкого танца. Известно, что Петр Ильич очень много путешествовал, и свои впечатления он воплощал в музыке. Вот и мы с вами совершим увлекательное музыкальное путешествие и постараемся понять  особенности и колорит  народной музыки  этих стран.

 

  Первая из этой сюиты - «Итальянская песенка»… Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия в Италию. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. Вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка»

    «Итальянская песенка» очень грациозная, милая, нежная. Похожа ли  она на какой-нибудь танец? Да, она похожа на вальс. В пьесе чувствуется вальсовость, но вальс этот не плавный, а игривый и  оживлённый.

     В музыке много акцентов, которые придают ей энергичный характер, отчётливость. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии музыкальным инструментам - мандолине и гитаре.

         Звучит    «Итальянская песенка»     (Третьякова Н. Б.)

     В «Старинной французской песенке» оживает грустный, искренний, простой народный напев. Она похожа на песню – задушевную, задумчивую, печальную. Композитор использовал здесь подлинный напев XVI века. Неторопливая мелодия, скупые гармонии напоминают картины старых мастеров с их  приглушённо-тёмной палитрой красок. Из глубоких теней этих картин проступают лица и фигуры людей в старинных одеждах, живших в давние времена. Сдержанная и благородная простота, аромат старины сделали эту пьесу шедевром « Детского альбома».

   Звучит  «Старинная французская песенка»

     (Дорофеева Кристина), пр. Курочкина С. Ю.

         А теперь прозвучит «Немецкая песенка», весёлая и бесхитростная. Она похожа на старинный немецкий сельский танец лендлер - предшественник вальса, который танцевали крестьяне:  неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с кружением и  притопами в своих деревянных башмаках. А резкие скачки в мелодии характерны для  напевов, распространенных среди жителей Альп.

                Звучит   «Немецкая песенка»   (Третьякова Н. Б)

   В творчестве композиторов сказочные образы нашли необычайно яркое воплощение. Что касается образа злой колдуньи, популярного персонажа русской сказки, которой пугают маленьких детишек, то за четыре года до создания этой пьесы П.И. Чайковским  этот образ  гениально запечатлел М. П. Мусоргский в своём цикле « Картинки с выставки». Но если Мусоргский создал своё произведение для взрослых, то Чайковский ориентировался на детское восприятие и детскую психологию. В результате его Баба - Яга не столь свирепа.

        

Кто там? Кто там летит в вышине?

Кто там, в тёмной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет?

Кто метлою тучи гонит?

Кто там кружит над чёрной чащей?

Кто там свистит над деревнею спящей?

Кто там, кто там  летит над землёй?

Чей там слышится хохот и вой?

           Сейчас мы услышим пьесу «Баба Яга». Это картинка сказочного стремительного полета Яги. Она словно пролетела над самой головой и стремительно улетает. Композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж.

                  Звучит    «Баба Яга»

            ( Саяфарова  Есения)  пр. Саяфарова С. П.

                                         

       Одна из вдохновеннейших  пьес «Детского альбома» - это «Сладкая грёза». Грёза — это мечта, трепетное состояние души, созерцание чего-то необычного и возвышенного. Думаю, что нет таких людей на земле, которые не мечтали бы о чём-то своём, сокровенном…

     И  мечтания  ребёнка воплощает здесь эта  прекрасная мелодия…

 

                  Звучит    «Сладкая грёза»   ( Клевакина Е. А. )

  «Песня жаворонка» из «Детского альбома» - это тонкая  живописная зарисовка, передающая щебет и трели птиц, окрашенная светлым, радостным настроением, лишь в средней части пьесы появляется лёгкий налёт грусти.

Здесь над землёй, мой дом родной,

Здесь жизнь моя, здесь счастлив я

И потому пою я

Летаю я, порхаю я.

Небес простор ласкает взор

И льётся песнь моя

Здесь, в вышине приятно мне.

Пока рассвет и мягок свет,

Летать и петь, ликуя.

Из сердца лью я песнь свою.

Ну,  кто из вас, хотя бы раз

Слыхал, как я пою?

Фью, фью, фью, фью,

Фью, фью, фью, фью…

    Звучит      «Песня жаворонка»   ( Легчинова Алёна)

                                                               пр. Гераськина А. А.

   В заключение нашего концерта вы услышите «Неаполитанскую песенку». Это одна из самых популярных и самых ярких пьес «Детского альбома», отражающая веселый итальянский карнавал.

          В своей пьесе П. И. Чайковский  очень выразительно передал черты итальянской народной музыки. В ней соединились и песня и танец. Как и в «Итальянской», в «Неаполитанской песенке» две части - запев и припев. Если в запеве мы слышим песенку и можем ее спеть, то мелодию припева спеть труднее. Здесь властвует стихия стремительного танца. На основе этой пьесы Пётр Ильич создал «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро».

       Звучит  «Неаполитанская песенка» (хор  3-х,4-х классов)    рук. Шубарова Т. Н., конц. Кузнецова О. М.)

           Дорогие друзья, вот мы  и послушали  музыку П. И. Чайковского, написанную для вас, детей, и немного узнали о самом композиторе. В заключение нашего концерта хочется сказать что «Детский альбом» Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвящённый любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, а также детских эмоций, которые он смог так точно передать в музыке. И это, удивительное по своему замыслу и воплощению произведение,заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

    Понравился ли вам концерт?

Давайте поаплодируем еще раз исполнителям этих произведений  и их преподавателям!

           Звуковое и  художественное оформление:

Подбор слайдов :  Чебураков Э. Г.

Звукооператор:  Радионов А. В.

Ведущая программы:  Гурьева О. И.

Наш концерт окончен.   До новых встреч!