Банк техник и технологий выявления и развития детской одаренности

Ломакина Оксана Александровна

      Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В своей  вокальной  работе с одаренными детьми  считаю основной задачей -  раскрытие    индивидуальной творческой личности в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Вокальное  пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к  эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Вокальное искусство  занимает особое место  в современной музыке.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Банк техник и технологий выявления и развития детской одаренности

 (с учётом  реализуемой направленности дополнительного образования)

      Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В своей  вокальной  работе с одаренными детьми  считаю основной задачей -  раскрытие    индивидуальной творческой личности в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Вокальное  пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к  эстетическому личностному совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности, универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов. Вокальное искусство  занимает особое место  в современной музыке.  Ведь голос-это особый   природный дар, который  дан  человеку от Бога.  Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития  музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети  чувствуют  потребность  в  эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал  одаренного ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить его к вокальному искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.На занятиях  вокала каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением, осваивает основы вокального исполнительства, развивает художественный вкус, расширяет кругозор, познаёт основы актерского мастерства, сценической речи.

      Индивидуально- личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.Таким образом, создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их профессионального самоопределения в соответствии со способностями, поощрения и развития мотивации дальнейшего профессионального обучения, становится одной из главных задач современного образования.В Доме  творчества  проводится большая исследовательско-диагностическая работа по определению одаренности ребенка, цель которой - получение первичной информации о характере и направленности интересов детей, а также склонностей и способностей детей.

Исследовательско - диагностическая работа ведется в 3-х направлениях:

-работа с преподавателями (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития);

-работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов творчества);

- работа с родителями (беседы, анкетирование).

     Музыкальный руководитель приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется метод педагогического наблюдения.Объект педагогического наблюдения – музыкальность.  Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности.Предмет наблюдения (единицы наблюдения): выраженное стремление к музыкальной деятельности,  выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементымузыкального творчества.  Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности: инициативность - безынициативность; креативность, эвристичность - репродуктивность; образность, эмоциональность - рациональность, воля, упорство - мягкотелость, нерешительность.  Характер общения и поведения на музыкальных занятия: заинтересованность, инициативность, активность,  творчество.  Проводится диагностика  уровня   развития творческих способностей,   диагностика   уровня    развития музыкальных способностей.Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и преподавателей. Например, анкета для родителей «Проявление специальных способностей (по А. И. Савенкову)».  Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий: модифицированные тесты Пьерона, Тулуза, Томаса.

     В рамках программы «Одаренные дети»     определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося. Залог успеха в работе с одаренными  детьми неразрывно связан с методами обучения, так как они ведут к достижению намеченных целей. Практикую на занятиях  методы организации учебно-познавательной деятельности. На начальном этапе обучения,  внедряю в педагогическую практику объяснительно-иллюстративный метод, при котором используется метод наглядности. При этом методе используются  аудио и видеоматериалы для зрительного восприятия преподаваемого музыкального   материала, помогающего увидеть учащимся конечный результат,  который наступит при успешном освоении данной конкретной темы. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.Фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует  работу гортани и органов дыхания. Метод  образного сравнения   на занятии помогает детям в сравнивании различных образов  звучания голоса, развивает  умение  отличать  правильное звукообразование от неправильного и  оценивать собственное исполнение, формирует  навык самоконтроля.На втором этапе обучения дети приобретают навык творческой импровизации, знакомятся  с основами  музыкальной грамоты.  В процесс обучения  внедряется   проблемно-поисковый метод, когда перед детьми ставится проблемная  ситуация. Учащиеся  путем самостоятельных размышлений  могут  неоднократно повторять отдельные «трудные» места в произведении; упражнения-задания: ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4, дуоли, триоли, квартоли; упражнения в последовательном чередовании – исполнение песен вслух и «про себя» и находить правильное решение.Практикуется метод импровизации и сценического движения, который  помогает развивать  умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями. На третьем и четвёртом этапах  вводится навык двухголосного пения, при этом развивается  диапазон голоса «а» малой октавы – «ƒ 2 » октавы, формируется умение петь в ансамбле, совершенствуется  вокальная  культура  исполнения, формируется социальный опыт в процессе деятельности учащихся. Этому способствует метод ансамблевого пения, помогающий научить детей слушать и уважать не только себя, но и других. Используется метод мысленного пения (И.М.Сеченов), который активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания,  учит внутренней сосредоточенности в разучиваемом произведении,  предохраняет голос от переутомления. Особенно  это  полезно  перед  выступлением.Метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур), который пришел в эстрадный вокал из церковного пения. Развивает  воображение и способность  запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс.  Учащиеся  тренируются  произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). При этом очень хорошо развивается эмоциональная выразительность голоса. Используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом).В процессе  реализации работы с одаренными детьми  использую  инновационный подход к обучению и воспитанию. Применяю  нетрадиционные формы занятий: занятие-путешествие «Музыкальный калейдоскоп», занятие-сказка «Сказки в гости к нам идут», КВН «Лучшие композиторы»,  занятие-объяснение, викторины, тестирование, дискуссии, итоговые занятия, беседы, лекции, интегрированное занятие, например, «Картины родной природы Э.Грига» (музыка и изобразительное искусство), просмотр видеоматериалов выступлений детей на международных, всероссийских музыкальных конкурсах («Евровидение»,  «Голос», «Новая волна»), музыкантов, анализ увиденного и услышанного.

    При  проведении  таких занятий применяются инновационные технологии: индивидуально-дифференцированного обучения, здоровьесберегающие, игровые, проектные, музыкальная рефлексия. Технология  индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого одаренного ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала. Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.Применение в  педагогическом опыте  здоровьесберегающих  технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость,  эмоциональное  напряжение, активизировать работу речевого аппарата.  Для этого проводятся  различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой,  артикуляционная гимнастика В.Емельянова, Карла Орфа, игры-упражнения  для глаз, пальцев, лица («Нарисуй мажорное настроение», «Речевой портрет»). Используются игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой  форме  «Сочини песню», вокальная импровизация, проговаривание и обыгрывание  скороговорок, упражнения на умение владеть своим лицом и телом - мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность», «Страх», «Восторженность», «Удивление», воспитание мышечной свободы-этюды коллективной пантомимы: «В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Заводная кукла» . Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут   развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение,  фантазию. Проектные технологии  позволяют  развивать у учащихся системное  мышление, активизировать познавательную деятельность, стимулировать творческую инициативу. Итогом  результативной  работы  над художественным воплощением образа в  вокальных произведениях являются  творческие  проекты детей на  темы: «Семь волшебных нот» , «Сказочные образы в вокальном произведении», «Секреты вокального мастерства» , презентации к занятиям   «Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве», «Средства художественной выразительности  в песне».

  В результате использования технологий, методов  в работе над сценическим образом, каждый учащийся проявляет себя как индивидуальность, творческая личность и гармонично себя чувствует в выбранном «амплуа». В рез ультате использования в  работе с одарёнными детьми новых подходов (образовательных технологий, синтеза искусств, методика «Зеркальное отражение»), процесс обучения даёт положительную динамику.

Важнейшая часть творческой работы одарённого ребёнка– концертно-исполнительская деятельность. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Концертные выступления являются  для  детей стимулом к дальнейшей работе, побуждают быть всегда в хорошей исполнительской форме. Дети успешно  выступают  на концертах, конкурсах разного уровня, интернет-конкурсах и благодаря своему профессиональному  вокальному и сценическому  мастерству, они  являются победителями, дипломантами, лауреатами).

    Построение учебного процесса с применением инновационных технологий, методов,  форм, синтеза искусств, направленных на формирование одарённой личности, соответствует возможностям  и потребностям детей. Личностно-ориентированный  подход  к каждому учащемуся  раскрыл  его  как  артиста, подчеркнул  его  творческую  индивидуальность.Воплощая  сценическое мастерство, учащийся  становится  художником на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей.

Методики выявления одаренности детей. Методики самодиагностики. Тест- опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

Определить собственный уровень самооценки школьник сможет с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, необходимо проставлять баллы в зависимости от избранного варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла «часто» - 3 балла «иногда» - 2 балла «редко» - 1 балл «никогда»- 0 баллов

1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

4. Многие мне завидуют.

5. Меня считают безынициативным.

6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

7. Я боюсь выглядеть смешным.

8. Я считаю себя малосимпатичным.

9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.

11. Я не считаюсь с мнением собеседника.

12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

13. Меня считают эгоистом.

14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

16. Я чрезмерно скромен.

17. Я чувствую никчемность своего существования.

18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

19.Окружающие ждут от меня многого.

20.Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.

21.Бремя моих способностей меня удручает.

22.Я склонен к риску и авантюрам.

23.Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями

24. Я смущаюсь от похвал.

25.Мое высокомерие меня выручает.

26.Я раз, что меня не понимают.

27.Я чувствую себя в безопасности.

28.Спорить я ни с кем не хочу.

29.Я чувствую себя скованным.

30.Я нахожусь в ожидании неприятностей.

31.Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

32.Мои любимые увлечения.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень самооценки, при котором одаренный ребенок болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.

Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с соклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.

Методики диагностики одарённости для педагогов и родителей.

Первичная диагностика одарённости детей педагогом.

Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик.. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 - если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.

Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.

1.Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов, использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.

1 2 3 4

2. Обладает обширным запасом по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей это возраста).

1 2 3 4

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1 2 3 4

4. Легко «схватывает» причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задаёт много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать что лежит в основе явлений и действий людей.

1 2 3 4

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведённых цифр по каждой колонке        

Умножьте на соответствующий коэффициент        1        2        3        4

Сложите полученные числа Общий показатель

Мотивация обучения и адаптации ребёнка в группе.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в Доме детского творчества (группе) или не очень?        Да.Нет

2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идёшь в Дом творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой).                

3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошёл в Дом творчества(группу) или остался бы в школе (дома)?.                

4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия?                

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе?                

6. Ты хотел бы, чтобы в группе были                        

7. Ты часто рассказываешь о группе (Доме детского творчества) родителям?.

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе?                

9. У тебя в группе много друзей?                

10. Тебе нравятся твои одногруппники?.                

КЛЮЧ

1. Да -3 б.        6. Нет - 3 б.

2. Да -3 б.        7. Да - 3 б.

3. Да -3 б.        8. Нет - 3 б.

4. Нет - 3 б.        9. Да - 3 б.

5. Нет - 3 б.        10. Да - 3 б.

25-30 баллов - высокий уровень адаптации.

20-24 балла - средний уровень адаптации.

15-19 баллов - указывает на внешнюю мотивацию.

10-14 баллов - низкая мотивация.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к группе и дезадаптация.

Карта интересов для младших школьников

Выявление интересов и склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Педагог, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос - в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос - в клетке под номером 2 и т.д. Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак (-); если нравится - (+), если очень нравится (++).

Инструкция для родителей

Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится - (+); очень нравится - (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли...»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.Читать самостоятельно (слушать, когда ему читают) сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9.Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10.Самостоятельно рисовать.

11.Играть в спортивные, подвижные игры.

12.Руководить играми детей.

13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.Ходить в магазин за продуктами.

15.Читать (или слушать) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16.Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20.        Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24.Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.

25.Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи

26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.

28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30.Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31.Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.

32.Заниматься спортом в секциях и кружках.

33.Помогать другим людям.

34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

Дата         Фамилия,        Имя        

1        2        3        4        5

8        9        10        11        12

15        16        17        18        19

22        23        24        25        26

29        30        31        32        33

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировании выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены; при этом у ряда детей иногда наблюдается отсутствие выраженных склонностей; в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика не только диагностическая, она может содействовать в решении и коррекционно-педагогических задач; с ее помощью можно активизировать работу с родителями в данном направлении, подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность по крайней мере задуматься над этой сложной проблемой.