Программа учебного предмета «Эстрадный вокал» 7 лет

Демина Лариса Ивановна

Программа учебного предмета «Эстрадный вокал» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191 – 01 – 39/06 – ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области эстрадного исполнительства в детских школах искусств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estradnyy_vokal_7_let.doc205 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ОДОБРЕНО»:

Методическим советом

МАУ ДО «Детская школа искусств №1» МО г. Братска

Дата рассмотрения

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

МАУ ДО «ДШИ №1» МО г. Братска

______________ Гавриленко В.Ю.

(подпись)

Дата утверждения

Разработчик: Л.И. Демина – преподаватель МАУ ДО «ДШИ №1» МО
г. Братска

Рецензент: Г.В. Гришаева – заместитель директора по учебной работе МАУ ДО «ДШИ №1» МО г. Братска

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Структура программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
  1. Содержание учебного предмета:
  • Требования по годам обучения.
  1. Требования к уровню подготовки учащихся:
  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.
  1. Формы и методы контроля, система оценок:
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки.
  1. Методическое обеспечение учебного процесса.
  2. Список литературы и средств обучения:
  • Методическая литература;
  • Учебная литература;
  • Средства обучения.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Эстрадный вокал» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191 – 01 – 39/06 – ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области эстрадного исполнительства в детских школах искусств.

Эстрадный вокал является одним из популярных музыкальных предметов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный песенный репертуар включает музыку разных стилей и направлений: классическую, народную, поп, популярную, джазовую.

Обучение эстрадному вокалу включает в себя музыкальную грамотность, слуховые навыки, голосовые возможности, чтение с листа, навыки ансамблевого исполнительства, необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на семилетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 - 11 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «Эстрадный вокал» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого пения объём недельной нагрузки увеличен.

Эффективным способом слухового и музыкального развития детей является пение в дуэте, ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющем совместными усилиями создавать художественный образ, развивающий умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующий вокально – интонационные навыки, строй, ритм. Ансамблевое пение доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя исполнителями. А позитивные эмоции являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны и другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Эстрадный вокал» со сроком обучения 7 лет, продолжительность учебных занятий с первого по седьмой годы обучения составляет 35 недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Общая трудоёмкость учебного предмета «Эстрадный вокал» при 7                               -летнем сроке обучения составляет _?_ часов. Из них: __?_ часов – аудиторные занятия, _?_ часов – коллективное музицирование (ансамбль), _?_ часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут 2 раза в неделю. На коллективное музицирование (ансамбль) – 0,5 академического часа в неделю на ученика.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об эстрадном исполнительстве, формирование практических умений и навыков профессионального пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

  • развитие интереса к различной по жанру и направлению песне и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма, умение держаться и двигаться на сцене;
  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками пения, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них - формирование певческих навыков и приемов, становление голосового аппарата. Второе - развитие практических навыков пения на сцене.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов постановки голосового аппарата);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория для занятий по предмету "Эстрадный вокал" оснащена микрофонами и пианино, микшерским пультом и колонками, имеет площадь более 9 кв. метров.

Имеется в наличии концертный зал, оборудованный звуковой установкой (микшерский пульт, колонки). Помещение достаточно звукоизолировано и своевременно ремонтируется.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ"

Требования по годам обучения

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество исполняемых песен, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство песен предназначается для работы в классе или просто ознакомления и не предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1 класс

Специальность                  2 часа в неделю

Ансамбль        0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 2-х часов в неделю

В первый год обучения происходит ознакомление учащихся с вокальными навыками. Важнейшая роль в процессе пения отводится дыханию. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на ребра и проследили их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, при этом следить за расширением нижних ребер. При взятии дыхания не надо набирать много воздуха, запрокидывать голову, поднимать плечи. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков первого года обучения.

В результате первого года обучения учащийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

  • правильная постановка корпуса при пении;
  • певческое дыхание;
  • формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое
  • произношение согласных звуков;
  • слуховое осознание чистой интонации.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунда, малая и большая терция, чистая октава.

За учебный год учащийся должен спеть:

  • контрольный урок (декабрь);
  • переводной экзамен (май).

