Консультация для педагогов и родителей

Марина Владимировна Бухтатая

Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей «Как ввести ребенка в мир музыки»

Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович

Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.

Иногда ребенок отчаянно сопротивляется музыкальным занятиям, учится, как говорится «из-под палки». Иногда же он лишь покорно выполняет волю родителей. Однако, такое обучение тоже не дает желаемого результата. Бывает, что по окончании музыкальной школы баян годами не вынимается из чехла или же совсем продается.

Так от кого и от чего зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и к музыке вообще?

Бесспорно, в первую очередь нужно назвать личность педагога. В основном именно от него зависит, будет ли ребенок охотно идти на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него. Захочет ли ребенок сам заниматься дома, или же его заставят родители.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо считал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно организовать характер».

Музыкальной педагогике присуща специфическая черта, которую точно подметил Я.И. Мильштейн: «Далеко не каждый может быть хорошим педагогом. Хорошо играть и хорошо учить – разные вещи, хотя и взаимосвязанные». Таким образом, личность – исполнитель далеко не всегда является личностью – педагогом. Не случайно Л. Баренбойм одним из эпиграфов к своей книге взял цитату В. Асафьева: «Увы, среди педагогов музыки еще имеются люди, рассматривающие свою задачу только как обучение навыкам ремесла. От педагога в ходе учебного процесса требуется профессиональность и глубоко заинтересованное отношение к делу. Термин «профессионализм» не требует особой расшифровки. Что касается личной заинтересованности педагога в успехах ученика – то она является необходимым условием для установления контакта с ним, создает благоприятные условия для его творческого самовыражения.

Контакт с учащаемся, устанавливается с первых же уроков и для того, чтобы этот контакт был успешным, педагог должен иметь максимум информации о своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Но здесь не всегда ребенок с самого начала может ярко проявить, показать свои интересы. Поэтому педагог обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда, каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что видит и слышит по телевидению и радио. Помимо непосредственной радости это общение принесет много пользы в плане изучения психики ребенка. Именно такого рода общение позволяет выявлять индивидуальные качества ученика и на их основе строить свои занятия. Знаменитый педагог Ю.И. Янкевич писал: «Задача педагогического процесса – тщательное изучение ученика, определение всех его слабых и сильных сторон, возможность развития, ограничений, «тормозов» на его пути. При этом в первую очередь необходимо развивать особенно ярко наиболее характерное для него индивидуальное, подтягивая слабые стороны». Подобный подход учитывает и такие психологические моменты, как особый тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность восприятия ребенком замечаний учителя.

Естественно, все поставленные задачи неимоверно сложны. И каждый педагог решает их по-своему. Вот что пишет Я.И Мильштейн, говоря об индивидуальности ученика: «Распознать все эти качества и особенности ученика нелегко. На чем, прежде всего, следует остановить свое внимание? Чему больше доверять? Разуму или интуиции? Скажу по личному опыту, что одно всегда связано с другим. Интуиция обычно приходит тогда, когда много опробовано, осмыслено, продумано. Но действую я чаще всего интуитивно. Я доверяю чувству и не боюсь признаться в этом». Важным стимулирующим моментом в работе педагога ( особенно с начинающими) – своевременная похвала. Она помогает ребенку ощутить результат своей работы. Однако ученик должен точно знать – за что его хвалят.

Еще одна немаловажная сторона в отношениях ученика и педагога. Ребенок может не заметить методических просчетов учителя, но всегда обнаружить его равнодушие, как бы тщательно оно не скрывалось. Особенно опасно, когда педагог – иногда сознательно, иногда непроизвольно, - по-разному относится к детям перспективным, т.е. будущим профессионалам и к будущим любителям музыки. Разница, конечно, должна быть, но не в отношениях к учащимся, а в способах и методах преподавания. Если же психологическое равновесие разрушается, то страдает подавляющее большинство малоодаренных детей. Одни из них пытаются угнаться за «перспективными» и львиную долю времени тратят на преодоление инструментальных технических трудностей, которые им в будущем не пригодятся (вместо того, чтобы читать с листа, расширить свой музыкальный кругозор, учиться импровизировать). Другие из гордости и не пытаются «угнаться» за кем-то и вообще охладевают к музыкальным занятиям. Многие педагоги оправдывают свое незаинтересованное отношение к малоодаренным детям тем, что, мол, все равно бесполезно. Это в корне неверно, да и просто бестактно, неблагодарно.

Хочется отметить еще один момент. Ученик пришел в школу. Первая встреча с педагогом. Учитель должен как минимум нравиться ребенку. Дети, как правило, безошибочно угадывают фальшь и натянутость в общении. Важно сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный. Имеет большое значение и то, как выглядит педагог. Известное изречение А.П.Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения ученика и педагога- залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих, индивидуальный подход педагога помогает учащимся наиболее полно творчески самовыразиться.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно самовыжение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т.д. Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.

Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке. Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа( играя какое-либо произведение) обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т.д.).

Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же пьесы разными детьми (т.е. активизация ребенка за счет конкурентности).

Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной степени артист.

Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и дестимулирующих факторов обучения, например: отношение к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую роль.

«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых», - говорит А.Д. Артоболевская. Сегодня уже стало правилом, что успех начального этапа обучения не просто во многом зависит от родителей – он невозможен без их участия. Это участие требует определенных усилий.

Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:

Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство чувств, эмоций);

Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;

Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;

развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например, при игре мехом);

Воспитывается концентрация внимания;

Развитие интеллектуальных способностей;

Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учащимся в музыкальной школе по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);

Педагог должен сообщить родителям о достоинствах баяна; этот инструмент наиболее успешно позволяет приобщить ученика к самым разнообразным стилям и жанрам;

Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от него немало усилий и времени. При этом малышу особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.

Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и результативность.

Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.

Невозможно переоценить важность задачи приобщения ребенка к миру музыки.

Учитывая все это, для успешной работы учителя музыки необходим не только поиск новых прогрессивных методик, поиск репертуара, но и новые формы работы. Каждый педагог сам должен найти эти формы и способы.

Ведь у педагога, творчески относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно!