Возможности использования программ нотных редакторов в работе преподавателей ДМШ иДШИ

Федулова (Козлова) Анастасия

Методическая работа.

Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon poyasnitelnaya_zapiska.zip27.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение             дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

Тема: «Возможности использования программы museScore (нотного редактора) в педагогической работе преподавателей ДМШ и ДШИ».

Выполнила:

  преподаватель по классу фортепиано

Федулова Анастасия Николаевна.

2022г.

Пояснительная записка.

Тема данной работы на сегодняшний день весьма актуальна, потому что компьютер за короткий срок своего существования успел войти во многие сферы человеческой деятельности.  Из инструмента для производства разного рода вычислительных операций он довольно быстро превратился в универсальное интеллектуальное орудие труда, существенно облегчающее умственную работу человека и делающее ее более производительной и эффективной. Внедрение компьютерных технологий в образование и культуру можно охарактеризовать как необходимый и логичный шаг в развитии современного информационного мира в целом. Компьютерные технологии стремительно продолжают внедряться в различные области человеческой деятельности.  Принципиально меняются и организационные формы доступа к информационным ресурсам.

Компьютеризация образования является объективным процессом. Современное общество предъявляет к системе образования такие требования, которые ведут к значительному увеличению количества информации, необходимой для усвоения.  Реализовать эти требования за счет бесконечного увеличения количества учебных часов, невозможно. Вот почему современная дидактика активно ищет пути интенсификации обучения, одним из которых и является компьютеризация образования и музыкального образования в том числе.

На сегодняшний день электронное музыкальное   творчество- это потребность преподавателей и учащихся в самовыражении, а увлечение этим творчеством сегодня можно сравнить с популярной фортепианной музыкой в салонах XXI века. Настало время синтезатора и компьютера на уроках музыки. Компьютерный класс, имеющийся сегодня в любой школе, избегая особых затрат, можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным атрибутом школьного образования. Музыкально-компьютерные программы-одна из самых развитых областей информатики.   Применение цифровых технологий   на уроках в ДМШ и ДШИ в системе образования и культуры может   стать   базой   для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала педагогов и учащихся в ДМШ и ДШИ, а также делает доступным музыкальный материал для любой группы и состава музыкальных инструментов.

 В данной области уже есть новаторы, педагоги-исследователи, которые освещают подобные вопросы. Проблемой формирования и развития электронного музыкального творчества занимались такие педагоги как И. М. Красильников, И. Айдарова, Н.  Глаголева, С.  В.  Пучков, М.  Г.  Светлов; использование   и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников раскрыли исследователи Г. С. Машошина, Д.  А. Семенова, Ж.   Б.   Кармазина, А.   О. Бороздин, Т.  А.  Затямина, Э.  В. Зауторова, О. Тарачева; развитием музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования   занимался   А. Е. Гимро; использование компьютера в музыкальном образовании детей рассматривали Т. Цареградская, А. Апухтин; раскрыла работу в музыкально-компьютерных студиях В. Г. Кадина.

Информатизация общества существенным образом затронула сферу музыкального образования. Современные музыканты проявляют возрастающий интерес к компьютерным технологиям.  Музыкальная информатика, при изучении которой компьютерный и электронно цифровой   инструментарий   используется   с целью   получения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных   стран (Дж. Дрекслер, П.-Э. Ианолз и др.).  Все больший   интерес   к   использованию   компьютеров   и цифрового инструментария наблюдается и в отечественной системе музыкального образования (И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, И.М. Красильников и др.).

Активно применяют музыкально-информационные   технологии в   своем творчестве такие композиторы, как Э. Артемьев, П. Булез, С. Губайдуллина, И.  Красильников и др.  Большой вклад внесли в развитие электронной и компьютерной музыки отечественные и зарубежные композиторы Э.  Варез, О. Мессиан, Э. Денисов, А. Шнитке, К. Штокхаузен, Р. Штраус, А. Пуссер, П. Шаффер, П. Анри, Я. Ксенакис и др.

Данная работа представляет материал по освоению нотатора MuseScore, в которой описаны методические разъяснения возможностей и способов применения нотного редактора в учебной деятельности преподавателей ДМШ и ДШИ.

Цель работы: протестировать и показать возможности программы museScore в качестве нотного редактора на примере произведения Г. Свиридова «Время, вперёд!»

Задачи:

  • рассмотреть основные принципы работы музыкально-компьютерную программы;
  • предложить алгоритмы по работе в музыкально-компьютерной программе, обладающей наиболее разработанным функционалом для деятельности педагога-музыканта.

Методы:

Теоретические: изучение литературы теоретических характеристик и инструкций программы.

Практические: тестирование на конкретном нотном примере, видеофиксация работы, наблюдение, сравнение с живым исполнением, сопоставление.

 

                         Основная часть.

Термин «музыкальные компьютерные технологии» в настоящее время широко употребляется. Он обозначает совокупность новых явлений, появившихся в конце ХХ века в результате научно-технической революции.

       Сегодня в образовании внедряются новые информационные технологии, показывающие перспективы оптимизации учебного процесса, с тем чтобы обучающемуся было интересно учиться, а преподаватели смогли говорить на одном языке с молодёжью в контексте всеобщего использования технологий. Наиболее часто в качестве новшества выступает прикладное программное обеспечение — компьютерные программы, разработанные, как правило, квалифицированными программистами и педагогами. Ввиду этого в настоящей работе речь идёт о нотном редакторе, который рассматривается многими пользователями как компьютерная программа, прежде всего предназначенная для набора нот, аранжировки, осуществления композиторской деятельности, создания переложений музыкальных произведений под разные условия исполнителей и пр. С этими задачами успешно справляется широкий спектр нотных редакторов: GNU LilyPond, Impro-Visor, NtEd, MuseScore (свободные), Anvil Studio, Canorus, Musette (бесплатные), Encore, Guitar Pro, MagicScore, Finale, Sibelius (коммерческие), NoteFlight, Melodus (облачные) и др.. Они хорошо известны музыкантам-профессионалам, а также обучающимся, которые осваивают их в курсах специальных дисциплин.

Помимо учебников и самоучителей по основам работы в представленных программах, существует некоторое количество исследовательских материалов, демонстрирующих возможности применении нотаторов в музыкальном образовании. Отмечено учебное пособие для преподавателей ДМШ, ДШИ Чернышова А. В.; предложения Шебанова С. Г. о применении Sibelius в ряде музыкальных дисциплин; учебник Харуто А. В., освещающий широкий круг вопросов по курсу «Музыкальная информатика», в том числе аспекты использования нотаторов в подготовке изданий; эмпирические исследования Новоселова В. А. о применении коммерческого нотного редактора Sibelius в дисциплинах дирижёрско-хорового цикла и др.

Модель MuseScore, предполагает свободное (бесплатное) использование, в сравнении, например с программой Sibelius, распространяемой на платной основе.

     Основные приёмы работы в MuseScore — относительно молодом нотном редакторе, представляет свободное программное обеспечение. Это обстоятельство позволяет использовать программу в частном порядке, в государственных образовательных учреждениях. Интерфейс программы как MuseScore, так и Sibelius, интуитивно понятный, хотя интерфейс бесплатного нотатора русифицированный, чего не скажешь о коммерческом (с версии Sibelius 1 до Sibelius 7 официальная версия русификации её разработчиками не представлена). Изучение одного нотатора даёт возможность понять основные принципы работы во всех остальных.

