Методические заметки к лекции- концерту «Музыка скандинавских композиторов»

Методические заметки и комментарии при наподготовке написания сценария лекции - концерта "Музыка скандинавских композиторов"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические заметки к лекции- концерту «Музыка скандинавских  композиторов»

До середины XIX века наибольший вклад в развитие классической музыки был сделан в Германии и Австрии. Композиторы со всей Европы приезжали в Вену, Лейпциг и Веймар поучиться у величайших мастеров. Тогда композитор приобретал значимое имя только в том случае, если начинал писать музыку в германо-австрийском стиле.

Но вторая половина XIX века стала одним из самых интересных периодов в истории музыки. Это случилось, когда национальные композиторы сбросили оковы многолетних условностей и привнесли в музыку ароматы их родины.

Эдвард Григ. Как и все уважающие себя люди, мечтающие стать великими композиторами, исполненный ответственности, двинулся в Германию (Лейпциг), чтобы поучиться технике у великих мастеров. К сожалению, он так изнурил себя трудом, что заработал болезнь легких, которая неотступно следовала за ним весь остаток его жизни.

Э.Григ «В пещере горного короля»

Возвратившись в Норвегию, Григ ввязался в борьбу его отчизны за независимость от Швеции. Он начал писать музыку, основанную на ритмах и мелодиях норвежского фольклора.

Э.Григ «Поэтические картинки» ор.3

Норвежская публика очень полюбила его произведения. В возрасте всего 29-ти лет Э. Григ за особые заслуги был удостоен пожизненной правительственной пенсии.

Многие композиции Грига отмечены радостью и счастьем, его восхитительные мелодии просты и прозрачны. Самые популярные мелодии:

 - сюита «Пер Гюнт» (музыка к спектаклю по пьесе Генрика Ибсена);

 - сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга»

 - концерт для фортепиано а -moll.

Ян Сибелиус. Вопреки желанию родителей, поступил в консерваторию Хельсинки. Со временем получил право бесплатного обучения музыке в Берлине и Вене.

По возвращении из Австрии Ян узнал, что его любимая Финляндия попала под владычество России. Он примкнул к группе повстанцев, называвшей себя «Молодые финны». И, подобно Эдварду Григу, выбросил из своих композиций все немецкое. Действительно, в музыке Сибелиуса вы сразу почувствуете холод, долготу ночей и краткость дней, увидите унылые, заснеженные ландшафты.

Эти чувства особенно ярко выражены в его знаменитой симфонической поэме «Финляндия».

Я. Сибелиус    Симфоническая поэма  «Финляндия».

После того, как в 1918 году Финляндия избавилась от гнета России, Сибелиус стал национальным героем: он искренне служил Финляндии.

Я. Сибелиус    «Ель», «Экспромт»

По сегодняшний день финны так же глубоко почитают Я.Сибелиуса, как американцы Авраама Линкольна. По всей Финляндии в честь Яна Сибелиуса открыты монументы, статуи, музеи, его именем названы школы.

Э.Григ и Я.Сибелиус еще при жизни стали суперзвездами на своей родине и далеко за ее пределами.

Ян Сибелиус – сын полкового врача. В детстве учился играть на фортепиано и скрипке у Г. Левандера. Учился в хельсинском музыкальном институте.

Композиторский  дебют – его дипломные сочинения: струнное трио и квартет. Совершенствовался по музыкально-теоретическим дисциплинам и композиции в Берлине и Вене.

Творчество Я.Сибелиуса формировалось в русле классических и романтических традиций. Впервые в истории финской музыки он создал «Куллерво-симфонию» на сюжет Калевалы (1892 год). Симфонические поэмы «Сага», «Туонельский лебедь» и некоторые другие произведения сделали имя Сибелиуса известным и в других странах.

Я. Сибелиус  «Богатель»

Получив в 1897 году стипендию от финского правительства, он смог оставить педагогическую деятельность и целиком посвятить себя композиции. Я.Сибелиус поселился на вилле близ Хельсинки и прожил там более 50-ти лет. Здесь он создал большую часть своих произведений.

Ян Сибелиус – представитель мирового симфонизма (7 симфоний). На протяжении всего творчества он тяготел к программности. Им написано 13 симфонических поэм, наиболее известная из них «Финляндия».

Сибелиус писал музыку к драматическим спектаклям. Так, огромную популярность получил «Грустный вальс» из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть».

Я. Сибелиус  «Грустный вальс»  

Им написано около 100 романсов и песен, большая часть которых на шведские тексты.

Одно из лучших произведений Я.Сибелиуса – концерт для скрипки с оркестром (1905 год). Скрипка была любимым инструментом композитора.

Я. Сибелиус  Дуэт «Меланхолия» для виолончели и фортепиано

Имя Я.Сибелиуса, ведущего представителя национальной музыкальной школы – одно из самых почитаемых в Финляндии, оно присвоено Хельсинской академии музыки.

Стокгольм – музыкальный центр Швеции. Развитие шведской музыки в целом связано с жизнью королевского двора. Расцвет Придворной капеллы относится к 1620-ым годам, в состав капеллы входило 45 музыкантов. Сначала в оркестре преобладали трубачи, затем увеличилось число скрипачей.

С середины 17 века в Швеции гастролировали иностранцы – итальянские и французские оперные труппы.

В 1731 году начали проводиться публичные концерты, первыми руководил Ю. Х. Руман – «отец шведской музыки».

В XVIII веке в жизни шведов большое место стала занимать опера (появился свой оперный театр).

В Швеции XIX  века существовали: оперная школа, оперный класс в консерватории, балетная школа,  музей танца.

Среди выдающихся шведских исполнителей XIX – XX веков певцы: Микаэли, Линд, Гультансон, Нильсон, Форсель, Бейрон, Эдман, Гедда и др.

В 1771 году основана Королевская академия музыки (со временем преобразованная в консерваторию). В 1902 году был организован первый постоянный симфонический оркестр. С 1918 года существует союз шведских композиторов.

Государство уделяет много внимания развитию электронной музыки, опытам сочинения на компьютере.

В Стокгольме проводятся концерты народной музыки в музее под открытым небом. В городах Мальме, Умео, Стокгольме регулярно проводятся джазовые фестивали.

Дания. Музыка Дании существовала при королевском дворе. Значит расцвет музыкальной жизни наступает в XVIII веке. В 1713 году было построено специальное здание, в котором выступали приезжие оперные труппы (немецкие, французские, итальянские). Было создано Датское музыкальное общество под руководством Хольберга ,концертная организация под руководством Р. Иверсена.

В 1841 году были объединены придворный театр и оркестр. Балетная труппа приобрела известность за пределами Дании. Репертуар оперной труппы стал пополняться за счет произведений датских композиторов – Фрелиха, Гаде, Хартманан и других.

В XIX веке выдвигается на музыкальную арену композитор, дирижер, органист К. Э. Ф. Вайсе. Во второй половине XIX века решающее влияние на музыкальную жизнь Копенгагена оказала деятельность крупнейшего представителя датской музыки Н. Гаде. По его приглашению в Копенгаген с гастролями приезжал И. Брамс и другие известные музыканты.

Нильс Вильгельм Гаде   Кантата «Эльверскуд»

Роберт Шуман посвятил Нильсу Гаде «Северную песню» (№ 41) из  «Альбома для юношества» (Ор. 68)

Развитию музыкальной жизни также способствовала деятельность И. Свенсена, 25 лет возглавлявшего Королевский театр. В 1867 году начала работу Датская консерватория музыки. А в 1898 году открыто музыкально - педагогическое общество с различными музыкальными классами.

В современной Дании налицо все лучшее, что есть в музыкальной культуре других европейских стран: датское музыковедческое общество; хор радио и телевидения; симфонические оркестры; 5 консерваторий; Датский союз музыкантов; Датское хоровое общество; ассоциация музыкальных педагогов; оперная академия; Королевская библиотека; национальная фонотека; музей истории музыки.

Основоположник современной национальной школы – К. Нильсен (датский «Сибелиус»), работал почти во всех жанрах, органично соединил романтические черты с новыми техническими средствами. Европейское влияние прослеживается в тенденциях атональной музыки и джаза.

К. Нильсен  «Юморески – богатели»  для фортепиано