Открытый урок Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения
Открытый урок по специальности «Фортепиано» с ученицей 2 класса Плотниковой Миленой
Тема: «Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по специальности «Фортепиано»
с ученицей 2 класса Плотниковой Миленой
Тема: «Работа над развитием технических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения»
Преподаватель: Дунаева Лариса Федоровна
Предмет: «Фортепиано»
Класс: второй
Тип занятия: урок — отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Форма урока: индивидуальная
Цель урока: формирование навыка самостоятельности при анализе разучиваемого музыкального произведения для решения проблем технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающуюся с техническими приемами и отработать их в изучаемых произведениях;
2) способствовать воспитанию у обучающейся волю для достижения положительных результатов в труде;
Образовательные:
1) расширение музыкального кругозора обучающейся;
2) помощь в поиске рациональных приемов формирования навыков игры на фортепиано;
3) формирование навыка чтения с листа;
Развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать исполнительские навыки;
3) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
4) развивать чувство ритма;
5) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) способствовать воспитанию интереса к предмету и инструменту;
2) способствовать воспитанию понимание и уважение к музыке различных жанров;
3) способствовать воспитанию чувства ответственности за результаты своего труда;
4) способствовать воспитанию контроля за своими действиями;
5) способствовать формированию культуры поведения за инструментом.
Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе.
Ноты музыкальных произведений: Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6); Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll); Карл Черни, этюд №2 ор 821; Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль). Ожидаемый результат: обучающаяся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока:
1. Организационный: сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1 мин.
2. Основная часть -35 мин.
а) Гимнастика для освобождения тела обучающегося от зажимов (для шеи, кистей рук и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса) - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями — 20 мин.
3. Закрепление материала — 5 мин.
4. Заключительная часть: Оценка. Домашнее задание — 3 мин.
5. Рефлексия. Подведение итогов — 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный метод (беседа, объяснение),
- метод показа,
- практический,
- игровая технология, технология критического мышления.
Ход урока
1. Организационный этап: сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока.
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Приём работы: объяснительно — показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания Обучающаяся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающейся);
2) показ обучающейся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
1. метод контроля за исполнением упражнений и гамм, предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
2. анализ проведённой работы,
3. полезная самокритика и критика исполнения,
4. похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм. При игре гамм важно обратить внимание обучающейся на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом. Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приемы работы: игра на крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности, например:
а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина — непонимание учащейся длины временного звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина — слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов;
в) неровность в гаммах, причина — отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома, то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
3. Закрепление материала
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст.
Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук пальцев.
Учащаяся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приемов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включая мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно — средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающаяся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающаяся сама может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
1. метод контроля за исполнением,
2. предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
3. анализ проведённой работы,
4. полезная самокритика и критика исполнения,
5. похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
4. Заключительный этап
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона (№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у учащейся имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№ 4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить еще раз все связки между фразами мастями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
5. Рефлексия
Беседа с обучающейся, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить.
Методическая литература
1. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой»,- М.: 1993
2. Н. Корыхалова «Играем гаммы»-М.: «Музыка» 1995
3.А.П.Щапов «Фортепианная педагогика»-М.:1991
Нотная литература
1. В. Коровицын-Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс» 2008
2. К. Черни 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист- виртуоз,60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья», издательство «Композитор», Санкт –Петербург, 2002
