План-конспект открытого урока "Развитие художественно-образного, ассоциативного мышления на начальном этапе обучения игре на фортепиано", отзыв на открытый урок

Дутова Ольга Анатольевна

Данный разработанный урок мождно использовать преподавателям ДШИ, ДМШ в раболте с начинающими пианистами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Преподаватель: Дутова Ольга Анатольевна

Класс: 1 класс

Предмет: «специальность и чтение с листа»

Тема урока: «Развитие художественно-образного, ассоциативного мышления на начальном этапе обучения  игре на  фортепиано».

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений

Цель урока: Создание условий для развития художественно – образного, ассоциативного мышления начинающего пианиста  в процессе работы над  разноплановым репертуаром на уроке фортепиано.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике;

- приобщение к классической музыке;

- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения.

Развивающие:

- развитие «одушевленного слуха» (внутреннего слуха) по средствам воображения.

- развитие музыкальной памяти, внимания;

- развитие  художественного – образного, ассоциативного  мышления;

Воспитательные:

- развитие коммуникативной культуры поведения и общения;

- развитие художественно - эстетического вкуса;

- развитие воли;

- правильная организация пианистического аппарата.

Реализуемая педагогическая технология – технология  индивидуализации обучения Инге Унт.

Методы:

- телесно (теоретико) - конструктивный (метод игры без инструмента);

- практический;

- наглядно-образный.

- словесный.

- игровой.

Приемы:

- артикуляционный прием «подушечной» техники;

- «вытряхивание», «качание», прием «отпущенной руки»;

- «погружение»;

- «поиск звука»;

- «продумывание» исполнения;

 - «кружение».

Оборудование: фортепиано, ноты, наглядное пособие, интерактивное оборудование.

Перечень методической литературы:

1 Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990

2. Мартинсен К.А. Методика  индивидуального преподавания игры на фортепиано. – М.: «Классика- XXI», 2002

План урока:

      1. Мотивационно - побудительный этап.

      2. Основная этап:

      2.1. Работа над комплексом образно-ассоциативных упражнений.

      2.2. Работа над произведениями «Коровушка» р.н.п., «Марширующие поросята» П. Берлин.

      3. Рефлексивный этап

Этапы/длительность

Содержание

Совместная деятельность преподавателя и обучающегося

Самостоятельная деятельность обучающегося

Мотивационно - побудительный этап

5 минут

- Таня, сегодня на уроке мы будем работать над образными упражнениями и произведениями «Коровушка» р.н.п.  и «Марширующие поросята» автора П. Берлина

- Таня, зачем мы в начале урока работаем над образными упражнениями?

- Эти упражнения помогают нам подготовить наш игровой аппарат к дальнейшей работе. А образные названия этих упражнений помогают лучше прочувствовать и показать их основные элементы.

- Таня, для чего мы взяли именно эти произведения?

- Да, они разнохарактерные и исполняются разными приемами игры на инструменте, разными штрихами.

- Почему они имеют разный характер, и какими именно приемами исполняются ты хочешь узнать?

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающегося

Основной этап

30 минут

- Я предлагаю начать работу с упражнений без игры на инструменте.

- Согласна?

- Давай вместе со мной, просматривая картинки, вспомним  упражнения: «снежинки», «лебедь», «полоскание», «крабик», «снежки»

- Прежде чем перейти к упражнениям на инструменте, предлагаю перед началом работы расслабить игровой аппарат, убрать «зажатость», «судорожность»

- Таня предложи свои приемы, упражнения?

- Можно также использовать прием «вытряхивания», «качания» плечевого сустава, прием «отпущенной» руки. Повторяй за мной.

- Я предлагаю теперь исполнить наши упражнения на инструменте. Давай вспомним упражнение на соединение двух-трех звуков. Исполняя его, как будто пропеваем в песенке: «мамочка», «танечка»

- Я предлагаю исполнить произведение «Коровушка» в медленном темпе, вдумываясь в каждый звук, «пропевая» пальцами каждый звук, как это делали в упражнении «мамочка». Передаем, при помощи воображения художественный смысл в кончики пальцев - ласкового прикасаясь к клавишам. Согласна?

- Как ты считаешь, какая рука выполняет здесь главную роль? И почему? Сыграй и ответь потом на вопрос.

- Предлагаю вспомнить об ощущениях «поющей подушечки» пальцев, то есть в медленном проигрывании опускаем  («погружаем») вертикальным движением запястье в клавиатуру, создавая «пение» подушечки,  а затем делая «встряхивание» и «качание» локтевого сустава переходим от одного мотива к другому мотиву, ощущаем и делаем дугообразное движение в плечевом суставе.

- Таня все ли  тебе выполнить удалось?

- Я рекомендую в дальнейшей домашней работе проработать таким же образом произведение еще раз. Согласна?

 

- Таня, какую роль играют звуки, исполняемые левой рукой, какой им можно придумать образ?

- Я согласна и добавлю, что основной задачей левой руки является гармоническая поддержка. Эти длинные звуки заполняют свои долгим звучанием мелодию правой руки. Их звучание похоже на долгий звук колокола, который звучит и постепенно утухает. Давай, играя правую руку, мысленно проиграем вместе с ней левую. Слушая эти долгие звуки внутри себя.

- Сейчас Таня,  я предлагаю перед игрой двумя руками, «продумать», исполнение – то есть мысленно, глядя в ноты, проиграть каждый звук, взятый левой рукой отдельным пальцевым погружением, мягко опуская в глубину клавиатуры палец. Правой рукой - словно рисуя ровные горизонтальные линии вниз, добиваясь при этом непрерывного движения. Согласна?

- Мы с тобой использовали прием «продумывания» исполнения при помощи внутреннего слуха и своих ассоциаций, воображения.

- Предлагаю теперь воспроизвести все произведение  на фортепиано. Играя, помним про «поющую», «певучую» подушечку правой руки и глубокое мягкое погружение в левой руке. Согласна?

- Аналогичным образом предлагаю также мысленно и на инструменте проработать дома еще раз все произведение от начала до конца.

.

- Таня, какой можно сделать вывод, проработав над этим произведением? Какие образы нам помогли добиться правильного извлечения звуков?

- Да я согласна и добавлю, что в р.н.п. «Коровушка» правая рука штрихом легато как бы «пела» с нами эту песню, душевно и лирично, а левая рука помогала глубокими звуками через штрих нон легато создавать музыкальную поддержку, заполняя как звуки колокола все музыкальное пространство.

 - Таня, сейчас предлагаю побыть маленькими солдатиками и,  встав у инструмента, вспомнить упражнение «Тра-та-та», Согласна?

- Прежде чем проведем работу над вторым произведением «Марширующие поросята». Давай послушаем фрагмент этого произведения. Представь, что ты сама играешь, прислушайся к своим внутренним ощущениям. Согласна?

- Какие телесные ощущения ты испытывала во время звучания?

- Я согласна, также добавлю, что

фортепианная пьеса создавалась композитором специально для маленьких пианистов, которые играя ее, создавали бы образ маленьких отважных поросят, которые выстроились в ряд и играли в солдатиков, при этом маршируя. Какой мультфильм ты помнишь про поросят?

- Правильно «Три поросенка». Посмотри этот рисунок, показывает ли он характер каждого героя? Опиши их?

- Таня, похожа эта пьеса на пьесу «Коровушка»?

- Я согласна, нет не похожа, эта пьеса игривая, шутливая, более подвижная. Играя эту пьесу, как мы будем извлекать звуки  на инструменте?

- Правильно, здесь применяется острый короткий штрих – стаккато.

Давай вспомним, как мы его будем извлекать? А поможет нам в этом упражнение «капелька». Помни при исполнении про ощущение кончика пальчика, очень точное прикосновение головкой подушечки пальца, как будто мы укололи палец обо что - то острое

- Таня, смотря в ноты, теперь предлагаю свои телесные ощущения применить  в мысленном проигрывании этого произведения, первой его фразы. При этом чувствовать «острую» подушечку пальцев внутри себя, ее «колкость». Предчувствуй извлекаемые звуки музыки. Согласна?

-«Предчувствие» извлекаемых звуков, помогло тебе понять возникновение звучания и телесно подготовить к исполнению на инструменте?

- Таня, я предлагаю теперь тебе исполнить мелодию первой фразы, обращая внимание на звуки, которые будут все колкими, острыми, отрывистыми, представь, что на каждом кончике твоих пальцев маленькая иголочка, и ты ей прикасаешься к инструменту чтобы сыграть. Согласна?

