Идеи педагогики сотрудничества и развивающего обучения на уроках специального фортепиано

Крехно Светлана Олеговна

Статья о важности применения в дополнительном образовании принципов развивающего обучения и педагогики сотрудничества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого

                                           

                                             

Идеи педагогики сотрудничества и развивающего обучения на уроках специального фортепиано                                                                  

                                                                    Автор: Крехно С.О.

                                      Преподаватель по классу фортепиано

                                     

                                       г. Сургут

                                           2023

Музыкальное образование имеет большое значение в деле выполнения задач эстетического воспитания школьников, что предъявляет современные требования к качеству обучения и личности учителя.  Цель и специфика обучения детей в массовом музыкальном обучении - всестороннее универсальное развитие личности ученика, расширение его художественного и общекультурного кругозора, активизации творческих и познавательных сил.

 Музыкальное развитие - многогранный процесс.  Важной его стороной является выявление и развитие музыкальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма, память.  Неоценимы, в плане развития, важные изменения, которые происходят в сфере профессионального мышления   обучающегося. Развивающее обучение, получившее признание в области общего образования, последнее время завоевывает свое место и в музыкальной педагогике.  Появляются новые педагогические разработки, но во многом ещё сохраняются традиционные формы работы.  Многие преподаватели - музыканты в основном занимаются выработкой у учеников небольшого комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, направленных на изучение предмета, что не стимулирует развития чувств, интеллекта, познавательных интересов учащихся.  Не секрет, что большинство воспитанников детских музыкально-образовательных заведений бросают занятия музыкой как в процессе обучения, так и сразу после их окончания.  Они не владеют методами самостоятельного музицирования, и в процессе обучения утрачивают любовь к музыкальному искусству.

Развивающее обучение - обучение, которое обеспечивая полноценное усвоение знания, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие. В процессе самостоятельной работы, при таком обучении ребенок активно усваивает знания.  Индивидуализация обучения является одновременно и следствием такого обучения и его основным содержанием.

Принципы развивающего обучения обеспечивают сознательность  обучения,  активность учащихся,  возможности их самостоятельной работы, развитие всех психологических и личностных качеств человека: способностей,  интересов,  склонностей,  познавательных процессов,  волевых качеств Учителю   нужно создать такие условия обучения,  которые обеспечат взаимодействие двух сторон учебной деятельности - мышления и процессов наблюдения. Все эти условия подходят для обучения в классе фортепиано, учитывая индивидуальных характер взаимодействия учителя и ученика.  Это и становится благодатной почвой для использования принципов и методов развивающего обучения во время занятий музыкой в школах искусств.

 Задача развивающего обучения в стенах детских музыкально- образовательных учреждений - интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся в ходе обучения игре на музыкальных инструментах, в частности на уроках фортепиано. По мере обучения   психические функции перестраиваются в сторону усложнения, меняется качество умственных операций, процесс усвоения учебного материала ускоряется.  

  Трудно представить развивающее обучение без идей педагогики сотрудничества. Для того, чтобы раскрыть потенциал каждого ребенка, активизировать инициативу к творчеству, необходима тесная связь в работе ученика и учителя. Педагогу необходимо направить ученика, найти самые правильные методы для его обучения и развития.    Образно говоря, педагогика сотрудничества - своеобразный путь личности учащегося.

Естественно предположить, что формы и методы учебной работы, наиболее ярко воплотившиеся в идеях развивающего обучения перспективны и в плане практического применения принципов сотрудничества. При этом очень важен психологический контакт между учителем и учеником. Демократизация межличностного общения является благодатной средой развития основных психологических свойств обучаемого.  Учителя - новаторы отходят от традиционных информативных методов обучения для того, чтобы стимулировать познавательную активность учащихся. Важно создать такую ситуацию, атмосферу, в которой ученик сам, с удовольствием, включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей.    

       Стремление создать условия «ненавязчивого» обучения возникали в разное время в разных странах.  Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика.  Для нее важна установка на открытое доверительное общение с учащимися, понимание и сопереживание. Достаточно вспомнить труды К. Ушинского Я. Коменского, И. Песталоцци, Ф. Дистервега, В. Сухомлинского и других известных педагогов. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л. Выгодского. Эти же идеи в своих трудах озвучивают и современные педагоги-новаторы, такие, как, В. Давыдов, Д. Эльконина, Е. Лысенков, Е. Гончарова, Ш. Амонашвили, И. Волков, В. Шаталова. Л. Занков и др. В своих трудах они теоретически доказывают необходимость организации обучения, которое опережает развитие. Если обучение опережает актуальный уровень и вызывает к активности силы, находящиеся в зоне ближайшего развития, то оно удовлетворяет потребность ребенка в познании, доставляет ему радость, переживается как увлекательное занятие.   Идеи и опыт этих педагогов в настоящее время получили широкое признание.  

       Обучение игре на фортепиано занимает одно из наиболее видных мест в музыкальном воспитании и образовании.   Фортепиано - инструмент самого широкого диапазона действия, играющий неоспоримо важную роль в массовом музыкальном образовании. Любой музыкант, так или иначе, знаком с этим универсальным инструментом. Поэтому найти оптимальное решение проблемы развивающего обучения в фортепианном классе означает - содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.

  Как же преломляется идея развивающего обучения применительно к фортепианному искусству. Фортепианное исполнительство обладает богатым потенциалом в отношении музыкального развития обучающегося.  Познавательные ресурсы фортепианного музицирования не исчерпываются работой над одним лишь пианистическим репертуаром.   С помощью фортепиано в учебной практике может быть изучена любая музыка: камерно-инструментальная, оперно-симфоническая, вокально-хоровая и т.д. Сама литература для фортепиано обладает самыми широкими развивающими возможностями. Ее систематическое и планомерное   изучение предполагает демонстрацию множества самых различных художественных стилевых примеров.

Что касается учебной деятельности на уроках индивидуального фортепиано, то она организуется развивающим обучением с учетом возрастных особенностей, а также индивидуальных различий учащихся. И направлена на развитие музыкально-художественного вкуса, творческих способностей, приобретение чисто профессиональных навыков. В этой деятельности незаменимы различные формы музицирования: игра в ансамбле, подбор по слуху, чтение с листа и т.д.

 Фундамент развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах образован системой принципов, декларирующих увеличение объема и ускорение темпов прохождения музыкально-учебного материала, отказ от прагматической трактовки уроков и переход от авторитарного преподавания к максимальной самостоятельности и творческой инициативности учащегося.

  Вот несколько основных музыкально-дидактических принципов, которые, способны образовать достаточно прочный фундамент развивающего обучения в исполнительских и, в частности, в фортепианных классах.

1.        Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, расширение репертуарных рамок за счёт обращение к большему количеству музыкальных произведений.  Этот принцип имеет большое значение для общемузыкального развития учащегося, обогащения его профессионального сознания музыкально-интеллектуального опыта.

2.        Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала, отказ от длительных сроков работы над музыкальными произведениями, возможно в ущерб трудности музыкальных произведений. Овладевание необходимыми исполнительскими навыками в сжатые отрезки времени.  Этот принцип обеспечивает постоянный и быстрый приток различной информации в музыкально-педагогический процесс способствует расширению профессионального кругозора.  

3.        Увеличение меры теоретической ёмкости занятий музыкальным исполнительством, использование в ходе урока более широкого диапазона сведений музыкально-исторического характера.  Этот принцип обогащает сознание развернутыми системами.

4.        Необходимость работы с материалом, при котором, с максимальной полнотой проявились бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося-исполнителя.

Это основные принципы, опираясь на которые, обучение фортепианному исполнительству может стать действительно развивающим по своему характеру.  Воплощение их на практике выдвигает на передний план в учебном процессе определенные виды и формы работы.   Развитие, а также формирование музыкального интеллекта осуществлялся в ходе обогащения персонального опыта ребенка.  В процессе обучения игре на фортепиано создаются оптимальные условия для пополнения багажа знаний учащегося.  В этом отношении возможности фортепианной педагогики, которая позволяет учащимся соприкоснуться с богатым и универсальным репертуаром просто безграничны.  Здесь и заключена ценность познавательной стороны обучения игре на фортепиано: в ходе урока учащийся может встретиться на нем с большим числом многообразия звуковых явлений, нежели на уроке в любом другом исполнительском классе.

Идея помощи в обучении ученика, является глубоко гуманистичной, тем самым образует фундамент для педагогики сотрудничества.  Следует, однако, подчеркнуть, что овладение отдельными находками педагогов-новаторов вне преобразования учителем его личностной позиции, усвоения новой педагогической философии не может быть гарантом эффективности учебно-воспитательного процесса.  Задача педагога заключается в том, чтобы, используя идею педагогики сотрудничества и принципы развивающего обучения, находить свои пути в поисках оптимальных средств обучения.

Список литературы:

  1. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
  2. Баренбойм Л. Путь к музицированию Л. 1980
  3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М.  1984.
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.  
  5. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.  М.  1984.
  6. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.  1997.
  7. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.  1979.