«Дикция и артикуляция в вокальном исполнительстве»

Демина Лариса Ивановна

Певец должен знать свой язык. Неправильная речь, пересыпанная коверканием гласных и согласных, совершенно не допустима на сцене, где вульгарность декламации, равно как и пафос бессмысленной декламации «театральщины» попросту смешит или оскорбляет слушателей.

          Пренебрежение законами естественной художественной речи, утеря ощущения красоты букв, слогов, фраз неизбежно ведут к убийственным дикционным дефектам, вызывающим у слушателя самое настоящее раздражение. Умение просто и красиво говорить - целая наука.

          О мастерстве сценической речи замечательное теоретическое наследие оставил К.С. Станиславский («Работа актёра над собой»), а также С.М. Волконский («Выразительное слово»).

          У каждого из звуков, составляющих слово, своя душа, своя природа, своё содержание. Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует души слова, не ощутит души фразы и мысли.

(К.С. Станиславский)

          Но для того, чтобы наполнить произношение каждой буквы глубоким содержанием, надо изучить звуковые формы, надо научиться верно ощущать и произносить гласные и согласные. На этом, по существу, основано искусство дикции певца.

          Дикция (греч.) - произношение. Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя назвать художественным. Чёткое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.

          Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

          Сложны и трудны дороги к истинному хоровому мастерству. Один из путей к овладению искусством хорового исполнительства лежит через познание подлинной культуры хорового звучания, под которой подразумевается естественное, некрикливое выразительное пение.

          Бережное отношение к слову-другая важнейшая сторона хормейстерской деятельности. Текст и музыка являются равноправными компонентами любого хорового произведения.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования «Детская школа искусств №1» Министерства образования  г. Братска

Методическая разработка по теме: «Дикция и артикуляция в вокальном исполнительстве».

     Автор разработки:    Демина Лариса Ивановна                        - преподаватель ДШИ №1 по классу «Сольное пение. Эстрадный вокал».

                                                               Братск

             2022г.

                                                 

Содержание

Введение

  1. Основы требования орфоэпии
  2. Вокально-хоровая дикция как комплекс
  3. Работа над гласными
  4. Работа над согласными
  5. Логика в работе над дикцией
  6. Упражнения

      Заключение

      Список используемой литературы

Введение

        Певец должен знать свой язык. Неправильная речь, пересыпанная коверканием гласных и согласных, совершенно не допустима на сцене, где вульгарность декламации, равно как и пафос бессмысленной декламации «театральщины» попросту смешит или оскорбляет слушателей.

        Пренебрежение законами естественной художественной речи, утеря ощущения красоты букв, слогов, фраз неизбежно ведут к убийственным дикционным дефектам, вызывающим у слушателя самое настоящее раздражение. Умение просто и красиво говорить - целая наука.

        О мастерстве сценической речи замечательное теоретическое наследие оставил К.С. Станиславский («Работа актёра над собой»), а также С.М. Волконский («Выразительное слово»).

        У каждого из звуков, составляющих слово, своя душа, своя природа, своё содержание. Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует души слова, не ощутит души фразы и мысли.

(К.С. Станиславский)

        Но для того, чтобы наполнить произношение каждой буквы глубоким содержанием, надо изучить звуковые формы, надо научиться верно ощущать и произносить гласные и согласные. На этом, по существу, основано искусство дикции певца.

        Дикция (греч.) - произношение. Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя назвать художественным. Чёткое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.

        Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.

        Сложны и трудны дороги к истинному хоровому мастерству. Один из путей к овладению искусством хорового исполнительства лежит через познание подлинной культуры хорового звучания, под которой подразумевается естественное, некрикливое выразительное пение.

        Бережное отношение к слову-другая важнейшая сторона хормейстерской деятельности. Текст и музыка являются равноправными компонентами любого хорового произведения.

  1. "Особенности работы над дикцией в хоровом коллективе"

         Дикция в хоровом искусстве, ставящем одной из своих основных задач раскрытия содержания исполняемого произведения, является важнейшим его элементом. В отличие от инструментальной музыки хоровые произведения обогащены словом. Хоровое произведение помогает слушателю понять замысел композитора и художественные образы.      В вокальной музыке, являющейся синтезом музыки и слова, происходит взаимное обогащение: если слово конкретизирует мысли, то музыка, эмоционально окрашивает слова, может усиливать, расширять и углублять мысли, заключённые в них.

        «Музыка… - язык души, непосредственное выражение самых глубоких тайников чувства, которые недоступны для всех прочих способов выражения…» - писал критик А.Н. Серов. П.И.Чайковский отмечал: «там, где слова бессильны, - является во всеоружии своём более красноречивый язык, то есть музыка».

        Но этот синтез музыки и слова создаёт и дополнительные трудности для хоровых исполнителей, так как от них требуется работа над двумя текстами – музыкальным  и литературным. И необходимо, чтобы оба текста дошли до слушателя. Он только тогда поймёт конкретные мысли, образы, идею исполняемого произведения, когда наряду с мелодией и гармонией услышит и поймёт слова литературного текста. Причём исполнители (хор) должны донести до слушателя не просто слова, но и заключённые в них мысли, то есть передать осмысленно, логически правильно.

         Средством донесения слов литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. Дикция хоровых певцов – певческая, вокальная. Она имеет некоторые особенности из-за коллективности исполнения, почему мы и называем её вокально-хоровой. Кроме того, компонентами, как речи, так и вокально-хоровой дикции, являются орфоэпия и логика. Без них самая хорошая дикция не сделает речь или пение понятными слушателям.

Основы требования к орфоэпии

Певческая орфоэпия отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация. Здесь огромную роль играет действие языка.

Правила певческой орфоэпии:

1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.

К примеру, пишется:Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

пропевается:Ты ря-би-ну-шкара-ску-дря-ва-я.

2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.

К примеру, пишется:Далекий мой друг, твой радостный свет

Вокально-хоровая дикция как комплекс

        Работая с хоровым коллективом над дикцией, хормейстеры стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это в какой-то степени правильно, потому что четкие согласные — одно из обязательных условий ясного произношения текста. (Кроме того, следует заметить, что чётко произнесенные согласные способствуют вокально правильному формированию гласных). Однако, если посмотреть на практические результаты такой работы, то приходится признать, что часто многие слова остаются непонятными.

        Почему же это происходит?

        Потому, что в таких случаях дикция понятна традиционнопримитивно, то есть только как чёткое произношение согласных, что на практике оказывается недостаточным.

        Вокально-хоровая дикция подразумевает четкое, с соблюдением орфоэпических норм произношения согласных и гласных, культуру речи и соблюдение законов и правил логики речи.

        Следует указать, что у некоторых руководителей хоров и певцов существует определенная недооценка роли литературного текста в восприятии произведения слушателями. Это серьезная ошибка. Нельзя забывать, что именно слово помогает понять конкретные мысли хорового произведения.

        Актер или чтец, работая над дикцией, обычно уже имеет

познания в области орфоэпии, культуры и логики речи, которые он получил, изучая сценическую речь.

        Работа над словом чтеца и певца имеет ещё одно, очень существенное различие.

        Литературный текст поступает в распоряжение актера в своём первозданном виде, то есть просто как написанные слова, и, работая над текстом, актер сам находит темп, тональность, мелодию речи, паузы, логику фраз и т. д. В результате получается то, что Станиславский определяет словами: «Если автор сказал, «что случилось», то актер должен сказать, «как это случилось».

        Совсем иное положение у хора. Певцы получают произведение, где литературный текст прочитан, а значит, продуман, понят и прочувствован композитором. Композитор уже нашёл и передает певцам хора определенные темп, тональность, мелодию, паузы, логику  музыкальной речи, подчёркнутые ударные слова (вершины музыкальных фраз).

        Следовательно, многое из того, что актер при работе над текстом ищет и намечает сам, певцы получают в готовом виде.

        Руководителю хора при работе над музыкальным произведением легче, за него уже многое сделано композитором, но могут встретиться и определенные трудности. Главная из них — различное понимание литературного текста.

