Работа над гаммами в мл. кл.

Федулова (Козлова) Анастасия

Работа над гаммами в мл. кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над гаммами в мл. кл.295.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическое сообщение

Работа над гаммами в младших классах

(для преподавателей ДШИ, ДМШ)

Подготовила: Федулова А.Н. преподаватель по классу фортепиано НР МБУ ДО «ДШИ» г.п.Пойковский

гп. Пойковский

2022г

                В 19-20 веках во  времена расцвета фортепианного исполнительского искусства вопрос о необходимости изучения гамм и упражнений не обсуждался. Это считалось само собой разумеющимся. Сборники упражнений создавали Ф. Лист, И. Брамс, К. Черни, Ф. Бузони, А. Корто, М. Лонг, Ш. Ганон, Н.Сафонов, Б. Барток и другие.

         В двадцатые годы прошлого столетия гаммы стали предавать забвению, а материал для работы над техникой стали черпать из пьес и этюдов. Однако, довольно скоро, к изучению гамм вернулись, так как стало очевидным, что при воспитании пианиста, и для поддержания должного уровня мастерства не обойтись без постоянной работы над гаммами и упражнениями.

    В отличие от работы над этюдами, которые начинают приносить пользу только тогда, когда играются свободно, в настоящем темпе, гаммы сразу начинают «работать» на приобретение технического мастерства.

       Гаммообразные последовательности, а также аккорды и арпеджио, составляют существенную часть фортепианной техники. По выражению Ф. Листа – это те «ключи», владение которыми открывают путь к любому музыкальному произведению; и, по выражению Г. Нейгауза, своего рода «заготовки».

   Особенно широко они используются в классическом стиле – музыке И. Гайдна,

В. Моцарта и Л. Бетховена.

    Без основательного изучения гамм не обходился ни один пианист. Хорошо известно, что такие феноменальные виртуозы, как С. Рихтер и Э. Гилельс ежедневно играли гаммы.

    Цель гаммообразных пассажей - добиться плавного, непрерывного звучания без толчков. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания 1 пальца при смене позиций кисти и ровного текучего legato внутри каждой позиции.

    В чем же польза от изучения гамм?

1. Овладение основными формами фортепианной техники и выработка пальцевой четкости, ровности и беглости.

2. Знакомство с ладо-тональной системой и освоение квартово-квинтового круга тональностей.

3. Освоение основных аппликатурных формул.

«Гаммой», т.е. названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо д’Ареццо -музыкант ХI века, которому мы обязаны наименованием и самих нот.

    С чего же и когда начать изучать гаммы?

Уже во втором полугодии первого года обучения, при условии хорошей налаженности ученика и владения им навыка игры квинт и терций.

              В работе с малышами необходима определенная последовательность в прохождении материала, т.е. когда новое вытекает из уже знакомого и пройденного. Поэтому  начинать нужно с аккордов, потому что навык игры аккордов формируется уже на начальном этапе при игре квинт. Что здесь важно? Рука при игре квинты должна быть развернута к 5-му пальцу, который находится у черной клавиши, 1-й палец – на краю белой клавиши. При таком положении в квинте яснее и ярче звучит верхний звук, а в левой – соответственно нижний. Чтобы правильно распределить вес руки, нужно предложить ученику оттолкнуться от колена всей рукой (представить «пружинистый» резиновый мячик – Шмидт-Шкловская) и погрузить 5-й палец в клавишу «соль», затем очень легко, без нажима, взять первым пальцем клавишу «до». Начинаю ставить руку ученикам можно именно с этого упражнения. Сначала – на крышку рояля, опираясь весом руки на все 5 пальцев, а затем на каждый палец отдельно, на клавиатуре, извлекая один звук.          Когда этот прием будет освоен, можно взять квинту целиком, направляя внимание ученика на звучание верхнего звука (нижнего  для левой руки). Можно порекомендовать следующие упражнения: https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image001.jpg  

  https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image002.jpg

Когда игра квинт усвоена, переходим к замене их мажорными и минорными трезвучиями, предварительно определив на слух различие в настроении этих аккордов. Можно предложить простейшие попевки в мажоре и миноре, подтекстовав каждую интонацию. Например: «Ра-ду-га» или «До-о-ждик» -

