Сценарий лекции-концерта для родителей " Скрипичные истории"
Лекция-концерт для родителей о семействе струнно-смычковых инструментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_skripichnye_istorii_okument_microsoft_word_2.docx | 22.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
23.12.2017.
Сценарий лекции-концерта для родителей «Скрипичные истории»
Преподаватель Гурьева О. И.
Звучат стихи.
Волшебница скрипка, люблю голос твой,
Он плачет, смеётся, ты пой скрипка, пой!
О солнце, о ветре, о доме вдали,
О том, как далёко плывут корабли,
О том, как голубка гнездо своё вьёт,
О том, что волна нам на берег прибьёт.
В тебе ветра голос, в тебе солнца свет,
В тебе правды сказка и на вопросы ответ.
Как мир молода ты, как мир ты стара,
Тебя слушать буду с утра до утра.
Ведущая:
Добрый вечер, уважаемые родители и гости, любители музыки и поклонники юных талантов! Мы рады приветствовать вас на вечере скрипичной музыки. Сегодня мы расскажем вам об инструменте, на котором учатся играть ваши дети.
Элегантная красавица скрипка, с ее чистым, нежным, волшебным, проникающим в душу звуком. Ей отдали свои сердца слушатели. С ней бескорыстно связали свою жизнь тысячи скрипачей. Только скрипке подвластно передать все тонкости интонации человеческого голоса. Только она может и петь, и плакать, и вызывать целую бурю эмоций в нашей душе. Но как труден путь скрипача! Сколько труда нужно вложить, сколько тайн познать, прежде чем скрипка запоет в руках юного музыканта. И сейчас я приглашаю на сцену самых юных участников. Они еще не волшебники, но уже многое умеют.
Выступает Меновщикова Веста ( читает стихи)
Что за прелесть эта скрипка!
Звуки нежные плывут,
Дарят людям всем улыбки,
Всех к добру они зовут.
Так мечтала научиться
Я на скрипочке играть!
Чтоб смычок летал как птица,
Чтоб руке не уставать.
Я немножко научилась
И сыграю вам сейчас.
Чудо-песня получилась.
Слушайте! Она для вас!
Исполняются произведения:
1.Л. Бекман « Елочка»
2.В. Калинников « Тень – тень»
Ведущая:
Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела.
У скрипки есть головка, к которой крепятся колки (ушки), при помощи которых настраивают скрипку, чтобы она правильно звучала; шейка с грифом из чёрного дерева - по нему шагают пальцы скрипача.
Посмотрим повнимательнее на скрипку. Вы видите, как капризно изогнуты ее линии? А дело в том, что в изогнутом корпусе скрипки голос струны отражается в разные стороны, эхо получается не одно, а сотни маленьких эхо. И тогда у скрипки появляется не только звук, но и призвуки, т.е. тембры (звуковые краски). На верхней деке фигурные прорези - эфы. Они выпускают звук скрипки наружу и не позволяют ему затухать внутри. Подставка, на которую ложатся струны, фигурно вырезана неспроста. Она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Часть, на которую натягиваются струны, называется гриф.
У скрипки четыре струны, каждая из которых имеет свое звучание и свое название. Звук на скрипке извлекается с помощью вот этой тонкой деревянной трости, на которую натянута лента из конского волоса. Это смычок. Им ведут по струнам.
Выступает Рахно Иван ( читает стихи)
То, что слову не дается,
Пусть без слов расскажут звуки.
Музыканту остается
Взять смычок и скрипку в руки.
Мой смычок, будь полон силы!
Будь ему послушна скрипка!
И, витая в звуках милых,
Мы подарим вам улыбку.
Исполняются произведения:
1.А. Комаровский « Веселая пляска»
2.И. Дунаевский « Колыбельная»
Ведущая:
« Скрипка является наиболее совершенным и превосходнейшим из всех инструментов… Звуки ее больше воздействуют на сознание слушателей, чем звуки других струнных инструментов, ибо они более могучи, ярки…»
Такую оценку дает скрипке – самому популярному и употребимому ( и едва ли не самому важному в истории музыки) инструменту – французский музыкант и ученый XVII столетия Мерсен. К тому времени, когда были произнесены эти слова ( напомним, что фортепиано еще даже не появилось), уже начинался золотой век скрипки. Однако этому кульминационному моменту в истории скрипки предшествовало много веков сложной эволюции.
