2023 г. Методическая разработка открытого урока по хору. Тема: «Работа над звукообразованием в младшем хоре ДШИ»

Савельева Марина Геннадьевна

Достижение красивого звука лежит в основе выразительного исполнения произведений.Одним из важных элементов процесса звукообразования является единая тембровая выстроенность регистров голосов хора. Работая над навыком правильного звукообразования, детский голос развивается эстетически, а исполнение музыкальных произведений становися особеным, эффективным, однородным. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Г. Струве»

Методическая разработка открытого урока по хору.

Тема: «Работа над звукообразованием

в младшем хоре ДШИ»

Подготовила:

преподаватель вокально - хоровых дисциплин

«ДШИ им. Г. Струве»

Савельева Марина Геннадьевна

Пояснительная записка.

Достижение красивого звука лежит в основе выразительного исполнения произведений. Певческий процесс в современной вокально-хоровой педагогике  рассматривается с точки зрения звукообразования (голосообразования) и звукоизвлечения (овладение вокально – техническими навыками). Одним из важных элементов процесса звукообразования является единая тембровая выстроенность регистров голосов хора.

В младшем хоре дети устойчиво овладевают следующими вокально-хоровыми навыками: певческим дыханием, активной артикуляцией, кантиленой, обучаются соблюдать интонационный, унисонный, дикционный ансамбль, не нарушая общего звукового фона, приобщаются к исполнению динамических оттенков как к средству выразительности. Однако, работая над навыком правильного звукообразования, детский голос развивается еще и эстетически, а  исполнение музыкальных произведений становится особенным, эффектным, однородным. Под развитием детского голоса подразумевается качественные, количественные изменения голосового аппарата: объем и полнота звука, диапазон, подвижность гортанных мышц . Среди современных образовательных технологий, внедряемых педагогом в образовательный процесс, существует технология сотрудничества, продуктивное использование которого позволяет в тесной связи педагога и учеников достигнуть результативности гораздо быстрее, сохраняя здоровье голосового аппарата и детскую непосредственность. На фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка при таком подходе коллектив становится единым певческим организмом, где все вместе, все объединяются. Использование комплекса различных методов и приемов ориентировано на  стимулирование, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и осознанности, самостоятельности. Так же необходимым условием на пути   к  формированию правильного звукообразования  является подбор репертуара: от того, что будут петь дети, зависит то, как они будут петь и основу составляют классические произведения русских и зарубежных композиторов — классиков.

Цель: Научить каждого певца управлять собственным голосом в условиях ансамблевого звучания для достижения правильного звукообразования как основы  выразительного исполнения произведений.

Задачи: 1. Научить работать над исполнительской техникой: извлекать и формировать звук, опираясь на собственные слуховые и физические ощущения, пользоваться мягкой атакой;

2.Развивать внутренний, мелодический, гармонический и общемузыкальный слух, укреплять произвольное дыхание (вокальное) и опору дыхания;

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и ее изменения: динамический ансамбль (diminuendo и crescendo), фразировку, на содержание текста, самостоятельную импровизацию, свободу телесных движений.

Дидактические методы обучения, классифицируемые в педагогике по источнику получения информации и характеру деятельности: 

  1. наглядно-слуховые (демонстрация - иллюстрация педагогом правильного и неправильного пения,  слуховой анализ);
  2. словесные (беседа, сравнения, объяснения и др.);
  3.  проблемно – поисковый;
  4. практические: ритмические, мелодические, гармонические упражнения, вокально-музыкальная импровизация и др.

Методические приёмы:

  1. Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  2. Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  3. Вариативность заданий по музыкальному материалу;
  4. Образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников.

Педагогические принципы, которыми необходимо руководствоваться хормейстеру в обучении участников хора: систематичность и последовательность; сознательность и творческая активность; наглядность обучения; прочность результатов обучения; положительный эмоциональный фон обучения.

Форма представления урока: групповое занятие.

Целевая аудитория: младший хор 7 - 9 лет.

Музыкальное обучение ведется по дополнительной предпрофессиональной программе «Хоровое пение».

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа с произведением:  С. В. Рахманинов «Островок»
  3. Работа с произведением: А. Сальери «Всех на праздник собираем»
  4. Работа с произведением: А. Бызов «Цветочное нашествие».

Этапы работы с каждым произведением:

  1. Подготовительный этап (хоровое сольфеджио)
  2. Первичное исполнение произведения (выявление ошибок)
  3. Работа над звукообразованием и другими вокально-хоровыми навыками
  4. Повторное цельное исполнение с учетом выработанных умений.

Ход урока:

Беседа о звуке.

