Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки.

Мозговая Елена Ивановна

 Влияние хорового пения на формирование личности ребенка. Детский возраст является одним из самых благоприятных для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы лететь, перьям нужно сложиться в крылья». Одним из путей развития высоконравственной личности и является музыкально-эстетическое воспитание. Хор – это довольно сложный организм, создание и функционирование которого требуют энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц: педагога, самих учеников и, конечно же, их родителей. Поэтому формируется хоровой коллектив с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающийся не только в художественно-эстетическом плане, но и воспитывающий каждого ребенка в отдельности и группу детей в целом. Основная цель работы хорового класса – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. Основным критерием в хоровом классе является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой. Ставятся задачи воспитательно-образовательного и творческого характера, связанные с формированием верной художественно-эстетической ориентацией детей, с приобщением их к подлинной музыкальной культуре, развитием исполнительских навыков: певческого дыхания, координации и взаимодействия всех органов голосового аппарата в певческом звукообразовании, развития музыкальных способностей учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность. Многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и поменявшимися воспитательными приоритетами. Сегодня появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития детей, выявить их актуальные аспекты для использования в учреждениях дополнительного образования. Вот почему важно затронуть тему о том, что и как учителю-хормейстеру необходимо делать именно сегодня, приобщая современных детей к искусству. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Способность к эстетическому переживанию, которое развивается посредством музыкального, и в частности хорового воспитания, является необходимым условием становления всесторонне развитой личности, что наряду с выработкой у каждого человека активной жизненной (в том числе и гражданской) позиции, является конечной целью и задачей воспитания вообще. Не случайно размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама ее природа, как всякого вида искусства, дополняет реальный жизненный опыт человека. Без музыки невозможно полноценное развитие детского сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом. Музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на эстетическую сторону души и поэтому она обязательно должна быть включена в процесс учебно-образовательного цикла. Очень важно, чтобы музыкальный материал, предлагаемый детям, был ярким и насыщенным по своему содержанию, отвечал высоким требованиям к художественному качеству. Только с помощью великих творений и должны быть приобщены дети к музыкальному искусству в целом и к хоровому в частности. Именно хоровому пению, как воспитывающему фактору уделяли многие деятели хорового искусства, в том числе и В. Соколов: «Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач» . Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, эмоциональность; воспитывает в детях творческое воображение, мышление. Умение сопереживать. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и не доступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс хорового воспитания должен быть ясно целенаправлен, ведь именно хоровое пение является одним из важнейших звеньев в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. «Хор, действительно, очищает. Когда человек поет в хоре, все мелкое, недостойное, вся корысть, суетность из него выходит, он, словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счетчики Гейгера», они в момент пения устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния».

ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования и науки РФ на 2013-2020 гг. подчёркивается, что «многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодёжной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России».В связи с этим, «общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом образовательном учреждении» . В 2016 году была разработана и принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годов», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Основная цель Программы – внедрение инновационного подхода в совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствии с новыми историческими реалиями развития Российского общества. За годы социально-политических потрясений выросло новое молодое поколение, ещё малознакомое с наилучшими достижениями отечественной и мировой культуры. Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключён большой пласт традиционной культуры прежде братских народов, уклад народной жизни. Уважение к культурному наследию собственного народа – одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высоконравственным ценностям народа, опирается на духовнонравственное начало, базируется на принципах органического восприятия больших патриотических идей, берущих свои истоки из глубин веков и составляющих основы и элементы самосознания любого народа. Изучение народной педагогики немыслимо без исследования летописи (истории) народа. Жизнь того или иного народа на различных шагах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя её новым содержанием. Народная педагогика, возникнув на заре заселения человечеством земли, учила и наставляла подрастающее поколение не только лишь общечеловеческим ценностям, но, в первую очередь, она развивала бойца, защитника родной земли: на любое поколение наших предков приходилась своя война. Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к отчизне». «Патриот», по Далю, – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Главный показатель патриотизма – «наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота об этой земле, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни этому месту. В рамках данной проблемы особое значение придается предметам гуманитарного цикла и, в частности, предмету «Музыка» в школе, а также внеклассным формам музыкального обучения. От развития эмоциональной сферы учащихся во многом зависит воспитание патриотизма, и его развитие возможно также при коллективном пении в хоре. О значении хорового искусства и хорового пения в воспитании духовно развитой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, ученые. Замечательный отечественный хоровой деятель Д. Локшин в своих работах указывал, что хоровое пение обладает исключительными возможностями для воспитания у школьников ценнейших морально-эстетических качеств личности: чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, восприятия красоты в природе и в человеческих отношениях. Специфические особенности хорового пения, благодаря которым оно возникает и существует, обеспечивают огромные возможности для воспитания чувства патриотизма. Изучение огромных воспитательных возможностей хорового пения, объективная необходимость более полного использования воспитательного потенциала хорового пения в формировании духовного мира школьников заставляет нас еще глубже изучить тему патриотического воспитания, чтобы еще более целенаправленно осуществлять воспитательный процесс на уроках музыки и внеклассных занятиях хоровым пением. Организация воспитания патриотизма на музыкальных занятиях сложна. Это связано, с одной стороны, необходимостью учета общих возрастных и индивидуально-психологических особенностей восприятия патриотического содержания, а с другой – особенностями восприятия музыкального искусства. Найти оптимальный вариант учета этих особенностей – значит обеспечить эффективную психолого-педагогическую основу патриотического воспитания средствами хорового пения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыки.

 Влияние хорового пения на формирование личности ребенка. Детский возраст является одним из самых благоприятных для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «Для того чтобы лететь, перьям нужно сложиться в крылья». Одним из путей развития высоконравственной личности и является музыкально-эстетическое воспитание. Хор – это довольно сложный организм, создание и функционирование которого требуют энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц: педагога, самих учеников и, конечно же, их родителей. Поэтому формируется хоровой коллектив с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающийся не только в художественно-эстетическом плане, но и воспитывающий каждого ребенка в отдельности и группу детей в целом. Основная цель работы хорового класса – музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. Основным критерием в хоровом классе является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой. Ставятся задачи воспитательно-образовательного и творческого характера, связанные с формированием верной художественно-эстетической ориентацией детей, с приобщением их к подлинной музыкальной культуре, развитием исполнительских навыков: певческого дыхания, координации и взаимодействия всех органов голосового аппарата в певческом звукообразовании, развития музыкальных способностей учеников в коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность. Многое из наработанного в советские годы потеряло свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой и поменявшимися воспитательными приоритетами. Сегодня появилась необходимость пересмотреть известные в музыкальной педагогике методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития детей, выявить их актуальные аспекты для использования в учреждениях дополнительного образования. Вот почему важно затронуть тему о том, что и как учителю-хормейстеру необходимо делать именно сегодня, приобщая современных детей к искусству. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Способность к эстетическому переживанию, которое развивается посредством музыкального, и в частности хорового воспитания, является необходимым условием становления всесторонне развитой личности, что наряду с выработкой у каждого человека активной жизненной (в том числе и гражданской) позиции, является конечной целью и задачей воспитания вообще. Не случайно размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама ее природа, как всякого вида искусства, дополняет реальный жизненный опыт человека. Без музыки невозможно полноценное развитие детского сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом. Музыка способна оказывать сильнейшее воздействие на эстетическую сторону души и поэтому она обязательно должна быть включена в процесс учебно-образовательного цикла. Очень важно, чтобы музыкальный материал, предлагаемый детям, был ярким и насыщенным по своему содержанию, отвечал высоким требованиям к художественному качеству. Только с помощью великих творений и должны быть приобщены дети к музыкальному искусству в целом и к хоровому в частности. Именно хоровому пению, как воспитывающему фактору уделяли многие деятели хорового искусства, в том числе и В. Соколов: «Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно-исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач» . Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, эмоциональность; воспитывает в детях творческое воображение, мышление. Умение сопереживать. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению. Современного ребенка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и не доступную его пониманию, близкую и интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Вот почему весь процесс хорового воспитания должен быть ясно целенаправлен, ведь именно хоровое пение является одним из важнейших звеньев в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. «Хор, действительно, очищает. Когда человек поет в хоре, все мелкое, недостойное, вся корысть, суетность из него выходит, он, словно воспаряет. Если бы существовали некие этические «счетчики Гейгера», они в момент пения устанавливали бы наивысшее накопление прекрасного в шкале душевного состояния».

ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

В «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» Министерства образования и науки РФ на 2013-2020 гг. подчёркивается, что «многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодёжной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России».В связи с этим, «общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом образовательном учреждении» . В 2016 году была разработана и принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годов», в которой сказано, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Основная цель Программы – внедрение инновационного подхода в совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствии с новыми историческими реалиями развития Российского общества. За годы социально-политических потрясений выросло новое молодое поколение, ещё малознакомое с наилучшими достижениями отечественной и мировой культуры. Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключён большой пласт традиционной культуры прежде братских народов, уклад народной жизни. Уважение к культурному наследию собственного народа – одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высоконравственным ценностям народа, опирается на духовнонравственное начало, базируется на принципах органического восприятия больших патриотических идей, берущих свои истоки из глубин веков и составляющих основы и элементы самосознания любого народа. Изучение народной педагогики немыслимо без исследования летописи (истории) народа. Жизнь того или иного народа на различных шагах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя её новым содержанием. Народная педагогика, возникнув на заре заселения человечеством земли, учила и наставляла подрастающее поколение не только лишь общечеловеческим ценностям, но, в первую очередь, она развивала бойца, защитника родной земли: на любое поколение наших предков приходилась своя война. Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к отчизне». «Патриот», по Далю, – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Главный показатель патриотизма – «наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота об этой земле, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни этому месту. В рамках данной проблемы особое значение придается предметам гуманитарного цикла и, в частности, предмету «Музыка» в школе, а также внеклассным формам музыкального обучения. От развития эмоциональной сферы учащихся во многом зависит воспитание патриотизма, и его развитие возможно также при коллективном пении в хоре. О значении хорового искусства и хорового пения в воспитании духовно развитой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, ученые. Замечательный отечественный хоровой деятель Д. Локшин в своих работах указывал, что хоровое пение обладает исключительными возможностями для воспитания у школьников ценнейших морально-эстетических качеств личности: чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, восприятия красоты в природе и в человеческих отношениях. Специфические особенности хорового пения, благодаря которым оно возникает и существует, обеспечивают огромные возможности для воспитания чувства патриотизма. Изучение огромных воспитательных возможностей хорового пения, объективная необходимость более полного использования воспитательного потенциала хорового пения в формировании духовного мира школьников заставляет нас еще глубже изучить тему патриотического воспитания, чтобы еще более целенаправленно осуществлять воспитательный процесс на уроках музыки и внеклассных занятиях хоровым пением. Организация воспитания патриотизма на музыкальных занятиях сложна. Это связано, с одной стороны, необходимостью учета общих возрастных и индивидуально-психологических особенностей восприятия патриотического содержания, а с другой – особенностями восприятия музыкального искусства. Найти оптимальный вариант учета этих особенностей – значит обеспечить эффективную психолого-педагогическую основу патриотического воспитания средствами хорового пения.