Программа дополнительной образовательной услуги Вокальная студия "Радуга"

Жукова Александра Сергеевна

Программа дополнительной образовательной услуги предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukova_dop.programma.docx61.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детский сад «Сказка», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок»

(Детский сад «Сказка», филиал Детского сада «Светлячок»)

РАССМОТРЕНА                                                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                            Директор Детского сада «Сказка»

от «____» ___________2022 года                                         _______________ / Шахова О.А.

Протокол № 03                                                                  «___» августа 2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

«Радуга»

                                                         Возраст обучающихся: 5-7 лет

                                                                               Срок освоения программы: 1 год

                                                                               Объем программы: 72 часа 

                                    Автор-составитель:

Жукова Александра Сергеевна

Музыкальный руководитель

                                                                             

г. Заводоуковск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2. Учебный план …………………………………………………………………………..7
  3. Методические материалы……………………………………………………………...12
  1.  Содержание программного материала……………………………………………….12
  2.  Требования техники безопасности в процессе реализации программы……………22
  3.  Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана……………………………………………………………………………………..22
  1. Оценочные материалы…………………………………………………………………23
  2. Перечень информационного, материально-технического и кадрового обеспечения реализации программы…………………………………………………………………24

5.1. Перечень оборудования, используемого для реализации программы …………….24

5.2. Перечень методических пособий и дидактических средств………………………..25

 5.3. Список литературы для педагога…………………………………………………….26

 5.4. Перечень полезных интернет-ссылок………………………………………………..27

Приложение ………………………………………………………………………………...28

1.Пояснительная записка

        Человеческий голос – самый первый и самый прекрасный музыкальный инструмент.

Пение – это спутник определенных чувственных состояний, прежде всего радости и эмоционального подъема. Оно наиболее близко и доступно детям. Это наблюдение ребенком звучащего мира, переживание красоты и разнообразия этого звучания. В звучании песни всегда должны царить впечатление, переживание, образ. Поэтому важно, чтобы дети занимались пением с желанием, с открытой душой и любовью, а не по принуждению.

Актуальность

        Развитие теоретических вопросов музыкально-эстетического воспитания продвигалось от усвоения элементов пения и музыкальной грамоты, ознакомления со спецификой музыки, ее выразительность средствами и строением произведений, от обретения элементарных навыков игры на музыкальных инструментах и приобретения историко-теоретических знаний в сторону овладения основами общей и музыкальной эстетики.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей. Данная программа обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (конкурсы, фестивали).

Новизна заключается в том, что программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования и проявления личностных качеств у учащихся, а также способствует работать в коллективе и проявлять лидерские качества.

Программа направлена на формирование музыкально-эстетической культуры обучающихся, развитие их художественно-творческого потенциала, артистических, исполнительских способностей средствами вокального искусства.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «До-ми-соль-ка» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в дошкольной образовательной организации, возрастных особенностей детей.

Принципы и подходы к формированию программы

1. Принцип системности -структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам).

2. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого самовыражения.

3. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью и творчеством.

4. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». Этот принцип диктует построение структуры программы и хода занятия. 

В начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходя от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

5. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости в процессе исполнения музыкальной композиции.

6. Принцип интеграции вокального ансамбля с другими видами детской деятельности. Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов, пальчиковой гимнастики, танцевально-ритмических упражнений, игры на музыкальных инструментах.

7. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе пения достигается посредством бережного отношения к своему голосовому аппарату, а также помощью осознать свою индивидуальность, научиться управлять своими эмоциями, поведением, адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

8. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского музыкального творчества.

Цель и задачи программы

Цель программы: приобщение детей к миру музыки посредством пения в вокальном ансамбле, развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению.

