Программа по работе с детьми с ОВЗ

Федулова (Козлова) Анастасия

Программа по ритмике для детей с ОВЗ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Рассмотрено:

Педагогическим советом

НР МБУ ДО «ДШИ»

Протокол №_________

«___»_________2022г.

Утверждено:

Директор

НР МБУ ДО «ДШИ»

Приказ №________________

«__»________________2022г.

________________________

Программа

учебного предмета

РИТМИКА

для обучающихся, осваивающих адаптированную дополнительную общеразвивающую  общеобразовательную программу в области музыкального искусства

 «Основы музыкального исполнительства» (фортепиано)

направленность: художественная

уровень программы: стартовый

возраст: с 7-  лет

срок реализации программы: 3 года

Разработчик: Федулова А.Н. преподаватель по классу фортепиано НР МБУ ДО «ДШИ»

2022г.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-  Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета;

-  Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Годовые требования

III.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

IV.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

V.        Список используемой литературы

VI.   Список рекомендуемой литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

                и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, также на основе общеобразовательной  общеразвивающей  программы  в  области  музыкального  искусства  «Основы музыкального исполнительства» (фортепиано) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальное воспитание занимает важное место в системе обучения детей в детской школе искусств, является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.  

        Программа «Ритмика» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, помогает прочувствовать выразительность произведений посредством двигательной активности- через движения тела, хлопки, притопы, щелчки и т.д.  Программа формирует любовь к музыке, учит осознанно воспринимать произведения музыкального искусства.

На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.

Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

Учащиеся получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.

Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота».

Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств на общеразвивающую программу – с 7 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Ритмика» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет по 34 недели в год (один раз в неделю).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Ритмика» при 3-летнем сроке обучения составляет 102 часа.  Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме.  Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета «Ритмика» является развитие музыкальных способностей учащегося через овладение основами музыкально-ритмической культуры.

Задачи учебного предмета:

Задачами учебного предмета являются:

Обучающие:

-формирование умений соотносить движение с музыкой;

-приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ музыкального искусства;

-формирование и развитие навыка освобождения мышц, управления произвольными движениями и своим телом в процессе пластического интонирования с помощью преподавателя;

-освоение ритмо-интонационных формул и исполнение простейшие танцевальных движений.

Развивающие:

-развитие музыкально-ритмических способностей;

-развитие навыка пластического интонирования музыкальных фраз и средств интонационной выразительности;

-развитие физических данных, координации, ориентировки в пространстве;

-развивать чувство метрической упорядоченности музыкально-звукового движения;

-развитие понимания роли темпа для выявления характера и воплощения художественных образов музыкального произведения;

-психологическое раскрепощение;

Воспитательные:

-воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

- прививать любовь к музыкальному искусству;

Структура программы учебного предмета

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;

- наглядный качественный показ;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- практический (творческое создание вместе с учащимся музыкально-двигательных образов, разучивание элементарных движений).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Класс для занятий ритмикой должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием (фортепиано, звуко- и видеовоспроизводящим устройством), наглядными пособиями.

II.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыкально-ритмические закономерности, знания и навыки, приобретаемые в ходе занятий ритмикой через пластическое интонирование в единстве с познанием других средств музыкальной выразительности, составляют содержание данного предмета.

        Программа включает в себя следующие разделы:

  • теоретические сведения;
  • упражнения для выполнения музыкально-теоретических заданий;
  • общеразвивающие упражнения;
  • танцевальные упражнения;
  • игры на развитие чувства ритма, игры на развитие чувства ритма с применением различных предметов;
  • упражнения с различными предметами;

Материал на занятиях изучается концентрическим методом в течение всего учебного года. Разные темы могут прорабатываться на одном и том же музыкальном материале.

Освоение учебного предмета завершается промежуточной аттестацией в форме контрольного урока, который включает в себя исполнение комплекса общеразвивающих упражнений, упражнений для выполнения музыкально-теоретических заданий (опрос) и элементарных движений,  игр.

На основе предложенных годовых требований преподаватели самостоятельно разрабатывают содержание предмета «Ритмика» для одногодичного освоения программы в области музыкального  искусства  «Основы музыкального исполнительства» (фортепиано).

Годовые требования при сроке обучения 3 года

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Теоретические сведения

Понятие о характере музыки.

Понятие о темпе.

Понятие о громкости,  динамике. Наиболее употребительные обозначения различной степени силы звучания, виды акцентов.

Понятие о ладе.

