Открытый урок «Применение разных форм работы над двух- и трехголосием на уроках сольфеджио» (6 класс)

Бубнова Ольга Борисовна

Автор подробно расписывает урок сольфеджио в 6 классе Детской школы искусств.

Педагог использует презентации, видеофрагмент, столбицу ступеней. Учащиеся работают с интерактивной доской в программе «SMART Notebook». Предложен интересный музыкальный материал для пения двух- и трехголосия. Класс делится на 2-3 группы с помощью разноцветных ручек, учащиеся поют дуэтом и трио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_01.12.2022.docx34.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План  урока по сольфеджио с учащимися 6 класса ДШИ г. Урай

преподавателя Бубновой О.Б.

Тема: «Применение разных форм работы над двух- и трехголосием

 на уроках сольфеджио».

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двух- и трехголосного пения в ансамбле.

Задачи: 

Образовательные: 

- повторение и закрепление теоретических знаний;

- выработать у обучающихся умение петь и слышать свою партию в многоголосии;

- формирование навыка чистого  интонирования.  

Развивающие: 

- развитие навыка ансамблевого пения; 

- развития гармонического слуха;

- развитие  чувства метроритма.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к изучению музыкально-теоретических дисциплин;

- формирование коммуникативных навыков.

Формы организационной деятельности обучающихся: 

индивидуальная и групповая.

Педагогические технологии, реализуемые на уроке:  проблемное обучение;

информационно-коммуникативная  технология

Методы обучения: наглядный, практический, метод образного видения

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, фортепиано

Музыкальный материал: «Словенская песня», «Польская народная песня», «А.П. Агажанов Курс сольфеджио № 425».

Ожидаемые результаты:

1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,

2. Развитие умения учащихся петь в ансамбле

Основная часть

Ход урока                                                                                                         40 мин.

  1. Разминка:                                                                  
  1. Теоретическая разминка Презентация «Тесты» (Приложение 1)

 - 10 вопросов по теории  музыки.                                                        3 мин

  Учащиеся  отвечают по очереди, правильный ответ подтверждается сигналом.  

  1. Слайд 1: Какой буквой обозначается нота миЬ
  2. Слайд 2:  Сколько знаков в тональности D-dur
  3. Слайд 3: Знак повышения на тон
  4. Слайд 4: Мажор с тремя диезами
  5. Слайд 5: Какой буквой обозначается нота фа#
  6. Слайд 6: Вид движения в двухголосии
  7. Слайд 7: Какой буквой обозначается нота до
  8. Слайд 8: Мажор с тремя бемолями
  9. Слайд 9: Как называется первое обращение D7
  10. Слайд 10: Косвенное движение в двухголосии                           
  1. Интонационная разминка – работа со столбицей                          5 мин

При работе со столбицей используются разноцветные ручки - группы меняются голосами. Таким образом, каждый ученик пропевает верхний, средний и нижний голос в многоголосии

  1. Пение гаммы  Си-мажор (вверх и вниз натуральный и гармонический вид, ступени вразброс)        
  2. Двухголосие – пение интервалов в гармоническом варианте (включая тритоны и характерные интервалы)
  3. Трехголосие – пение аккордов в гармоническом варианте (главные трезвучия лада с обращениями, ум53)
  1.  Закрепление навыка слухового анализа интервалов - Презентация  «Тренажер Интервалы» (Приложение 2)                                                   5 мин.                                                                                                  

- Слайд 1: Работа с тренажером «От секунды до октавы» - учащиеся слушают интервалы от звука  и устно определяют по очереди

- Слайд 2: Работа с тренажером «Контрольные задания» - учащиеся слушают интервалы от звука и записывают обозначения  (12 интервалов)                

 - Слайд 3: Работа с тренажером «Ответы» - учащиеся проверяют ответы

(м7  б2  б3  ч8  ч5  м2  б6  б7  ч4  м6  тр  м3)            

  1. Проверка домашнего задания  - пение интервальной и аккордовой последовательностей  (Металлиди Ж., Перцовская А. «Учиться музыке легко» Сольфеджио для 6 класса ДМШ) стр. 54 № 4                                                10 мин
  1. Пение интервальной последовательности в Си-мажоре.