-Таня, предлагаю проанализировать проигранную мелодическую линию? Все ли у тебя получилось? Согласна?

- Таня, обращаясь ко второй фразе пьесы «Марширующие поросята», предлагаю посмотреть в ноты и мысленно ее сыграть. Изменилась ли мелодия? Если да, то, что в ней другого? Согласна?

- Правильно, я добавлю, в пьесе изменился регистр, первая фраза звучала в нижнем, а вторая фраза написана в среднем регистре. Штрихи и мелодия остались прежними. Можно представить, что в начале поросята маршировали свою песенку на ровной поверхности, а затем они стали подниматься в гору и мелодия с ними вместе поднялась.

- Таня, подводя итог работы над этой пьесой, предлагаю сыграть от начала и до конца две фразы пьесы. Помнить про прикосновения и настроение этого произведения. Согласна?

- Таня, при проигрывании пьесы что помогало тебе найти правильный звук?

- По данной пьесе, домашним заданием будет, разобрать сначала мысленно, затем на инструменте 3 последнюю фразу. Проанализировать ее в сравнении с 1 и 2 фразами, что у них общего, а что различного?

Высказывание обучающегося

Просмотр обучающимся образных картинок и выполнение упражнений.

Обучающийся показывает приемы и упражнения («колобок», «радуга»,

«капелька»)

Обучающийся выполняет приемы и упражнения

Исполнение  упражнений обучающимся

Высказывание обучающегося

Исполнение  всего произведения обучающимся

Высказывание обучающимся

Проигрывание на инструменте мелодии правой руки.

Оценка действия обучающегося

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающегося

Мысленное проигрывание  обучающимся

Высказывание обучающегося

Мысленное проигрывание  обучающимся

Высказывание обучающегося

Проигрывание на фортепиано всего произведения  обучающимся

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающегося

Выполнение вместе с показом преподавателя упражнения.

Прослушивание записи первого фрагмента произведения обучающейся.

Мысленное проигрывание пьесы  обучающимся

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающейся

Высказывание обучающегося

Просмотр и анализ наглядности обучающегося.

Высказывание обучающегося

Обучающийся проводит устный анализ

Проигрывание обучающимся упражнения отдельно каждой рукой.

Мысленное проигрывание 1 фразы (8 тактов) обучающейся.

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающегося

Высказывание обучающегося.

Проигрывание обучающимся первой фразы на инструменте.

Высказывание обучающегося. Анализ проигранного отрывка.

Высказывание обучающегося. Мысленное проигрывание второй фразы (8 тактов) обучающейся.

- Проигрывание обучающимся первой и второй фраз на фортепиано.

Высказывание обучающегося

Ответы обучающегося. Анализ проигрывания.

Анализ проигранного муз. материала

Рефлексивный этап

10 минут

- Таня, какие образные упражнения помогали нам сегодня на уроке?

- С какими произведениями

мы сегодня познакомились?

- Как ты считаешь, элементы каких тебе знакомых образных упражнений встречались в произведении « Коровушка» и в пьесе « Марширующие поросята»?

- Как ты считаешь, взаимосвязаны ли технические элементы в пьесах с  художественными образами? В чем их  различие?

- Интересно ли было тебе на уроке?

- Что для тебя было сложным в работе на уроке?

- На что нужно обратить внимание при последующей работе, какие поставить задачи?

- Да я согласна, также можно

поработать и найти другие образные приемы  по расслаблению плечевого пояса, нарисовать образы этих пьес. При работе над «Коровушкой» думать и ощущать  «певучесть» пальцев, не забывать про прием «кружений», добиваться кантиленности. В пьесе «Марширующие поросята» не забывать про прием «иголочек» на конниках пальцев.

- Мне тоже было интересно с тобой работать. В дальнейшем мы продолжим работу над различными образными упражнениями. Технической и художественной взаимосвязями в процессе работы над разноплановыми произведениями.

А завершить наш сегодняшний урок я хочу словами великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки:

 «Любите, изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведовые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». 

Ответы обучающегося

Высказывание обучающегося

Ответы обучающегося

Высказывание обучающегося

Оценка действий обучающимся

Просмотр слайда презентации обучающимся


Предварительный просмотр: