Открытый урок Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения

Лариса Фёдоровна Дунаева

Открытый урок по специальности «Фортепиано» с ученицей 2 класса Плотниковой Миленой

Тема: «Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по специальности «Фортепиано»

с ученицей 2 класса Плотниковой Миленой

Тема: «Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения»

Преподаватель: Дунаева Лариса Федоровна

Предмет: «Фортепиано»

Класс: второй

Тип занятия: урок — отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана

Форма урока: индивидуальная

Цель урока: формирование навыка самостоятельности при анализе разучиваемого музыкального произведения для решения проблем технического плана.

Задачи урока:

1) познакомить обучающуюся с техническими приемами и отработать их в изучаемых произведениях;

2) способствовать воспитанию у обучающейся волю для достижения положительных результатов в труде;

Образовательные:

1) расширение музыкального кругозора обучающейся;

2) помощь в поиске рациональных приемов формирования навыков игры на фортепиано;

3) формирование навыка чтения с листа;

Развивающие:

1) развивать образное мышление;

2) развивать исполнительские навыки;

3) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;

4) развивать чувство ритма;

5) развивать инициативу в творчестве;

7) развивать самостоятельность в работе;

воспитательные:

1) способствовать воспитанию интереса к предмету и инструменту;

2) способствовать воспитанию понимание и уважение к музыке различных жанров;

3) способствовать воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда;

4) способствовать воспитанию контроля за своими действиями;

5) способствовать формированию культуры поведения за инструментом.

Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе.

Ноты музыкальных произведений: Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6); Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll); Карл Черни, этюд №2 ор 821; Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль). Ожидаемый результат: обучающаяся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.

План урока:

1. Организационный: сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1 мин.

2. Основная часть -35 мин.

а) Гимнастика для освобождения тела обучающегося от зажимов (для шеи, кистей рук и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса) - 2 мин.

б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5мин.

в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.

г) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.

3. Закрепление материала — 5 мин.

4. Заключительная часть: Оценка. Домашнее задание — 3 мин.

5. Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.

Приёмы и методы работы на уроке:

  1. словесный метод (беседа, объяснение),
  2. метод показа,
  3. практический,
  4. игровая технология, технология критического мышления.

Ход урока

1. Организационный этап: сообщение темы урока, постановка учебной задачи. 

2. Основная часть урока.

Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).

Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.

Приём работы: объяснительно — показательный.

Проверка качества выполнения домашнего задания Обучающаяся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:

1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающейся);

2) показ обучающейся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.

Методы и приемы работы: 

1. метод контроля за исполнением упражнений и гамм, предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,

2. анализ проведённой работы,

3. полезная самокритика и критика исполнения,

4. похвала за моменты достойного исполнения программы.

Игра гамм. При игре гамм важно обратить внимание обучающейся на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.

Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.

Работа над этюдом. Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.

Методы и приемы работы: игра на крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).

Если есть ритмические неровности, например:

а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина — непонимание учащейся длины временного звучания шестнадцатой;

б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина — слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;

в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома, то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.

3. Закрепление материала

Работа над пьесой 

Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст.

Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук пальцев.

Учащаяся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приемов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включая мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно — средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающаяся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.

Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающаяся сама может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.

Методы и приёмы работы в ансамбле:

1. метод контроля за исполнением,

2. предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,

3. анализ проведённой работы,

4. полезная самокритика и критика исполнения,

5. похвала за достойные моменты исполнения пьесы.

Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.

4. Заключительный этап

Домашнее задание

1. Новое упражнение Ш. Ганона (№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у учащейся имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.

2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№ 4, 10 ор 821.

3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить еще раз все связки между фразами мастями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.

5. Рефлексия

Беседа с обучающейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить.


Методическая литература

1. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой»,- М.: 1993

2. Н. Корыхалова «Играем  гаммы»-М.: «Музыка» 1995

3.А.П.Щапов «Фортепианная педагогика»-М.:1991

Нотная литература

1. В. Коровицын-Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс» 2008

2. К. Черни 160 восьмитактовых упражнений, опус 821

 3. Ш. Ганон. Пианист- виртуоз,60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья», издательство «Композитор», Санкт –Петербург, 2002