Контрольный урок (декабрь) – 2 разнохарактерных песни; переводной экзамен (май) – 2 разнохарактерных песени (отечественную популярную песню, песню прошлых лет);

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 песен различных по характеру и технике исполнения.

Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примерный репертуарный список:

Г. Гладков «Чунга-Чанга»

Е. Крылатов «Прекрасное далеко»

А. Ермолов «Папа и дочка»

А. Ермолов «Ежик»

Е. Крылатов «Крылатые качели»

Е. Крылатов «Лесной олень»

Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»

М. Дунаевский «Песня Красной шапочки»

А. Зацепин «Волшебник – недоучка»

А. Ермолов «Тигренок»

А. Ермолов «Прадедушка»

И. Николаев «Маленькая страна»

А. Ольханский «Рыба- солнце»

И. Ермолов «Сегодня дождь».

А. Пряжников «Лягушачий хор»

Ю. Саульский «Черный кот»

В. Шаинский «Крейсер Аврора»

В. Шаинский «Вместе весело шагать»

В. Шаинский «Пропала собака»

В. Шаинский «Идет солдат по городу»

А. Пахмутова «Трус не играет в хоккей»

А. Пахмутова «Звездная река»

А. Пахмутова «Песенка о смешном человеке»

В. Сидоров «Дружба»

Л. Князева «Веселый гном»

С. Суэтов «Болотная принцесса»

Г. Гладков «Малыш и карлсон»

О. Фельцман «Ландыши»

Grееns Leeves Traditional

Amazing Yrace Traditional

Bill Bai Ley Traditional

Bye bye blues w. and m. by Fred Hamm Dave Bennett

Can’t help Lovin Dat Man w.by Oscar Hammerstein, m. by Jerome Kern

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

А.Ермолов «Тигренок»;

А.Ермолов «Прадедушка».

Вариант 2

В. Шаинский «Пропала собака»;

В. Шаинский «Идет солдат по городу».

Вариант 3

В. Сидоров «Дружба»;

Л. Князева «Веселый гном».

Вариант 4

С. Суэтов «Болотная принцесса»;

Г. Гладков «Малыш и карлсон».

Вариант 5

Ю. Саульский «Черный кот»;

И. Ермолов «Сегодня дождь».

2 класс

Специальность        2 часа в неделю

Ансамбль        0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа         не менее2-х часов в неделю

Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса.

Воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, интересов и вкусов. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака» звука), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению задержанного дыхания при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, тембровой ровности, пения с вибрато. Обучение непринужденному, естественному пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение учащихся четкому произношению согласных звуков. Выработка навыка переносить обработанное в упражнениях на исполнение произведений.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков второго года обучения.

В результате второго года обучения учащийся должен расширить диапазон голоса, желательно до 1.5 октав, выровнять звучность гласных.

Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, ведется работа с учебной фонограммой.

В работе над исполняемыми произведениями учащийся должен чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз.

В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать: 10-12 вокальных произведений различного характера и содержания.

Текущий и промежуточный контроль:

На контрольном уроке в конце первого полугодия учащийся должен исполнить два разнохарактерных произведения.

За учебный год учащийся должен спеть:

  • контрольный урок (декабрь);
  • переводной экзамен (май) во втором полугодии.

Контрольный урок (декабрь) – 2 разнохарактерные песни; переводной экзамен (май) – 2 разнохарактерные песни.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 песен.

Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примерный репертуарный список:

К. Молчанов «Журавлиная песня»

А. Ермолов «Пара попугаев»

А. Ермолов «День за днем»

А. Ермолов «Маленький принц»

В. Тюльканов «Папа, ты не прав»

В. Тюльканов «Доброе утро, кошка»

А. Ермолов» «Осенний блюз»

Г. Гладков «Песня волшебника»

Г. Гладков «Песенка про медведей»

В. Тюльканов «Белый храм»

А. Пугачева «Папа купил автомобиль»

С. Намин «Мы желаем счастья вам»

М. Дунаевский «Тридцать три коровы»

М. Дунаевский «Все пройдет»

И. Дунаевский «Колыбельная из к/ф «Цирк»

А. Пахмутова «Мелодия»

«Рыжий мальчишка»

«Ветер бродяга»

«Песня об оранжевых подтяжках»

«Танцует лето»

В. Сюткин «Красавчик»

А. Ермолов «Снежный джайв»

Аmapola by Joseph Lacalle

Autumn Leaves m. by S. Kosma, w. by J. Mercer

The best things in Life are free, m. by L. Brown, w. by R. Hendepson

Come Rain or come shine w. by J. Mercer m. by A. Arien7

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

А. Ермолов «Маленький принц»;

В. Тюльканов «Папа, ты не прав».

Вариант 2

В. Тюльканов «Доброе утро, кошка»;

А. Ермолов» «Осенний блюз».

Вариант 3

А. Ермолов» «Осенний блюз»;

Г. Гладков «Песня волшебника».

Вариант 4

В. Сюткин «Красавчик»;

А. Ермолов «Снежный джайв».

Вариант 5

«Песня об оранжевых подтяжках»;

«Танцует лето».

3 класс

Специальность        2 часа в неделю

Ансамбль        0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа        не менее 2-х часов в неделю

Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара.

Формирование умения работать с профессиональной фонограммой (имеется ввиду «минус») и микрофоном.

Развитие самостоятельности в осмыслении трактовки произведения, развитие творческих способностей, на основе вариантности мелодий.

Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного регистров, то есть микст. У женских голосов, при эстрадной манере звукоизвлечения, доминирующим должен быть грудной резонатор, и только на верхних нотах диапазона преобладает головной резонатор, непременно смешанный с грудным.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков третьего года обучения.

В результате третьего года обучения учащийся должен отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки.

В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих не только мажорные и минорные трезвучия, но и арпеджио в медленном темпе.

В течение учебного года учащийся должен разучить: 10-12 произведений различного характера.

Текущий и промежуточный контроль.

За учебный год учащийся должен спеть:

  • контрольный урок (декабрь);
  • переводной экзамен (май).

Контрольный урок (декабрь) –2 разнохарактерные песни; переводной экзамен (май) – 2 разнохарактерные песни;

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 песен.

Рекомендована работа над гаммами, чтением с листа.

Примерный репертуарный список:

И. Николаев «Лето кастаньет»

Ю. Антонов «Если любишь ты»

А. Ермолов «С добрым утром, люди»

А. Ермолов «Завтра»

В. Тюльканов «Ночь, луна, джаз»

А. Флярковский Прощальный вальс из к/ф «Розыгрыш»

М. Легран «Буду ждать тебя» из к/ф «Шербургские зонтики»

И. Корнелюк «Билет на балет»

Ю. Демидович «Баба-яга»

Ж. Агузарова «Ленинградский рок-н ролл»

М. Науменко «Я люблю буги вуги»

Е. Хавтан «Желтые ботинки»

А. Санников «Джаз для вас»

Е. Хавтан «Оранжевый галстук»

Е. Хавтан «Московский бит»

Е. Хавтан «Конечно Вася»

A see your face before me w. by H. Dietz, m. by A. Schwartz

The lost time A saw Paris w. by O. Hammerstein, m. by J.Kern

All of me w. and m. by S.Simons and Y.Marks

Blue berry Hill w. and m. by Al.Lewis, L. Stoks, V. Rose, Rollins

Charmaine w. and m. by L. Pollack and E. Rapee

Count every star w. by S. Yallop, m. by B. Coquatrix

Don' t Explain w. by Ar. Herzog, m. by B. Holiday

Evrybody loves my Baby w. and m. by J. Palmer, and S.Willams

Frostu the snow man w. and m. by S. Nelson fnd J.

М. Минаев А знаешь, все еще будет.

Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

А. Ермолов «Завтра»;

В. Тюльканов «Ночь, луна, джаз».

Вариант 2

Ю. Демидович «Баба-яга»;

А. Флярковский «Прощальный вальс» из к/ф «Розыгрыш».

Вариант 3

Ж. Агузарова «Ленинградский рок-н ролл»;

А. Санников «Джаз для вас».

Вариант 4

Е. Хавтан «Конечно Вася»;

All of me w. and m. by S.Simons and Y.Marks.

Вариант 5

М. Науменко «Я люблю буги вуги»;

М. Легран «Буду ждать тебя» из к/ф «Шербургские зонтики».

