Открытый урок «Применение разных форм работы над двух- и трехголосием на уроках сольфеджио» (6 класс)
Автор подробно расписывает урок сольфеджио в 6 классе Детской школы искусств.
Педагог использует презентации, видеофрагмент, столбицу ступеней. Учащиеся работают с интерактивной доской в программе «SMART Notebook». Предложен интересный музыкальный материал для пения двух- и трехголосия. Класс делится на 2-3 группы с помощью разноцветных ручек, учащиеся поют дуэтом и трио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План урока по сольфеджио с учащимися 6 класса ДШИ г. Урай
преподавателя Бубновой О.Б.
Тема: «Применение разных форм работы над двух- и трехголосием
на уроках сольфеджио».
Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двух- и трехголосного пения в ансамбле.
Задачи:
Образовательные:
- повторение и закрепление теоретических знаний;
- выработать у обучающихся умение петь и слышать свою партию в многоголосии;
- формирование навыка чистого интонирования.
Развивающие:
- развитие навыка ансамблевого пения;
- развития гармонического слуха;
- развитие чувства метроритма.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению музыкально-теоретических дисциплин;
- формирование коммуникативных навыков.
Формы организационной деятельности обучающихся:
индивидуальная и групповая.
Педагогические технологии, реализуемые на уроке: проблемное обучение;
информационно-коммуникативная технология
Методы обучения: наглядный, практический, метод образного видения
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, фортепиано
Музыкальный материал: «Словенская песня», «Польская народная песня», «А.П. Агажанов Курс сольфеджио № 425».
Ожидаемые результаты:
1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области теории музыки,
2. Развитие умения учащихся петь в ансамбле
Основная часть
Ход урока 40 мин.
- Разминка:
- Теоретическая разминка Презентация «Тесты» (Приложение 1)
- 10 вопросов по теории музыки. 3 мин
Учащиеся отвечают по очереди, правильный ответ подтверждается сигналом.
- Слайд 1: Какой буквой обозначается нота миЬ
- Слайд 2: Сколько знаков в тональности D-dur
- Слайд 3: Знак повышения на тон
- Слайд 4: Мажор с тремя диезами
- Слайд 5: Какой буквой обозначается нота фа#
- Слайд 6: Вид движения в двухголосии
- Слайд 7: Какой буквой обозначается нота до
- Слайд 8: Мажор с тремя бемолями
- Слайд 9: Как называется первое обращение D7
- Слайд 10: Косвенное движение в двухголосии
- Интонационная разминка – работа со столбицей 5 мин
При работе со столбицей используются разноцветные ручки - группы меняются голосами. Таким образом, каждый ученик пропевает верхний, средний и нижний голос в многоголосии
- Пение гаммы Си-мажор (вверх и вниз натуральный и гармонический вид, ступени вразброс)
- Двухголосие – пение интервалов в гармоническом варианте (включая тритоны и характерные интервалы)
- Трехголосие – пение аккордов в гармоническом варианте (главные трезвучия лада с обращениями, ум53)
- Закрепление навыка слухового анализа интервалов - Презентация «Тренажер Интервалы» (Приложение 2) 5 мин.
- Слайд 1: Работа с тренажером «От секунды до октавы» - учащиеся слушают интервалы от звука и устно определяют по очереди
- Слайд 2: Работа с тренажером «Контрольные задания» - учащиеся слушают интервалы от звука и записывают обозначения (12 интервалов)
- Слайд 3: Работа с тренажером «Ответы» - учащиеся проверяют ответы
(м7 б2 б3 ч8 ч5 м2 б6 б7 ч4 м6 тр м3)
- Проверка домашнего задания - пение интервальной и аккордовой последовательностей (Металлиди Ж., Перцовская А. «Учиться музыке легко» Сольфеджио для 6 класса ДМШ) стр. 54 № 4 10 мин
- Пение интервальной последовательности в Си-мажоре.
Слайд 3 ч5 б6 ум5 м3 б2 ув4 м6
I I II III IV IV III
- спеть цепочку интервалов двухголосно группой
- спеть цепочку интервалов двухголосно в дуэте
2. Пение аккордовой последовательности:
T53 S64 s64 (г) D65 T53 умVII7 T53
- спеть цепочку аккордов трехголосно группой
- спеть цепочку аккордов трехголосно в трио
- Закрепление приобретенных умений и навыков 8 мин.