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image003.jpg

    На этом этапе вводится понятие мажорного и минорного трезвучия и знакомство с основными музыкальными ладами и их названиями. Играем аккорд уже известным способом: весом всей руки берем верхний звук 5-м пальцем и добавляем терцию, очень легко, а затем берем аккорд целиком, опять-таки направляя внимание ученика на звучание верхнего звука (в левой-нижнего). Название трезвучия даем по нижнему звуку:

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image004.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image005.jpg

    Неплохо, если ученик будет предварительно «видеть» глазами это трезвучие. Желательно, чтобы до конца первого класса он знал все мажорные и минорные трезвучия на белых клавишах и с черной посередине и мог свободно переносит их по октавам.

Довольно часто начинающий ученик боится взять трехзвучный аккорд и сковывается. В подобных случаях целесообразно проработать следующие упражнения, (три варианта).

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image006.jpg

     Если материал усваивается хорошо, можно почти сразу (все зависит от возможностей ученика) перейти к игре аккордов с обращениями.

    Чтобы ребенок не путал звуки в обращениях, объясним ему, что во всех 3-х аккордах звуки одни и те же, меняется лишь их порядок. Чтобы основной принцип обращения запечатлелся в сознании малыша, (предлагает Стрельбицкая), воспользуемся тремя разными предметами или тремя разными по цвету карандашами, положим их на клавиши (например, ре, фа, ля) и предложим превратить аккорд в его обращение. Важно, чтобы ученик понял, что только один карандаш снизу нужно переложить на октаву вверх. И так в любой тональности. Ребенок должен научиться мысленно, глядя на клавиатуру, переносить звуки вверх или вниз, в зависимости от направления движения.

       Другой способ. Предложить ученику, не снимая руки с предыдущего аккорда, произнести вслух или пропеть звуки следующего. Аккорд следует «взять» пальцами, не напрягая тыльной стороны кисти с упругой опорой -  по выражению  Шмидт-Шкловской, «рессорящим» запястьем. При этом руку перед погружением останавливать не следует. Она как бы «вливается» в клавиши.               Цепочку аккордов обязательно организовать ритмически – играть со счетом «на три». И в конечном итоге стремиться к тому, чтобы она звучала, как оформленная музыкальная фраза, на одном дыхании.

 В начале периода игры трезвучий с обращениями  неплохо также подумать, каким пальцем посередине нужно его играть. Пальцы нужно записать в дневник:

                                                       Правая рука- 3-2-3

                                                       Левая рука – 3-3-2.

    Теперь длительное время играем аккорды с обращением в спокойном темпе, не забывая направлять звучание 5-го пальца. Можно использовать здесь уже знакомые упражнения: https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image007.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image008.jpg

Затем  (это, конечно же, второй год обучения) переходим к игре двумя руками.

В конце дневника нужно нарисовать квинтовый круг и пальцы в аккордах и арпеджио.

Правая рука- 3-2-3

Левая рука – 3-3-2.

Внимание требуется там, где встречается 2-й палец. Нужно попросить проговаривать пальцы вслух: «вместе-третий, в правой-второй, в левой-второй». Некоторое время аккорды играем на одну октаву (т.е. 4 аккорда), чтобы лучше запомнить порядок и исключить путаницу в пальцах. А затем переходим к игре в 2 и 4 октавы.

    В работе над аккордами надо постоянно обращать внимание ученика на звучание 5-х пальцев, т.к. в художественной литературе мы часто встречаемся с необходимостью «вести» в аккордовой фактуре 5-м пальцем правой руки мелодию, а в левой руке – линию баса. Есть много простых упражнений на развитие чувства 5-го пальца, которые помогают выработке соответственных навыков, см. пример №3. Но эта задача будет стоять перед учениками средних и старших классов.

     

 Когда освоены аккорды, можно приступить к игре коротких арпеджио, ведь арпеджио – не что иное, как аккорд, представленный мелодически.  Многие педагоги начинают с трехзвучных арпеджио. Их играют сначала по звеньям, а затем объединяют в одну линию. Здесь очень важно  объединяющее движение от 1-го пальца к 5-му, выработка ровности и певучести.