        Перед исполнителем хоровой музыки встаёт задача правильно прочесть и передать этот текст.

        Когда участники хора знают идею, сюжет произведения, усвоили, как орфоэпически правильно произносится в данном тексте, в каждой его фразе тот ш иной звук речи, они начинают работать нал дикцией.

Работа над гласными

        Голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть являются активными звукообразующнми органами, а зубы, твердое небо и верхняя челюсть — пассивными. Все вместе они образуют речевой или артикуляционный аппарат.

        Хорошая дикция зависит от четкой работы речевого аппарата, от его натренированности и, возможна при условии, если этот аппарат здоров, нормально устроен и правильно функционирует.

        Недостатки в работе речевого аппарата бывают органическими и неорганическими. Первые из них исправляются лечебным путем; вторые же, наиболее часто встречающиеся (картавость, шепелявость и т. д.), — путем специальных упражнений.

        В русском языке шесть гласных — и, э, а, о, у, ы.

        При произнесении гласных воздух свободно проходит через полость рта. Эти звуки образуются только голосом, причем каждый из них требует определенного положения рта, губ, языка. Форма рта, присущая данному гласному звуку, должна быть точной и неизменной до конца его протяженности.

И — исполняется следующим образом, -  рот раскрыт слегка, растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик языка касается нижних зубов.

Э — исполняется следующим образом, -  губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на нижних зубах и подается вперед.

А — исполняется следующим образом, -  язык лежит плоско с продольным углублением в спинке, касаясь кончиком нижних зубов, губы образуют большой овал.

О — исполняется следующим образом, -  губы выдвинуты немного вперед и имеют округлую форму, язык несколько приподнят у корня.

У — исполняется следующим образом, -  губы значительно выдвинуты вперед, язык отодвинут назад и в задней своей части высоко приподнят к мягкому небу.

Ы — исполняется следующим образом, -  губы слегка растянуты, язык оттянут назад и кончик его приподнят, нижняя челюсть слегка выдвигается вперед.

        Усваивая правильную артикуляцию гласных, мы тем самьгм совершенствуем голос, ибо его звучание в значительной мере зависит от положения частей артикуляционного аппарата на гласных звуках.

        В русской речи очень важно правильное ударение в слове.  Оно может падать на разные слоги. Слог, на который падает ударение, называется ударным. Гласная, находящаяся в этом  слоге, также называется ударной. Следует помнить, что в слове, каким бы длинным оно ни было, может быть только один ударный слог. Неправильность произношения часто зависит от неверной постановки ударения, от лишнего количества ударений, а также от искажения безударных гласных.

И — всегда звучит одинаково независимо от ударения, н после ж, ш, ц произносится как ы (ж\ы\знь).

Э — всегда произносится глубоко (этот, экипаж).

А—под ударением произносится ясно (цапля, красота).

А — без ударения в начале слова или в конце, а также первом предударном слоге произносится ясно (арбуз, красиво).

А—во втором и в последующих предударных слогах (если только оно не начальное) и в слогах заударных (если слово не кончается гласным а) произносится с мало открытым ртом, не ясно, «лениво», ближе к звуку - ы. Это редуцированный неясн произносимый гласный звук (условно обозначим его знаком–ъ):  занавеска — \зънавёска\, плакать — \плакъть\.

А — в первом предударном слоге после - ж, ш и ц, произносится как а (шалун, царапина), иногда вместо–а, звучит нечто среднее между -э  и - ы — условно – «ыэ» или дажеы. Например,жыэлеть, к сожыэлению.

В остальных безударных слогах послеж-, иг, ц  вместоазвучит редуцированный гласный (ъ):шъровары, кушъть.

А —в первом предударном слоге после ч, щ произносите" как среднее между ии е (условноие): часы ■— чиесы.

О — произносится, како только под ударением, без ударения звучит, как а, подчиняясь всем правилам произношенияа.

У и ы — всегда произносятся одинаково.

        Йотированные гласные образуются из сочетания двух звуков мягкого согласной й и следующего за ним гласного. Это:  е =й + э; я=й+а; ё = й + о; ю=й+у.

Е — находясь под ударением, произносится трояко:

1) открыто, без йотировки, как э после ж, ш, ц (шея— шэя, жертва — жэртва, цель — цэль);

2) полуоткрыто, когда после стоит твердо произносимая согласная (лекарь, крепость, лёший);

3) мягко, когда после е стоит мягко произносимая согласная (плеть, тень, веник, пёние).

Е— без ударения звучит средне междуиие, но ближе ки. Условно изображается - и1 (лесник -  л и1сник, стрела—стр и1ла).

Е — послеж, ш, ц  в предударных слогах произносится, как среднее между э иы, условно ы* (желёзо- жы*лёзо, шерстяной —

шы*рстянйй).

Я- под ударением, а так же без ударения в конце слов произносится, какя (яма – йама, сбруя - сбруйя).

Я - в безударных слогах, и начале и в  середине слов, звучит средне междуиие (условнои0): пятачок - пи0тичок, лягушка — ли0гушка.

Е и ю — всегда произносится одинаково: ёлка, полёт, юбка, малютка.

        Слова, идущие на одном дыхании, в одной фразе, как бы сливаются между собой. Буква, оканчивающая предыдущее слово, тесно смыкается с начальной буквой последующего. Это называется тесным стыком слов. При этом буквы (и соответствующие им звуки) изменяются:и переходит вы (из избы. — изызбы, кот и повар — котыповар, совсем иное — совсемыное).

        Орфоэпия в пении несколько разнится с речевой. Правило, что все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся, относится и к пению. Правило о безударных гласных в пении применяется по-иному. Здесь форма рта для каждого гласного должна быть совершенно определенной. Редуцированные, неясно произносимые (как в речи) гласные в этом случае недопустимы.

        Спеть редуцированный гласный, протянуть его голосом невозможно: в пении он звучит как быстро проходящий, как бы сказанный, речитативный. Отсюда вытекает следующее положение для орфоэпии в пении: чем дольше тянется редуцированный гласный, тем ближе должно быть его звучание к изображению па письме; чем он короче — тем он ближе по звучанию к редуцированному произношению, как в разговорной речи.

        При исполнении хором «Попутной песни» М. Глинки редуцированные гласные в эпизодах скороговорки произносятся неясно, как в речи, а в эпизодах певучих — ясно, как пишутся.

        Работу над гласными следует проводить уже при распевах хора, внимательно следя за их правильным произношением, за соответствием формы рта той, которая требуется. Единообразие в произношении гласных у певцов хора первое и важнейшее условие достижения звукового ансамбля.

        Работать над гласными при распевании можно различно: произнося их в слогах (ми, ма, до, ды, ля и т. д.) или в чистом виде (а, э, ои т. д.). При пении гласных на более длительных звуках нужно внимательно следить за тем, чтобы форма построения рта не менялась на всём протяжении звучания и один гласный не переходил в какой-нибудь другой.

        Приёмы, выработанные в работе над гласными в распевах, переносятся на пение гласных при исполнении хоровых произведений. Если в слове или при тесном стыке слон рядом стоят два гласных звука, то в пении их нельзя сливать; второй звук надо вновь атаковать, спеть на новой атаке, как бы вновь произнести. Например: наоборот — на'аборот.

        Произношение редуцированных гласных в быстрых темпах не будет слишком ясным. Чтобы мелодия, исполняемая в быстром темпе, прозвучала интонационно чисто, её необходимо учить и длительное время впевать в медленном темпе. Следует добиваться при этом, чтобы гласная прозвучала ясно и помогла установлению чистой интонации.

Работа над согласными

        Согласные звуки — это те шумы, которые производит выдыхаемый воздух, упираясь в преградивший ему полностью или отчасти выход из полости рта тот или иной орган речи (язык, зубы, губы).

        Согласные бывают звонкие (голосовые), в образовании которых участвует голос: б, д, г, в, з, ж, л, м, н, р, а такжей и жж1 и глухие (безголосовые), в образовании которых голос не участвует: п, т, к, ф, с, ц, ш, ч, щ, х. Некоторые звонкие имеют парные глухие:б—п, в -ф, г- к, д т, л -с, ж—ш, (жж) — щ. Работа органов речи при произношении каждой такой пары одинакова, но в звонких участвует голос, а в глухих нет.

Звуки м, н, л, р, й не имеют соответствующих глухих.

Звукиц, ч, х не имеют соответствующих звонких.

        В произношении звуки п, б, м, ф, в, т, д, н, с, з, л, р могут быть твердыми и мягкими;ц, ш, ж— только твердыми;ч, щ, (жж), й — только мягкими.

По месту образования шума согласные делятся на губные (б, п, в, ф, м) и язычные (д, т, з, с, к, г, х, ш, ж, ц, й, ч, н,л, р).

        По способу образования шума согласные делятся на взрывные (б, п, д, т, г, к) и щелевые (в, ф, з, с, ж, ш, х). При взрывных органы речи образуют полное смыкание, которое с силой разрывает (взрывает) выдыхаемый воздух; при щелевых органы речи не смыкаются, а лишь сближаются — получается щель, которая выступает в роли преграды. Воздух проходит сквозь щель, возникает трение.

        Согласные звуки являются как бы каркасом слова и в донесении слова  до слушателей играют решающую роль. Четкое и ясное произношение  их - важнейшее условие хорошей дикции.

        Согласно  законам орфоэпии звонкие согласные в конце слова звучат в речи, как соответствующие им глухие: лоб - лоп, снег - снек, любовь - любофь, pаз - рас, муж - муш.

        Если рядом стоят звонкий и глухой звуки, причём безразлично в каком порядке, то в произношении первый уподобляется второму, то есть:

звонкий - + - глухой = 2 глухих  (подкова - поткова, бабка—-бапка);

глухой - + - звонкий = 2 звонких (отгадать, одладать).

        Это положение распространяется  на согласные и при тесном стыке слов: мираж пустыми- мираш пустыни, сук дерева — сугдерева. Звукик, л, м, п, р не уподобляют себе предшествующий им согласный: освещение, и неозвещение (Но звук в сам уподобляется следующему за ним согласному: овсом офсом). Когда два согласных стоит рядом, то первый из них обычно произносится мягко, если завтрым следует мягко произносимый гласный илиь: две - дьве, дверь -дьверь, песня — песьня.

        Перед мягким вв сочетании ств группа ст смягчается: искусственный— искусьтьвьэнный. Если там имеется звукн, то смягчается и он: единственный — единьсьтьвьэнный.

        Стоящие рядом сш и зш произносятся как шш: сшил — ш шил, из шума — иш шума; сч и зч — как щ: счастье — щ астье, извозчик — извощик.

        Сочетания дн и тн следует произносить так, чтобы на звуки д и т воздух выходил через нос. Иначе между ними будет слышаться какой-то неясный гласный призвук: дни — д(ы)ни.

        Дл и тл надо произносить так, чтобы воздух на звуках д и т выходил не у конца языка, а по сторонам его, причем язык оставался бы прижатым к нёбу (причина та же, что и при дн и тн): для — д(ы)ля.

        Тся и ться в глагольных окончаниях произносятся как цц: варятся - варяцца, кружиться кружицца.

        Чт в слонах: что, чтобы произносится как шт: што, штобы. В словах- нечто, ничтожный произносится ч.

        Г произносится как в в словах: кого — каво, чего — чево, а также и слонах: сегодня — севодня, любимого — любимово.

        Иногда и группе согласных одна из них не произносится: чу(в)ство). сер(д)це, со(л)нце.

        Чёткое произношение согласных в хоровом пении требует большой и упорной работы, особенно потому, что при коллективном произношении их необходимы одновременность, единообразие, четкость. Одновременность произношения согласных— одно из основных условий достижения ритмического ансамбля.