4 класс

Специальность        2 часа в неделю

Ансамбль        0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа         не менее2-х часов в неделю

Продолжается работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Развивать навык самостоятельной работы учащихся над укреплением ряда технических приемов при исполнении музыкальных произведений как на отечественном, так и на иностранном языках. Закреплять навык чтения нот «с листа».

Особое внимание уделяется осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков четвертого года обучения.

В результате четвертого года обучения учащиеся должны закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса, различными динамическими оттенками, выявить индивидуальный красивый тембр голоса.

Учащиеся должны уметь петь вокальные упражнения, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз в разных темпах.

В течение учебного года учащиеся должны разучить и отработать: 10-12 произведений различного характера и содержания по плану программы.

Текущий и промежуточный контроль.

За учебный год учащийся должен спеть:

  • контрольный урок (декабрь);
  • переводной экзамен (май).

Контрольный урок (декабрь) –2 разнохарактерные песни; переводной экзамен (май) – 2 разнохарактерные песни (отечественную популярную песню и зарубежную популярную песню).

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 -12 песен.

Примерный репертуарный список:

Дж. Керн Дым из мюзикла «Роберта»

К. Портер Волшебный сон из мюзикла «Целуй меня, Кэт»

В.А. Ермолов «Звезда

В. Тюльканов «Облака»

В. Тюльканов «Жанна д Арк»

В. Тюльканов «Волчица»

В. Сюткин «Радио ночных дорог»

В. Сюткин «Московские окна»

Ф. Лоу Я танцевать хочу из мюзикла «Моя прекрасная леди»

Дж. Стайн Люди из мюзикла «Смешная девчонка»

Дж. Герман Хелло, Долли! Из мюзикла «Хелло, Долли»

А. Ермолов «Волшебный мир искусства»»

Дж. Кандер Кабаре из мюзикла «Кабаре»

А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Звезда и смерть Хокина

Мурьеты»

А. Зацепин Песня из к/ф «31 июня»

М. Минаев «А знаешь, все еще будет»

«Не отрекаются, любя»

Л. Дербенев «Куда уходит детство»

Е. Дога «Хуторянка»

И. Николаев «Паромщик»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада»

Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

В. Сюткин «Радио ночных дорог»;

В.А. Ермолов «Звезда».

Вариант 2

В. Тюльканов «Облака»;

Дж. Кандер Кабаре из мюзикла «Кабаре».

Вариант 3

В. Тюльканов «Волчица»;

В. Сюткин «Московские окна».

Вариант 4

Дж. Герман Хелло, Долли! Из мюзикла «Хелло, Долли»;

И. Николаев «Паромщик».

Вариант 5

В. Тюльканов «Жанна д Арк»;

М. Минаев «А знаешь, все еще будет».

5 класс

Специальность        2 часа в неделю

Ансамбль        0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа         не менее2-х часов в неделю

Продолжается работа над закреплением технических навыков, над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всем его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приемами: опевание, мелизмы, вибрато. Развивать навык самостоятельной работы учащихся над укреплением ряда технических приемов при исполнении музыкальных произведений как на отечественном, так и на иностранном языках. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося.                                                                                            

На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

Работа с микрофоном, фонограммой.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков пятого года обучения.

В результате пятого года обучения учащиеся должны закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, учащиеся должны овладеть подвижностью голоса, различными динамическими оттенками, выявить индивидуальный красивый тембр голоса.

Учащиеся должны уметь петь вокальные упражнения, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз в разных темпах.

В течение учебного года учащиеся должны разучить и отработать: 10-12 произведений различного характера и содержания по плану программы.

Текущий и промежуточный контроль.

За учебный год учащийся должен спеть:

  • контрольный урок (декабрь);
  • переводной экзамен (май).

Контрольный урок (декабрь) –2 разнохарактерные песни; переводной экзамен (май) – 2 разнохарактерные песни (отечественную популярную песню и зарубежную популярную песню).

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 -12 песен.

Примерный репертуарный список:

Макаревич   «Осень»

                      «Туман, туман»

Р. Горобец   «До свидания»

И.Зубков     «Солнце мое»

A. Мон         «Алмаз»                                                                  

В.Зубков        «Падают листья»

А. Губин         «Ночь»

О. Газманов     «Москва! Звонят колокола»

                         «Офицеры»

                          «Мама»

О. Молчанов    «Ясный мой свет»

                          «Электричка»

Т. Снежина      «Позови меня с собой»                                    

М. Леонидов       «Девочка-виденье»

Ю. Варум            «Ля-ля-фа»

                             «Мой сон»

В. Меладзе         «Самба белого мотылька»

                           «Ночь накануне Рождества»

                          «Девушки из высшего общества»

И. Матвиенко   «Колечко»

А. Мон             «Синий дирижабль»

                        «Влюбленный самолет»

А. Джобим      «Девушка из Ипанемы»

3. Гарнер         «В тумане»

Дж. Мендел    «Тень твоей улыбки»

Гл. Милляр      «Лунная серенада»

X. Кармайкл    «Звездная пыль»

Г. Уоррен         «Я знаю почему»

                         «Чем чаще вижу»

Б.Бакарак         «Грустные капельки дождя»

4. Фокс             «Песней меня убивая»

Б. Голсон          «Не шепчи»

С; Фаин            «Пусть вечно царствует любовь»

Г. Мансини      «Лунная река»

                         «Дни вина и роз»

                        «Шарада»

                        «Дорогое сердце»

Р. Роджерс     «Вновь весна»

                        «Мои любимые вещи»

Э. Бернет        «Мария»

                        «Вестсайдская история»

Г. Херман     «Hello, Dolly»

                          «Сегодня ночью»

Эл. Пресли       «Люби меня нежно»

Б. Стрейзанд     «Evergreen»

Дж. Кандер       «Кабаре»

Ч. Чаплин          «Это моя песня»

Б. Кемпферт   «Странники в ночи»        

Д. Модуньо   «Любовь, любовь»

Б. Хебб   «Sunny»

К. Франсуа и Ж. Рево    «Мой путь»

Ст. Вандер       «Я не решаюсь сказать»

                         «Я звоню тебе»

М. Манчестер   «Войди с дождя»

С. Краевский     «На дорогах жизни»

Э. Дмитров     «Арлекино»

Б. Билан     «На крыльях ветра»

Б. Джоел       «Такая, как ты есть»

Дж. Дассен и Ж. Бодло      «Тебе»

М. Юхансон   «Романтика»

Дж.Бигацци и Р. Риффори    «Теряю я себя»

Дж. Хорнер      «Му heart will go on»

Макс Мартин        «Baby one more time»

Из репертуара М. Кери         «Него»  

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

Э. Дмитров   «Арлекино»

Б. Билан        «На крыльях ветра»

Вариант 2

Дж. Дассен и Ж. Бодло   «Тебе»

Б. Кемпферт    «Странники в ночи»

Вариант 3

A. Мон   «Алмаз»

И. Матвиенко   «Колечко»

                                                                   

Вариант 4

Т. Снежина   «Позови меня с собой»

О. Газманов  «Офицеры»                                                                                              

Вариант 5

Ю. Варум        «Ля-ля-фа»

X. Кармайкл   «Звездная пыль»

6 класс

Специальность                        2 часа в неделю

Ансамбль                                 0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа         не менее2-х часов в неделю

На данном этапе обучения  продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально – технических навыков. В зависимости от способностей учащихся продолжается работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлению своеобразного тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением различных эстрадно – джазовых пассажей, форшлагов. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

В результате шестого года обучения учащийся должен еще больше закрепить, полученные ранее вокально-технические навыки. Он должен обладать еще  более красивым тембром голоса и шириной диапазона, уметь применить  различные  динамические оттенки.

Учащийся должен уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь работать с иностранным текстом произведения, уметь правильно применять микрофон.

Программа шестого года обучения включает пение упражнений, содержащих движение по аккордовым звукам, опевания, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз.

Пение вокальных упражнений, произведений  различными приемами: легато, нон легато, стаккато.

 В течение учебного года учащиеся должны разучить и отработать: 10-12 произведений различного характера и содержания по плану программы.

Текущий и промежуточный контроль.

За учебный год учащийся должен спеть:

  • контрольный урок (декабрь);
  • переводной экзамен (май).

Контрольный урок (декабрь) –2 разнохарактерные песни; переводной экзамен (май) – 2 разнохарактерные песни (отечественную популярную песню и зарубежную популярную песню).

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 10 -12 песен.                                                                                 

Примерный репертуарный список: 

В. Матецкий    «Однажды».

М. Минков   «Ты на свете есть»; «Не отрекаются любя»;  «Эти летние дожди»; «Вербочки».

Ю. Началов  «Герой не моего романа».

А. Максимов   «Если в сердце живёт любовь».

Ю. Варум    «Ля-ля-фа»; «Мой сон»;

В. Меладзе   «Самба белого мотылька»; «Ночь накануне Рождества»

И.Матвиенко    «Колечко».

«Крапива-лебеда» из репертуара Н.Пушковой.

А.Джобим    «Девушка из Ипанемы».

Ricchi e Poveri    «Мама-Мария», «Cosa sei».

М.Джексон  «Спасём наш мир».

А.Кравченко   «Вместе со своей страной».

О. Наумов   «Сон дождя».

А.Ягольник   «Малыш»; «Танцуй со мной»;» Оранжевый мальчишка».

Н. Могилевская  «Подснежник»; «Я-весна»; «Самая».

К. Брейтбург  «Две снежинки»; «Ивушка»; «Зажигай», «Простая арифметика».

П. Джейсон   «Пятый океан».

В.Семёнов  «Звёздная река»; «Акварель».

В.Пак     «Блюз».

Песни к Новому году из репертуара группы ABBA, гр. «Дискотека Авария», Ю.Савичевой.

М. Таривердиев «Маленький принц»

М. Минков  «Старый рояль»; «Дорога добра»; «А знаешь, всё ещё будет»; «Куда уходит детство».

В. Юмекс  - «Чай вдвоём».

Ф. Лоу    "Я танцевать хочу" из мюзикла "Моя прекрасная леди"

Дж. Герман    "Хелло, Долли!" из мюзикла "Хелло, Долли!"

А. Зацепин    Песни  из кинофильма "31 июня"; Звёздное лето.

А.Зубков (И.Каминская)    «Россия-Матушка».

К. Брейтбург (Мельник Э.)     «Мамино сердце»; «Дорога к солнцу».

Ж. Колмагорова  «Отчий дом»; «Святая Россия»; «Вечерняя Москва»; «Колыбельная Москве»; «Привет, Голливуд!»

А. Ермолов    «Косые дожди»; «Баллада о солдатской матери»; «Звезда»; «Я желаю тебе».

Песни из репертуара группы «Любовные истории» - «Школа»; «Новогодняя»; «Летящий снег».

Н. и В. Осошник  «Весну звали»; «На Ивана на Купала»; «Black and white»; «Закаты алые».

 Песни военных лет и о войне.

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1

М. Минков   «Ты на свете есть»

А. Ермолов    «Косые дожди»

Вариант 2

М. Минков  «Старый рояль»

А. Ермолов  «Звезда»

Вариант 3

Песни из репертуара группы «Любовные истории  «Летящий снег»

Ф. Лоу    "Я танцевать хочу" из мюзикла "Моя прекрасная леди"

Вариант 4

В. Меладзе   «Самба белого мотылька»

В.Семёнов  «Звёздная река»

Вариант 5

Ricchi e Poveri    «Мама-Мария»

О. Наумов   «Сон дождя»

7 класс

Специальность                        2 часа в неделю

Ансамбль                                 0,5 часа в неделю

Самостоятельная работа         не менее2-х часов в неделю

На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом.

Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

Продолжается работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

В результате пятого года обучения учащийся должен закрепить, полученные ранее вокально-технические навыки. Он должен обладать красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, различными динамическими оттенками.

Учащийся должен уметь применять эстрадно-джазовые форшлаги, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь самостоятельно работать с иностранным текстом произведения, уметь правильно применять микрофон.

Программа пятого года обучения включает пение упражнений, содержащих мажорные и минорные гаммы вверх и вниз, движение по аккордовым звукам, опевания, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз.

Пение вокальных упражнений различными приемами: легато, нон легато, стаккато.

На выпускном экзамене учащийся должен продемонстрировать владение голосом, артистичность, ощущение стиля, исполняемых произведений.

Экзаменационные требования.

На выпускном экзамене в конце второго полугодия учащийся должен исполнить четыре произведения:

  • отечественную, популярную песню;
  • отечественный хит;
  • произведение на иностранном языке.

Примерный репертуарный список:

А. Макаревич «Осень»

В. Тюльканов «Россия моя»

В. Тюльканов «Актер театра»

В. Тюльканов «Кони- птицы»

В. Сюткин «Король Оранжевого лета»

В. Сюткин «Любите девушки»

Е. Солодовников «На большом воздушном шаре»

Ю. Давидюк «Боевые ордена»

Т. Снежина «Позови меня с собой»

М. Леонидов «Девочка – видение»

Ю. Варум «Мой сон»

В. Меладзе «Самбо белого мотылька»

В. Меладзе «Девушки из высшего общего общества»

А. Ермолов «Свет добра»

Гл. Милляр «Лунная серенада»

А. Зацепин «Куда уходит детство»

Е. Дога «Хуторянка»

И. Николаев «Паромщик»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из к/ф «Гусарская баллада»

«Туман, туман»

А. Мон «Алмаз»

Т. Снежина «Позови меня с собой»

Т. Снежина «Музыкант»

М. Леонидов «Девочка – видение»

Ю. Варум «Мой сон»

Ч. Чаплин «Это моя песня»

Гл. Милляр «Лунная серенада»

Х. Кармайкл «Звездная пыль»

Б. Бакарак «Грустные капельки дождя»

Г. Мансини «Лунная река»

«Шарада»

«Дорогое сердце»

Эл. Пресли «Люби меня нежно»

Б. Хебб «Sunny»

Э. Дмитров «Арлекино»

Б. Билан «На крыльях ветра»

Б. Джоел «Такая, как ты есть»

Из репертуара М. Керн Hero

Cry me a river w. and m. by A. Hamilton

Flamingo w. by Ed. Anderson, m. by T. Groouya

The Glory of love w. and m. Billy Hill

A Can’t Get Started w. and m. I. Gershwin, V. Dure

A got Plenty O’Nuttin (from «Porgy and Bess») w. by Gershwin and D. Heyward, m. by G. Gershwin11

Примерные выпускные программы.

I

А. Макаревич «Осень»;

А. Ермолов «Свет добра»;

Cry me a rivere w. and m. by A. Hamilton;

Э. Дмитров «Арлекино».

II

В. Тюльканов «Россия моя»;

Р. Горобец «До свидания»;

Из репертуара М. Керн Hero;

А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Звезда и смерть»;

«Хоакина Мурьеты».

III

В. Сюткин «Любите девушки»;

Гл. Милляр «Лунная серенада»;

Дж. Керн Дым из мюзикла «Роберта»;

В. Чайка «Ты не ангел».

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

  • владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
  • умеет исполнять песню в характере, соответствующем данному стилю и характеру, анализируя свое исполнение;
  • умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеет навыками пения в ансамбле.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, переводной экзамен участие, в котором приравнивается к участию в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю.

При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающего программу по учебному предмету «Эстрадный вокал, 7 лет», следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Семилетний срок реализации программы учебного предмета «Эстрадный вокал» позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе (в течение этого периода), продолжить самостоятельные занятия, петь для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей появления эстрадного вокала, рассказать о выдающихся эстрадных исполнителях и композиторах.

Общее количество песен, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые песни должны быть подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения песен различных жанров и стилей, эстрадной и популярной музыки, опыт пения в ансамбле. Исходя из этого опыта, учащиеся используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-исполнительских навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Тропинина Е.Г. Из опыта педагога М, 1985;
  • Елкина З.Д., «Особенности развития детского певческого голоса», Москва, 2003 г.;
  • Материалы примерной учебной программы «Эстрадное пение» научно методического центра по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации, Москва, 2002 г.;
  • JAZZ Book, OOO «Синкопа – 2000» Составление 2002 г.
  • Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС, 1983.
  • Гонтаренко Н.Б.  Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ, 2004.
  • Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.
  • Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – Москва, 2002.
  • Риггс С.  Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.
  • Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
  • Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, Академия Холдинг, 2002.
  • Хачатуров В.Х.  Видео-школа  по   эстрадному  вокалу.  1996 г