Народная песня в творчестве русских композиторов

Смирнова Анастасия Игоревна

Целевая аудитория: музыкальная гостиная предназначена для учащихся младших классов, родителей и преподавателей «Детской школы искусств им. Г. Струве»

Место проведения мероприятия: концертный зал «Детской школы искусств им. Г. Струве»

Цели и задачи: приобщить учащихся и родителей к народному песенному творчеству, привить любовь к народной песне, познакомить с выдающимися композиторами и произведениями, в которых использованы народные мелодии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_muzykalnoy_gostinoy.docx16.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

музыкальная гостиная

 «Народная песня в творчестве русских композиторов»

Преподаватель теоретических дисциплин

Смирнова Анастасия Игоревна

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств им. Г. Струве»

Курская область, г. Железногрск

2022 год

Пояснительная записка

Целевая аудитория: музыкальная гостиная предназначена для учащихся младших классов, родителей и преподавателей «Детской школы искусств им. Г. Струве»

Место проведения мероприятия: концертный зал «Детской школы искусств им. Г. Струве»

Цели и задачи: приобщить учащихся и родителей к народному песенному творчеству, привить любовь к народной песне, познакомить с выдающимися композиторами и произведениями, в которых использованы народные мелодии.

Добрый день, ребята, дорогие родители и наши уважаемые преподаватели! (слайд 1)

Мы с вами живем в самой большой, богатой и прекрасной стране. Наша история богата разнообразными событиями. Россия прошла длительный путь развития. Каждый уважающий себя гражданин должен знать свои корни, культурное наследие своей страны. Именно поэтому 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. И сегодня на нашей музыкальной гостиной, я хотела бы с вами поговорить о народной песне, и о ее роли в творчестве русских композиторов.

Значение народной песни для классической музыки сложно переоценить. Многие композиторы понимали её роль и организовывали целые фольклорные экспедиции, чтобы собрать и записать народные песни разных регионов нашей страны. Так появились замечательные сборники М.А.Балакирева (40 русских народных песен), Н.А.Римского-Корсакова (100 русскиз народных песен), А.К.Лядова (8 русских народных песен для оркестра), П.И.Чайковского (50 русских народных песен). Кроме того, композиторы делали обработки народных песен и сочиняли музыку, близкую народной. Сегодня мы услышим несколько таких примеров в исполнении учащихся и преподавателей «Детской школы искусств имени Георгия Струве». Но сначала, давайте узнаем, какие бывают народные песни.

Русские народные песни очень разнообразны по жанрам, мелодии и смыслу. Давайте посмотрим на экран и узнаем, какие существуют жанры народных песен (слайд 2). С учащимися 3 класса на уроках слушания музыки мы подробно разговариваем про каждый из этих жанров. Сейчас мне бы хотелось с вами послушать произведение М.И.Глинки «Камаринская». В этом произведении для оркестра Михаил Иванович использовал темы двух народных мелодий: свадебной «Из-за гор, гор высоких» и плясовой «Камаринской» (слайд 3).  П.И.Чайковский так сказал про это произведение: «В «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде заключена вся русская симфоническая музыка». Сам Петр Ильич тоже использовал эту мелодию в одной из пьес «Детского альбома». Для вас ее исполнит Митина Милана.

1) Митина Милана «Камаринская» П.И.Чайковский. Класс преподавателя Л.В.Антоновой (слайд 4)

Еще одним ярким примером служит сцена проводов Масленицы из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова (видео). Темы народных песен так же можно услышать в другой опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», финале первого фортепианного концерта и четвертой симфонии П.И.Чайковского. Попробуем угадать эти мелодии? (слайд 5)

Самыми певучими и мелодичными являются лирические протяжные песни. Обычно они повествуют о горькой женской доле, имеют плавную, напевную мелодию, медленный темп и минорный лад.

2) Судьина Полина «Над полями, да над чистыми» обр. В.Шохин. преподаватель М.Г.Савельева, конц. С.С.Кулешова (слайд 6)

3) Ансамбль «Дружба» «Ты, река ли моя, реченька» обр. А.К.Лядов. преподаватель В.Г.Зенченкова (слайд 7)

Совершенно другие по характеру шуточные, плясовые и хороводные песни. «Камаринскую» вы уже слышали. Какая она по характеру? (ответы детей). Давайте послушаем еще несколько примеров таких песен.

4) Калашникова Полина «За селом» обр. А.К.Лядов. Преподаватель М.Г.Савельева, конц. Е.Н.Никишаева (слайд 8)

5) Ансамбль преподавателей «Элегия» «Про Фому, про Ерёму» обр. Руководитель В.Г.Зенченкова (слайд 9)

На Руси многие праздники заканчивались общим веселым хороводом. Я предлагаю нашу музыкальную гостиную тоже завершить общим хороводом под песню «Во поле береза стояла». (слайд 10)

Сегодня мы познакомились с некоторыми жанрами народной песни, послушали лучшие образцы классической музыки, в которых звучали народные мелодии. Надеюсь, что вы сохраните любовь к нашему наследию, и будете передавать его следующим поколениям. До свидания, до новых встреч.