        Согласные прерывают поток голоса. Это происходит потому, что образующие их шумы получаются от препятствий, которые ставятся артикуляционным аппаратом на пути льющегося голоса. Голос поёт, тянется на гласных, поэтому они должны иметь максимальную протяженность, а согласные должны произноситься и самый последний момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу, а те, что оканчивают слово при тесном стыке слов, — к следующему слову.

        Начало хора Римского-Корсакова «Татарский полон» «Не шум шумит, не гром  гремит...» в пении звучит так: не шумшу- ми-тнегро-мгре-ми-т...

        При произношении звонких согласных в пении чрезвычайно важно обратить внимание на их звонкость, то есть на участие в них голоса. Их звучание в пении должно иметь совершенно определенную высоту. Есть правило: звонкая согласная интонируется на высоте следуемой за ней гласной. Например, если гласный а в слоге ма звучит, допустим, на высотедо2, то и согласный м, хотя и кратко звучащий, должен интонироваться на высоте той же ноты. Невыполнение этого правила ведет в хоровой практике к так называемым «подъездам», то есть звонкая звучит на какой-то неопределенной высоте (обычно ниже), а затем при переходе на гласную голос скользит (обычно вверх) на нужную для звучания гласной высоту.

        Два одинаковых взрывных согласных, стоящих рядом, произносятся с задержкой на смыкании данного звука. Этот прием назван «вымолчка».

        Например, слово оттуда. Сначала звучит о, затем следует «вымолчка», то есть язык как бы спотыкается, и туда произносится с очень крепким, но одним т.

        Большим недостатком произношения в пении является появление между согласными, стоящими рядом, неясного гласного призвука, похожего наы. Вместо приди —п(ы)риди, люблю — люб(ы)лю. Недопустим также двойной согласный в конце слова. Например: мойй, дорогойй. Надо помнить, что звукй в пении подчиняется всем требованиям произношения согласных.

        Работать над произношением согласных нужно только в соединении их с гласным и, вводя их в слоги:ми, до, ла, во и т. д. Тренироаться можно путём проговоривания или пропевания слогов и слов.  В хорах с небольшим опытом следует при пропевании подчеркнуто произносить согласные, обращая внимание на правильность  их артикуляции, особенно на «запирающие» звук, - б, п, в, ф, д, т и м, н, р, л, (очень важен звук -р).

        В более опытных хорах можно проговаривать текст. (В начинающих коллективах это иногда приводит к искаженному пению хоровых партий, особенно тех, что исполняют не основную мелодию.) Проговаривать текст можно без соблюдения ритмического рисунка и, соблюдая его. В случаях кантилены говорить с переносом согласных: «не шу-мшу-ми-тне-гро...» и т. д. На отдельные трудные согласные полезно петь специальные упражнения:вы, вэ, ва, во, ву — ви, ее, её, ею; ры, рэ, ра.ро, ру-ри, ре, ря, рю и т. д.

        При стаккато согласные не переносятся. Например, хор «Тише, тише» из оперы «Риголетто» Верди «уж-бли-зок-час», а не «у-жбли-зо-кча-с».

        Трудно достижимо одновременное произношение согласного и в конце слова. Плохое его произношение может исказить смысл слова. Кроме того, неоконченное слово звучит некультурно. Для облегчения этого момента важно точно определить место снятия звука, то есть место произношения согласного. Например, написано J нa слове «мой». При нюансе f это можно снять следующим образом: JI «мой»,  при нюансе  p  - JI                                                                         

        Дикция зависит и от характера произведения. В сочинениях героического плана произношение согласных сильное, более подчеркнутое, в лирических — более мягкое.

Логика в работе над дикцией

        Одним из важнейших элементов русского литературного произношения (культуры речи) является ударение. В слове, как уже отмечалось, может быть только одно ударение. Это правило целиком сохраняет свою силу и в пении. Два и более ударений в слове получаются от неумения певцов смягчить безударный слог, попадающий на сильную долю такта, или от неумения снять ударение с безударного слога, приходящегося на более высокую ноту, чем ударный. Это явление значительно затрудняет понимание слушателями смысла текста.