Использование нотатора MuseScore в музыкально-педагогической практике, говорит о его ценности и новизне. Конечно, в рамках одной методической работы  рассмотреть все сферы применения нотаторов не представляется возможным. Я лишь в краткой форме опишу некоторые возможности применения MuseScore в исполнительском классе:

  • прослушивание набранного нотного материала разными тембрами. Далеко не всегда в сети Интернет можно найти много различных вариантов исполнения (или аранжировок для различных инструментов) того или иного произведения. В этом случае поможет нотатор, в котором можно использовать для озвучивания набранных нот более 150 тембров;
  • прослушивание набранного материала в разных темпах. Как и в предыдущем случае, такой вид работы способствует формированию нового взгляда на исполняемое произведение, а в комбинации со сменой тембров можно найти совершенно новый слуховой опыт, способствующий более глубокому осмыслению и пониманию музыкального произведения;
  • создание аранжировки (партитуры). Проявив творчество, с помощью нотного редактора из набранного нотного текста довольно просто создавать разного рода аранжировки (переложения, инструментовки и др.), – тем самым осуществляется всесторонняя проработка музыкального текста, способствующая его более детальному изучению;
  • выделение цветом. В совместном повседневном труде преподавателя и обучающегося над музыкальным произведением довольно часто создаётся новая «редакция» музыкального произведения – разрисованный нотный текст с указанием важных исполнительских комментариев. С помощью нотного редактора MuseScore можно выполнить такую работу в ярком, красочном варианте, причём вариант электронной редакции произведения легко модифицировать и, тем самым, каждый раз акцентировать внимание обучающегося на различных исполнительских моментах;
  • выделение конструкций нотного текста с помощью каких-либо графических элементов. Данный вид работы с нотатором MuseScore может позволить в ярком и красочном варианте показать логику развития музыкальных фраз, а также проанализировать форму музыкального произведения в целом.

Далее, опишу тезисы применения нотного редактора MuseScore в классе музыкально-теоретических дисциплин, таких как сольфеджио и элементарная теория музыки:

  • создание печатного или презентационного материала. Нотатор MuseScore может стать мощным подспорьем педагога-теоретика в создании любого учебно-методического материала: карточек-шаблонов для построения (интервалов, аккордов и др.), рабочих тетрадей, демонстрационного материала и т.д.;
  • слуховой тембровый анализ. Базовым инструментом для всех музыкальных специальностей является фортепиано. Соответственно, данный инструмент является основным в классе музыкально-теоретических дисциплин. Однако развитие тембрового слуха является важным навыком будущего музыканта. С помощью нотного редактора MuseScore преподаватель музыкально-теоретических дисциплин легко может создать, например, диктант в исполнении скрипки, анализ интервалов, исполняемых разными инструментами, и многое другое;
  • работа с виртуальной фортепианной клавиатурой. Наличие в нотном редакторе MuseScore виртуальной фортепианной клавиатуры позволяет, к примеру, демонстрировать производимые нотные построения всей аудитории посредством проекционного оборудования. Кроме того, данная клавиатура отображает набранный нотный материал при воспроизведении, что также способствует её освоению (что особенно актуально, например, для учащихся музыкальных школ не фортепианных отделений);
  • пение многоголосных номеров. Нотный редактор MuseScore имеет функционал, позволяющий гибко управлять некоторыми параметрами воспроизведения (темп, громкость, звуковые эффекты), а также базовые возможности микшерского пульта, благодаря чему появляется возможность использования программы MuseScore в качестве помощника при пении многоголосных номе-ров;
  • создание обучающих материалов. Нотатор MuseScore открывает широкие возможности для создания обучающих методических материалов, от графических материалов до видеоуроков и презентаций, которые преподаватель может использовать не только на уроке, но и для организации самостоятельной и/или дистанционной работы обучающихся;

Приложениями к учебному пособию являются:

1. Предметный указатель по MuseScore (поможет учащемуся оперативно находить требуемый раздел).

2. Навигатор (сориентирует по материалу нотатора MuseScore).

3. Глоссарий (раскроет основные термины: алфавитный набор нот, браузер, буфер обмена, вкладка, голос, живое воспроизведение, иконка, интерфейс, лента меню, пиктограмма, расширение файла, фейдер и пр.).