Выступает Березникова Сабина ( читает стихи)
Есть на свете мальчики, не совсем обычные,
Есть на свете девочки, не совсем привычные.
Не играют в мяч они на футбольном поле.
А со скрипкой дружат в музыкальной школе.
Исполняются произведения:
1.Н. Бакланова « Хоровод»
2.А. Хачатурян « Андантино»
Скрипка полна секретов. Некоторые из них мы можем сегодня узнать. Как вы, наверное, догадались, этот инструмент изготавливают из дерева
Но не всякое дерево подойдет для скрипки, а только то, которое «поет». Самые «певучие» деревья – это ель и клен. Из ели изготавливалась верхняя дека инструмента, а из клена – нижняя. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику.
Давайте послушаем как поет скрипка …
Ведущая:
Выступает Шепелева Настя ( читает стихи)
Движенья плавные смычка, приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека, поет про вечер лунный…
Исполняются произведения:
1.А. Жилин « Вальс»
2.Н. Богословский. « Грустный рассказ»
Ведущая:
Выступает Сабирова Виталина (стихи)
Про все, что людям дорого от века,
Кто нам споет душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буквы S – два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий –
И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и теплый голос скрипки
Неповторим, как голос соловья.
Ведущая:
«Но как же так?», - спросите вы. Удивительный по красоте звучания инструмент – скрипка «С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя? Наверняка здесь скрыта какая-то тайна…» Представьте себе! В истории этого инструмента немало тайн и волшебных превращений. Долгая дискуссия вокруг происхождения скрипки так и не дала однозначного ответа на этот вопрос: до сих пор никто не может с точностью сказать, от какого инструмента она произошла. Уже с IX века скрипка была известна в странах Европы. Откуда она появилась – никто точно не знает. Может быть из Индии, а может – из арабских стран. Но только голос её был скрипучим, резким и очень походил на звуки издаваемые ослом или петухом. Да и выглядела она грубовато. Скрипка - простушка стала излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на свадьбах, на ярмарках, в кабачках и трактирах. В среде аристократов на долгие годы установилось очень пренебрежительное отношение к скрипке. Они ее слышать не хотели и называли «инструментом простолюдинов».
Во дворцах же и в домах богатых людей царствовал другой, внешне похожий на скрипку инструмент – виола.
Ведущая:
Выступает Афанасьева Девора ( стихи)
И пела скрипка о любви и чуде,
Грустила нежно о большом и сложном.
Поплакала о том, чего не будет.
Утешила, что в жизни все возможно.
Исполняются произведения:
1.Н. Бакланова « Романс»
2.Р. Ильина « На качелях»
История семьи инструментов под названием ВИОЛЫ начинается с 15 века. Откуда взялось у музыкантов слово « виола» точно неизвестно. По-итальянски « виола» - название цветка (фиалка и анютины глазки) Но, отсюда же и красивое женское имя Виола. Мастера любовно украшали виолы драгоценностями и тончайшей резной работой. Маленькие резные головки инструментов вместо нынешнего завитка изображали головы людей и животных, а на сам инструмент шли ценнейшие материалы: слоновая кость и панцирь черепахи, черное дерево и серебро, жемчуг и редкие камни. На виолах играли по-разному. Виолы поменьше держали у плеча, назывались они поэтому «да браччо», что значит плечевые. Виолы побольше держали у ног. Название им было да гамба, то есть ножные. Виолы были гордостью музыкальной Европы.
В силу конструктивных особенностей виол звук их отличался мягкостью, приглушенностью. Эти акустические качества виол оказались гораздо больше по вкусу европейским аристократам, чем яркое, грубое, с их точки зрения, звучание скрипок. Не случайно в течение продолжительного периода виола считалась инструментом привилегированных слоев общества, а скрипка – народным инструментом
И утвердиться скрипке и ее собратьям было поначалу совсем непросто. Долгое время они находились в состоянии борьбы с виолами, борьбы упорной и долгой, продолжавшейся около двух столетий и эта борьба между приверженцами виол и скрипок была фактически борьбой разных эстетических взглядов, старого и нового.