     Слайд 3          ч5   б6    ум5    м3   б2   ув4   м6        

                               I      I      II      III    IV    IV    III

-  спеть цепочку интервалов двухголосно группой

- спеть цепочку интервалов двухголосно в дуэте

  2. Пение аккордовой последовательности:

                         T53   S64   s64 (г)   D65   T53    умVII7    T53

-  спеть цепочку аккордов трехголосно группой

- спеть цепочку аккордов трехголосно в трио

  1. Закрепление приобретенных умений и навыков                             8 мин.
  1. Запись двухголосных диктантов (Г. Калинина «Занимательные диктанты» 4-7 классы) № 123 и 145

а) Вопросы перед прослушиванием:  определить тональность, характер музыкального примера, форму,  виды двухголосия

б) записать сначала параллельное движения секстами и терциями

в) выделить в Словенской песне (№123) тритон, в Польской народной песне (№ 145) золотой ход валторн

г) правильно интонировать верхний голос в № 123 и нижний голос в № 145

2. Разучивание двухголосного музыкального примера – А Агажанов          5 мин. «Сольфеджио» № 425 (видеофрагмент С.Б. Михайловой)

а) пение одноголосно всей группой

б) пение контрапункта

в) пение под минус

г) пение двухголосно без сопровождения

  1. Домашнее задание
  1. Строить, петь и играть характерные интервалы с разрешением в гармоническом мажоре и миноре  (учебник с.59)
  2. Петь одноголосные примеры  по учебнику с.62
  3. Записать второй голос параллельного движения к песне Ж.Металлиди «Светит месяц над рекою» (с.62)

Список литературы 

  1. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.
  2. Калинина Г. Ф. Рабочая тетрадь по сольфеджио 6 класс. М., 2014.
  3. Калинина Г.Ф. «Занимательные диктанты» Старшие классы М., 2019.
  4. Металлиди Ж., Перцовская А. «Учиться музыке легко» Сольфеджио для 6 класса ДМШ. Спб.,2016.
  5. Петренко А. Цифровки и цепочки. Пособие по сольфеджио. Для учащихся

и педагогов ДМШ, ДШИ, лицеев, музыкальных училищ, колледжей. Спб., 2009.

Использованные видеоматериалы:

  1. Интерактивное сольфеджио «Тренажер Интервалы»
  2. С.Б. Михайлова  «А.П. Агажанов Курс сольфеджио № 425» 


План  урока по сольфеджио с учащимися 6 класса ДШИ г. Урай

преподавателя Бубновой О.Б.

Тема: «Применение разных форм работы над двух- и трехголосием

 на уроках сольфеджио».

Основная часть

Ход урока                                                                                                         40 мин.

  1. Разминка:                                                                  
  1. Теоретическая разминка Презентация «Тесты» (Приложение 1)   3 мин                                                  
  2. Интонационная разминка – работа со столбицей                          5 мин
  1. Пение гаммы  Си-мажор (натуральный и гармонический вид,  вразброс)        
  2. Двухголосие – пение интервалов в гармонически (тритоны и характерные)
  3. Трехголосие – пение аккордов в гармонически (T S D с обращениями, ум53)
  1.  Закрепление навыка слухового анализа интервалов - Презентация  «Тренажер Интервалы» (Приложение 2)                                                   5 мин.                                                                                                  

- Слайд 1: Работа с тренажером «От секунды до октавы» -устно по очереди

- Слайд 2: Работа с тренажером «Контрольные задания» - записывают (12 )                

 - Слайд 3: Работа с тренажером «Ответы» - учащиеся проверяют ответы

                         (м7  б2  б3  ч8  ч5  м2  б6  б7  ч4  м6  тр  м3)            

  1. Проверка домашнего задания  -  стр. 54 № 4                                   10 мин
  1. Пение интервальной последовательности в Си-мажоре.

     Слайд 1          ч5   б6    ум5    м3   б2   ув4   м6        

                               I      I      II      III    IV    IV    III

-  спеть цепочку интервалов двухголосно группой

- спеть цепочку интервалов двухголосно в дуэте

  2. Пение аккордовой последовательности:

                         T53   S64   s64 (г)   D65   T53    умVII7    T53

-  спеть цепочку аккордов трехголосно группой

- спеть цепочку аккордов трехголосно в трио

  1. Закрепление приобретенных умений и навыков                                        8 мин.
  1. Запись двухголосных диктантов  № 123 и 145

а) Вопросы перед прослушиванием:  определить тональность, характер музыкального примера, форму,  виды двухголосия

б) записать сначала параллельное движения секстами и терциями

в) выделить в Словенской песне (№123) тритон, в Польской народной песне (№ 145) золотой ход валторн

г) правильно интонировать верхний голос в № 123 и нижний голос в № 145

2. Разучивание двухголосно  А Агажанов                                                                   5 мин.

а) пение одноголосно всей группой

б) пение контрапункта

в) пение под минус

г) пение двухголосно без сопровождения

  1. Домашнее задание
  1. Строить, петь и играть характерные интервалы с разрешением в гармоническом мажоре и миноре  (учебник с.59)
  2. Петь одноголосные примеры  по учебнику с.62
  3. Записать второй голос параллельного движения к песне Ж.Металлиди «Светит месяц над рекою» (с.62)