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image009.jpg

Это упражнение лучше давать детям с маленькими руками. В четырехзвучных арпеджио всегда участвуют 1-й, 2-й и 5-й пальцы, все правила будут сосредоточены вокруг чередования 3-х и 4-х пальцев. Записываем пальцы в дневник.

Правая рука – 3 -3 -4

Левая рука   -  4 -4 -3

    Начинать играть лучше деталями, по звеньям, со снятием руки между  ними. https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image010.jpg

Необходимо сосредоточить внимание ученика на выработке плавного ведения запястья к 5-му пальцу, который направляется вглубь клавиатуры, что впоследствии обеспечит удобную смену позиций. Локоть при этом свободен и движется вдоль клавиатуры. Приучать ученика слушать ровную звуковую линию. Основа исполнения каждого мотива – расширение и вслед за этим «собирание» пальцев. В правой руке при движении вверх (в левой – вниз) сразу же «забираем», по выражению Шмидт-Шкловской, отыгравший 1-й палец ко 2-му, что ориентирует руку на собранную позицию. Если же за 1-м пальцем не последить, кисть потеряет свою эластичность, возникнет напряженность и неловкость в исполнении этих упражнений. За время изучения игры арпеджио звеньями в различных тональностях на белых клавишах, необходимо постоянно следить за приобретением навыка игры их свободными и гибкими руками, сочетающимися с активными, опирающимися на дно клавиатуры пальцами.

Далее можно показать следующее упражнение.

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image011.jpg

Здесь необходимо добиться, чтобы гибкая кисть «рисовала» движения от 1-го пальца к 5-му, а затем вниз к 1-му. Следить, чтобы пальцы были собраны вместе.

    Следующий этап – соединение звеньев. Сохраняя движение запястья к 5-му пальцу, во время игры нужно раскрыть ладошку и легко поставить 1-й палец на 1-ю клавишу следующего звена. Первый палец ни в коем случае не «укладывать», он должен стоять достаточно высоко и играть певучим звуком. Левую руку лучше играть, начиная с главного звука, а не зеркально. Затем объединяем по 2 звена и т.д. Все звенья объединяются в одну мелодическую фразу. Немаловажная деталь: чтобы снять ударение с 1-го пальца каждого звена, следует поучить арпеджио с легкими акцентами по 3 звука. https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image012.jpg

     При игре арпеджио на белых клавишах сохраняем 1-ю аппликатуру. (Если же в ключе появляется больше 1-го знака, то в аппликатуре появляются изменения. В мажоре в левой руке в трезвучии – 3-й палец вместо 4-го, а в миноре это же изменение происходит в квартсекстаккорде в правой руке). К концу 2-го года обучения желательно, чтобы ученик овладел игрой коротких арпеджио на одну или две октавы каждой рукой отдельно, и познакомился с 3-мя возможными аппликатурами. Важно не позволять ученику ошибаться. Обязательно записывать пальцы в дневник.

 

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image013.png    

Когда освоена игра арпеджио, нужно познакомить ученика с ломаным видом. Здесь ничего нового нет, но иногда у учеников возникает путаница в пальцах. Здесь можно использовать 2 способа: представить или сыграть «легкий» основной вид арпеджио, а затем повторить те же звуки в «разбивку». На другой урок – 1-ю группу лишь представить, а сразу сыграть ломаный вид. В дальнейшем обязательно проработать с группировкой по три звука.

     После освоения первоначальных и аппликатурных навыков игры аккордов и арпеджио, переходим к работе над гаммами.  Гаммы – это следующий этап в работе над упражнениями, где закрепляются и развиваются навыки игры легато, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость и т.д. Необходимо знать и помнить: пока не налажено легато, не следует начинать прохождение гамм.

Обычно к изучению гаммы или ее элементов можно приступать в конце 1-го или в начале 2-го года обучения.

       Изучение гамм лучше начать с подготовительных упражнений для развития самостоятельности 1-го пальца, с помощью которого мы соединяем две или несколько позиций. Для того, чтобы осуществить правильное подкладывание, 1-й палец должен быть закруглен, стоять «высоко» на кончике белой клавиши, быть ловким и гибким.

Для свободного и самостоятельного движения 1-го пальца можно использовать несколько простых упражнений.

     1. Учиться подводить палец под ладонь можно сначала без рояля, перевернув руку ладонью вверх, медленно и плавно, ведя 1-й палец к 5-му, а затем, также медленно и плавно – обратно.

     2. Поставить руку на крышку рояля. Кисть свободна, чуть отводится в сторону, а 1-й палец быстро, легко и свободно «ныряет» под ладонь.

Можно использовать некоторые упражнения на клавиатуре.

1.    Опираясь на клавиши до-диез или фа-диез 3-им пальцем, 1-й легко, без опоры опускать на каждую из  восьмушек, которые звучат на фоне длинного звука.

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image014.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image015.jpg

2.    Упражнение, основанное на элементах хроматической гаммы. Опора на черную клавишу,все пальцы собраны в «щепотку», максимально сближены.

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image016.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image017.jpg

Только подготовив 1-й палец, можно перейти к упражнениям на подкладывание.

    Многие педагоги используют упражнения, построенные на элементах гаммы си мажор.

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image018.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image019.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image020.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image021.jpg

Сначала обыгрывается группа из двух, затем из трех клавиш. Каждое звено повторяется несколько раз.  Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, 1-й палец вовремя подводится под ладонь, «подкрадывается» к нужной клавише. Можно также использовать упражнение по белым клавишам.

С малышами можно начинать с самого короткого и простого упражнения.

Играем звукоряд из 5-ти звуков 2м – 1м, 3м – 1м и 4м – 1м с опорой на 2-й, 3-й и 4-й палец.

Следить, чтобы 1-й палец опускался на клавишу без толчка, был всегда закруглен, играл на самом кончике белых клавиш. Только подготовив 1-й палец, можно перейти к упражнениям на подкладывание.

    Затем это упражнение можно немного усложнить. https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image022.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image023.jpg 

Далее, переходим к упражнениям, которые строятся на тех звуках гаммы, на которых происходит смена позиций. Например, в гаммах от белых клавиш – это I и IV ступени в правой руке и I и V ступени в левой руке (кроме F и f в правой и H и h в левой).

Следующие звенья упражнения образуются путем наращивания мотива: в правой руке добавляем звуки снизу, в левой – сверху. Таким образом, сначала играем дуолями, затем триолями и заканчиваем квартолями. Каждое звено повторяем по нескольку раз с конечной остановкой на опорный звук, который приходится на 2-й палец. Опора на 2-й палец облегчает незаметный переход через 1-й палец и одновременно подготавливает ритмически организованное (квартолями) исполнение гамм. https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image024.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image025.jpg

      Много замечательных упражнений Г. Нейгауза – гаммы с форшлагами, гаммы с пропусками, упражнения М. Лонг и другие. Вариантов много и они, конечно же, для более взрослых учеников.

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image026.jpg

https://documents.infourok.ru/9bfc92e7-ca10-43a1-8c7a-0f119b742d38/0/image027.jpg

Необходимо отметить, что приведенные выше упражнения и множество других не обязательны для всех учеников. Их хорошо должен знать педагог, а с учениками все решается индивидуально. С одним надо как следует повозиться, а другому – достаточно показать. В любом случае, малыша вовсе не обязательно нагружать большим количеством упражнений. Только – самый минимум, а лучше всего – хороший показ. Практика показывает, что на начальном этапе это самый эффективный метод.

          Многие ведущие педагоги считают, что прежде, чем начать играть гаммы, ученика желательно познакомить со звучанием и строением диатонической гаммы (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон), а затем попросить спеть ее без названия звуков и начать подбирать одним пальцем нон легато, используя навык подбора мелодии на начальном этапе обучения. Очень хороший способ, если перед вами ученик с хорошими данными. А если данные слабые и подбор дается с трудом? Пробовать в любом случае стоит. Ведь он будет делать это вместе с вами. А наша задача в том и заключается, чтобы развивать слух малыша, его мышление. После того, как гамма хорошо запомнилась на слух и ученик свободно ее подбирает как мелодию, можно приступать к гаммам.  

      Сначала, на 2-м году обучения мы проходим диезные мажорные  гаммы до 4-х знаков, т.к. у них одинаковый порядок пальцев, затем знакомим ученика с двумя-тремя бемольными гаммами, потом подключаем параллельные минорные.

Когда же на 3-м году обучения мы переходим к последовательному прохождению гамм, то ученика необходимо познакомить с системой расположения тональностей и их следованием друг за другом, т.е. квинтовым кругом.

     К этому времени ваш ученик  четко должен знать, на какой ступени тональности возникает новый ключевой знак, где строится параллельный минор. Объяснить, что каждая новая тональность находится от предыдущей на расстоянии квинты и т.д.

Каждому ученику в дневнике нужно рисовать квинтовый круг и записываю пройденную гамму, обязательно отмечая количество ключевых знаков и их последовательность. При этом каждый раз нужно повторять все необходимые правила.

    Проработав подготовительные упражнения с учеником нужно играть гамму до-мажор сразу на две октавы.

1. Обратим внимание ученика на верное распределение пальцев – чередование группы клавиш для трех и четырех пальцев подряд.

2. Обязательно запомнить, где находится 1-й  палец.

3. Обратим внимание ученика на то, что 4-й палец встречается в октаве только один раз: в правой руке на VII ступени, а в левой руке – на II ступени, и если следить за 4-м пальцем, гаммы можно играть без ошибок.

4. С самого начала следует приучать ученика к правильной ритмической организации гаммы   -    квартолями.

     Гамму сначала играем отдельно каждой рукой. Правой – вверх от «до», левой – вниз. После проработки гаммы каждой рукой отдельно, почти сразу играем ее двумя руками вместе, от одной клавиши в противоположные стороны на две октавы с остановкой на верхнем звуке и последующем возвращением к исходному. Симметрия аппликатуры и движений делает расходящуюся гамму в двигательном отношении и с точки зрения распределения внимания проще, чем в параллельном движении, и дети, как правило, играют их с большим удовольствием. Играть 2-х октавную гамму надо певучим звуком на одном дыхании, как «мелодическую» фразу. Начать более легким звуком, оставив место для кульминации, стремиться к тому, чтобы гамма прозвучала ровно, гладко, без звуковых толчков. Как этого добиться?

    Играя гамму, мы как бы прочерчиваем на клавиатуре прямую линию, при этом при движении вверх у правой руки ведущим будет локоть, а запястье развернуто к 5-му пальцу. В таком положении 1-й палец удобно постепенно подводить под ладонь, как только он отыграет клавишу в предыдущей позиции. При сходящемся движении у обеих рук запястья оказываются чуть выше и они «ведут» руки (представим руку скрипача при движении смычка вверх).

            Здесь важно, чтобы 3-й и 4-й палец готовились к перекладыванию заранее, и чтобы во время игры 1-го пальца они уже находились над своей следующей клавишей. Так же и при расходящемся движении: будущую беглость обеспечит правильный навык 2-го пальца, который при подложенном 1-м пальце сразу занимает следующую позицию. И обязательно у черной клавиши. К сожалению, такой недостаток, когда при подложенном 1-м пальце 2-й палец встает на край белой клавиши, встречается довольно часто, из-за чего исполнение гамм или гаммообразных пассажей выглядит неловким, корявым и тормозит движение.

   Разучив с учеником гамму до мажор, можно в течение ближайших уроков выучить с ним еще 4 диезные гаммы, до ми мажора включительно, т.к. во всех этих гаммах одинаковый порядок пальцев, и вместе с учеником вывести правило: 4-й палец в правой руке всегда играет на VII ступени, а в левой руке – на II ступени. Обязательно записываю эту схему в дневник:      

                         4 палец

правая рука – VII ступень

левая рука – II ступень

   К этой группе гамм относятся и одноименные мажорным минорные гаммы. Каждый раз, задавая гамму,  нужно вместе с учеником предварительно определять положение 4-го пальца в правой и левой руке и записываю в дневник. Такое внимательное отношение к аппликатуре воспитывает у ученика аккуратность и исключает небрежную игру.

