Развитие креативности у детей в процессе подготовки и проведения вокально-юмористического вечера «День кота!" (приёмы и методы)

Селезнёва Светлана Александровна

В данной статье рассматриваются некоторые подходы в развитии креативности учащихся класса сольного пения на примере подготовки и участия в тематическом мероприятии "День кота!", который был организован и представлен 1 марта 2016 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya.docx18.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие креативности у детей в процессе подготовки и проведения вокально-юмористического вечера «День кота!»                                    (приёмы и методы)

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Развитие эмоциональной сферы ребёнка играет решающую роль в становлении и гармонизации его личности, интеллекта, поведения и психики. Процесс музыкального познания может быть выражен в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Целью которых является пробудить в ребёнке творческую активность, стимулировать его воображение, будить фантазию, воспитывать музыкальный вкус и способность эстетического мировосприятия. Развитие креативных качеств личности также является неотъемлемой частью музыкального образования.

В данном случае мы рассмотрим некоторые подходы в развитии креативности учащихся класса сольного пения на примере подготовки и участия в тематическом мероприятии «День кота!», которое включает в себя:

  1. Участие в сочинении литературно-музыкального сценария, связанного с темой живой природы, любви к животным.
  2. Подготовку небольшого рассказа о своём домашнем любимце, наблюдений за его повадками и привычками, рекомендации по уходу. Как вариант – стихотворение собственного сочинения
  3. Организация выставки «Без кота и жизнь не та»
  4. Подготовка и исполнение тематических музыкальных произведений. Создание музыкально-драматического образа
  5. Постановка и исполнение отрывка оперы Ц. Кюи «Кот в сапогах»
  6. Участие в творческих конкурсах, выполнение творческих заданий
  7. Побывать в роли ведущего
  8. Привлечение родителей учащихся к организации и участию в мероприятии, создании дружеской непринуждённой атмосферы.
  9. Подведение итогов. Шуточные призы

Цель: организация образовательной среды, способствующей развитию креативности обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся сольным академическим пением.

Задачи:

   

Обучающие:

- поддерживать оригинальные решения в воплощении творческого замысла и выбора средств;                                                                                                                                                - научить использовать в творческом процессе музыкальный и жизненный опыт;                  

Развивающие:

- развивать инициативу и самостоятельность творческого поиска при выполнении заданий;                                                                                                                                           - развивать эмоциональность, музыкальность, воображение;    

Воспитательные:

- способствовать формированию нравственных ориентиров обучающихся;                                  - создать на вечере весёлую, непринуждённую, доброжелательную обстановку, способствующую включению творческой мысли, импровизации и фантазии участников;     - вовлечение семьи ребёнка в творческое сотрудничество  

Игровой метод. Игра в жизни ребёнка является наиболее естественным способом его развития и познания окружающего мира. В данном мероприятии игра определяет характер учебного процесса и специально подобранного для этой цели музыкально-игрового материала, который открывает возможность применения разнообразных форм организации творческой деятельности, обеспечивает более активную включенность участников в процесс, даёт возможность создания проблемных ситуаций, импровизации. Таким образом занятие превращается в творческое музицирование. Педагог также является частью игрового процесса: он может быть ведущим музыкально-игрового вечера либо помогать ведущему-ребёнку проводить конкурсы. В данном случае он выступает на равных с детьми как участник, координатор и соавтор. Успех его действий также зависит от умения и готовности в любой момент быть спонтанным в своих реакциях. В целом игра и чувство юмора создают атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. И это очень важно, потому что в таких условиях наиболее раскрываются творческие возможности детей.                   

Метод творческих заданий. В данном мероприятии представлен как в виде дидактических игр: объяснить значение пословиц и поговорок, завершить начало пословицы, придумать любимые кошачьи лакомства на каждую букву слова «КОРМ», вспомнить «крылатые выражения» любимых героев книг и мультфильмов;                                                                   музыкальных заданий: конкурс «Угадай МЯлодию»                                                                                                                       и, собственно, творческих заданий: подготовка небольшого рассказа о своём домашнем любимце, сочинение стихотворения, художественный конкурс, самостоятельная разработка оригинального костюма для выступления, организация выставки «Без кота и жизнь не та».                                                                                                                 Выполнение сиюминутных творческих заданий способствует развитию активности, быстроты реакции обучающегося, развитию гибкости мышления, умению подключать свой жизненный и музыкальный опыт. За быстрый и правильный ответ на вопрос предусмотрено вознаграждение в виде импровизированного кошачьего корма (конфеты «морские камушки»), которые участники-киски складывают в свои миски. В конце вечера производится подсчёт и награждение победителей.                                                                                  

В таком синтетическом жанре как постановка отрывка из оперы Ц. Кюи «Кот в сапогах» можно использовать сразу несколько методов развития креативного мышления:

Метод художественного контекста. Изучение музыкального произведения во взаимосвязи с другими видами искусства: театр, живопись, литература, хореография объединённых общими признаками, составляющих единую художественную среду и требующих создания определённой атмосферы и соблюдения стилистических особенностей при воплощении. Причём отрывок из оперы можно рассматривать и с точки зрения стиля русской музыки 19 в. музыкального стиля композитора Ц. Кюи, так и сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Представление музыкально-драматургического образа. Исполнение оперного отрывка по ролям. К обычному исполнению вокального произведения добавляются дополнительные задачи, такие как: «вживание» в образ, сценическое движение и пластика, взаимодействие с партнёрами. Включение движения в исполнительский процесс чрезвычайно полезно для ребёнка, так как даёт возможность раскрепостить тело, устранить существующие «зажимы», выразить своё понимание музыки и эмоции через жестикуляцию. Движения эти должны быть естественными и исходить от самого исполнителя, являясь следствием «погружения» в образ того или иного персонажа. Поэтому очень важным является давать ребёнку свободу действий, учиться импровизировать.

Одним из необходимых условий развития креативного мышления у детей является способность находить и принимать собственные, порой нестандартные решения. Этому хорошо способствует применение Проблемного метода, например, в работе над образом. Ребёнок должен уметь объяснить мотивы поступков своего персонажа и постараться их выразить. Педагог очень мягко направляет ход его мысли, помогает сформулировать собственную точку зрения, поощряет оригинальные идеи. Также свою смекалку дети могут проявить в придумывании сценического костюма, поисков реквизита и декораций. На этом этапе в учебно-творческий процесс как правило подключаются и родители. 

Способность генерировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач, самостоятельно думать, принимать решения - основные черты творческого поведения. Без них и не может быть творческой личности. Здесь очень важна внутренняя мотивация, внутренний побудительный мотив, познавательный интерес. Если ребёнку не интересно, его невозможно заставить быть активным и не о какой креативности не может идти речи.

Вокально-юмористический вечер «День кота!» был представлен в День кота 1 марта 2016 года в концертном зале Центра творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском». Дети с большим удовольствием подхватили идею такого нестандартного концерта и с энтузиазмом включились в подготовку и исполнение. По многочисленным просьбам большинства из родителей и ребят, обучающихся в классе сольного пения в следующем учебном году идея получила продолжение в подобном же тематическом концерте «Человек собаке друг»