Задачи программы:

Обучающие:

-способствовать овладению воспитанниками эстрадной манеры пения, как фундамента и основы для других вокальных техник;

-формировать основные певческие навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование;

-обучать выразительному исполнению песни;

-формировать комплекс музыкально-ритмических навыков;

-постановка правильной, ясной и выразительной дикции, которая используется в пении.

Развивающие:

-развивать слух и голос детей;

-формировать голосовой аппарат;

-развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, развитие диапазона;

-развивать обще-эстетический кругозор.

Воспитательные:

-формировать устойчивый интерес к пению;

-обогащать внутренний мир ребёнка, через пение;

-приобщать детей к основам музыкальной культуры;

-развивать музыкально-эстетический вкус.

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет. Объем программы составляет не менее 94 академических часов. Нормативный срок освоения программы: 1 год.

Направленность программы - художественная.

Форма обучения очная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

-групповая (совместная образовательная деятельность).

-индивидуальная

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

             Практические занятия вокального ансамбля заключаются в работе над постановкой голоса и певческого дыхания, а также непосредственно над репертуаром. Практика занятия включает в себя индивидуальные и коллективные формы работы. Значительная часть занятия уделяется упражнениям, развивающим ладовый слух и навыки многоголосного пения.

Структура занятия

Вводная часть

-Приветствие, распевание

Цель: подготовка голосового аппарата к разучиванию и исполнению вокальных произведений, формирование певческой установки, дыхания, правильного голосообразования, создание доброжелательной атмосферы, вызвать у детей интерес к занятию.

Основная часть 

-Гигиена певческого голоса

Цель: формулирование законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

- Разучивание и исполнение новых песен

Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, исполнение песен с эмоциональным настроем.

Заключительная часть

-Пение с движениями 

Цель: развивать выразительное артистичное исполнение.

Обучение дошкольников вокальному искусству обусловлено, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес, желание заниматься пением.

Методы обучения

Словесные

-беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;

-скороговорки на развитие дикции;

Наглядные

-наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песни педагогом);

-наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням).

Практические

-упражнения, массаж, динамические паузы;

Планируемые результаты освоения программы

- приобретут основные певческие навыки;

- будут уметь выразительно исполнять вокальное произведение;

- получат навыки эстрадной манеры пения;

- научатся правильно дышать при пении;

- будет сформирована правильная постановка корпуса в процессе пения;

- будут развиты вокальные, танцевальные, актерские способности.

Для выявления, фиксации и предъявления результатов, подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы используются:

Способы и формы выявления результатов

Способы и формы фиксации результатов

Способы и формы предъявления результатов

Концерты, конкурсы, педагогическое наблюдение, праздники, диагностика

Грамоты, дипломы, благодарственные письма, протоколы диагностики

Открытое занятие для родителей, конкурсы, день открытых дверей, фоторепортаж или фото отчеты на сайте ОО, в социальных сетях и др.

2.Учебный план дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

№ п/п

Название раздела (или блока), темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Введение в образовательную программу 

1.1

Тема 1.1 Техника безопасности

1

1

0

2.

Раздел 2. Теория и история вокальной музыки

2.1

Тема 2.1 Что такое музыка?

1

1

0

2.2

Тема 2.2  Пение как вид музыкальной деятельности

0

0

1

3.

Раздел 3. Сценическая речь

3.1

Тема 3.1 Постановка голоса

1

0

1

3.2

Тема 3.2 Вокальные упражнения

1

0

1

3.3

Тема 3.3 Эстрадное творчество

1

1

0

3.4

Тема 3.4 Певческая техника

1

0

1

3.5

Тема 3.5 Вокально-технические правила

1

1

0

4.

Раздел 4. Работа над репертуаром

4.1

Тема 4.1 Основы актерского мастерства

1

0

1

4.2

Тема 4.2 Музыкально-ритмическая деятельность

1

0

1

4.3

Тема 4.3 Работа над формированием вокального тембра

1

0

1

5.