     Далее наступает необходимость соединить две руки  в параллельном движении. Играем с интервалом в две октавы, что позволяет лучше проконтролировать и услышать звучание каждого голоса. При этом и в дальнейшей работе обязательно прорабатывать гамму левой рукой отдельно, так как она требует особенно настойчивой тренировки. Очень важно – сохранив единство звучащей линии, нужно внимательно следить за пальцами, которые не совпадают. Кроме аппликатурной трудности, возникает и пианистическая.

При параллельной игре у одной из рук ведущим является локоть, у другой – запястье.

     Во 2-м полугодии 2-го года обучения знакомимся с двумя-тремя бемольными гаммами – фа мажор, си бемоль мажор и ми бемоль мажор. Сразу же знакомимся с аппликатурой бемольных гамм, где 4-й палец в правой руке всегда будет на си бемоль, а в левой руке – на новом бемоле, т.е. на IV ступени. Исключением является гамма фа мажор, где 4-й палец левой руки находится на II ступени.

Если позволяет время, знакомиться с минорными гаммами нужно  почти одновременно с мажорными. Можно учить гаммы как параллельные мажорным (до-ля, соль-ми, и т.д.) Так изучают гаммы по программе в ДШИ, что обеспечивает систематичность представления о них, постепенность перехода к гаммам с большим числом  диезов или бемолей. Можно на каком-то этапе проходить минорные гаммы, как одноименные мажорным (до мажор – до минор и т.д.) – по сопоставлению с мажорной легче усваивается структура минорной гаммы и ее аппликатура. Иногда (для более взрослых учеников) бывает полезно освоить гаммы в тональностях, диктуемых репертуаром ученика.

     Этот этап работы над гаммами можно назвать ознакомительным. За это время преподаватели с учениками проходят диезные мажорные гаммы 1-й аппликатурной группы и две – четыре  минорные гаммы этой же группы (ля, ми, ре и соль минор).     Объем во всех тональностях одинаковый: каждой рукой отдельно на две октавы, двумя руками от одного звука в противоположном движении и, не задерживаясь на этом долго, переходим к игре гамм в параллельном движении. Гаммы играем певучим звуком по фразам.

       К игре гамм нужно приступать чаще всего в 1-м полугодии 2-го года обучения.  Закрепляем полученные навыки, продолжаем развивать самостоятельность 1-го пальца, навык слышания длинной линии музыкальной фразы, владение аппликатурой и постепенно переходим к игре на 4 октавы, сначала в параллельном движении, а затем в расходящемся.

   В 3-м классе ученик по программе должен освоить диезные и бемольные гаммы до 3-х  - 4-х знаков включительно, в том числе и такие трудные, как фа-диез и до-диез минор. Для того, чтобы ученик не путался в пальцах, разделим гаммы на 3 группы. Существует много различных классификаций, которые упрощают заучивание аппликатуры не каждой гаммы в отдельности, а в группе гамм, но эта задача для более взрослых учащихся.

   1-й аппликатурная группа. В нее входят все мажорные диезные гаммы до 4-х знаков и одноименные мажорные и минорные, где 4-й палец в правой руке берется на VII ступени, а в левой на II.

   Во 2-ю аппликатурную группу собираются все мажорные бемольные гаммы до 4-х знаков, где 4-й палец в правой руке берется на си бемоль, а в левой на новый бемоль (IVступень) кроме F и f, где левая рука играет по 1 аппликатурной группе, т.е. 4-й палец на 2-й ступени.

   Схема выглядит так:                                

4-й палец       

правая рука – си бемоль

левая рука - IV (новый бемоль)

     В 3-ю аппликатурную группу объединяются гаммы с большим количеством знаков. Сюда входят все мажорные и минорные гаммы от 5 до 7 знаков и одноименные мажорной диезной группе минорные гаммы. Запомнить пальцы в этой группе совсем не трудно.

