Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» рабочая программа по учебному предмету музыкальный инструмент (гитара

Якимова Людмила Александровна

Адаптированная дополнительная  общеразвивающая  общеобразовательная программа  в области  музыкального искусства  «Народные инструменты» рабочая программа  по учебному предмету музыкальный   инструмент (гитара)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МО Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ИНСТРУМЕНТ  (ГИТАРА)

Срок реализации - 3 года

Нягань 2022 год

«Рассмотрено»

Методическим советом образовательного учреждения

Протокол от __  ____2022 г. №___

«Утверждаю»

Директор МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

__________________ И.А. Бережная

                                                                                       

Составитель - Якимова Людмила Александровна, заведующая отделом народных инструментов (гитара, домра, балалайка) МАОУК ДО МО г.Нягань ДШИ,  преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензент -  Кокарев Юрий Константинович, преподаватель высшей квалификационной категории по классу гитары МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ».

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Годовые требования по классам

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры РФ от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно, с нарушением слуха.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

        Программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

      Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:

  • создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • организацию эстетического воспитания детей,
  • привлечение наибольшего количества юных жителей района к  музыкальному образованию,
  • творческое, духовно-нравственное развитие обучающихся..

      Одним из популярнейших музыкальных инструментов сегодня является гитара. В курсе ДМШ и ДШИ этот инструмент издавна занимает достойное место. Гитара в своем проявлении очень разнообразна – это джаз, рок, классическая и бардовская гитара. Благодаря своей универсальности гитара используется и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (гитара)» выполняет значимую роль в образовательном процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на гитаре, ориентирован на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса к музыке, формирование эстетического вкуса и приобретение знаний в области теории и истории музыки, исполнительских умений и навыков, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

       Обучение по данной программе ведется по нескольким направлениям. Одно их них направлено на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на гитаре, умений и навыков сольного исполнительства.

Другое – развитие аккомпаниаторского навыка, изучение буквенного обозначения аккордов. Чаще всего именно это направление является мотивацией для начала обучения игре на гитаре.  Музыкальный материал может включать в себя: старинные и современные романсы, бардовские и популярные песни, эстрадную и рок музыку.

Третьим направлением музыкального развития детей является игра в ансамбле в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки ритмической и синхронной игры. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Срок реализации учебного предмета

Адаптированная дополнительная  общеразвивающая общеобразовательная  программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы от 7 (8) до 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)  составляет 1 час в неделю. Количество учебных недель в году - 35

Таблица 1

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

17

18

17

18

17

18

Аудиторные занятия

17

18

17

18

17

18

105

Самостоятельная работа

    17

    18

    25

    25

    30

    30

145

Максимальная учебная нагрузка

    34

    36

    42

    43

    47

    48

250

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной, а также   в дистанционной форме, в связи  с неблагоприятной  сложившейся эпидемиологической обстановкой  в городе. Индивидуальные занятия проводятся по выбранной совместно с преподавателем дистанционной форме с использованием видео-звонков приложений WhatsApp, Skype, Zoom и др. Продолжительность урока - 40 минут.

Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами музыкального обучения, но и с учетом все возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученикам, а также с учетом их индивидуальных особенностей.

Цель учебного предмета

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков;
  • выявление творческих способностей учащихся и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Образовательные задачи предмета «Музыкальный инструмент (гитара)»:

- ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

 - формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

- приобретение  знаний в области музыкальной грамоты, в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

Развивающие задачи:

 - помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в оценке их  личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;

- выявление творческого потенциала лиц с ОВЗ путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со сверстниками (участие в творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях);

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- приобретение навыка аккомпанемента, подбора по слуху, знание буквенных обозначений аккордов;

Воспитательные задачи:

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;

 - формирование у наиболее одаренных выпускников (ОВЗ) осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

В основе всех методов заложен здоровьесберегающий подход: - положительный психологический климат в общении с ребенком, комфортная развивающая образовательная среда; - специальные физкультурные минутки, упражнения, чередование видов работы.

При дистанционном обучении с использованием интернет – ресурсов  обучающийся и преподаватель взаимодействуют в учебном процессе в следующих режимах: синхронно, асинхронно, через консультации по электронной почте, мобильному телефону и т.д.

Дистанционная форма обучения предполагает просмотр видеоматериала, прослушивание аудиофайлов.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечному фонду, который укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой, аудио и видеозаписями.

Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету должны иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие гитар, пюпитра, подставок для ног. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательная организация должна обеспечить наличие инструментов различного размера, необходимых для обучения детей разного возраста.

При реализации дистанционного обучения предусматривается наличие соответствующего технического оборудования у преподавателя и обучающегося,   которое позволяет совершать видеосвязь через интернет.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования по классам

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

Первый год обучения

- Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления;

- Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений;

- Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях;

- Ознакомление с настройкой инструмента.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am   и т.д.

Рекомендуемые ансамбли  

рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»

рус. нар. песня «Среди долины ровныя»

Дюарт Дж. «Ковбои»

Примерные исполнительские программы

1 вариант (несложный)

Каркасси М. Прелюд

Б.н.п. «Савка и Гришка»

Бранд В.  «Дедушка с корзиной»

2 вариант

Карулли Ф. Вальс До мажор

Кюффнер И. Экосез

Козлов В.  «Маленькая арфистка»

3 вариант

Каркасси М. Прелюдия

Англ. нар. песня «Зеленые рукава»  в обр. Агафошина П.

Бранд В. Испанский танец

4 вариант

Перселл Г. Ария

П.н.т. Мазурка

Иванова Л. «Избушка в лесу»

5 вариант

 Джулиани  М.Аллегро

 Р.н.п. «Стоит гора высокая»

 Линнеман  М.Послушай меня

По окончании  первого года обучения сформированы следующие знания,  умения, навыки.  Учащийся:

- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;

- умеет правильно держать инструмент;

- соблюдает постановку исполнительского аппарата;

- владеет двумя приемами звукоизвлечения  (тирандо, апояндо);

- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре  (A,  Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);

- знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;

- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);

- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;

- применяет на практике натуральные флажолеты.

Второй год обучения

В качестве практики применяются:

- работа над звуком;

- развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций;  

Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах);

Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений;

Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося.

Рекомендуемые простые последовательности в мажоре

С-F-G7 -C     D-G-A7-D      G-C-D7-G       E-A-H7-E    A-D-E7 -A

 F-C -G7-C   G-D-A7-D     C-G-D7-G    A-E-H7 -E      D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности в миноре

Am -Dm-E7–Am    Em-Am-H7-Em    Dm-Gm-A7-Dm   Bm-Em-#F7-Hm

 Dm-Am-E7-Am    Am-Em-H7 -Em    Gm-Dm-A7-Dm   Em-Hm-#F7-Hm

Рекомендуемые упражнения и этюды

Во втором классе можно использовать:

- «Ежедневные упражнения  для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Шилина Е.;

- упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;

- Несложные этюды Агуадо Д., Карулли Ф.,  Форт Д..

Рекомендуемые ансамбли

Бах И.С. «Менуэт»  

Дуранте Д. «Гальярда»

Итал. нар. песня «Санта Лючия»  

Торлакссон Э. «Гитарное буги»  

джазовые этюды  Виницкого А.

14 польских рождественских песен Виницкого  А.

Примерные исполнительские  программы

1 вариант

Джулиани М. Аллегро

Иванов – Крамской А. обр. "Утушка луговая»

Поплянова Е. Старинный танец

2 вариант

Каркасси М. Рондо

«Ходила младешенька», обр. Яшнева В.

Козлов В. Кошки - мышки

3 вариант

 Милано Ф.  Канцона

Карулли Ф. Вальс

 Йорк Э. Ходьба

4 вариант

Кост Н. Баркаролла

Михайленко Н. обр. Клен ты мой опавший

Виницкий А. Маленький ковбой

5 вариант

Перселл Г.  Менуэт

Агуадо Д.  Этюд  e -moll

«Потеряла я колечко», обр. Иванова-Крамского А.

По окончании  второго года обучения учащийся:

- играет пьесы, различные по стилю, жанру;

- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;

- знаком с позиционной игрой;

- владеет приемом барре;

- знает основные музыкальные термины;

- знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;

- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.

Третий год обучения

- Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями;

- Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания;

- Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций;  

- Развитие техники барре.  

Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.

Первый уровень сложности

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Am-C-Am-C-Am-C-Em,   Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,

Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am,  

Am-C-Am-Dm-Am-E-Am,   Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,    

G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,

Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,

отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C-A7-Dm-G7-C,      Am-A7-Dm-E7-Am,

C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,       Am-G7-C-E7-Am,

двойная доминанта:   Em-#F7-H7-Em.

Рекомендуемые упражнения и этюды

- упражнения Каркасси М.,

- 100 упражнений из «Школы игры» Джулиани М.,

- этюды Паганини Н., Молино Ф., Каркасси М. и т.д.

Рекомендуемые ансамбли

Вебер К. «Романс для 2-х гитар»

 Карулли Ф.  Ляргетто из «Серенады» для 2-х гитар

«Испанский танец» обр. Лермана Д.;

Иванов – Крамской А. обр. р.н.п. «Утушка луговая»

Козлов В. «Румба»

Виницкий А. «Лирическая мелодия»

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Каркасси М.  Рондо

Иванов – Крамской  А.«Я на камушке сижу»

Йорк Э. «Королевский вишневый пудинг»

2 вариант

Гендель Г.Сарабанда

Петренко М. Вальс

Козлов В. «Блюз»

3 вариант

Диабелли А.  Рондо

Леннон Дж. – Маккартн П.   «Yesterday»

Виницкий А. «Бабушкина шкатулка»

4 вариант

Бах И.С. Марш

Иванов – Крамской А. «Вдоль по улице метелица идет»

Виницкий А. Самба

5 вариант

Кост Н. Баркаролла

Старинный русский вальс «Бедная девица», обр. Руднева С.

Виницкий А.«Маленький влюбленный червячок из земляники»

Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Второй уровень сложности

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые  последовательности, например:  

A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,

Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.

Рекомендуемые упражнения и этюды

- упражнения из «Школы игры» Кирьянова Н., Каркасси М., Агафошина П., ПухольЭ., а также современных гитаристов: Веселова А., Волкова В.

- этюды Тарреги Ф., Сора Ф.,  Пухоля Э., Джулиани М., Льобета М., Молино Ф., Каркасси м.  

Рекомендуемые ансамбли

Бах И.С. «Сицилиана»

Аноним. Пение птиц

Карулли Ф. Вальс

Торлаксон Э. Буги - вуги

Руднев С. «Ой, то не вечер»

Примерные исполнительские программы

1 вариант

Кост Н. Рондолетто

Рус. нар. песня «Сама садик я садила»,  обр.Ивановой Л.

Ерзунов В. Карусель

2 вариант

Джулиани М. Рондо Ми мажор

Цыганская нар. песня  «Сосница», обр. Александровой М.

Йорк Э. Хворост

3 вариант

Кост Н. «Меланхолия»

Киселев О. обр. р.н.п. «Во поле береза стояла»

Поплянова Е. Милонга

4 вариант

Карулли  Ф. Рондо Соль мажор

Харисов В. «Гори, гори, моя звезда»

Поплянова Е. Румба

5 вариант

Бах И.С. Прелюдия Ре мажор

Скарлатти Д. Соната

Козлов В. Ноктюрн

По окончании  третьего года обучения учащийся:

- разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;

- исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;

- использует приемы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;

- применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн (аккорды  F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;

- подбирает по слуху;

- играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;

- аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Для отслеживания результативности обучения учащихся с ОВЗ используются следующие методы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов; мониторинг достижений учащихся.

Программа  при индивидуальном и дистанционном  обучении  предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля при индивидуальном обучении  являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.  При дистанционном обучении формой текущего и промежуточного контроля становится  видео  или аудиозапись  выученных произведений учащегося.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю, аккомпанементу.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации

Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:

1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.

 2. Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы: - обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями специалистов; - составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей каждого ребенка; - обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных особенностей ребенка; - коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности; - обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе со сверстниками в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. От достаточно простых задач постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения. Степень освоения предложенной ребенку с ОВЗ программы зависит от его индивидуальных особенностей и требует решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы, решение проблемы. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности учащегося: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у учащегося (уже на начальном этапе) правильной постановки рук, корпуса, исполнительского аппарата. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

   Рекомендации по организации самостоятельной работы учащегося:

1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2. Периодичность занятий: ежедневно.

3. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.     Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программ основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в школе и методической целесообразности.

4. Учащийся должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Учащийся должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. Содержанием домашних заданий могут быть:  

- работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

- работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);

- чтение с листа.

6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы учащегося.

7. Для успешной реализации  адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной  программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)»  учащийся должен быть обеспечен доступом к библиотечному фонду, а также аудио и видеотекам, сформированным по программе.

8. Важным условием обучения учащегося (ОВЗ) является взаимодействие с родителями (законными представителями): консультирование, рекомендации по выполнению домашнего задания (мотивация интереса к обучению, контроль, регулирование времени работы и отдыха).

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
  2. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
  3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
  4. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
  5. Кирьянов Н.  Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991

Методическая литература

  1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
  2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
  3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
  4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003

Нотная литература

  1. Барриос А.  Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
  2. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
  3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
  4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
  5. Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
  6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
  7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
  8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
  9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
  10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
  11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
  12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
  13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
  14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
  15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
  16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
  17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
  18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
  19. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
  20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
  21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985