План-конспект открытого урока на тему: «Методы работы над интонационной выразительностью на уроках народного вокала»

Терещенко Светлана Владимировна

 

 

Цель: «Раскрыть и раскрасить русскую песню путем интонационной выразительности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_2022.docx16.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Управление культуры города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича» города Курска

 План – конспект открытого урока на тему: «Методы работы над интонационной выразительностью на уроках народного вокала»

Выполнила: преподаватель высшей категории

по классу музыкального фольклора  

ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

Терещенко С.В.

Курск 2022


Тема: «Методы работы над интонационной выразительностью на уроках народного вокала»

Цель: «Раскрыть и раскрасить русскую песню путем интонационной выразительности».

Задачи:

-формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре своего народа;

-развитие грамотного и эмоционального пения;

-умение передать характер песни через жест, мимику, динамику, движение;

-закрепление знаний учащихся о разнообразных жанрах народных песен;

-Развивающие:

-развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на предложенном музыкальном материале;

Воспитательные:

-воспитание у школьников уважения к традициям и культуре своего народа;

-создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Методы и приемы:

-словесно-индуктивный (беседа);

-наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения);

-частично-поисковый (импровизация, ассоциативный поиск);

-метод побуждения к сопереживанию (эмоциональное воздействие);

-создание эффекта удивления и ситуации успеха.

Оснащение урока: нотный материал, ноутбук, музыкальные инструменты (баян, фортепиано).

Ход урока

  1. Организационный момент:

-представление, тема урока, цели, задачи.

  1. Беседа о важности интонационной выразительности.
  2. Распевание:
  1. Подготовка дыхательной системы:

                 а) спокойный вдох через нос, и активный выдох через рот (добиться, чтобы при вдохе плечи оставались в состоянии покоя, живот надувался, а при выдохе сдувался);

                 б) «убить комарика» - ладоши зажимаем перед собой друг к другу, поворачиваемся влево, раскрываем ладоши и берем хорошее дыхание, потом возвращаемся в исходное положение, делаем выдох;

                 в) на одном дыхании сказать четыре раза:  кыш…ф…ц (потянуть) -распределение дыхания;

                  г) будем «драться»- берем дыхание и следим чтобы плечи не поднимались и начинаем это дыхание сбрасывать при этом руки должны работать – выбросы дыхания, закрепление навыков выдоха и вдоха.

  1. Упражнения на укрепление опоры и удлинения вокального дыхания:

           а) «Ты моя, моя долина»  (взять дыхание и распределить  его на всю музыкальную фразу.                                                  

  1. Упражнения для развития подвижности голоса, мелкой артикуляции, выстраивания унисона:

             а) я –а –о – о – ох- ты; ё -  ле –ё – ле - ё – ле –ё -   (обратить внимание на звук в конце фразы, он должен быть плотным);

              б) я – ли – я – ли – я – ли – я – ли – я (первый звук плотный, верхние звуки звучат полётно, высоко).

  1. Лирические припевки  «Не ухаживаю я», работа над песней:
  1. Разбор художественно-образного содержания  произведения: о каких событиях рассказывает песня? Какое настроение, чувства вызывает этот напев? Какие вокальные приемы здесь используются? Какую смысловую нагрузку несет частица «да»? Каков характер произведения?
  2. Прослушивание записи песни.
  3. Повторное исполнение песни, где перед учащимися педагогом поставлена задача творческого подхода к раскрытию содержания произведения.
  4. Работа над смысловой нагрузкой каждого куплета.
  5. Работа над припевом.
  6. Работа над драматургией песни.
  7. Работа над мимикой и жестикуляцией.
  8. Итоговое исполнение всей песни.

В ходе исполнения песни педагог может делать поправки в отношении правильного дыхания,  дикционной четкости, необходимой громкости и звучности исполнения, интонационно-выразительных возможностей учащегося.

  1. Домашнее  задание:

- продолжать работу над развитием певческого дыхания;

- работать над сценическим образом лирических припевок «Не ухаживаю я», найти смысловую интонацию в каждом куплете и припеве, интоннационно выразить текст, соответственно характеру произведения.