     Ориентируясь на общие правила, моожно самостоятельно подобрать аппликатуры нужных гамм.

Этих правил всего 2:

1. Применять 1-й палец на черных клавишах запрещается.

2. В пределах одной позиции (т.е. без подкладывания и перекладывания) пальцы берутся подряд.

      Если ученику предложить распределить пальцы внутри воображаемой гаммы, где употреблены 3 черные клавиши подряд, он выберет единственный существующий вариант: правая  рука  2-3-4, левая рука 4-3-2. Значит, схема 3-й аппликатурной группы выглядит так:                     

4-й палец       

правая рука – ля диез (си бемоль)

левая рука - фа диез (соль бемоль)

                  Исключение составляют мелодические минорные гаммы фа-диез, до-диез и соль-диез минор (изменение происходит в левой руке),  где на вершинке перед движением правой руки вниз за 1-м пальцем сразу следует 3-й палец.  Эти гаммы объединены по признаку изменения аппликатуры в мелодическом варианте, в отличие от гармонического. И, конечно же, порядок пальцев в них надо выучить отдельно.

       Так как по программе ДШИ в 3 – 4 классах эти гаммы изучаются обязательно, то рассмотрим их на примере гаммы фа-диез минор. Левая рука полностью попадает под правило 3-й аппликатурной группы, т.е. 4-й палец берется на фа диез. В правой руке гамма начинается со второго пальца, из-за повышенной VI-й ступени (вспомним правило 1-го пальца). 4-й палец смещается на ре диез, и на вершинке (фа диез) вместо 2-го пальца берется 3-й, с тем, чтобы в обратном движении вернуть на место, т.е. на соль диез 4-й палец. По такому же принципу выучиваются пальцы в до диез миноре.

         Если с учеником правильно выучить эти гаммы, они в дальнейшем не будут        представлять особой трудности, а пианистически они очень удобны.

     Хроматическая гамма  вводится к концу 2-го года обучения. Аппликатура хроматических гамм различна, но в ДШИ используют следующую:

               Правая рука: вверх- 1-й, 2-й п., вниз – 1-й, 3-й п.

                Левая рука: вверх- 1-й, 3-й п., вниз – 1-й, 2-й п.

      Хроматические гаммы от белых клавиш левой рукой начинаются с 3-го или 4-го пальцев, это же правило действует и для правой руки при повороте сверху вниз.        Группировать хроматическую гамму следует квартолями или секстолями.

При игре хроматической гаммы играющие пальцы сближены друг к другу в «щепоточку». Гамму играть  на границе белых и черных клавиш. При игре вверх кисть правой руки немного повернута к 5-му пальцу, ведущим является локоть, 1-й палец играет легко. Пальцы на черных клавишах более цепкие и играют с большей опорой. В обратном движении ведущим является более высокое запястье.

Если на начальном этапе удается наладить у ученика музыкальное мышление во время игры, внимание к аппликатуре, к организации игровых навыков, то дальнейшее нарастание трудностей будет осваиваться намного проще.

     Дальнейшими задачами в работе над гаммами будет знакомство с более сложными аппликатурными правилами II и III групп. Игра гамм в интервалах, игра длинных арпеджио, септаккорды (уменьшенный и доминантовый), а также внимание к беглости и т.д. Но все эти задачи встают перед учениками средних и старших классов.

Заключение.

     Гаммы – это тест ученика на мышление, внимание, налаженность и трудолюбие. Ключ к развитию технических, звуковых и ритмических навыков. Объясняя ученику особенности исполнения гамм, нужно наглядно их показывать- исполнять, а затем, методично требовать выполнения поставленных, понятных ученику задач.

 

  

Список использованной литературы:

1. Г. Д. Нейгауз «Искусство фортепианной игры»

2. С. Савшинский «Работа пианиста над техникой»

3. И. Левин «Искусство игры на фортепиано»

4. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»

5. Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой»

6. Н. Корыхалова «Играем гаммы»

7. Е. Стрельбицкая «Пианистические и аппликатурные навыки в работе над гаммами, аккордами и арпеджио»

8. Е. Колонтарова «Начало работы над гаммами»