Доклад на тему "Мы вместе" Взаимодействие педагога с родителями"

Якимова Людмила Александровна

Доклад на тему "Мы вместе" Взаимодействие педагога с родителями"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Доклад

на тему:

«Мы вместе!»

«Взаимодействие педагога ДШИ  с родителями»

                                                                                        ПОДГОТОВИЛ:

                                                               

                                                                        Якимова Людмила Александровна

                                                                         Преподаватель по классу гитары

                                                                        МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

2018 г.

         Работая педагогом дополнительного образования, обучая детей игре                на гитаре, убеждена, что только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Семья и музыкальная школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании  друг  с другом  они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Семья – это первая и наиболее важная ступенька на пути ребенка в мир музыки. Именно родители закладывают основы мировосприятия, морали, эстетических вкусов. Как показывают исследования, проводящиеся в нашей стране и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей                        и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

         К сожалению, сегодня  потенциальные возможности  семьи  резко снизились. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах школьной педагогики и психологии.   К тому же во многих семьях наблюдается низкий музыкально – эстетический уровень культуры родителей, отсутствие понимания того, насколько огромно    и значительно влияние музыки       на общее формирование духовного мира человека.

Острота  данной ситуации усугубляется еще тем, что родители зачастую самоустраняются от решения вопросов личностного развития ребенка, в семьях нарушены взаимоотношения между родителями и детьми. Записавшись в музыкальную школу, родители перекладывают всю ответственность за обучение на плечи педагогов.

Для разрешения проблемной ситуации мною был разработан проект по взаимодействию педагога и родителей «Мы вместе!».  В ходе подготовки              и реализации проекта определилась цель взаимодействия с родителями: оптимизировать процесс обучения и воспитания учащихся с помощью активного включения родителей в образовательный  процесс. В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:

  •  Изучение семьи  с помощью традиционных методов диагностики: наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования;
  •  Психолого – педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
  •  Привлечение родителей к образовательному процессу  с целью достижения  положительной динамики в результатах учебной, концертной  и конкурсной деятельности учащихся;
  •  Организация мероприятий, направленных на совместное проведение досуга детей и родителей.

                                              Изучение семьи

Поскольку взаимодействие семьи и образовательного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка, необходимо детальное изучение семьи.              В последние годы  внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук заметно усилилось. Однако возможности в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.

Изучение семьи, как эффективная форма индивидуальной работы педагога       с родителями, осуществляется  через посещение семьи        и  традиционных методов диагностики: наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. В беседе с родителями педагог  узнает о  характере ребенка, его интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе.  Анкетирование (письменный опрос) и тестирование -  позволяют выявить параметры творческого потенциала ребенка, оценку участия родителей в его раскрытии, составление психологической характеристики ребенка и др.

                     Психолого-педагогическое просвещение родителей

Одно из направлений по взаимодействию  педагога с родителями  - психолого – педагогическое просвещение. Оно вооружает  необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, раскрывает родителям индивидуальные особенности ребенка,  механизмы его поведения, закономерности развития психики, правила семейного воспитания и др. Способствует установлению контактов между родителями и детьми, семьей           и школой.  Психолого – педагогическое просвещение  родителей осуществляется мною через индивидуальные, групповые и коллективные консультации.  

Индивидуальные консультации, как одна из важнейших форм взаимодействия педагога с родителями  позволяют преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед,                                 в неофициальной обстановке  выясняются необходимые для профессиональной работы педагога сведения: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения                   и т.д.

Групповые консультации, как форма организованного ознакомления                      с задачами, содержанием и методами воспитания, обычно проводятся                     с родителями детей одного возраста,  с родителями, имеющими одинаковые проблемы, или наоборот,  успехи в воспитании. Групповые консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему то - научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в музыкальной школе они могут получить поддержку         и совет.

Коллективные консультации  -  не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.  Коллективные консультации обычно проводятся на родительских собраниях два раза в год, а может и чаще, по мере необходимости.  Помимо подведения итогов успеваемости учащихся,  собрание всегда имеет конкретную, актуальную и интересную тему, например «Проблема мотивации к учебе у  учащихся по классу гитары»,  «Плохая память ребенка. Как ее развить?»,  «Талантливый ребенок в семье».

