Доклад "Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДШИ"

Якимова Людмила Александровна

Доклад "Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДШИ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОКЛАД

на тему:

«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГА ДШИ»

                                        ПОДГОТОВИЛ:

                                                                преподаватель  высшей  квалификации

                                                                 Якимова Людмила Александровна

                                           

Нягань 2020 г

       Очень  часто мы, педагоги, сталкиваемся с такой ситуацией в работе, с которой время от времени сталкиваются творческие люди всех профессий. Только что вроде были полны вдохновения и прекрасных идей, горели, напряженно и с энтузиазмом трудились, и вдруг - понимаем, что больше ничего не хочется, все в наших глазах обесценилось и обессмыслилось. Нам кажется, что все то, что мы способны произвести прекрасного в этом мире, на самом деле никому не нужно (а может оно и не так прекрасно?), а раз так -  зачем вообще что-то делать! В таком состоянии редко кто натурально залегает на диван и отдается этому опасному состоянию - большинство людей продолжает лихорадочно трудиться, что усугубляет проблему.

        Это может называться творческой аппатией и множеством других имен. А на самом деле речь об опасности, общей для людей всех профессий, связанных с эмоциями. Она подстерегает, в том числе, учителей, врачей и психологов, и называется синдромом эмоционального выгорания. Очевидно, что тут и  симптомы общие, и  причина: ты затрачиваешь огромное количество душевной энергии, мало отдыхаешь, не восполняешь энергию.  А если твой труд еще и плохо оплачивается (а в творческом мире бывает и так, что совсем не оплачивается) и невысоко ценится обществом, в котором ты живешь - тогда вероятность того, что произойдет   выгорание, очень велика.

        В последние годы интерес к синдрому эмоционального выгорания резко возрос. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги.

 Выяснилось, что этому  синдрому  подвержены чаще всего педагоги старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, появляется усталость. Существуют ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

      Опасность этого синдрома, по мнению психологов,  заключается  еще и в том, что  выгорание  очень «заразно», наблюдались целые «выгорающие» отделы и организации. Работники, подверженные процессу выгорания, демонстрируют такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм.  А ведь все перечисленные проявления недопустимы в работе с коллегами,  особенно при взаимодействии с детьми.

        Что такое синдром эмоционального  выгорания? Начнем с традиционных определений.

       Обычно эмоциональное  выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков. Всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

        Возникает эмоциональное  выгорание в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. A.Мороу, известный психолог, предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего эмоциональное  выгорание: "Запах горящей психологической проводки".  Выгорать – значит терять связь  с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни». 

         В педагогической  деятельности эмоциональное выгорание  всегда неизбежно. Вопрос в том, когда оно наступает. Здесь все зависит от множества факторов: интенсивности труда, условий труда, личных психологических факторов. Считается, например, что средний период эмоционального  выгорания педагога составляет около 5 лет. Он проявляется в усталости, апатии и депрессии,  что может привести к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

      Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия начинается  с приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень стресса.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск,  интерес к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

       Психологи определили несколько  факторов,  влияющих на развитие  синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства.  Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он,  достаточно неуязвим по отношению к эмоциональному выгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует объединение усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (т.н. не четко определены функциональные обязанности), либо работа,  не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором  руководитель не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

        Проявление эмоционального выгорания у   педагогов   детских музыкальных  школ можно охарактеризовать  несколькими группами признаков. К ним относятся:  

  1. Утрата личной заинтересованности в  своей профессиональной деятельности и в успехах ученика, а именно:
  • равнодушие к учебному процессу и его результатам,
  • формальное отношение к обучению учеников,
  • использование шаблонных методов в образовании,
  • отсутствие желания повышать уровень общей музыкальной культуры учеников (готовить их для выступления на конкурсах и концертах, а также для поступления в профессиональные учебные заведения более высокого уровня).
  •  Отсутствие  желания  организационно  поддержать  деятельность  ученика  за  пределами класса (тематические вечера, выездные концерты).

  1. Утрата  представлений  о  профессии  учителя  как  о  средстве  самореализации,  социально-нравственной адаптации в обществе, а именно:
  •  Утрата  интереса к профессиональному самообразованию,  совершенствованию  профессионального  исполнительского мастерства,  повышению теоретических, методических и исполнительских знаний.

  1. Пренебрежение творческой и духовно-нравственной составляющей профессии педагога-музыканта, а именно:
  • эмоционально-психологическое равнодушие,
  • отсутствие чуткости к личности ученика (отсутствие эмпатии),
  •  потеря интереса к общему и музыкальному развитию ученика;
  • отношение к ученику исключительно как к средству материального обогащения или достижения профессиональных целей (карьерного роста и т.п.);
  • отсутствие уважения педагога к ученику;
  • равнодушное отношение к воспитанию в ученике высоких морально-этических качеств, необходимых для понимания музыки как искусства.

   

       Первый признак, а именно утрата личной заинтересованности в профессиональной деятельности  формирует у педагога позицию стороннего наблюдателя, что постепенно лишает его чуткости к ученику, делает равнодушным по отношению к общему музыкальному и эстетическому развитию.

        Наиболее частая причина, выступающая стрессовым  фактором  для педагога, проявляется в  отсутствие психологической совместимости с учеником, конфликты с родителями и членами коллектива, а также стойкое отсутствие материальной и временной возможности восстанавливать

силы для активной профессиональной деятельности.

        Второй составляющей первого признака эмоционального выгорания   является утрата профессиональной заинтересованности в успехах ученика.

Такое равнодушие преподавателя к результатам обучения формируется из-за постоянного чувства стресса и осознание незаинтересованности ученика в занятиях музыкой. Немаловажную роль при этом играет изначально низкий уровень музыкальных способностей ученика. В такой ситуации возможность повышения учителем сложности изучаемых учеником произведений делается весьма затруднительной. Это, в свою очередь, снижает критерии для профессиональной самооценки педагога-музыканта, лишает его сначала возможности, а в дальнейшем и желания совершенствовать свое педагогическое и исполнительское мастерство.

         Другим важным аспектом, ведущим к утрате профессиональной заинтересованности в успехах ученика, является низкий уровень материального обеспечения учителей детских музыкальных школ,  отсутствие необходимого оборудования, современных музыкальных инструментов, нотной, музыкальной и учебной литературы. Этот аспект непосредственно связан с возможностью психологической самореализации человека, избравшего профессию педагога-музыканта.

       Материальная малообеспеченность учителя детской музыкальной школы отвлекает его от морально-эстетического значения музыки для развития человеческой личности, способствуя тем самым снижению социальной ценности профессии учителя детской музыкальной школы. В связи с этим педагог прекращает предъявлять как к себе, так и к ученикам требования, необходимые для их успешного обучения и собственного профессионального роста.

        Еще одним важным фактором, который вызывает равнодушие педагога к успехам ученика, является желание преподавателя удержать ученика в своем классе при его плохой успеваемости, но при этом не идти на конфликт с родителями и руководством. В таком случае преподаватель создает видимость успехов ученика, но при этом теряет возможность для повышения собственного профессионального уровня.

        Неумение педагога подготовить ученика к выступлению на концертах или к  конкурсам  также может свидетельствовать  об отсутствии у него возможности заинтересовать ученика, подобрать соответствующую программу и психологически настроить его на выступления. Этот показатель

педагогической работы является чрезвычайно важным, так как именно он дает возможность  ученику почувствовать свою творческую силу и продолжить музыкальное образование.

       Еще одним основным признаком эмоционального выгорания учителя  следует назвать отсутствие желания организационно поддержать деятельность ученика за пределами класса.  Сюда можно отнести организацию тематических вечеров, выездные концерты, музыкально-просветительские мероприятия и  т.п., которые являются важной составляющей формирования самостоятельности ученика.  

       

         Второй  признак  эмоционального выгорания   педагога, как утрата представлений о профессии учителя как средства самореализации и социально-нравственной адаптации в обществе,  относится большей частью к психологическим особенностям развития личности, а также к социальной востребованности профессии педагога-музыканта и ее перспективности для учеников в будущем.

       Для утери педагогом - музыкантом самореализации в своей профессии необходимо наличие таких факторов, деформирующих профессионально-психологические установки, как равнодушие, низкий уровень нравственных ценностей и коммуникабельности, высокая степень конфликтности, постоянная смена мест работы, загруженность с несвязанными с профессиональной деятельностью обязанностями, плохое состояние психофизического здоровья, низкий уровень вознаграждения за профессиональный труд.

       Важнейшей стороной развития личности педагога, а также индикатором профессиональной самоактуализации является интерес к профессиональному самообразованию, совершенствованию профессионального мастерства, повышению теоретических, методических и исполнительских знаний. А снижение интереса к повышению квалификации, изучению разнообразных методик преподавания, расширению методического аппарата, а также учебного репертуара ученика является одним из признаков эмоционального выгорания.   Монотонность учебного процесса, являющаяся следствием отсутствия профессионального роста, на определенном уровне развития профессиональной карьеры начинает снижать интерес педагога к собственной профессии как к актуальному жизненному выбору.

       Заинтересованность в собственной работе, стремление на любом этапе карьеры повысить свой профессиональный уровень, креативность педагога не только играют важную роль в профилактике эмоционального выгорания,  но и стимулируют психофизическую деятельность педагога-музыканта.      Кроме этого, важную роль в преодолении монотонии играет способность педагога к дивергентному мышлению. Благодаря дивергентному мышлению можно порождать большое количество разных идей, оно способствует возникновению множества возможностей и направлений поиска; вероятность найти новую и полезную идею увеличивается.

       Третий  признак  эмоционального выгорания  педагога  как пренебрежение творческой и духовно-нравственной составляющей профессии педагога  объединяет все предшествующие основные признаки,  в  которых отражается  проблема отсутствия духовно-нравственной основы в педагогической работе. Причинами возникновения данного признака является низкий уровень общей культуры и воспитания педагога - музыканта, а также отсутствие качественного образования. Кроме того, пренебрежение проявляется в игнорировании моральных принципов межличностного общения, «срывании зла» на учениках, стремлении насадить свою волю в общении с учениками и коллегами.

         Также  эмоцональное  выгорание  в деятельности педагога  происходит из- за  наличия негативных педагогических, психологических и социальных причин, которые мешают преподавателю музыки проникать во внутренний мир ребенка, устанавливать с ним доверительные отношения, определять индивидуальные творческие особенности и использовать личностно ориентированный подход для обучения ученика.

        Одним из ярких проявлений синдрома эмоционального выгорания является повышенный уровень раздражительности педагога как в отношении ученика, так и коллег. Психологическая  концентрация педагога на эмоционально негативных факторах профессиональной деятельности мешает ему сосредоточиваться на профессионально важных вопросах обучения учеников.

     Как избежать последствий эмоционального  выгорания у педагогов?

Психологи рекомендуют проводить планомерную профилактику  синдрома в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

       Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных, «голых» кабинетах;

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей;

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе;

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др;

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников;

• Отлаженная система охраны труда сотрудников;

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении;

• Наличие и развитие высокой организационной культуры;

• Профессиональная и административная поддержка;

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

 

  1. Просветительское направление:

• информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

• ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

 

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

• создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

• создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;

• участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

• обобщение педагогического опыта;

• возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

 

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему;

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам;

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности;

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок;

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих;

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять;

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно;

• Не вспоминать на работе о неприятностях  в личной жизни и не обсуждать их с коллегами;

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными;

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными;

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

• Упражнение «Имя – профессиональное качество». Это поможет создать  положительную  атмосферу в коллективе, поднять самооценку у педагогов.

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении;

 2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление  и   оптимизм – это залог здоровья и благополучия;

 3.Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит;

 4. Каждое утро, поднимаясь с кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение;

 5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты;

 6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с ароммаслами.  Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником;

 7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления;

 8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе;

 10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы;

 11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами;

 12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты;

 13. Не забывайте хвалить себя!

 14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.);

 15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше;

 16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения;

 18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

 19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу;

 21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то;

 22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе;

 23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация;

 24. Музыка – это тоже психотерапия;

 25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится;

 26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее;

 27. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными;

 28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть;

 29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

 30. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

31.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

 

 

Список используемой литературы:

1. Г.В. Ермоленкова  Готовность учителя к самореализации в обществе риска [Электронный ресурс]

2. Н. А. Рогалева  Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.

3.Л.А.Рапацкая статья «Профессиональная деквалификация учителя»

                                                [Электронный ресурс]

3. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.

4. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.