Освоение метроритма в младших классах на уроках сольфеджио.
При воспитании чувства метроритма на занятиях по сольфеджио следует использовать специальные ритмические упражнения, составленные с учётом возрастных особенностей учащихся. Без чувства ритма музыкальная деятельность невозможна. Формирование этого чувства – одна из важнейших задач педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.docx | 43.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Освоение метроритма в младших классах на уроках сольфеджио.
Работа над освоением метроритма начинается уже в младших классах. В 1- 3 классах у учащихся формируются первостепенные навыки правильного оформления нотного текста, ритма, группировки длительностей. Изучаются размеры 2/4, ¾, 4/4 и относящиеся к ним ритмические группировки и фигуры. В дальнейшем, в старших классах, этот материал усложняется, обрастая сложными ритмическими комбинациями. Например, изучаемая во 2 классе , в 5 классе усложняется, при замене восьмой на . Учащиеся легко осваивают новый ритм. Пунктирный ритм, изученный во 2 классе также является началом этапа изучения залигованных нот – четверть слигованная с 4 шестнадцатыми и с триолью в 6 классе. Простые размеры в начальных классах - это база для изучения в 7 классе более сложных.
При проработки чтения и записи ритмического рисунка мелодии важно научить мыслить и понимать основные фундаментальные законы:
- Доля – четверть, которая при дирижёрском жесте приходится на один взмах.
- Две ноты, ровно прозвучавшие на один дирижёрский взмах – это две восьмые, которые равны 1 доли.
- Ритм и метр находятся во взаимосвязи.
- Любая ритмическая фигура, при изучении, должна быть прослушана, а не только записана и просмотрена. Слуховые впечатления – это основа освоения метроритма.
- Ритм надо проговаривать, например на слог, с дирижированием, прохлопывать со счётом.
- Воспринимать ритмо - формулы надо не отдельными длительностями, а крупными единицами. Например, при изучении размера две четверти, надо познакомить учащихся со всеми вариантами чередования длительностей в такте. Чтобы они мыслили не долями, а слышали каждый вариант полностью.
Разберём основные этапы при освоении записи и чтения ритма в 1-3 классах сольфеджио.
На первом этапе учащихся изучают длительности – восьмая, четверть, половинная, целая в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Происходит понимание доли – четверть, которая делится на равные части – две восьмые. Этот этап очень важен, так как закладывается фундамент на котором будет построено всё музыкальное обучение в дальнейшем. Учащиеся осваивают большое количество новых терминов, слов, понятий. Поэтому важно весь учебный материал дать планомерно, последовательно и чётко. Происходит сочетания постепенного усложнения материала с работой в новых вариантах метроритмических группировок:
- Определение на слух долей или длительностей, при прохлопывании мелодии.
- Определение на слух ритма прослушенной мелодии или мелодии по ритмическому рисунку.
- Воспроизведение долей в простых размерах под аккомпанемент педагога.
- Дирижирование в выученных размерах под музыкальное сопровождение педагогом.
- Освоение всех вариантов чередование длительностей в простых размерах.
- Прочтение рисунка ритмической последовательности с проговариванием его на нетральный слог, прохлопывания со счётом с использованием «и» и без неё.
- Запись по памяти выученного ритмического рисунка. Начинать следует с двух тактов.
- Сольфеджирование и прохлопывание песенок с названием нот.
- Добавление в освоение метроритма затакта, пауз и пунктирного ритма.
- Пение с одновременным дирижированием и хлопками ритмического рисунка мелодии разными руками.
- Пение мелодий под единообразный ритм восьмыми, четвертями.
В конце первого класса учащиеся осваивают все ритмические упражнения и легко справляться с ними.
Второй этап начинается со 2 года обучения. Освоение метроритма базируется на закреплении новых элементов:
Деление одной доли (четверти) на четыре шестнадцатых, две шестнадцатые- восьмую и наоборот. Пунктирный ритм - Размер - 3/8.
В слудующем этапе новый материал не изучается. И весь учебный материал совершенно не сложен при прохождении. Ритмическая группа из четырёх шестнадцатых учащимися осваивается легко как на слух, так и при прочтении.
Ритмическая группа, изучаемая в 3 классе - , более сложная. Сначала с учащимися разбирается образование данных фигур – четверть состоит из 2х восьмых, а каждая восьмая из 2х шестнадцатых. Каждая из фигур равна одной доли и помещается на один дирижёрский взмах. Начинать изучать проще с . Он легче узнаётся на слух учащимися. Следует фигуры многократно проговорить на нейтральный слог с дирижированием и прохлопыванием. Прохлопывание помогает тем детям, которые затрудняются определять сколько нот попадает на взмах.
Размер три восьмых особой сложности при освоении не имеет. Учащиеся знакомятся с новой долей – восьмой. И новыми возможными вариантами группировки длительностей в одном такте. После освоения простых комбинаций метроритма, добавляются .
Над пунктирном ритмом сначала работают в размере две четверти устно с хлопками, потом в записи, постепенно переходя на другие размеры. На уроке можно использовать разнообразные формы работы – ритмическое остинато, запись ритма стихотворения или песни, ритмический аккомпанемент и т.д.
4 класс – это следующий период на освоение более сложных элементов метроритма. Проблемы этого периода – усложнённые ритмические фигуры, пунктирный ритм, который определяют на слух не все учащиеся. Поэтому сначала повторяют из каких ритмо - формул состоит пунктирный ритм в простых размерах и в сочетании с четвертями и восьмыми. Следует, все ритмические варианты закрепить с проговариванием на нейтральный слог и прохлопыванием долей. Это поможет тем учащимся, которые с трудом определяют количество нот на взмах при записи диктантов.
Размер 6/8, синкопы, триоли изучают в четвёртом классе в простых ритмических вариантах. Они создают фундамент для работы со сложными ритмическими группами в старших классах. Закрепление новых ритмических элементов начинается в ритмических диктантах, позднее с сильными учащимися можно работу перенести и на мелодические диктанты.
Синкопа изучается в простых размерах через разнообразные упражнения с хлопками и ритмослоги, далее при пении. Триоли закрепляются при чтении ритмического рисунка с дирижированием и хлопками со счётом без «и». Когда проходят триоль, то повторяют все варианты деления четверти.
Работа с положительным результатом при освоении записи и прочтения в начальных классах метроритма, даст свои нужные результаты в старших классах. Это позволит учащимся свободно и грамотно использовать свои навыки прочтения и записи нотного текста.