Метроритм. Понятие о метрической пульсации в музыке,  о такте, долях такта (сильной, слабой). Размеры 2/4, 3/4. Затакт. Понятие о длительностях (четверть, половинная, восьмая, целая). Понятие о ритмическом рисунке.

Общее понятие о паузах, равных четвертной и восьмой длительностям, половинной, целому такту.

Понятие о способах выполнения движений. Знание наиболее употребительных итальянских терминов.

Строение музыкального произведения. Понятие о мелодии и аккомпанементе, фразе, кульминации, повторении, части, репризе, вступлении, заключении, куплете, запеве, припеве. Представление о части произведения, репризе, вступлении, заключении, куплете, запеве, припеве.

Упражнения для выполнения музыкально-теоретических заданий с помощью преподавателя или одного из родителей

Умение воспринимать и передавать в движении характер, темп и динамические оттенки исполняемого музыкального произведения.

              Умение двигаться в заданном темпе без музыкального сопровождения.

              Умение синхронизировать движения и музыку, начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой.

              Умение дирижировать в изученных размерах. На первоначальном этапе – стоя на месте, затем с продвижением вперед шагами, равными четвертным длительностям или целому такту. Позже – с одновременным исполнением ритма несложных мелодических рисунков.

              Умение передавать в движении ритмические рисунки, представляющие собой несложные соотношения обозначенных длительностей (как без дирижирования, так и с дирижированием).

              Умение исполнять простые ритмические рисунки, передавая характерные особенности конкретной мелодии. «Запись» ритмических рисунков мелодии условными жестами.

              Умение воспринимать и отражать в движении логическое членение музыкальной речи.

      Умение двигаться сообразно штриховой артикуляции музыки: legato, staccato, non legato.

Рекомендуемая литература

  1. Андреева М. П., Конорова Е. В. Первые шаги в музыке: № 25.
  2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике: №№ 1 – 34.
  3. Франио Г. С., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике для первого класса музыкальной школы: №№ 1 – 41.
  4. Шушкина З. Ритмика: №№ 1, 3, 4, 18, 29 (такты 1 – 16), 34.

Общеразвивающие упражнения

        Умение свободно и выразительно исполнять основные движения: ходьбу.

              Умение сохранять осанку.

              Умение выполнять гимнастические (общеразвивающие) упражнения в соответствии с музыкой и по физическому состоянию учащегося.

              

Танцевальные движения, игры, упражнения с предметами

-Передача в движении простого элемента танца или игры.

              -Восприятие и отражение художественных особенностей предлагаемого музыкального материала и его структуры.

              -Ритмическое исполнение движений.

               - Умение ориентироваться в пространстве.

              Исполнение танцевальных движений: простой шаг, мелкий бег, русский приставной шаг.

              Умение совершать несложные действия с различными предметами (флажками, большими мячами, игрушками и т.п.).

              Использование простых ударных инструментов (бубнов, палочек, металлофона, ксилофона).

ВТОРОЙ КЛАСС

Теоретические сведения

Повторение и закрепление знаний, полученных ранее.

              Понятие о пунктирном ритме. Ритмические длительности: четверть с точкой и восьмая.

              Пауза восьмая в ритмической фигуре: четвертная, пауза восьмая, восьмая.

              Понятие о смысловых построениях в музыке: интонация, мотив, фраза, предложение.

              Динамические оттенки: mezzo forte, mezzo piano, pianissimo, fortissimo.

              Значение наиболее употребительных итальянских терминов: cantabile, tenuto, а' tempo, ritardando, poco a poco, con brio, accellerando и других (по выбору педагога).

Упражнения для выполнения музыкально-теоретических заданий с помощью преподавателя или одного из родителей

Повторение и углубление полученных ранее навыков и умений на новом материале.

              Передача в движении заданного темпа, а также его ускорения и замедления. Изменение скорости, силы и амплитуды движения в зависимости от темпа музыки. Сохранение единого темпа движений после прекращения звучания музыки.

              Передача в движении наиболее употребительных динамических оттенков.

              Отражение в движениях эмоциональных характеристик музыкального произведения.

              Восприятие на слух размеров 2/4, 3/4. Дирижирование в указанных размерах с одновременным исполнением изученных ритмических рисунков.

              Исполнение ритмических рисунков, включающих ритмо-формулу: четверть с точкой и восьмая. Достижение точности в воспроизведении этих ритмических структур по мере умственных способностей ребёнка.

Рекомендуемые упражнения

  1. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 53, 54, 58 –78.
  2. Шушкина З. Ритмика: №№ 10, 49.
  3. Яновская В. Ритмика: №№ 2, 3, 11. С. 25, 26, 29.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые  с помощью преподавателя или одного из родителей

Расширение и совершенствование полученных ранее навыков и умений.     Тренировка движений различных мышечных групп.

              Тренировка основных движений рук, ног, головы, туловища.

              Умение посредством гимнастических движений передавать членение музыкальной речи и ее эмоциональное содержание.

Рекомендуемые упражнения

  1. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 79.
  2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 85 – 92 (комплекс гимнастических упражнений на музыку В. Ребикова).
  3. Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании (комплекс упражнений на музыку Е. Гнесиной; комплекс упражнений на музыку П. Чайковского).

Танцевальные движения.

Использование движений, изученных ранее.

              Умение исполнять движения, отражающие членение музыки, ее характерные интонационные и стилистические особенности, эмоционально-поэтическое содержание.

              Исполнение простейших танцевальных движений, построенных на изученном ритмическом рисунке.

Рекомендуемые упражнения и танцы

  1. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 78, 96 – 104.
  2. Шушкина З. Ритмика: №№ 35 – 37.

Игры, упражнения с предметами

Умение отражать в движении характерные особенности музыкальных произведений, их жанровую принадлежность.

              Передача в движении громкостно-динамических нюансов и построения музыкального произведения.

              Использование изученных ритмических рисунков в различных упражнениях и играх.

      Умение выполнять элементарные действия с различными предметами (флажками, скакалками, мячами и другими).

Рекомендуемые упражнения

  1. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1: №№ 56, 57, 80 – 84.
  2. Шушкина З. Ритмика: №№ 53, 54.

ТРЕТИЙ КЛАСС

Теоретические сведения

Повторение и углубление знаний, полученных ранее.

              Темп adagio.

              Ритмические формулы: восьмая и две шестнадцатых; две шестнадцатых и восьмая; 2/4, 3/4, 4/4.

              Представление о предложении и периоде.

              Формы: период.

              

 Закрепление  изученных ранее итальянских терминов (по выбору педагога).

Упражнения для выполнения музыкально-теоретических заданий, выполняемые  с помощью преподавателя или одного из родителей

Повторение и совершенствование навыков и умений, приобретенных ранее.

Передача в движениях различных ритмических формул (см. раздел «Теоретические сведения»).

              Исполнение ритмических рисунков, содержащих изученные ритмические группировки в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (с дирижированием и без дирижирования).

                            Слигованные звуки. Паузы.

                    Исполнение ритмических рисунков в медленном темпе.

Рекомендуемые упражнения

  1. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса: №№ 7 – 41.
  2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 4, 5, 8 – 27.
  3. Шушкина З. Ритмика: №№ 40, 41, 58, 60, 62, 64.
  4. Яновская В. Ритмика: №№ 4, 5 (стр. 26), № 7 (стр. 27); №№ 8, 9 (стр. 28); № 10 (стр. 29).
  5. 100 пьес и отрывков для заданий по ритмике. Сост. Н. Г. Александрова: №№ 1, 14, 52, 59, 79.

Воспитание творческих навыков и выполнение их с помощью преподавателя

Продолжение творческой работы с использованием ранее рекомендованных форм.

              Внесение элементов творчества в отдельные упражнения, предназначенные для выполнения музыкально-теоретических заданий.

              Сочинение ритмического аккомпанемента (хлопками или на ударных инструментах).

Рекомендуемые упражнения

  1. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы: №№ 54, 57.
  2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 1, 16, 22, 23, 42, 43.
  3. Яновская В. Ритмика: №№ 1 – 6 (стр. 59 – 62).

Общеразвивающие упражнения

Передача в движении характерных особенностей музыки и ее строения.

              Умение воспринимать последовательность движений, обусловленную звучащей музыкой с помощью одного из родителей.

              Исполнение упражнений в соответствии с программой по физическому воспитанию.

              Развитие чувства ансамбля. Умение сочетать собственные действия с действиями родителя или преподавателя.

              Умение ощущать и регулировать мышечную нагрузку с помощью одного из родителей, в зависимости от изменений динамики в исполняемом произведении.

              Использование различных атрибутов (мячей  и т.п.)

Рекомендуемые упражнения

  1. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 28 – 30 (комплекс гимнастических упражнений со скамейкой).
  2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 31 – 36 (комплекс упражнений на музыку Ф. Шуберта).
  3. Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании (комплекс гимнастических упражнений с теннисными мячами на музыку Д. Шостаковича).

Танцевальные движения.

Продолжение работы, начатой ранее.

