Статья ВАК "Арво Пярт - "Spiegel im Spiegel" для скрипки и фортепиано: проблема влияния техники tintinnabuli на процесс формообразования"

Николаев Степан Александрович

Эта статья ВАК написана мной в соавторстве с незрячей ассистенткой-стажёром СПбГК им. Н.А.Римского-Корсакова Еленой Самсоновой.

Аннотация. Статья посвящена особенностям использования Арво Пяртом техники tintinnabuli в контексте формообразования на примере произведения для скрипки и фортепиано «Spiegel im Spiegel” («Зеркало в зеркале»). Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена как огромной востребованностью творчества композитора в современном мире, так и сравнительно небольшой долей исследований, посвящённых именно формообразующему контексту техники tintinnabuli. Одно из самых популярных произведений композитора «Spiegel im Spiegel» берётся в данном случае как наглядный и весьма удобный пример, репрезентирующий некоторые тенденции в творчестве Пярта, получившие отражение и в других его произведениях («Tabula Rasa», «Miserere» etc). В рамках данной статьи последовательно описываются основные структурные особенности произведения (в т.ч. особенности организации мелоса в контексте структурного развития), затем на их фоне вычленяются два сопряжённых формообразующих архипринципа (континуальность и дискретность — «нить» и «жемчужины»), и в итоге показывается, с привлечением специально созданной для данной статьи редуцированной схемы произведения, как разные пласты tintinnabuli по-разному работают на претворение этих архипринципов.

Ключевые слова: Арво Пярт, тинтиннабули, tintinnabuli, новая простота, минимализм, “Spiegel im Spiegel”, формообразование, континуальность и дискретность, музыкальная форма.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр: