Статья "Особенности формирования дыхания у начинающих флейтистов"

Чекоданова Анастасия Михайловна

Типы исполнительского дыхания, на что следует обратить внимание в начале обучения. Важные моменты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности формирования дыхания у начинающих флейтистов

Умелое владение дыханием - важнейшее звено исполнительской техники флейтиста.

Дыхание - источник жизни звука, основная часть процесса звкоизвлечения. Работа органов дыхания осуществляется при участии дыхательной мускулатуры. В обыденной жизни дыхание происходит естественно, непринужденно, само собой. Во время игры на флейте  процесс дыхания (быстрый вдох, потом задержание и очень разумный, умеренный расход запаса воздуха ) контролируется музыкантом, управляется импульсами центральной нервной системы, волей и сознанием.

Будущего флейтиста надо научить владеть дыханием так, чтобы в соответствующий момент игры, если потребуется, он мог быстро сделать глубокий вдох, а выдохнуть плавно, сдержанно, но с достаточной интенсивностью.

Все упражнения- будь то на одной головке от инструмента или на флейте, на инструктивном материале или на музыкальном отрывке- во всех случаях следует начинать с природного дыхания :для девочек на грудном, для мальчиков на диафрагмальном. Когда мальчики и девочки освоят правильные приемы естественного дыхания, можно приступать  к выработке противоположного типа дыхания: мальчиков обучать грудному, а девочек- брюшному типу дыхания.

Постепенно, по мере изучения новых музыкальных произведений и укрепления губного аппарата, можно переходить  к показу смешанного типа дыхания (грудо-брюшного).

Следует следить, чтобы во время вдоха плечи ученика не поднимались, так как это факт указывает на то, что ученик использует не правильное «ключичное » дыхание. С началом выдоха ученик должен удерживать грудную клетку в положении выдоха и только постепенно переходить к положению выдоха. Пока ученик не научится это делать, он постоянно  будет испытывать недостаток воздуха для исполнения даже относительно небольшой музыкальной фразы. Необходимо время и упражнения, пока разовьется в нужной степени соответствующая дыхательная мускулатура и позволит молодому исполнителю свободно управлять своим дыханием. Расход воздуха должен быть не более того, который необходим для образования требуемого звука.

Никогда нельзя забывать, что легкие у исполнителя являются не только резервуаром для воздуха, с помощью которого осуществляется протяженность звука или мелодии, и что музыкант должен пользоваться дыханием для расчлененности музыкальных фраз или объединения их. Моменты взятия дыхания при игре на флейте  должны быть не случайными и произвольными, а строго регламентированными и организованными. Вдох следует делать в конце музыкальной фразы или отделимой ее части. Учащемуся необходимо как можно раньше привить навыки разбора построения музыкального произведения и стремление к осмысленной, выразительной игре на своем инструменте. Следует объяснить ученику, что нельзя брать дыхание после вводного тона, отделять последний звук музыкальной фразы от предшествующих, делать вдох на тактовой черте, если фраза начинается со слабой доли. Если фраза настолько длинная, что не исполнима на одном дыхании, то надо найти подходящее место в середине фразы, лучше после длинной ноты, заканчивающей мотив. Если музыка состоит из нот, одинаковых о длительности, которые исполняются  в быстром темпе, как в сонатах и сюитах И.С.Баха , то необходимо овладеть техникой быстроты вдоха, чтобы вынужденная цезура не внесла искажения в музыку и осталась почти незаметной. Быстрый вдох удобно сделать во время широкого интервала, так как здесь, чтобы сделать  большой скачек все равно приходится на какое-то короткое время прекращать звук. Надо умело использовать эту паузу для вдоха, при этом нельзя акцентировать следующий звук посередине фразы. Кроме того не стоит стараться сыграть фразу на одном дыхании в ущерб музыке и качеству звука. По этому поводу Н.Платонов писал: «Всегда надо удерживать учащегося от стремления сыграть возможно больше музыки на одном дыхании. Необходимо объяснить ему, что исполнение с большим напряжением производит на слушателя неприятное впечатление » [ 7 C. 18].

Необходимо следить, чтобы ученик не делал вдох шумно- это распространенный недостаток среди флейтистов, к которому многие привыкают и перестают его замечать. Между тем это недостаток не только производит неприятное впечатление на слушателя, но и мешает приобретению техники быстрого вдоха, так как воздух через полуоткрытую гортань проходит не только с шумом, но и значительно медленнее.

На уроке педагог требует  от ученика  расслабиться или вовсе прекратить игру, если  замечает, скованность в движениях, являющуюся результатом излишнего напряжения, переутомления мышц дыхательного аппарата, языка, губ. Кроме того от неумения регулировать степень напряжения и расслабления организма происходит нежелательные «зажимы» в разных частях организма, участвующих в звукоизвлечении; они не только мешают естественной подвижности, гибкости исполнительского аппарата, но иногда лишают возможности продолжать занятия. Такие явления происходят, когда музыкант-духовик не владеет развитым дыханием, то есть не умеет выбрать нужный тип дыхания и правильно пользоваться им для выполнения конкретной исполнительской задачи; не умеет создать и поддерживать равномерное сжатие воздуха в диафрагме, согласованное с непрерывным давлением воздушной струи, проходящей через губное отверстие с интенсивностью, достаточной для образования и ведения звука; не умеет расслаблять мышцы, регулировать чередование медленного нарастания напряжения и быстрого расслабления, сопровождаемого свободным полным выдохом. 
Кроме этих и ряда других элементов, влияющих на хорошее качество звучания, на дыхании отражается и эмоциональный настрой играющего музыканта. Из анализа наблюдений можно сделать вывод, что существует механизм обратной связи между дыханием и общим самочувствием, настроением. При отрицательных эмоциях часто нарушается нормальный ритм дыхания, оно становится стеснённым и напряжённым. Но достаточно обратить на это внимание ученика, показать, как сделать несколько дыхательных упражнений, расслабиться, и без усилий наступает разрядка, дыхание становится равномерным, свободным, глубоким («перевести дух», «вздох облегчения» ) . Для того, чтобы научиться владеть дыханием, надо ясно представлять себе работу дыхательного аппарата, участие мышц, поднимающих и опускающих грудную полость.

Специальное внимание следует уделять развитию мускулов губ и лица, что необходимо учитывать при подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания. У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, что приводит к потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевременно заметить и исправить этот недостаток.

Развить всесторонне технику дыхания и научиться использовать ее в полной мере как средство музыкальной выразительности возможно только при овладении достаточно богатым музыкальным репертуаром.

Таким образом, формировать дыхание у начинающих флейтистов следует  исходя из естественного дыхания ученика, затем изучить противоположный тип дыхания (грудной, брюшной), а после этого переходить к изучению грудобрюшного типа дыхания.

Наиболее распространенными ошибками на начальном этапе является поднятие плеч при вдохе, выдох части воздуха через нос, шумный вдох, а также зажимы в разных частях организма. Кроме того следует следить, чтобы вдох не производился в случайном месте фразы и не нарушал развитие музыкальной мысли.