              Исполнение различных по характеру движений в соответствии с музыкой.

Рекомендуемые упражнения и танцы

  1. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 7, 41 – 46.

Игры, упражнения с предметами

Умение исполнять движения разных стилей в соответствии с предлагаемым музыкальным материалом.

              Умение ритмично исполнять движения различного характера.

                             Использование в ритмических играх различных предметов (стульев, ударных инструментов, мячей, флажков).

Рекомендуемые упражнения

  1. Заводина И. В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса: №№ 67 – 69; 71 – 73.
  2. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2: №№ 1, 2, 3, 6, 12, 37 – 40.
  3. Шушкина З. Ритмика: №№ 11, 23, 26, 27, 28.
  4. Яновская В. Ритмика: № 1 (стр. 53); № 3 (стр. 55); № 5 (стр. 57).

III. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на контрольных уроках

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

  1. Критерии оценок.

Критерии оценки качества исполнения

Оценка

Критерии оценивания выступления

«зачёт»

исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

«не зачёт»

исполнение с большим количеством недочетов

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

Основными задачами работы на уроках ритмики являются:

  • пробуждение интереса к музыке, музыкально-театральной деятельности;
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие физических данных, координации движения, пластичности, двигательной памяти, выносливости;
  • формирование умений соотносить движения с музыкой;
  • овладение свободой движения;
  • активизация творческих способностей;
  • психологическое раскрепощение учащихся.

Работа по ритмике строится на индивидуальном подходе, который расширяет возможности воспитательного воздействия. Занятия по ритмике должны строиться таким образом, чтобы ученик имел возможность проявить личностные качества, проявлять индивидуальность и творчески развиваться.

Большое место в работе по ритмике занимает развитие детского творчества. Учащиеся в движении должны уметь передать свое отношение к прослушанному произведению. Использование разнообразных движений, умение согласовать их с характером музыки развивает инициативу и фантазию детей.

Выполнение заданий по ритмике основано на движениях: ходьбе, более быстрой ходьбе, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, а также на упражнениях с предметами и без предметов.

Педагогу следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребенком и удобны для выполнения движений.

В музыкальном оформлении урока используется:

  • классическая музыка русских и зарубежных композиторов;
  • народная музыка;
  • музыка в современных ритмах.

Музыкальный материал должен  быть:

  • доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми  младшего школьного возраста;
  • иметь выразительную мелодию и четкую фразировку;
  • быть понятным и близким по содержанию интересов детей.

Методическое обеспечение учебного процесса

Учащийся обеспечивается доступом в библиотечный фонд для ознакомления с учебно-методической литературой по музыкальному искусству (печатными и электронными изданиями).

V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. Ч. II. Ритмика. - М., 1979
  2. Ефремова Н.И. Теоретические основы становления музыкально-ритмической культуры музыканта: Автореферат дис. канд искусствоведения. – Магнитогорск, 2002
  3. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
  4. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы
  5. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы    
  6. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями, Санкт- Петербург 2010г.  
  7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1. - М., 1972
  8. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2.  - М., 1973
  9. Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике для первого класса музыкальной школы. М., 1987
  10.  Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
  11.  Шушкина З. Ритмика. – М.,  1967
  12.  Яновская В. Ритмика. – М., 1979

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. Ч. II. Ритмика. - М., 1979
  2. Ефремова Н.И. Теоретические основы становления музыкально-ритмической культуры музыканта: Автореферат дис. канд искусствоведения. – Магнитогорск, 2002
  3. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001
  4. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы
  5. Заводина И.В. Методическое пособие по ритмике для 4 класса музыкальной школы      
  6. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 1. - М., 1972
  7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Вып. 2.  - М., 1973
  8. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании// Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы: сборник статей. – Новосибирск, 1989. Стр. 197- 205
  9. Медушевский В.В. Пути обновления методов музыкальной педагогики// Педагогический процесс как культурная деятельность. – Самара: СИПКРО, 1999. Стр. 367-369
  10.  Рыбкина Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмоинтонации в свете учения Б.Асафьева: Автореферат дис. канд. искусствоведения – Магнитогорск, 2004
  11.  Сто пьес и отрывков для занятий по ритмике. Сост. Н.Г.Александрова. – М., 1948
  12.  Франио Г.С., Лифиц И.В. Методическое пособие по ритмике для первого класса музыкальной школы. М., 1987
  13.  Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. М., 1988
  14.  Шушкина З. Ритмика. – М.,  1967
  15.  Яновская В. Ритмика. – М., 1979