Родительские собрания я стараюсь не превращать в место «проработки»                   и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Обсуждение успеваемости учеников не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. Чтобы обогатить родителей психолого – педагогическими знаниями, организовываю  встречи с психологом, педагогами смежных дисциплин.  Прошу поделиться положительным опытом семейного воспитания родителей, чьи ученики успешны в учебе, коммуникабельны               и  сориентированы на учебу. Считаю главным во встречах с родителями – уважительный тон в общении, понимании сторон, доброжелательная атмосфера, способствующая доверию педагогу и взаимодействию с ним.

              Привлечение родителей к образовательному процессу

«Хорошие родители для ребенка – важнее хороших педагогов»,  отмечал       в одном из своих исследований  выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз[1] . Действительно, старания даже самых лучших педагогов бывают бесплодны, если родители обучаемого ребенка равнодушны к музыке. А ведь именно мамы  и папы, как наиболее близкие люди, могут «заразить» ребенка любовью к этому виду искусства, пробудить интерес, посещая концерты, слушая музыку дома, музицируя.

Многие родители считают, что музыкальные задатки ребенка, если они есть, разовьются сами собой. Психологи доказали, что это не так. Нужно создать среду, благоприятную для развития музыкального таланта ребенка. Очень важно, чтобы дети в процессе овладения музыкальными навыками не оставались наедине со встретившимися трудностями. Мама, папа, дедушки и бабушки, если они любят музыку, могут стать незаменимыми помощниками в ежедневном обучении, даже если они не учились музыке сами и не умеют играть на инструменте.

Обучение игре на инструменте – процесс длительный. Программа рассчитана на 5 – 7 лет напряженной, творческой деятельности. И только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий педагога  с ними, может быть достигнута цель духовного - нравственного развития ребенка, создания единого воспитательного и образовательного пространства не только для ученика, но и культурного просвещения родителей.

Для достижения позитивных результатов в совместной деятельности                  с родителями, с целью приобретения положительной динамики в результатах учебной, концертной и конкурсной деятельности детей, я в своей педагогической деятельности активно применяю индивидуальное консультирование. Оно оказывает помощь родителям по методическим вопросам: в освоении образовательной программы, способах работы с ребенком, коррекции посадки       и постановки рук при игре на инструменте, рекомендации по  организации домашних заданий, информацию о новых нотных изданиях.

Организация мероприятий, направленных на  совместное проведение досуга детей и родителей

Досуговые формы организации общения  призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогом и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения,      в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению, у меня была цель разнообразить досуговые мероприятия.  Помимо совместных встреч на отчетных концертах класса, родительских собраниях, мы регулярно посещаем филармонические концерты, которые всегда оставляют неизгладимое впечатление у детей и родителей.  Филармонические концерты представляют собой   уникальный и  в то же время доступный  проект в нашем городе. Они  позволяют  родителям и детям  познакомиться с музыкой разных эпох и стилей, композиторами и различными инструментами, расширяя их кругозор, развивая музыкально – эстетическое направление.

Также совместную деятельность детей и взрослых я провожу   через организацию разнообразных выставок творческих работ.   Ежегодно  мною  организовываются  выставки поделок, приготовленных совместными усилиями родителей и детей. Такие выставки обычно приурочены к знаменательным датам: к Международному Дню 8 Марта, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню учителя. Совместное творчество раскрывает потенциал родителей и детей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности, обогащает семейный досуг  родителей и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Доброй традицией  моего класса стало проведение совместного отдыха на природе. Ежегодно, родители вместе с детьми и со мной принимают участие во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России». Эта одна из наиболее активных форм совместного отдыха, где осуществляется общение                         с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Совместное участие педагога, детей и родителей дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

В результате реализации проекта укрепилась взаимосвязь «педагог – родители – дети»; увеличилось число родителей, принимающих участие                 в различных мероприятиях, занимающих активную позицию в воспитании             и развитии ребенка; повысилась компетентность родителей  в методических вопросах и психолого – педагогических знаниях; повысился уровень доверия родителей к педагогу;  установились теплые и доверительные отношения родителей и детей. В процессе реализации проекта у учащихся класса повысились результаты в учебной, концертной и конкурсной деятельности.

Список литературы:

  1. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д:Феникс,2002.- 288с.
  2. Михайленко Н.П. Методология исполнительского мастерства гитариста .- К.: «Ровно», 2009.- 241с.
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры – М.: Музыка, 1988. – 240с.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
  5. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами.  – Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 176с.