- Сегодня мы будем исполнять три произведения: С. Рахманинов «Островок», А. Сальери «Всех на праздник собираем», А. Бызов «Цветочное нашествие».

Давайте вспомним характер каждого произведения и наметим соответствующее звучание хора.

С. Рахманинов «Островок». Характер — кантилена, спокойный, задумчивый. Звучание — напевное, протяжное, светлое (legato).

А. Сальери «Всех на праздник собираем». Характер — торжественный, радостный, подвижный. Звучание — открытое, светлое, подчеркнутое (marcatto).

Андрей Бызов «Цветочное нашествие». Характер — задорный, быстрый, игривый, джазовый. Звучание — легкое, полетное, искрометное.

- Можем мы спеть все три произведения одинаковым звуком? - Конечно, нет, все произведения разные и не похожие друг на друга. - Но общее для всех остается одно: цепное дыхание — именно оно помогает нам озвучить произведения так, как они были задуманы поэтом и композитором. Каким образом помогает? - На цепном дыхании нужно несколько слов соединить в целое предложение, несколько предложений — в целую часть; общего вдоха нет и звучание хора при этом остается непрерывным; тогда появляется сила хорового звучания, задуманный поэтом текст обретает нужный смысл, а музыкальная основа песен, которую придумал композитор становится красивее и выразительнее. - Ну а звучание хоровое, наши голоса? Что с происходит с ними? - Мы находимся постоянно в поиске звуковых голосовых красок, подходящих для каждой из песен: округляем звук, сливаемся в унисон, добиваемся звонкости своих голосов, напевности и мягкости пения.- Значит, нашей окончательной целью является спеть произведение выразительно, интересно и красиво!

I. С. В. Рахманинов «Островок». Творческий портрет композитора.

Сергей Васильевич - великий русский композитор-классик XIX века, пианист и дирижер. Для хоровых произведений Сергея Васильевича характерно выраженное романтическое отношение к жизни,  свойственна эмоциональная приподнятость. Он является проникновенным певцом русской природы.   Произведение - романс «Островок» написан для вокалиста, в нем слышится напевность мелодии, широта, мягкость, небольшая экспрессия, динамические нарастания, народный колорит гармонических оборотов являются основой вокальной партии. Главная роль принадлежит фортепиано. Именно в его звучании, красочном и разнообразном, воссоздаётся вся гамма чувств и переживаний, заключённых в простой на вид одноголосной мелодии романса.

1. Подготовительный этап к разучиванию этого произведения.

 Начинаем с гармонического пропевания отдельных аккордов, включенных в вокальную структуру произведения: Т53-S46-D6-T5346 и др -  педагог играет аккорд, дети вслушиваются и озвучивают ступени, входящие в данный аккорд, на слог «ля» сначала всем хором вместе каждую ступень, затем небольшими группами (три группы) - каждая группа поочередно озвучивает свою ступень в аккорде, и, наконец, каждая группа поет с задержкой своего звука  - звучит цельный аккорд в хоре.

Разъясняем ребятам, что хоровой строй и унисонный ансамбль могут быть хорошими только в том случае, если участники хора научаться сознательно слушать своих соседей в партии, хор в целом, находить единый тембр звучания.

2. Первичное исполнение произведения. Вопрос к хору: «Во время исполнения обязательно нужно: следить за тем, как вы поете, чисто ли интонируете, какое звуковедение вы исполняете, соответствует ли дыхание темпу музыки, нашли ли вы подходящее звучание к характеру произведения и получилось ли выдержать сам характер произведения. Запомните те моменты, которые, по вашему мнению не получились».

3. Для выработки нужного нам вокально-хорового навыка - звукообразования поставим перед хором следующие задачи:

1. Каждое предложение начинается с короткой паузы, длительность которой  - восьмая. Отработать отдельно от пения этот короткий вдох в соответствии с темпом и счетом ровной долевой. Для более оживленной работы с детьми можно паузу озвучить щелчком пальцев. Далее после щелчка проговорим первое слово текста также активно, четкое произношение согласных в начале и в окончании слова — залог хорошего дикционного ансамбля, а вот слова, которые начинаются с гласной нужно петь с мягкой атакой, плавно вливаясь в музыку — не должно быть небрежного вступления.

2. В произведении есть три одинаковых мотива, отличающихся между собой длительностью окончания: применить тактирование ровной доли — снятие вовремя. Есть интонационные моменты, при которых дублируется одна и та же нота - соблюдать интонационный ансамбль, единую манеру пения гласных, исполнять с движением,  crescendo для выразительности.

3. Смена гармонии в средней части — ее надо слышать в аккомпанементе, нужна аккуратность и осторожность в интонационном ансамблевом исполнении. Детям нужно прививать навык скорости принятия решения о звуковом движении — не замедлять, предслышать кульминацию предложения (фразировку), не утяжелять текстовой фон. Главное, чтобы действия хористов были объединены, каждый чувствовал себя участником поющего коллектива и «подравнивал» свой голос по силе, тембру, темпу к общему звучанию.

4. ! При повторном исполнении произведения — поставленные задачи должны соблюдаться! Внимание на дирижерский жест — он все подскажет!

Фрагмент урока: https://disk.yandex.ru/i/FV0amSGVXCsZ8w 

II. Работа с произведением: А. Сальери «Всех на праздник собираем».

Творческий портрет композитора. Антонио Сальери - итальянский композитор, педагог и дирижер, знаменитый деятель европейской музыкальной культуры рубежа XVIII-XIX вв. 18 августа исполняется 273 года со дня его рождения (в 1750 году). Сальери использовал полифоническое движение голосов, беспокоился только о прелести мелодии, об очаровании вдохновения, но уделял мало внимания выразительности своих арий, их точному совпадению с чувствами персонажей (комедия, праздник, трагизм и т.д).

1. Подготовительный этап к разучиванию этого произведения.

Данное произведение требует от исполнителей хорошего крепкого дыхания, непрерывного звучания каждой партии и хора в целом на протяжении долгого времени, которое помогает расширить динамическую красочность и прибавить палитру звуковых красок, необходимых для выразительного исполнения.

1. Учимся цепному дыханию. Пение гаммы «Ре мажор» тетрахордами, равномерно расходуя взятый вдох на 4 звука - важно использовать взятый вдох до конца, почувствовать, остался воздух или истрачен до последней капли. Усложняем задание: поем всю гамму 8 звуков на одном взятом вдохе — важно следить за собранным звуком, умерить громкость звучания. Еще усложняем — пение гаммы в восходящем и нисходящем движении на цепном дыхании — 16 звуков. Важно — соблюдать непрерывность звучания всего хора, не дышать в привычном для себя месте, сконцентрировать внимание на полноту звучания голоса (не сипеть, умеренная громкость, активность выдыхательных мышц).

2. Поем гамму «Соль мажор» все  8 звуков. Приложите пальчики к месту голосовых связок, почувствуйте, где зарождается звук и в какой части нашего голосового аппарата вибрирует звук, переходя из одной высоты в другую (гланды, подбородок, кончик носа, переносица, лоб, макушка), и как голос отзвучивает высокие ноты. Место отзвука - это резонаторы, подобные струнам фортепиано — чем выше нота, тем тоньше звук струны, а в нашем случае мягче головной звук. «Пробежимся» по тетрахордам на слог «лё»:  1-2-3-4-5 ступени вверх и вниз сначала восьмыми нотками, затем шестнадцатыми — тренируем беглость голоса; тетрахорд вниз 1-7-6-5 ступень — звуковедение легато .

3. Пение тетрахордов каноном. Развиваем полифоническое движение голосов, а вместе с ним и навык слышания своей партии. Применим ручные нотоносцы —  показ указательным пальцем движения мелодической линии поможет голосу правильно интонировать.

2. Первичное пропевание произведения —ставим перед хором тот же вопрос: «Проследить, все ли получилось у вас во время исполнения этого произведения? Запомните те моменты, которые, по вашему мнению не прозвучали»

3. Для выработки нужного нам вокально-хорового навыка - звукообразования поставим перед хором следующие задачи:

1. Пение произведения на прием «вибрация губ». Этот прием поможет добиться определенной звонкости, приведет голосовые и лицевые мышцы в активное состояние. В процессе пения голос приобретает также легкость и полетность и эту звучность нужно постараться сохранить в пении с текстом. Воспитание характерного пения сопровождается свободным цепным дыханием.

2. Дыхание — по фразам, целое предложение звучит не прерывно. Пение начинается с хорошего вдоха, во все тело, в полный рост (чтобы пяточки оторвались и захотелось взлететь). Нужно сохранить эту воздушность, надутость как можно дольше, особенно при пении интервальных скачков.

3. Технические трудности, связанные с интонированием двухголосия нужно исполнять с некоторой задержкой в интервальном звучании, прослушать чистоту интервала, одновременно аккумулировать объем и громкость звука. Внезапная задержка на определенном созвучии заставит ребят обострить свой слух, а также в очередной раз отработать навык цепного дыхания. Хороший прием - задержать дирижеру свой жест на короткий вдох (ауфтакт) — проверить активность дыхательных мышц и внимательность детей.

4. Мягкая атака. Однако, при таком звукоизвлечении требуется точность и  собранность звука, преодоление расплывчатости и вялости его возникновения. Особенно этого трудно добиться при пении пиано. Поможет подкрепление из жизненных представлений ребят — погладить по плечу своего соседа мягко так, как если бы погладил своего питомца кошечку или щенка (Вы делаете это мягко и нежно, но при этом уверенно, смело, без страха перед животным: ты же его не боишься?)

4. ! Повторное исполнение произведения — поставленные задачи должны соблюдаться! Мягкая атака звука, цепное дыхание, звуковедение легато, ощущение праздничного настроения и ансамбль в каждой партии. Внимание на дирижерский жест — идти за ним, слушаться его, быстро на него реагировать.

Фрагмент урока: https://disk.yandex.ru/i/X2AAodHSkVy6aw 

III. Андрей Бызов «Цветочное нашествие». Творческий портрет композитора.  Русский современный композитор XXI века. Родился в Свердловской области. Очень много писал мюзиклов для музыкального театра, балета, романсы. Композитор широкого жарового диапазона.

1. Подготовительный этап к разучиванию этого произведения.

Произведение джазового жанра, особенностью которого является  подвижный темп, синкопированный ритм, веселый характер. В хоровом пении понятие «ритмический ансамбль» сводится к единству, уравновешенности в ритме, темпе, чувству метроритма. Поэтому для хорового исполнения ритмический ансамбль тесно связан с дикционным ансамблем. Интересный способ выработать единый темповой, ритмический ансамбль — это использовать элементы bodi percussion как самостоятельное упражнение или под музыкальное сопровождение, например, В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

C:\Users\Lecavallier\Desktop\ритм упр ritmicheskie_uprazhnenija.jpg

2. Первичное пропевание произведения —ставим перед хором тот же вопрос: «Проследить, все ли получилось у вас во время исполнения этого произведения? Запомните те моменты, которые, по вашему мнению не прозвучали»

3. Для выработки нужного нам вокально-хорового навыка - звукообразования поставим перед хором следующие задачи:

1. Работа над ансамблевым строем, метроритмом и ритмичностью - одно из условий сохранения чистоты и точности интонирования в пении. Этому способствует пение akapella.  Необходимо учить хористов удерживать тональность, опираться на свой внутренний слух, прислушиваться к звучащим рядом голосам, понимать согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания.

2. В припеве - владение навыком цепного дыхания, управление этим видом деятельности позволяет повысить эффективность достижения унисона в партиях. Звучание джазовых произведений сопровождается слегка открытым звуком, в улыбке, близким «на зубах». Развивать внутренний слух при работе над хоровым строем и ансамблем, осмысленно пропевать литературный текст хорошо артикулируя, соблюдать смену темпа, музыкальную выразительность.

4. ! При повторном исполнении произведения — поставленные задачи должны соблюдаться! Следует отметить определенную роль зрительной и моторной наглядности: сводные танцевальные движения тела и щелчки пальчиков. Фрагмент урока: https://disk.yandex.ru/i/m-Jv8UAYuCrD2Q 

Заключение.

Ни один вокально — хоровой навык не может существовать в пении как самостоятельный элемент. Звукообразование гласных и согласных звуков возможно отрабатывать отдельно от других элементов только в период распевания, доведя до автоматизма этот навык. При исполнении хоровых произведений у детей младшего хора происходит стойкое формирование унисонного и кантиленного пения, прочное запоминание правил хорового пения, глубокое и точное понимание  поэтического содержания. Свободное раскрепощенное поведение на сводных репетициях, погружение в музыку делает певцов гармоничными  и на сцене в момент публичного выступления. Ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает  впечатление детей о целостности исполняемого произведения.

Работая над звукообразованием, стремясь к достижению ансамблевого пения, у детей младшего хора, наблюдаются:

  1. Развитие музыкально – слуховых представлений, слухового самоконтроля, самостоятельности.
  2. Пробуждение их внутренней активности, появление ярких образов;
  3. Приобретение умения анализировать результаты коллективной работы.
  4. Значительное оживление и увлеченность хористов, повышение их интереса к музыкальным занятиям.

Итак, осознание детьми важности выработки вокально-хоровых навыков, осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво; осознание каждым из них всей силы и красоты хорового звучания оказывает на юных певцов колоссальное воздействие, делает учебный процесс оптимальным.

Используемая литература.

  1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. - 272 с.
  2. В. Попов «Школа хорового пения».
  3. А. Н. Стрельникова  «Упражнения для развития певческого дыхания».
  4. Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио»:  Ступенька музыкальной грамотности.-СПб: Лань, 1997.-с. 4
  5. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. - 363 с.
  6. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. - М., 1982. - 289 с.
  7. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».