«Музыкальное обучение как способ интеллектуального развития"

Максимова Варвара Васильевна

    В определённый период времени, существенно изменился социум, а с ним мировоззрение людей; мотивация большинства приходящих к нам детей была направлена на получение элементарных знаний в области музыкального искусства. Хотелось получить точку опоры, которая добавила бы новый оттенок в педагогическую деятельность. Чтобы в работе с детьми, которые учатся «для себя», тоже был глубокий смысл.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр дополнительного образования и развития детей

города Димитровграда Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

«Музыкальное обучение

как способ интеллектуального развития»

Подготовила Максимова Варвара Васильевна,

Педагог дополнительного образования

г. Димитровград

2022г.

    В определённый период времени, существенно изменился социум, а с ним мировоззрение людей; мотивация большинства приходящих к нам детей была направлена на получение элементарных знаний в области музыкального искусства. Хотелось получить точку опоры, которая добавила бы новый оттенок в педагогическую деятельность. Чтобы в работе с детьми, которые учатся «для себя», тоже был глубокий смысл.

    Мы живём в особом, непростом, но интересном временном отрезке, отмеченном бурным ростом промышленных и компьютерных технологий. Нас окружает активная, но порой агрессивная теле- и радио-среда, повальное увлечение компьютерными играми, а значит, длительное нахождение в виртуальном пространстве. И, конечно, чему, как не искусству создавать

благоприятный эмоциональный настрой, формировать позитивное мировосприятие и мироощущение. Но то, что занятия музыкой могут дать

активный толчок, более того, создать базу, платформу для общего интеллектуального развития –она и стала новой точкой опоры .

Интеллект, ум, мышление – понятия близкие друг к другу. Вопросы развития человеческого интеллекта учёных волнуют давно. На основе исследований возникло такое понятие как «коэффициент интеллекта», так называемое

IQ. Люди, обладающие высоким IQ,  быстро и эффективно усваивают любые алгоритмы (закономерности) и умеют ими пользоваться на практике.

Возникает вопрос: а при чём тут музыка? Но, оказалось, она самым прямым образом связана с формированием этого самого IQ. Среди существующих девяти видов интеллекта в процессе обучения музыкальному ремеслу используются, как минимум, три из них:

  • логико-математический интеллект , развивающий способность видеть различные подобия, аналогии, пропорции; умение частное обратить в общее, конкретное – в абстрактное, случайное – в закономерное;
  • телесно-двигательный интеллект , развивающий ловкость и оптимальность движений. Это телесный ум, который не позволяет тратить силы попусту, развивает умение разумно чередовать напряжение и расслабление, координировать сразу несколько одновременных движений;
  • музыкальный интеллект , подразумевающий освоение звуковой организации, принципов связи звуков, освоение всех видов иерархического соподчинения звуков: тональность, лад, мелодия, гармонические структуры и так далее.

Абсолютно понятна и обоснована связь музыкального обучения с развитием телесно- двигательного и музыкального интеллекта, но почему в одном ряду с ними развитие логико- математического интеллекта? Из всех видов искусств, музыкальное  – наиболее абстрактно и структурированно. Основные мыслительные операции: сравнение, анализ, установление отношений, разложение на части и объединение в одно целое – всё это органично присутствует в музыке. Учёные многих стран в своих исследованиях по поводу влияния музыкального обучения на развитие общего интеллекта приходят к одному и тому же выводу: занятия музыкой стимулируют работу мозга, активно развивают мыслительные навыки, которые свойственны для любой умственной работы. «Музыка – лучший педагог, который меняет способ мышления, а не преподносит готовые знания. Она учит мыслить – мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё,что ему нужно».

Чем активнее

развиваются нейронные связи, тем больше возможности мозга. Его фундаментальная способность принимать сигнал извне, формировать образ и запоминать его – это и есть та основа, на которой держится всё дальнейшее развитие ребёнка. Формируется она до трёх лет. Нужно использовать безграничное желание маленьких детей узнать всё, чего они не знают и считает, что самое главное – заинтересовать малыша, поскольку дети всё интересное считают правильным. А чтобы заинтересовать, необходимо создать соответствующую окружающую среду.

Но 5-6-летний возраст – это тоже ещё благодатное время для развития малыша. Главное, чтобы в систему воспитания и обучения были заложены принципы развивающего обучения, когда при усвоении всего комплекса знаний, умений, навыков используется система методов, направленных на

активизацию познавательной деятельности. Когда знания не преподносятся в готовом виде, а добываются самим учеником в процессе практической работы. Вообще, о принципах и, особенно, о методах развивающего обучения говорится много и в общеобразовательных школах, и в музыкальной педагогике. Причём, на бумаге – всё идеально: и

учебные планы другие, и творческие формы развития ученика разнообразны, но реально существует привычная картина: всё или почти всё отведённое учебное время на предмет «специальность» используется на подготовку (очень часто в форме примитивного натаскивания) к мероприятиям промежуточной аттестации, а на творчество времени не остаётся. Зато куда

свободнее мы можем планировать формы занятий с дошкольниками, поле творческой деятельности с ними неограниченно. Если в период начального этапа музыкального обучения максимально использовать методы развивающего обучения, инновационные технологии, направленные на личностное развитие, то можно сформировать крепкую основу и для успешного дальнейшего обучения в музыкальной школе, и для быстрой и результативной адаптации в общеобразовательной школе.

Впервые, понятие «развивающее обучение» в педагогику музыкального образования ввёл

Г.М. Цыпин. Он сформулировал определяющие условия для реализации развивающего обучения в

рамках образовательного процесса:

∙ увеличение объёма изучаемого материала;

∙ увеличение теоретической ёмкости фортепианных занятий;

∙ развитие активности и самостоятельности обучающихся.

     Если говорить о принципах развивающего обучения, они во многом привычны для нас, но особое место я бы отдала принципам доступности и последовательности знаний. Это непременное условие для того, чтобы сам преподаватель чётко знал, чему, когда и как учить. Чтобы в его собственной педагогической системе весь материал, шаг за шагом выстраивался в

ясную структуру. В полной мере реализовать принцип доступности в работе с маленькими детьми позволяет развитие наглядно-образного мышления, использование в общении знакомых понятий. Развивающее обучение предполагает погружение ребёнка в объёмный по содержанию

теоретический материал. При этом преподаватель сложное должен превратить в понятное, широко используя знакомые понятия и наглядный материал.

Например:

Октавы называются именем хорошо знакомых ребёнку зверей: (снизу-вверх) медведь, волк,лиса, ёжик, зайчик, белка, птичка.

У интервалов - образные названия, звучание которых ассоциируется с определённым

характером:

секунда – лягушка – звучит резко;

терция – подружки – звучит певуче, приятно;

кварта – маленькая труба – звучит пусто, призывно;

квинта – большая труба – звучит пусто, спокойно;

секста – снежинка – звучит певуче, мягко;

септима – сигнал – звучит резко.

Функции в тональности осваиваются на основе сказки про королевскую семью, где устойчивые и главные ступени – члены королевской семьи, неустойчивые – слуги. Со временем появятся дополнительные слуги-негры, которые будут связаны с гармоническим и мелодическим минором, освоением чёрных клавиш:

I ступень – папа-король

II ступень – слуга папы

III ступень – сыночек-принц

IV ступень – доченька-принцесса

V ступень – мама-королева

VI ступень – слуга мамы

VII ступень – слуга папы

Таким образом, сложный и непонятный теоретический материал становится доступным.

При этом, опора на знакомые маленькому ребёнку понятия, позволяет сохранить интерес к обучению, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям. Принцип последовательности предполагает, прежде всего, чёткую систему в подаче материала. В моей системе первый шаг связан с формированием образно-эмоциональных представлений ребёнка (музыкальные сказки; много музыки с анализом образов, характера). Затем

знакомство с клавиатурой, развитие способности ориентироваться с помощью чёрных клавиш.

Следующий шаг – цветовое восприятие звуков-нот, воспитание метро-ритмических навыков, транспонирование, сочинение мелодий. Параллельно идёт работа по освоению основных элементов музыкальной грамоты (диезы, бемоли, реприза, вольта и т.п.). Далее - знакомство с интервалами и аккордами с помощью наглядно-звуковых характеристик. Следующий шаг-

формирование умения подбора гармонии. Весь перечисленный материал даётся в донотный период, всё - на основе наглядного материала и формирования наглядно-образных ассоциаций. Хочу отдельно сказать об использовании цветового восприятия звуковысотности. Это палочка-выручалочка для малышей, которые не умеют считать и читать, но уже достаточно хорошо различают цвета. У каждой нотки не только своё имя, но и свой цвет. Цвета выбираются интуитивно, связывая их с конкретными стихами, названиями, картинками и небольшим, но всё же уже имеющимся жизненным опытом самого малыша.

Например:

Нота «соль» жёлтого цвета:

Рано солнышко встаёт на зарядку нас зовёт,

Чтобы пальчики размять и без устали играть.

Нота «си» оранжевого цвета:

Длиннохвостая лисица захотела поиграть

Села за большой рояль и нажала на педаль.

Конечно, параллельно накладываются звуковые ассоциации. Всё вместе позволяет с помощью такой «цветовой нотной азбуки» работать по специальным нотным пособиям (в цветовом решении) с 4-6-летними малышами. Если говорить о формах обучения на начальном этапе, то это, конечно, игра, в которой ученик полноправный и, самое главное, активный участник. Происходит то самое добывание знаний, которое и является основой развивающего обучения. Более того, игры – это палочка-

выручалочка для концентрации и удерживания внимания. Они могут быть учебными, развлекательными, выполнять роль физической разгрузки (упражнения) и так далее.

Несколько слов о методах, активизирующих логическое мышление. Так ли необходимо развивать математическую, по сути дела, логику, когда речь идёт о музыкальном обучении. Без этого не будет в сознании ясной картины от получаемой словесной и звуковой информации. Мы ведь работаем с обыкновенными детьми, которым доступно нужно объяснить

довольно сложные понятия. Для воспитания таланта используют иные методы, такие дети по- другому воспринимают, им многое подсказывает талантливое нутро. Они интуитивно чувствуют, как правильно выполнить задачу. Итак, какие нужны методы? Те, которые используются в развитии логико-математического интеллекта: сравнение, разнообразный анализ, дифференциация материала, метод обобщений, умозаключений. То есть, методы, которые позволяют вести по пути:

«знания добываю сам».

  Метод наводящих вопросов. Без него не обойтись: ребёнок маленький, словарный запас крошечный, логика пока почти на нуле. Выстраивая урок в вопросно-ответной форме, мы вызываем малыша на совместный поиск решения, он активный участник процесса – это очень важно. Со временем такая форма становится привычной, и уже в гораздо меньшей степени, но абсолютно полноправно она будет присутствовать и у старших детей. Этот метод хорош не только для формирования теоретической логики: строение произведения, тональный, гармонический план и.др., но и для

развития чисто музыкального мышления. Понятие «музыкальное мышление», прежде всего, подразумевает воспитание внутреннего слуха, без которого не может формироваться звуковая культура. Ведущие методисты-педагоги в комплексном воспитании юного музыканта воспитанию слуховых способностей отводят главное место и считают его фундаментом музыкального мышления. Грамотно поставленные малышу вопросы формируют слуховые представления, так называемый фонд слуховых эталонов в памяти («это танец или песня», «есть похожие друг на друга

эпизоды», «мы запишем эту мелодию в скрипичном ключе или басовом», «как я прикасаюсь к инструменту» и т.д.) Причём, варьировать, упрощать, усложнять один и тот же вопрос можно многократно. И ещё один большой плюс этого метода: он формирует на элементарном уровне умение использовать свои суждения в работе, оценивать своё исполнение и намечать путь дальнейших действий. Это прямая дорога к результативной самостоятельной работе в будущем.

Метод сравнения, анализа, обобщения. С помощью этих методов малыши, исходя из музыкального образа и настроения, учатся понимать, из чего и как сделана музыка, которую они слышат и играют: т.е. в доступной форме идёт подробный анализ структуры произведения, выразительных средств, а отсюда и необходимых исполнительских приёмов.

Например:

В донотный период учитель выкладывает цветными нотами (у каждой ноты свой цвет) мелодию из 4 тактов так, чтобы были повторения. Ученик сравнивает мотивы, находит повторение, поёт, играет на инструменте, сочиняет свою мелодию по предложенному образцу.

Пишем диктант из интервалов с помощью карточек-образов (у каждого интервала – свой образ). Незаменим этот приём при анализе музыкального синтаксиса. Понятно, что на первых порах очень помогает подтекстовка, складываются ассоциации: слово – музыкальный мотив, словосочетание – музыкальная фраза, предложение – музыкальное предложение и.т.д.

Вот она та самая структуированность музыкального искусства, о которой я говорила в начале. Начиная с элементарного, мы постепенно будем подниматься до уровня понятий и обобщений. И тогда в старших классах сможем говорить о музыкальном образе с позиций исторической эпохи, национальных особенностей композитора, отражения его мировоззрения в

искусстве и в конкретном музыкальном образе.

Музыкальное обучение должно подготовить мозг к сложномумыслительному процессу при чтении, изучении языка и наук. Тем более, что практическая реализация метода обучения «от музыки к науке» давно себя оправдала. Многие исследователи в области общей и музыкальной педагогики едины в том мнении, что пришло время отойти от «узкопрофессионального музыкантского подхода» и перейти «к более широкой философии музыкального образования».

Образование – это не просто способ накопления знаний. Образование – это «способ воспитания себя, своего ума, своей способности воспринимать и

осваивать новые идеи». И музыкальное образование больше, чем какое-либо другое способствует достижению названных целей. «Музыка и мысль нераздельны: вторая явилась из первой, формировалась в её недрах на

протяжении всего процесса эволюции, и человек, желающий сформировать своё мышление природным образом … неизбежно должен обратиться к музыке. Он должен стать Homo Musicus для того, чтобы в будущем превратиться в Homo Sapiens. Таков процесс эволюции человеческого мозга, и нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному истоку».

Д. Кирнарская

Список используемой литературы:

1

Грохотова С.В. «Как научить играть на рояле»

2

Ибука М. «После трёх уже поздно»

3

Кирнарская Д. «Развитие музыкального таланта»

4

Милчи Б. «Воспитание пианиста»

5

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры»

6

Сузуки Ш. «Воспитание таланта»