«Проблемы преподавания в младших классах ДШИ и ДМШ предмета сольфеджио»

Сольфеджио – это один из самых сложных предметов изучаемых в музыкальных школах. Он включает и объединяет много разнообразных видов музыкальной деятельности, играющих  важную роль в воспитании  юного музыканта.  Весь комплекс музыкальной грамоты постигается этой дисциплиной.

Предмет сольфеджио учащиеся начинают посещать с 1 класса,  и его обучение идёт одновременно с остальными музыкальными дисциплинами. Так как предмет сольфеджио обладает определённой спецификой, свойственной,  для точных наук, то подчас вызывает у учащихся сложности в его освоении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_prepodavaniya.docx23.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проблемы преподавания в младших классах ДШИ и ДМШ

предмета сольфеджио»

Сольфеджио – это один из самых сложных предметов изучаемых в музыкальных школах. Он включает и объединяет много разнообразных видов музыкальной деятельности, играющих  важную роль в воспитании  юного музыканта.  Весь комплекс музыкальной грамоты постигается этой дисциплиной.

Предмет сольфеджио учащиеся начинают посещать с 1 класса,  и его обучение идёт одновременно с остальными музыкальными дисциплинами. Так как предмет сольфеджио обладает определённой спецификой, свойственной,  для точных наук, то подчас вызывает у учащихся сложности в его освоении.

Дети поступают в музыкальную школу примерно в возрасте 6-8 лет. Этот возраст отличается своими психофизическими особенностями развития. И насколько хорошо был подготовлен ребёнок к общеобразовательной школе, то есть умственная и физическая подготовка соответствует его возрастным критериям, настолько успешно и быстро адаптируется он и  к требованиям ДМШ.

             На первых уроках сольфеджио начинающие музыканты столкнутся с большим количеством разных понятий, терминологией что, несомненно, повлияет на  развитие их абстрактного мышления. В тоже время для учащихся младших классов, в силу их особенности психики и интеллекта, постигать сложный теоретический материал будет не просто. Особенно первоклассникам, которые ещё не освоили  чтение и письмо. Но у них уже сформирована тонкая моторика пальцев, функции познавания и запоминания. Надо учитывать, что зрительная память и слуховая словесная, развиты в младшем школьном возрасте ещё не достаточно хорошо. А именно на моторику и память делается акцент на первых уроках сольфеджио.

На уроке сольфеджио должны быть использованы все формы работы и виды музыкальной деятельности – сольфеджирование, работа на слух, игра на инструменте, письменные задания, чтение с листа, творческие упражнения. Лучше всего навыки отрабатываются при их  объединении: музыкальный слух развивается и с помощью тренировки органов слуха и в тоже время, в процессе интонирования, голосовых связок. Особое значение на уроках сольфеджио имеет развитие музыкального слуха. Конечно, в музыкальную школу принимают учащихся с наличием музыкального слуха, но он ещё не достаточно развит. Гармонический слух и ладовое чувство у начинающих музыкантов  отсутствуют,  метроритмические и интонационные упражнения тоже вызывают затруднения. Ребёнок испытывает проблемы и при освоении музыкальной грамоты, из - за недостаточности ассоциации образов зрительных и слуховых в нотном тексте. Развитие первостепенных  навыков на уроках сольфеджио в младших классах лучше всего вырабатываются при синкретическом подходе, так как речь ребёнка в раннем возрасте тесно взаимосвязана   с жестами, движением, пластикой. К синкретическому подходу относятся и музыкальные творческие игры.

Одной из часто используемых и эффективных способов обучения на уроках сольфеджио в младших классах, является игра. Почему игра – потому что в ней задействованы разные виды действий: мыслительная, физическая, речевая, то - что необходимо  использовать на уроках в младших классах. Игра, как ни что иное, идеальным  способом способствует развитию и реализации креативного потенциала учащегося, который он сможет применить не только в музыкальной деятельности, но и в повседневной жизни.

Приведём несколько примеров музыкальных игр - упражнений, которые можно использовать на уроках сольфеджио в младших классах.

 «Эхо».

Педагог с учащимися выучивает песню, в которой встречаются интонации – переклички «эхо». Это могут быть песни С. Беляева, Е. Заборонок, Е. Попляновой. Особое внимание уделяется исполнению повторных мотивов – интонациям «эхо». Это широкие интонационные ходы исполненные на «зевке». В начале игры выбираются исполнители на роль «эха» и слушателей. Учащиеся поют песню,  двигаясь по кругу. Эхо изображает каждый ученик по очереди в процессе исполнения песни или отдельно выбранные солисты. По завершении исполнения слушатели должны выбрать исполнителя, который наиболее точно с интонировал партию «эхо». Эта игра постепенно подготавливает учащихся к освоению темы «простые интервалы».

«Музыкальная королева».

Она посвящена изучению понятия Тоники. На первых уроках педагог представляет детям тонику королевой музыкальной страны – гаммы. Рассказывает об устойчивых и неустойчивых ступенях, главных ступенях – министрах королевы. Объясняет тяготения, опевания ступеней и что все песенки должны заканчиваться тоникой. Педагог исполняет мотив, который учащиеся при повторении интонируют на нейтральный слог. Мотив заканчивается на неустойчивой ступени. Каждый учащийся по очереди становится «музыкальной королевой» или «королём»  и завершает  мотив на тонике.

«Весёлый мяч»

Учащиеся встают в круг. У одного в руках мячик. Педагог предлагает спеть гамму, но с постоянным возвращением на тонику после каждой ноты. Гамма исполняется хором, тонику исполняет тот, у кого в руках мяч. После исполнения тоники учащийся должен кинуть мячик любому другому своему однокласснику. Игра продолжается до тех пор, пока гамма не будет исполнена полностью вверх и вниз.

«Вижу, слышу, пою»

Это замечательное упражнение на развитие внутреннего слуха, памяти  и подготовительный этап для музыкальных диктантов. Для выполнения упражнения необходима болгарская ступица Б. Тричкова. Перед тем как приступить к новому упражнению, у учащихся должен быть уже опыт работы со ступицей. Педагог указкой показывает несколько ступеней в определённой последовательности. Сначала надо использовать простые, небольшие, знакомые ступеневые последовательности. Учащиеся, проследив за указкой педагога, запоминают последовательность и исполняют её вслух. Петь можно сначала хором, потом, когда дети будут чувствовать себя  более уверенно, можно устроить соревнование на лучшее исполнение ступеней. Постепенно педагог усложняет последовательность, включая в неё интервальные скачки и увеличивая количество ступеней. Место педагога также может занять любой ученик, который сочинит свою последовательность.

«Заколдованные ступени»

Это упражнение нацелено на развитие ладотонального слуха. Учащиеся встают в круг,  и каждый получает карточку со ступеневой последовательностью. Ученик должен про себя пропеть ступени и повернуть карточку лицом в круг, чтобы остальные учащиеся её тоже видели. Педагог играет одну из  последовательностей.   А узнавший свою мелодию, должен поднять карточку над головой. Все учащиеся исполняют его последовательность хором, заодно и проверяют,  не ошибся ли он указав свою карточку.

«Телефон»

Данная игра связана с подготовкой к ритмическим диктантам. Дети строятся в ряд, друг за другом. Педагог по спине последнего ученика простукивает ритмическую простую последовательность (из тех длительностей, с которыми уже познакомились учащиеся). Задача каждого - точно повторить ритмический рисунок на спине следующего ученика. Тот,  кто завершает цепочку, пишет ритм на доске. Или каждый пишет ритм в своей тетради. Потом все вместе проверяют свои записи и выясняют, на каком ученике сломался телефон, а может, если все верно сделали запись, телефон работал правильно.

В копилке каждого педагога по сольфеджио много интересных игр и упражнений, которые он использует не только для того, чтобы донести до учащихся сложный теоретический материал, но и для того, чтобы школьникам младшего возраста было на уроке интересно, комфортно и они ощущали свою сопричастность к творчеству и музыке.

Список  литературы
1. Дадиомов А.Е. «Дидактические игры на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе». М., 2000г.
2.  Бабенко Е.А. «Музыкальные сказки» /Учебное пособие к курсу сольфеджио в начальных классах ДМШ/  КУМЦ , 2002г.