Когда в Европе стал меняться общий музыкальный климат, тяжело стало дышать семейству виол. Выросли они в тепличной, уютной обстановке маленьких помещений, их мягкий, тусклый звук был, как слабый свет свечи. Теперь от инструмента блеск и яркость требовались, и сильные переживания, и пение в полный голос. И стали тихие виолы постепенно уходить из музыкальной жизни. А внешность свою и имя свое передали новой семье струнных смычковых инструментов. Во главе стала самая маленькая из них – скрипка, по итальянски « виолино», то есть маленькая виола. Следом по росту в семье шел альт, по итальянски « виола». Дальше – виолончель, что на русский можно перевести так: меньшая из больших виол. И самый крупный в семье контрабас, имя которого говорит, что это очень низкий бас.
Ведущая:
Выступает Сираева Лиля (стихи)
Словно легкие капельки, или снежинки.
Начинают волшебно владеть тишиной
Не спеша нарастает мелодия скрипки -
И яснеет бездонная высь надо мной.
Звучат произведения:
1. Н. Ниязи « Колыбельная»
2. А. Гречанинов « Весельчак»
Ведущая:
В течение некоторого времени в оркестрах виолы еще соседствовали со скрипками. Но постепенно скрипичное семейство полностью вытесняет виольное. « Скрипка оказалась способной возбуждать великие страсти, - сказано в одном из трактатов XVIII века, - а сладкозвучную виолу сочли годной передавать лишь пастушеские песни и элегии». Не последнюю роль в победе скрипок над виолами сыграло появление нового жанра – оперы, в котором важное место отводилось оркестру. Именно скрипка по тембровому богатству и силе звучания оказалась близкой поющему человеческому голосу.
Судьба скрипки и других представителей скрипичного семейства по – своему уникальна. Это проявилось во – первых, в том, что если интерес к другим инструментам, появившимся примерно в одно время со скрипкой и даже позднее, то усиливался, то совершенно ослабевал, скрипка неизменно волновала и продолжает волновать композиторов, исполнителей, слушателелей.
Ведущая:
Выступает Махмудова Анжелика ( стихи)
На старой скрипке заиграй мотив.
Такой же старый, но призывно юный.
И пусть другие, плечи опустив,
Зажмут ладонью удивленно струны.
Сегодня скрипке дан короткий час.
Она сыграет, и уйдет от нас.
А мы бредем туда, где этот звук
Еще витает в воздухе тревожно.
И колдовство неутомимых рук
Рассказывает то, что невозможно.
Пусть остальная музыка молчит.
Сегодня скрипка исполняет соло…
Исполняются произведения:
1.Н.Соколова « Мелодия»
2. Л. Боккерини « Менуэт»
Ведущая:
Не сразу скрипка из Золушки превратилась в Царицу Музыки. Так назвал ее знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз. Никакой другой инструмент не изучали так долго, много и тщательно. Ею занимались физики и математики, искусствоведы, музыкальные мастера и музыканты. И сегодня скрипка по праву занимает свое почетное место среди музыкальных инструментов. Её Величество Скрипка торжествует в симфоническом оркестре, камерном ансамбле, солирует на больших и малых сценах. И имя ее - Царица музыки
Выступает Дрезлер Диана (читает стихи)
Пусть летит озаренье любви над планетой.
Словно ангелы вторят движеньям смычка…
А над струнами скрипки вставали рассветы.
И мелодиям скрипки внимали века.
Исполняется произведение
Ш. Данкла « Вариации на тему Вейгля»
Ведущая:
Музыка многосмысленна. Вы можете вкладывать в нее различное содержание, только одно несомненно. Она необыкновенно глубока. И все - и скорбь, и радость, мечту, порыв, превращает в чистое золото красоты (Луначарский. Анатолий Васильевич)
Великий русский писатель Лев Толстой сказал: «Если хочешь, чтобы твои дети выросли хорошими людьми, научи их играть на скрипке».
Выступает Юдина Даша
Ф. Зейц « Концерт № 1» Часть I
К.Бом « Непрерывное движение»
Ведущая:
Уважаемые слушатели! Наш концерт подошёл к концу. Вы прослушали замечательные образцы музыкальной классики. Ребята показали Вам, уважаемые родители, владение различными скрипичными приемами и штрихами, которые они изучают в процессе разучивания музыкальных произведений на уроках специальности. И мы искренне благодарим вас за неоценимую помощь в подготовке этого мероприятия (совместное разучивание стихов с детьми, контроль за подготовкой к выступлению) ибо без нее не состоялось бы наше музыкальное путешествие в прошлое.
В концерте принимали участие учащиеся класса скрипки преподавателя Долматовой О. П.
До новых встреч в мире музыки!