Раздел 5. Основы музыкальной грамоты

1

1

0

5.1

Тема 5.1 Основные понятия, термины

1

1

0

5.2

Тема 5.2 Музыкальные жанры

1

1

0

5.3

Тема 5.3 История эстрадного вокала

1

1

0

6.

Раздел 6. Дыхание

6.1

Тема 6.1 Певческое дыхание

2

0

2

6.2

Тема 6.2 Вокально-певческая установка

2

0

2

6.3

Тема 6.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

0

1

7.

Раздел 7. Дикция и артикуляция

7.1

Тема 7.1 Речевые игры и упражнения

2

0

2

8

Раздел 8. Прослушивание музыкальных произведений

8.1

Тема 8. 1 Народные песни

2

0

2

8.2

Тема 8.2 Произведения русских композиторов-классиков и современных отечественных композиторов

1

0

1

9

Раздел 9. Музыкальная культура

9.1

Тема 9.1 Путь к успеху

2

0

1

10.

Раздел 10. Подготовка репертуара

10.1

Тема 10.1 Пение с микрофоном

1

0

1

10.2

Тема 10.2 Работа с фонограммой

1

0

1

10.3

Тема 10.3 Работа с солистами 

1

0

1

11.

Раздел 11. Ансамбль

11.1

Тема 11.1 Ансамблевое пение 

1

0

1

11.2

Тема 11.2 Строй в ансамбле

1

0

1

11.3

Тема 11.3 Сольное пение 

1

0

1

12.

Раздел 12 Сценическая культура

12.1

Тема 12.1 Сценический образ

1

0

1

12.2

Тема 12.2 Сценическое движение и художественный образ песни

1

0

1

12.3

Тема 12.3 Сценическое действие

1

0

1

13.

Раздел 13. Развитие гармонического слуха

13.1

Тема 13.1 Атака звука. Пение на опоре.

1

0

1

13.2

Тема 13.2 Интервалы

1

0

1

13.3

Тема 13.3 Резонирование

1

0

1

13.4

Тема 13.4 Восстановление голоса после нагрузок

1

1

0

13.5

Тема 13.5 Ритмический и дикционный ансамбль

2

0

2

13.6

Тема 13.6 Элементы ритмики

1

0

1

14.

Раздел 14. Певческая деятельность с элементами сценического движения

14.1

Тема 14.1 Сценическое движение и художественный образ песни

1

0

1

14.2

Тема 14.2 Виды, типы сценического движения

1

1

0

14.3

Тема 14.3 Соотношение движения и пения

1

0

2

15.

Раздел 15. Вокально-интонационная работа

15.1

Тема 15.1 Средства музыкальной выразительности и выразительность исполнения

1

0

1

15.2

Тема 15.2 Работа над звукообразованием и звуковедением

1

0

1

15.3

Тема 15.3 Певческие регистры

1

0

1

15.4

Тема 15.4 Выработка чистого унисона

1

0

1

15.5

Тема 15.5 Дыхание с задержкой

1

0

1

15.6

Тема 15.6 Сонорные и несонорные согласные звуки

1

0

1

15.7

Тема 15.7 Формирование исполнительских навыков.

1

0

1

15.8

Тема 15.8 Вокальные произведения разных жанров. Великие вокалисты

0

1

0

15.9

Тема 15.9 Жесты вокалиста

1

0

1

16.

Раздел 16. Ансамбль и строй

16.1

Тема 16.1 Работа над текстом и партиями

1

0

1

16.2

Тема 16.2 Упражнения на развитие ладового чувства и строя

1

0

1

17.

Раздел 17. Введение в рождение музыки

17.1

Тема 17.1 Звуки окружающего мира 

1

1

0

17.2

Тема 17.2 В гости к музыкальным звукам

1

0

1

17.3

Тема 17.3 Что значит «слышать музыку»?

0

1

0

17.4

Тема 17.4 Три кита в музыке

1

1

0

18.