- Запись двухголосных диктантов (Г. Калинина «Занимательные диктанты» 4-7 классы) № 123 и 145
а) Вопросы перед прослушиванием: определить тональность, характер музыкального примера, форму, виды двухголосия
б) записать сначала параллельное движения секстами и терциями
в) выделить в Словенской песне (№123) тритон, в Польской народной песне (№ 145) золотой ход валторн
г) правильно интонировать верхний голос в № 123 и нижний голос в № 145
2. Разучивание двухголосного музыкального примера – А Агажанов 5 мин. «Сольфеджио» № 425 (видеофрагмент С.Б. Михайловой)
а) пение одноголосно всей группой
б) пение контрапункта
в) пение под минус
г) пение двухголосно без сопровождения
- Домашнее задание
- Строить, петь и играть характерные интервалы с разрешением в гармоническом мажоре и миноре (учебник с.59)
- Петь одноголосные примеры по учебнику с.62
- Записать второй голос параллельного движения к песне Ж.Металлиди «Светит месяц над рекою» (с.62)
Список литературы
- Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.
- Калинина Г. Ф. Рабочая тетрадь по сольфеджио 6 класс. М., 2014.
- Калинина Г.Ф. «Занимательные диктанты» Старшие классы М., 2019.
- Металлиди Ж., Перцовская А. «Учиться музыке легко» Сольфеджио для 6 класса ДМШ. Спб.,2016.
- Петренко А. Цифровки и цепочки. Пособие по сольфеджио. Для учащихся
и педагогов ДМШ, ДШИ, лицеев, музыкальных училищ, колледжей. Спб., 2009.
Использованные видеоматериалы:
- Интерактивное сольфеджио «Тренажер Интервалы»
- С.Б. Михайлова «А.П. Агажанов Курс сольфеджио № 425»
План урока по сольфеджио с учащимися 6 класса ДШИ г. Урай
преподавателя Бубновой О.Б.
Тема: «Применение разных форм работы над двух- и трехголосием
на уроках сольфеджио».
Основная часть
Ход урока 40 мин.
- Разминка:
- Теоретическая разминка Презентация «Тесты» (Приложение 1) 3 мин
- Интонационная разминка – работа со столбицей 5 мин
- Пение гаммы Си-мажор (натуральный и гармонический вид, вразброс)
- Двухголосие – пение интервалов в гармонически (тритоны и характерные)
- Трехголосие – пение аккордов в гармонически (T S D с обращениями, ум53)
- Закрепление навыка слухового анализа интервалов - Презентация «Тренажер Интервалы» (Приложение 2) 5 мин.
- Слайд 1: Работа с тренажером «От секунды до октавы» -устно по очереди
- Слайд 2: Работа с тренажером «Контрольные задания» - записывают (12 )
- Слайд 3: Работа с тренажером «Ответы» - учащиеся проверяют ответы
(м7 б2 б3 ч8 ч5 м2 б6 б7 ч4 м6 тр м3)
- Проверка домашнего задания - стр. 54 № 4 10 мин
- Пение интервальной последовательности в Си-мажоре.
Слайд 1 ч5 б6 ум5 м3 б2 ув4 м6
I I II III IV IV III
- спеть цепочку интервалов двухголосно группой
- спеть цепочку интервалов двухголосно в дуэте
2. Пение аккордовой последовательности:
T53 S64 s64 (г) D65 T53 умVII7 T53
- спеть цепочку аккордов трехголосно группой
- спеть цепочку аккордов трехголосно в трио
- Закрепление приобретенных умений и навыков 8 мин.
- Запись двухголосных диктантов № 123 и 145
а) Вопросы перед прослушиванием: определить тональность, характер музыкального примера, форму, виды двухголосия
б) записать сначала параллельное движения секстами и терциями
в) выделить в Словенской песне (№123) тритон, в Польской народной песне (№ 145) золотой ход валторн
г) правильно интонировать верхний голос в № 123 и нижний голос в № 145
2. Разучивание двухголосно А Агажанов 5 мин.
а) пение одноголосно всей группой
б) пение контрапункта
в) пение под минус
г) пение двухголосно без сопровождения
- Домашнее задание
- Строить, петь и играть характерные интервалы с разрешением в гармоническом мажоре и миноре (учебник с.59)
- Петь одноголосные примеры по учебнику с.62
- Записать второй голос параллельного движения к песне Ж.Металлиди «Светит месяц над рекою» (с.62)