        Один из важнейших элементов хоровой дикции — соблюдение правил и положений логики при пении литературного текста хорового произведения.

        С чего же начинать работу над литературным текстом?Прежде всего, необходимо сделать его анализ, логический разбор. Нужно внимательно и вдумчиво прочесть текст, понять образы, сюжет произведения, определить его идею. Для этого очень полезно познакомиться с биографией автора, с эпохой, в которую он жил и творил, изучить его творчество, отзывы критиков о нем.

        Чтобы выразительно читать, а в дальнейшем и петь текст, требуется основательно проникнуть в него, овладеть им. В целостном по значению отрезке речи, между двумя паузами, называемом речевым тактом, обязательно должен быть центр этого такта, т.е. наиболее важное по смыслу слово, которое уточняет и добавляет к уже известным по тексту фактам новые понятия. Этот центр, то есть слово, позволяющее понять смысл сказанного, называется логическим центром, ударным словом — словом, несущим на себе логическое ударение. Определить такие логические центры, ударные слова — вот важнейшая задача в работе над текстом. От выделения ударных слов зависит смысл фразы. Неправильный перенос логического ударения на то или иное слово иногда совершенно меняет смысл. Ударным в каждой фразе будет то слово, которое лучше поможет донести до слушателей сюжет, идею произведения.

        Логическими паузами называют остановки (перерывы) в речи, которые помогают группировать слова по смыслу. От перестановки паузы смысл может измениться, как и от неправильного ударения. Вот известный пример: «Простить V нельзя сослать в Сибирь» или «Простить нельзя V сослать в Сибирь».

        Огромное значение в хоровой музыке имеет определение в тексте пауз (цезур), необходимых для взятия дыхания. Никогда не следует забывать, что всякая пауза, независимо от того для чего она делается, так или иначе влияет на восприятие слушателями мыслей исполняемого произведения. Руководителю хора необходимо помнить, что в хоре «цепное» дыхание позволяет сделать паузу (для взятия дыхания) в любом месте произведения. Пауза является одним из средств выразительности и поэтому требует умелого и осторожного обращения с ней. Пауза —перерыв в ряде произносимых слов, а не просто молчание, обрывающее ход мыслей. Поющий должен продолжить мысль во время паузы, другими словами «перекинуть логический мост через паузу» (Станиславский) и п последующих словах закончить мысль.

        Как же делать разбор нроизиедеипя для логически правильного его прочтения? Определив сюжет, образы, идею произведения, необходимо разбить его на части, которые объединяют в себе определенные события. Каждая часть, в свою очередь, состоит из кусков, раскрывающих различные подробности (действия, факты, мысли и т. д.).

        Первым и основным в логике при работе над дикцией является определение ударного слова в фразе, помогающего донести до слушателя её основную мысль. Если в разговоре нетрудно выделить ударное слово, то в пении это сделать сложнее, потому что здесь слоги в слове и слова в фразе, особенно в кантиленной, гораздо дальше отстоят друг от друга по времени звучания. Станиславский говорил: «При пении певец обычно мыслит не фразами, а словами или даже слогами». Обращаясь к певцам, он подчеркивал: «Пойте мысль!» Об этом не следует забывать.

        Певцы часто впадают в ошибку, выпевая отдельные слова и не объединяя их одной мыслью. Поэтому очень важно помочь им найти ударное слово. При этом нужно помнить, что выделение ударного слова в пении не есть только силовое подчеркивание его. Сосредоточение мысли на слове — вот что такое логическое ударение. Слово, несущее на себе логическое ударение, может быть иногда произнесено и тише других, но сосредоточение мысли на нем делает его логически ударным. В хоре на это обращается особое внимание.

        Однако, исполнитель может встретиться с целым рядом препятствий, которые ставит ему мелодия на пути логически правильного  исполнения литературного текста: безударный слог слова на сильной доле такта, несовпадение логического центра фразы с вершиной музыкальной фразы, разорванность литературной фразы на два и более построения в музыке и т. д. Подобные препятствия нередки в произведениях, написанных в куплетной форме. Весьма часто трудности для логически правильного исполнения несут в себе переводные тексты, в которых переводчик не сумел найти верное слово, порядок слов в фразе и т. д.

