Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся ДШИ

Шарова Елена Юрьевна
Конкурсная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_deyatelnost_kak_faktor_razvitiya.docx20.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конкурсная деятельность как фактор развития учащихся ДШИ

        Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого учащегося, поэтому конкурсное направление занимает особое место в деятельности ДШИ. Актуальность вопроса заключается в социальной потребности  выявления юных дарований, развитии их творческих способностей, практической работы на пути к мастерству.

         Развитие конкурсного направления в школе - это серьезная поддержка для одаренных детей, многие из которых на конкурсных подмостках получают  ,,путевку в профессиональную музыкальную жизнь,, Конкурсная деятельность в школе определяет пути развития заложенных в учащихся  творческих возможностей, раскрывает различные формы и подходы к организации учебного процесса, направленные на творческое развитие личности каждого обучающегося. Возможность участия в конкурсах является огромным стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию-померяться силами со своими сверстниками, соревноваться с равными. Для учащихся любой конкурс становится культурным событием, праздничной кульминацией  повседневного труда, активизирующей индивидуальные возможности,  а также и развивает интерес к публичным выступлениям. К задачам конкурсной деятельности относятся: наиболее полное раскрытие духовного, культурного и интеллектуального потенциала учащихся, выявление и поддержка талантливых исполнителей, повышение уровня исполнительского мастерства, сохранение и совершенствование исполнительских музыкальных традиций, использование различных подходов к возможностям и способностям каждого учащегося для наиболее полной их реализации.

         Исполнительские конкурсы и фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр  образовательных, художественных, творческих, педагогических и психологических задач.  Одной из первостепенных является выбор конкурсного репертуара,   конкурсной программы, которая максимально могла бы раскрыть художественные и технические возможности конкурсанта. В решении этой проблемы преподаватель должен показать весь свой педагогический потенциал, чутье, мудрость и даже оправданный риск. В конкурсной программе учащиеся должны чувствовать себя комфортно, получать удовольствие от исполнения. Завышенная трудность вызывает внутреннюю скованность, психологическую зажатость, что неизбежно сказывается на всех сторонах исполнения. Следующий важнейший момент конкурсной деятельности - это подготовка учащегося к конкурсному выступлению. Он включает в себя многое: и выбор  программы, и расчет времени подготовки, и правильная всесторонняя психологическая ,,тактика,, преподавателя, и правильная организация и включенность в процесс подготовки родителей юных конкурсантов. В процессе  подготовки к конкурсам становятся проявленными наиболее слабые стороны учащегося. Одной из некоторых отрицательных сторон является неверие ученика в свои силы и возможности. Уверенность в себе - атрибут воли, именно воля питает и поддерживает уверенность в себе. ,,Воля крепнет в преодолении себя,, - говорили Аристотель и Сенека. Воля нужна во всем, начиная с обычного, повседневного рабочего обихода; каждый день заставлять себя заниматься - хочешь, не хочешь, есть настроение или нет. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо. Воля определяет не только объем и регулярность работы, но и ее содержание. От нее напрямую зависит успех публичных выступлений. ,,Между тем какой прок от самых талантливых действий педагога, если у ученика не хватает исполнительской воли,, - утверждал Григорий Гинзбург. По его словам беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли, которая необходима как в домашней работе при разучивании произведения, так и на сцене. Конечно многое зависит и от степени выученности программы, предварительной обыгранности ее, удачно подобранных произведений, данными ученику вовремя. Состояние своей творческой уверенности, убежденности описывал один из самых убедительных пианистов нашего столетия Владимир Горовиц. На сцене, по его словам, на него обычно нисходило чувство, что он «король, властелин зала, полный и единоличный хозяин положения», и это всегда вело к успеху. Внушить уверенность ученику при публичном выступлении, научить удерживать внимание на сцене, концентрируясь на таких вещах, как качество звучания, фразировка, ритмическая и динамическая нюансировка и прочее, и не предавать значения случайной помарке, не преувеличивать ее масштаб - эти задачи ложатся грузом ответственности на плечи педагога, характеризуя его профессионализм.

         От внутришкольной системы контроля успеваемости учащихся конкурсы отличаются наличием соревновательной части, требующей особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий ученика и преподавателя.  В процессе творческого развития учащегося конкурсное выступление становится итогом достигнутого уровня, итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, показателем ее качества, анализируемого и оцененного как самим преподавателем и учеником, так и коллегами, открывает возможность выхода за пределы привычного круга общения с преподавателями, получать новые впечатления, расширять профессиональный кругозор, видеть и оценивать общий уровень исполнительской культуры учащихся, осмыслять свой опыт и опыт ведущих школ, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить пути совершенствования мастерства.