4. Клавиатурные комбинации программы MuseScore помогут быстро находить способы для осуществления той или иной операции.

5. Последним разделом пособия является список рекомендуемых источников и литературы. Он включает современные, актуальные работы, а также источники, в том числе и интернет-ссылки, которые окажут большую поддержку в освоении материала, приобретении основ работы с нотными редакторами, их применении в музыкально-педагогической деятельности.

Таким образом, внедрение в образовательные учреждения современного учебного пособия, в котором, наряду с технологическими рекомендациями по освоению MuseScore, особое внимание будет уделено вопросам применения нотаторов в различных видах музыкально-педагогической деятельности. Надеюсь, что пособие станет актуальным учебно-методическим обеспечением в работе преподавателей ДМШ и ДШИ.

Закрепление теоретических знаний и практических навыков работы с нотатором MuseScore происходит на этапе работы обучающегося (преподавателя) с какими- либо конкретными музыкальными произведениями. Я представляю сборник произведения Г. Свиридова "Время, вперëд! ", который набрала в нотном редакторе museScore.

   Исполнение произведения Г. Свиридова "Время, вперëд! " программой museScore (смотрите видеозапись) не может передать живое исполнение на инструментах. Также, в одном такте приходится дублировать бекары, т. к. непродублированные знаки альтерации программа может исполнить чистым звуком (без бекара).

https://drive.google.com/file/d/1LlNZ8U06ly28rokRLrNyAC5K5NtgbCtw/view?usp=drivesdk

(Ссылка на нотный текст произведения Г. Свиридова "Время, вперëд! ", сохраненный в гугл документе).

  Список литературы

1. Андерсен, А. В. Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие / А. В. Андерсен, Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова.  Санкт-Петербург, Лань: Планета музыки, 2013. – 224 с.

2. Красильников, И. М. Работа в программах – нотных редакторах / И. М. Красильников // Музыка и электроника. – 2005. – № 3. – С. 6–7.

3. Лебедев, С. Н. Русская книга о Finale / С. Н. Лебедев, П. Ю. Труби-нов. – Санкт-Петербург: Композитор, 2003. – 208 с.

4. Литвинова, Т. А. Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио Т. А. Литвинова // Журнал общества теории музыки. – 2015. – № 2 (10). – С. 8–13.

5. Новоселов, В. А. Перспектива внедрения электронных инструментов в учебный процесс педагогических вузов / В. А. Новоселов // Музыкальное искусство и образование: вестник кафедры ЮНЕСКО. – 2018. – № 1 (21). – С. 143–156.

6. Новоселов, В. А. Применение нотатора Sibelius в дисциплинах дири-жерско-хорового цикла студентами педвуза / В. А. Новоселов // Преподаватель XXI век. – 2018. – № 3. – Ч. 1. – С. 175–186.

7. Останькович, Д. Нотный редактор Sibelius 6 / Д. Останькович // Музыка и электроника. – 2014. – № 3. – С. 6–8.

8. Официальный сайт программы MuseScore [Электронный ресурс]. – URL: https://musescore.org/en/handbook-2 (дата обращения: 29.01.2019).

9. Справочник MuseScore [Электронный ресурс]. – URL: http://muses-core.org/ (дата обращения: 29.01.2019).

10. Фурманов, В. И. Компьютерный набор нот (Sibelius 7): практическое пособие для начинающих / В. И. Фурманов. – Москва: Современная музыка, 2015. – 161 с.

11. Харуто, А. В. Музыкальная информатика: теоретические основы: учебное пособие / А. В. Харуто. – Москва: ЛКИ, 2017. – 400 с.

12. Чернышов, А. В. Мультимедийные формы музыкального образования: методические рекомендации для ДМШ и ДШИ / А. В. Чернышов. – Москва: Медиамузыка, 2016. – 40 с.