        Как же преодолеть эти препятствия при пении текста? Например, в песне Глинки «Москва», во фразе «Здравствуй, славная столица», в слове славная нужно смягчить звучание я, чтобы на нём не было ненужного ударения. Это затруднено тем, что звук я приходится на сильную долю такта и поется на двух нотах. Слово«славная» должно и в пении произноситься только с одним ударением славная, а не славная. Поможет избежать ударения на звуке я и стремление сделать ударение на слоге ли в слове столица, потому, что это слово — ударное в фразе. В разобранном примере мы сталкиваемся с безударным слогом на относительно сильной доле.

        Рассмотрим теперь случай несовпадения логического центра с вершиной музыкальной фразы. Вот фраза из хора Римского- Корсакова «Татарский полон»: «Молодой турчин полон делит». Вершина музыкальной фразы приходится на слово турчин, а ударным словом является полон. Ударный слог по в словеполон звучит на терцию ниже слога тур в слове турчин, и это слово выделяется силой своего звучания. Как же сделать слово полон ударным? Его помогут выделить концентрация мысли, логический акцент и, кроме того, сильная доля такта.

        В случае разорванности литературной фразы на два или более построения в музыке применяются приемы «логический мост» и «логическая пауза». Приведем такой пример. В опере Чайковского «Евгений Онегин» в сцене бала у Лариных фразы: «Вот так сюрприз! Никак не ожидали военной музыки! Веселье хоть куда!» — композитор разделил следующим образом: «Вот так сюрприз!., (пауза) Никак не ожидали... (пауза) военной музыки веселье... (пауза) хоть куда». Из трех фраз сделано четыре. И вот чтобы слушатели все же поняли, о чем здесь поётся, необходимы исполнительские приёмы, которые вернули бы этим фразам их первоначальный смысл. Слова военной музыки надо присоединить к словам никак не ожидали. Это достигается приемом «логический мост». В чем же он заключается? Исполнители при пении слов«не ожидали» не должны допускать, чтобы у слушателей получилось впечатление окончания фразы. Необходимо этот слог снять так, чтобы чувствовалось, что фраза не окончена, протянуть через паузу мысль к следующим словам, то есть мысленно перекинуть «мост». Именно в данном случае певец мыслит не слогами и не словами, а фразами.

        Далее слово веселье надо оторвать от слов военной музыки и присоединить к словам хоть куда. Для этого применяется прием «логическая пауза». После слова музыки берется люфт- пауза (мгновенное дыхание), и от слова веселье протягивается «логический мост» к словам хоть куда.

        При повторении в тексте одной и той же фразы можно менять место логического ударения, это усилит впечатление от нее.

        В хоровых произведениях бывают моменты, когда разные голоса поют одновременно разный текст. Если все слова в такие моменты будут произноситься одинаково ясно, то текст окажется недоступен слушателям. В таких случаях применяется приём, называемый «слововедение». Голоса, которые поют текст полностью («двигают сюжет»), произносят их чётко, ясно; голоса же, которые поют слова частично, не полностью («не двигают сюжета»), произносят их неясно, нечётко («мнут» текст). Таким образом, сохраняется музыкальная ткань звучания, а до слушателей доходит текст, который произносится четко и ясно.

        Таковы некоторые основные моменты сложной и кропотливой работы над дикцией в хоровом коллективе.  Вокальная сторона исполнения, как уже отмечалось, в значительной степени зависит от дикции. «Хорошо сказанное – наполовину спето», - говорил Ф.И.Шаляпин. И дело здесь не только в том, что слово в большинстве случаев  выступает  равноценным с музыкой компонентом. Хорошее произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. 

Список литературы:

  • «Работа с хором. Методика, опыт» Б.Г. Тевлин
  • «Хоровое исполнительство» В.Л. Живов