Раздел 18. Игровая деятельность

18.1

Тема 18.1 Театрализация песни

1

0

1

19.

Раздел 19. Снятие зажимов

19.1

Тема 19.1 Развитие мышц брюшного пресса и спины

1

0

1

20.

Раздел 20. Формирование звука

20.1

Тема 20.1 Правильное формирование гласных

1

0

1

20.2

Тема 20.2 Гигиена певческого голоса

1

1

0

20.3

Тема 20.3 Пластическое интонирование

1

0

1

20.4

Тема 20.4 Прослушивание современных детских вокальных коллективов

1

0

1

20.5

Тема 20.5 Произведения в современной обработке

1

0

1

21.

Раздел 21. Вокально-певческая установка

21.1

Тема 21.1 Вокальная установка

1

0

1

21.2

Тема 21.2 Певческая установка в различных ситуациях сценического действия

1

0

1

21.3

Тема 21.3 Опора дыхания

1

0

1

21.4

Тема 21.4 Вокальные навыки

1

0

1

21.5

Тема 21.5 Пение с сопровождением и без него

1

0

1

22

Раздел 22. Концертно-исполнительская деятельность

22.1

Тема 22.1  Репетиции

1

0

1

22.2

Тема 22.2 Выступления, концерты

1

0

1

Итого часов:

72

15

60

Календарный учебный график

Сроки реализации программы

Количество учебных недель

Количество занятий

Продолжительность одного занятия

в год

в месяц

в неделю

1 год

(01.09.2022-31.08.2023)

36

72

8

2

30 минут

3. Методические материалы

3.1 Содержание учебного материала

№ п/п

Тема

Содержание занятия (приемы и методы)

1

Техника безопасности

Знакомство с детьми.

Беседа про правила поведения на занятиях, знакомство с голосовым аппаратом.

Прослушивание детских голосов.

2

Что такое музыка

Определение понятия «музыка» и ее видов – пение, танец, игра на музыкальных инструментах.

Работа над активизацией речевого аппарата (скороговорки). Учимся четко проговаривать слова.

Продолжаем знакомство с голосовым аппаратом.

3

Пение как вид музыкальной деятельности

Беседа и рассматривание микрофона.

Показать, как правильно работать с микрофоном.

Познакомится с понятием певческое дыхание, научить правильно дышать при пении.

4

Постановка голоса

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия.

Знакомство с основным положением корпуса и головы.

Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.

5

Вокальные упражнения

Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.

Использование скороговорок.

6

Эстрадное творчество

Изучить манеры пения эстрадного творчества.

Продолжаем работу над артикуляционным аппаратом и дикцией, правильной постановкой голоса.

7

Певческая техника

Продолжаем работать над дыханием, певческой установкой.

Учимся петь в унисон, слушать друг друга.

8

Вокально-технические правила

Понятие распевки и для чего она нужна. Показать детям как правильно петь, не напрягая гортань.

Продолжать работу над дыхательной гимнастикой.

9

Работа над репертуаром

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

Учится чисто интонировать, не перехватывать дыхание прерывая фразы.

10

Основы актерского мастерства

Расширить музыкальный кругозор и формирование музыкальной культуры.

Развивать воображение, внимание, фантазию.

11

Музыкально-ритмическая деятельность

Работа над ритмическими движениями в данной композиции.

Научить не напрягаться выполняя хореографические элементы.

12

Работа над формированием вокального тембра

Включение отдельных элементов эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту.

Развитие показателей певческого голосообразования.

Работа над развитием эмоционального и звуко-высотного слуха, интонирования, освоение элементов музыки.

Работа по устранению неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции.

13

Основы музыкальной грамоты

Овладеть знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально-интонационных, метроритмических, слуховых и творческих навыков, развивать познавательные интересы и творческие способности: внимание, память, логическое и творческое мышление.

14

Основные понятия, термины

Основные понятия, необходимые вокалисту. Мелодия. Гармония. Лад. Метр. Ритм. Паузы. Темп.

 Прослушивание музыкальных произведений. Анализ (характер мелодии, ритмика, гармония).

15

Музыкальные жанры

Виды и стили вокальных музыкальных жанров: кантри, джаз, рок, колыбельная, блюз, марш.

Прослушивание музыкальных произведений. Определение жанра.

16

История эстрадного вокала

Пение. История зарождения эстрадного вокала.

Прослушивание эстрадных произведений, узнавание эстрадной манеры.

17

Певческое дыхание

Типы дыхания. Ключичное дыхание.  Брюшное и  грудное, смешанное дыхание.

Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».

Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

18

Вокально-певческая установка

Понятие о певческой установке. Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.

 Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности.

19

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.

Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

20

Дикция и артикуляция

Понятие о дикции и артикуляции. Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, челюсти, верхнее и нижнее небо).

 Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Правильная вокальная позиция.

Упражнения на развитие навыка резонирования звука. Мышечные упражнения для снятия зажимов (двигательная активность). Отработка правильной вокальной позиции. Нахождение места звучания, раскрытие глотки. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

21

Речевые игры и упражнения

Чувство ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Роль скороговорок для достижения четкости в произношении и пении.

Упражнения на выразительность, мимику, жесты. Четкое произношение в медленном и быстром темпе скороговорок «От топота копыт», «Бык тупогуб», «Шла Саша по шоссе». Пропевание скороговорок на одной ноте, по трезвучиям и т.д.

22

Прослушивание музыкальных произведений

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.

Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро.

23

Народные песни

Жанр народной песни. Особенности народного звучания. Народный поэтический язык.

Разучивание народных песен. Пение обработок народных песен под фонограмму. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

24

Произведения русских композиторов-классиков и современных отечественных композиторов

Классический вокальный репертуар. Средства исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.

25

Путь к успеху

Достоинства и недостатки звучания голоса.

Прослушивание аудио- и видеозаписей. Обсуждение, анализ прослушанных аудио- и видеозаписей. Анализ качества пения профессиональных исполнителей, своей группы). Индивидуальное собственное исполнение.

26

Пение  микрофоном

Устройство и правила работы с микрофоном. Технические средства. Правила работы.

Работа над чистотой интонации и певческими навыками при работе с микрофоном. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью.

27

Работа с фонограммой

Фонограмма «+» и «-». Правила работы с техникой.

Пение с фонограммой «+» и «-».  Пение соло и в ансамбле. Освоение вокального репертуара.

28

Работа с солистами

Включение отдельных элементов эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты. Развитие показателей певческого голосообразования.

29

Ансамблевое пение

Ансамблевое пение. Хоровое пение. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

Работа с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Двухголосие. Трехголосие.

30

Строй в ансамбле

Стройное пение в ансамбле. Согласованность пения. Хоровой строй. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Пение в ансамбле. Двухголосные Работа над унисоном. Разучивание произведений.

31

Сольное пение

Элементы эстрадного певческого тона. Освоение элементарной музыкальной грамоты. Развитие показателей певческого голосообразования. Работа над развитием эмоционального и звуковысотного слуха, интонирования, освоение элементов музыки.

32

Сценический образ

Сценический образ. Вокально-исполнительская культура. Правила поведения на сцене. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой на сцене.

Создание яркого сценического образа. Разучивание движений для передачи образа песни. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.

33

Сценическое движение и художественный образ песни

Сценическое движение. Пластичность и статичность вокалиста.

Элементы хореографии. Движение на сцене.  Жесты вокалиста, мимика, глаза и улыбка.

34

Сценическое действие

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Музыкальная пластика и вокальное исполнение.

Постановка эстрадно-вокальных номеров.

35

Атака звука. Пение на опоре

Атака звука. Виды атак звука и сила голоса. Мягкая, придыхательная, твердая атака. Взаимосвязь опоры пения и опоры звука.

Пение произведений на мягкой, придыхательной, твердой атаке.

36

Интервалы

Пение интервалов. Музыкальная игра «Гармонические капельки». Выполнение упражнения на разрешение диссонирующих интервалов на ладовой основе. Определение простых интервалов в мелодическом и гармоническом виде. Двухголосные упражнения на терцию, октаву, квинту с переходом в унисон. Колоны, упражнения с самостоятельным голосоведением. Работа над интонационной сложностью, единой манерой звуковедения.

37

Резонирование

Развитие навыка резонирования звука. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Цезуры и «цепное» дыхание.

Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз на цепном дыхании.

38

Восстановление голоса после нагрузок

Базовые приемы пения для восстановления голоса. Голосовой покой.

Профессиональные заболевания вокалиста. Рекомендации по уходу и восстановлению голоса.

39

Ритмический и дикционный ансамбль

Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

40

Элементы ритмики

Раскрытие содержания музыки и текста в песне. Поведение поющего до выхода на сцену и во время концерта.

Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений. Художественно-эмоциональная работа (выражение эмоций, характер исполняемой песни, работа над движениями).

41

Сценическое движение и художественный образ песни

Понятие о сценическом движении. Роль движения в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией.

Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

42

Виды, типы сценического движения

Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

Работа над сценическим движением. Отработка движений.

43

Соотношение движения и пения

Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки.

Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

44

Средства музыкальной выразительности и выразительность

Важность раскрытия содержания музыки. Выразительное исполнение сольных музыкальных произведений различных жанров. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.

Исполнение упражнения на выразительность, мимику, жесты. Усложнение комплексов вокальных упражнений. Совершенствование вокальных навыков учащихся. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в песне.

45

Работа над звукообразованием и звуковедением

Упражнения второго уровня. Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука Вдыхательная установка, развитие навыка пения на опоре дыхания.

Пение на опоре с мягкой атакой. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. Пение при сохранении единого механизма образования гласных звуков.

46

Певческие регистры

Певческие регистры. Нижний регистр. Средний регистр. Верхний регистр.

Упражнения на сглаживание регистров. Снятие зажатия переходных звуков, От грудного к центральному (полости рта), от центрального к головному, от головного к фальцету, с большим диапазоном звучания (свободный язык), для плавного, ровного движения.

47

Выработка чистого унисона

Упражнения на сглаживание регистров. Снятие зажатия переходных звуков, От грудного к центральному (полости рта), от центрального к головному, от головного к фальцету, с большим диапазоном звучания (свободный язык), для плавного, ровного движения.

48

Дыхание с задержкой

Дыхание с задержкой. Основные способы звуковедения: – legato –, –nonlegato –, –staccato –,–marcato –. Разнообразная нюансировка от ppπ до ff.

Отработка навыков понимания дирижерских жестов: дыхание с задержкой, показ основных способов звуковедения: – legato –, –nonlegato –, –staccato –,–marcato –. Отработка навыка понимания разнообразной нюансировки (от ppπ до ff).

49

Сонорные и несонорные согласные звуки

Дикция и артикуляция. Правила произношения при пении сонорных в несонорных (вокально-удобных и неудобных) согласных звуков. Гласные и приемы и акустической подмены.

Пение вокально-хоровых упражнений и репертуара для формирования навыков правильного певческого произнесения слов, правильного произношения гласных и согласных звуков. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений.

50

Формирование исполнительских навыков.

Различные виды динамики. Поведение на сцене. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

Исполнение с фразировкой музыкального и текстового содержания. Анализ словесного текста и его содержания.

51

Вокальные произведения разных жанров. Великие вокалисты

 Великие вокалисты. Вокальные навыки. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, джаз -музыка, эстрада, диско, фольклор. Произведения различных жанров, манер исполнения.

Прослушивание произведений, исполняемых разными певцами. Видеопросмотр. Анализ используемых вокальных жанров.

52

Жесты вокалиста

Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Мимика. Выражение лица, улыбка. Жестикуляция. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Требования к тренингу жестов.

Тренинг жестов. Работа над соответствием жестов, мимики, движений тексту песни. Владение собой, устранение волнения на сцене

53

Работа над текстом и партиями

Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования.

Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением и без сопровождения.

54

Упражнения на развитие ладового чувства и строя

Пение отдельных ступеней лада. Пение звукорядов, отдельных интервалов, трезвучий мелодически. Мелодические секвенции из интервалов.

Пение упражнений и партий с закрытым ртом и на гласные. Сольфеджирование партий.

55

Звуки окружающего мира

Понятия: «звук», «слушать», «колебание воздуха». Закрепление понятий.

Индивидуальное и групповое исполнение детьми любимых песен. Практические игры со звуками, разучивание песни. Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения. Игра «Угадайка». Артикуляционная гимнастика «Зарядка язычка».

56

В гости к музыкальным звукам

Работа по разучиванию упражнений, игр, песни. Свойства музыкальных звуков. Игры с музыкальными звуками, наблюдение, эксперимент. Знакомство со звукорядом. Ритмические импровизации. Ритмические игры с именами. Ритмические рисунки и орнаменты. Игры: «Угадай, на чём играю», «Узнай по тембру».

57

Что значит «слышать музыку?

«Как можно услышать музыку?» (объяснение, рассказ). Сказка в музыке и музыка в сказке. В мире сказочных мелодий русских композиторов.

58

Три кита в музыке

Что такое три кита в музыке или музыкальные жанры? Их разновидности (сказка, диалог с опорой на жизненный опыт детей). Музыкально-дидактическая игра «Что зайка делает?». Игра «Угадайка». Артикуляционная гимнастика. Распевки, попевки, патешки, развивающие игры с голосом. Слушание танцевальной, песенной и маршевой музыки. Сравнение песенной, танцевальной и маршевой музыки.

59

Театрализация песни

Разучивание движений. Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

60

Развитие мышц брюшного пресса и спины

Источники зажима голоса. Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние.  Снятие зажатости во время пения. Раскрепощение. Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений Выполнение упражнений на мышцы брюшного пресса и спины. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.

61

Правильное формирование гласных

Формирование звука. Правила формирования гласных.

Выполнение упражнений на правильное формирование гласных «А-О-У-Ы-И» и др.

62

Гигиена певческого голоса

 Гигиена певческого голоса. Форсированный звук.

Выполнение правил чередования периодов нагрузки и отдыха.

Избегание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика при пении.

63

Пластическое интонирование

Пластическое интонирование. Способы активизации музыкального восприятия. Передача интонационно-образного содержание песни через жест.

64

Прослушивание современных детских вокальных коллективов

Прослушивание современных детских вокальных коллективов в записи.

65

Произведения в современной обработке

Прослушивание произведений в современной обработке.

66

Вокальная установка

Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

67

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия

Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение.

Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

68

Опора дыхания

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

69

Вокальные навыки

Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

70

Пение с сопровождением и без него

Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

71

Репетиции

Работа над произведением. Постановка номеров. Работа над текстом. Пропевание сложных моментов.

72

Выступления, концерты

Выступление солистов и группы (дуэт, трио). Применение своего исполнительского мастерства и артистизма при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

3.2 Требования техники безопасности в процессе реализации программы

-если возникли проблемы со здоровьем, сообщить об этом педагогу;

-перед началом занятия требуется минутный отдых;

-повторить и принять положение певческой установки

-соблюдать основные правила пения;

-не выполнять упражнения без педагога;

-при пересыхании горла смочить его водой;

-при возникновении усталости в пении, сообщить педагогу и сделать минутный перерыв.

3.2 Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана

            В разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.

Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей

Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принять участие

Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня

сентябрь

«Страна Домисолька» развлечение

«Громче» всероссийский интернет-конкурс

Октябрь

Праздник осени

«Звездный Олимп» международный конкурс

Ноябрь

«Для маленького вокалиста» памятка для родителей

«Веселые нотки» фестиваль детского творчества

Декабрь

Новогодние утренники

Январь

 «Волшебная нота» интернет-конкурс

Февраль

«Голос России» интернет-конкурс

Март

Утренник к 8 марта

«У колыбели таланта» Областной конкурс

Апрель

«Петь полезно и чудесно» мастер-класс для родителей

Май

Выпускной бал

4.Оценочные материалы

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей (начальная и итоговая). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), используется научно-методическое пособие Н. А. Ветлугиной «Диагностика музыкальных способностей».  Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Показатели уровня достижения результатов

Исследуемый показатель

Задания

Оценка

1.Восприятие

Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ. (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

3 балла – ребенок проанализировал муз. Произведение самостоятельно

2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого

1 балл  - ребенок не смог дать характеристику

2.Ладо -высотный слух

Определить направление и характер движения мелодии. (плавно, легато, стаккато)

3 балла – правильно ощущает тонику

2 балла – 1,2 ошибки

1 балл – не ощущает

3.Пение

Пение знакомой песни в сопровождении.

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – чисто интонирует только отрезки

1 балл – интонирует только общее направление мелодии

4.Чувство ритма

Воспроизвести ритмический рисунок  мелодии в хлопках и  на ударных инструментах.

3 балла – воспроизводит ритм точно

2 балла – воспроизводит метр

1 балл – действует беспорядочно

5. Музыкальное творчество

Исполнение движений в свободной пляске

3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

5. Перечень информационного, материально-технического и кадрового обеспечения реализации программы

5.1 Перечень оборудования, используемого для реализации программы

Наименование

количество

1.Клавинола

1

2.Музыкальный центр

1

3.Ноутбук

1

4.СD-плеер

1

5.Зеркало

1

6.Дидактический материал

1

7.Микрофоны

3

5.2 Перечень методических пособий и дидактических средств

Наименование

Раздел программы или тема занятия

1. Речевые игры

Тема 7.1

2. Артикуляционная гимнастика.

Раздел 7.

3.Комплекс дыхательной гимнастики

Раздел 6.

4. Интонационно-фонетические упражнения.

Тема 2.2 , Тема 3.4

5.Распевки

Раздел 2, Тема 3.4, Тема 4.3

5.3 Список литературы для педагога

1. Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006.

2. Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007.

3. Вихарева Г.Ф. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С.-Петербург: Детство-Пресс, 2010.

4. Галкина С. «Музыкальные тропинки». Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

5. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004. – 384 с.

6. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004. – 235 с.

7. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2004. – 272 с.

8. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005.

9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С- Пб, 2010.

10. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2010.

11. Корчаловская Н.В. «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. Учимся творчеству» Издательство: Аркти Год выпуска: 2008. 112 с.

12. Кошмина И.В. « Музыкальный букварь»–М.;ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005.-64с.

13. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь» Л.: Музыка, 2008.

14. Лидина Е. «Я умею петь» Серия «Большая книга для маленьких детей» Ростов н.Д: Издательство «Феникс» 2006.

15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004. №2

16. Никашина Т.А. «Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях». - М..2004.

17. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». СПб.:КАРО, 2006. -64с.:ил.

18. Орлова Т.М., С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет». – М.: «Просвещение», 2004.-142с

19. Савельев Г.В. «Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте». -М..2005. Алунц Л. «Упражнения и вокализы». Нефтеюганск, 2002

20. Белованова М. Е. Азбука пения. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 95 с.

Список полезных интернет-ссылок для педагога

1.http://www.mp3sort.com/

2.http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.http://alekseev.numi.ru/

5.http://talismanst.narod.ru/

6.http://www.rodniki-studio.ru/

7.http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.http://www.vstudio.ru/muzik.htm

Приложение