ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Воспитание творческого мышления самостоятельности личности является одной из задач школы искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniyasamostoyatelnosti_uchashchihsya.docx18.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО ДШИ им.А.С.Голубкиной.

Михеева Д.В.  преподаватель фортепиано                            

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Воспитание творческого мышления самостоятельности личности является одной из задач школы искусств. Способы самостоятельных действий, сформированные в период обучения в школе помогут учащимся применять в будущем полученные умения и навыки в практической деятельности. Для этого очень важно научить учащихся способам самостоятельного анализа и обобщения. Здесь большую роль играет осмысление музыкального произведения, использование различных способов самостоятельных действий при разучивании и исполнении его.

В настоящее время по вопросу формирования самостоятельности учащихся в музыкальной деятельности опубликовано большое количество брошюр и методических пособий, но в педагогической практике нередки случаи, когда учащиеся, окончившие школу, играя довольно сложные программы, оказываются совершенно неподготовленными к самостоятельной работе. Разбирая новое музыкальное произведение они не обращают на грамотное прочтение нотного текста,  на выразительные особенности музыкального языка, не продумывают аппликатуру, не умеют преодолевать трудности разучиваемых произведений, работать над звуком, фразой и т.д. Музыкальная педагогика процесс обучения тесно связывает с воспитанием самостоятельности, творческой активности, инициативы и сознательности учащегося.

Основной целью всей воспитательной работы определяет подготовка учащихся к самостоятельной деятельности и выработка сознательного отношения к музыкальному искусству. Проблема формирования самостоятельности учащихся на музыкальных занятиях волнует многих педагогов исследователей. Одни понимают под  самостоятельностью  умение ученика грамотно без помощи педагога грамотно разобраться в нотном тексте, другие - умение ученика «слушать» себя, третьи – умение творчески осмыслить и эмоционально воспроизвести музыкальное произведение.

Видимо, каждый педагог прав по-своему. Действительно без элементарной грамотности ученика, наличий у него определенных знаний, умений и навыков, невозможно говорить о какой-то самостоятельной работе над музыкальным произведением. Справедливо и то что без воспитания слухового контроля ( самоконтроля и музыкально-слуховых представлений) процесс подготовки музыканта-исполнителя неосуществим.

Невозможно также исполнение музыкального произведения без его анализа, без творческого отношения к изучаемому произведению. Воспитание самостоятельности является необходимым моментом в подготовки музыканта - исполнителя.

Обобщая выводы из опыта работы педагогов, я пришла к выводу, что самостоятельность есть комплекс способов самостоятельных действий, направленных на первоначальное ознакомление с музыкальным произведением, его разучивание и исполнение. Таково теоретическое определения понятия самостоятельности учащихся в работе над произведениями. Разберем практическую сторону этого вопроса по этим разделам.

1 раздел.

Способы формирования самостоятельности учащегося при первоначальном ознакомлении с музыкальном произведением.

Мой опыт показывает, что в первые годы обучения большую роль в развитии музыкального мышления может сыграть роль прослушивание произведения в исполнении педагога. Чем меньше возраст ученика, чем меньше запас музыкальных  знаний и беднее его фантазия, тем важнее для него это проигрывание. Способ действий учащихся младших классов находится на уровне подражания. Слушание с обсуждением- эффективное средство воспитания осознанного подхода к развитию самостоятельности учащихся.

В первом классе задания включают в себя простые вопросы: «Послушай и расскажи, понравилось ли тебе произведение и почему?», «Веселая или грустная мелодия в этой пьесе?» и т.д. это один из способов  дальнейшей системы самостоятельных действий.

Конечно, эти способы зависят от подготовленности ученика, его одаренности, эмоциональности, индивидуальности, но все они поддаются педагогическому воздействию.

 Систематизируя процесс воздействие педагога на формирование самостоятельных действий учащихся в старших классах возможно самостоятельное и осознанное действие ученика. В средних и старших классах на дом дается подробный план работы. В общих чертах он включает в себя:

-подбор сведений о композиторе;

-анализ названия произведений, определение его жанра, формы, тональности, размера;

-выявление интонационного тематического содержания и характера произведения;

-выявление ассоциативных связей.

Умение анализировать произведения способствует развитию самостоятельности мышления. Элемент анализа мы используем на всех этапах работы над музыкальным произведением. Обсуждая с учащимся произведение, своими вопросами и заданиями я ставлю перед собой задачу: сформировать умение самостоятельности мыслить, самостоятельности действовать.  В средних классах эти задания направлены на воспитание вдумчивого и глубокого анализа произведений. Ученик должен дать словесную характеристику произведения, дать свою оценку и объяснить ее. Привлекаю к работе знания по музыкальной литературе, восстанавливаем ассоциативные связи: «Почему выбран данный темп, тональность?», «Что вспоминаешь ты, слушая пьесу?», «С каким литературным произведением ты можешь связать содержание пьесы?» и т.д.

В старших классах в систему знаний я включаю модуляционный и гармонический анализ произведения, углубляю знание о стилях и эпохах, провожу аналогии с произведениями живописи, истории, литературы, опираясь на жизненный опыт ученика

Формировании самостоятельности в чтение нот с листа.

Играя с листа ученик должен стремится исполнять его грамотно, ровно, без остановок, с верными штрихами, нюансами, соблюдая аппликатуру, применяя правильные приемы звукоизвлечения. В младших классов последовательность действий при чтении с листа устанавливает сам педагог: «Посмотри, прочитай название пьесы, фамилию автора, какие ключи вписаны в тексте, назови ключевые знаки , размер, просмотри авторские указания и т.д.» . Ученик проговаривая вслух подсказки  педагога учится анализировать вслух.

 У  учеников  средних и старших классов нет необходимости в анализе «вслух». Просмотрев текс глазами, определить характер, эмоциональный настрой, довольно точно воспроизвести нотный текст, руководствуются авторскими ремарками, обозначениями. Проигрывание произведения наполняется смыслом. Все это способствует развитию самостоятельности учащихся.

2 раздел

Способы формирования самостоятельности при разучивании музыкального произведения.

Одна из главных задач педагога – научить ученика самостоятельно мыслить и работать. Если ученику дать задание самостоятельно разучить пьесу без предварительных указаний педагога, то с этим заданием справляются не все учащиеся. Их самостоятельная деятельность сводилась к бесчисленному и часто бессмысленному проигрыванию произведения от начала до конца. Механический повтор приводит к появлению, наслоению и закреплению ошибок. Ученик не умеет обдумывать свои действия, систематизировать их. Нужно педагогу научить их работать  над пьесой по кускам. В этой стадии произведение заучивается наизусть, включаются все виды памяти (зрительная, двигательная, слуховая и особенно аналитическая). Способы запоминания различны: мысленная игра, игра в замедленном темпе, игра с опорных точек, присоединение кусков слева и справа, осмысленное деление произведения на части, разделы, периоды, предложения, фразы, отдельные интонации в мелодической фразе, отдельные фигуры в быстром пассаже – все это помогает запоминанию.

Особое место отводиться работе над звуковыми контрастами, нюансами и педализацией. В процессе этой повседневной целенаправленной работы формируется  самостоятельность ученика.

3 раздел

Выработка самостоятельности при работе на заключительном этапе работы над музыкальном произведением.

Ученику следует выявить художественную задачу музыкального произведения, проникнуться в содержание произведения, его художественный образ и воссоздать его при исполнении, постараться передать поэтическую атмосферу произведения.

Важно почувствовать ритмический пульс произведения, связав его не столько с автоматическим движением, а скорее с ритмическим  биением сердца. Исполнение должно быть в единстве содержания и формы (собираем куски в единое целое). Исполнитель должен понять логику мысли автора и четко следовать исполнительскому плану, выявляя все кульминации в разделах и главную кульминацию всего произведения.

Последний этап работы – уверенность, яркость интерпретации, свободное артистическое самочувствие. Мне важно воспитать правильное отношение к публичной игре. Воспитание устойчивости внимания, самоконтроля, сосредоточенности перед выступлением – все этим  я  занимаюсь систематически. Иногда на урок я приглашаю слушателей – ученику дается возможность к публичному выступлению. Развитию самостоятельности способствует и хорошее общее развитие, круг его знаний, технические и эмоциональные возможности, его инициатива, осознанное, продуманное исполнение. Ученик должен сам стремиться к исполнению яркому, образному, выразительному. Комплекс всех этих способов поможет развитию самостоятельности учащегося и приведет его к определенному успеху.