«Вокальные упражнения для подготовки голоса к пению, постановка голоса, исполнительская подготовка»

Демина Лариса Ивановна

Данная методическая разработка составлена в помощь руководителям,   вокальных ансамблей, преподавателям и студентам специальных учебных заведений при работе по постановке голоса, исполнительской подготовке, ансамблю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_demina_l._g._bratsk.docx982.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования «Детская школа искусств №1» муниципального образования  г. Братска

Методическая разработка по теме: «Вокальные упражнения для подготовки голоса к пению,  постановка голоса, исполнительская подготовка».

                             Автор разработки:    Демина Лариса Ивановна                        - преподаватель ДШИ №1 по классу «Сольное пение»

                                                               Братск

 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Раздел 1 Распевание как важнейший процесс подготовки исполнителя

               Раздел 2 Комплекс вокальных упражнений

    2.1          Комплекс вокальных упражнений для солиста и ансамбля

    2.2         Вокальные упражнения для работы с солистом

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Данная методическая разработка составлена в помощь руководителям,   вокальных ансамблей, преподавателям и студентам специальных учебных заведений при работе по постановке голоса, исполнительской подготовке, ансамблю.

Работа представляет собой краткое руководство по подготовке к практической части тем, которые состоят из двух разделов.

В первом разделе представлены некоторые основные теоретические аспекты, относящиеся к данным темам.

Во втором разделе вниманию читателей представлен комплекс упражнений для работы на практике.

Особенность данной разработки заключается в том, что в практической части авторы дают советы из личного опыта.

Виднейшие мастера вокального искусства акцентируют внимание на темах: «вокальная звучность», «культура звука», которые являются краеугольными камнями в вокальной культуре и опираются на вокальную технику. Сама техника базируется на приобретении вокальных навыков.

Вокально-исполнительская техника – это умение распоряжаться своими голосовыми данными; иметь развитое и послушное воле певца дыхание, выровненный регистр; гибкую музыкальную фразировку; умение прикрывать звук; хорошую дикцию; быть музыкально грамотным.

Музыкальная грамотность – это умение свободно и точно петь интервалы, иметь развитое гармоническое чувство, неразрывно связанное с чувством ансамбля, владеть точностью исполнения ритма, уметь слышать музыку всего исполняемого произведения.

Работа над вокальной техникой – это сложная, системная, напряженная работа, требующая от исполнителей осознанной, кропотливой, долговременной работы.

Эта работа начинается с обязательного распевания.

Именно этому разделу вокальной работы посвящена данная методическая разработка.

Раздел 1. Распевание как важнейший процесс подготовки

исполнителя

РАСПЕВАНИЕ — настройка голоса и слуха, вокальная гимнастика, которая позволяет настроить голосовой аппарат исполнителей и подготовить его к пению.

Главная задача преподавателя – грамотно подобрать комплекс упражнений. Каждый руководитель обязан четко понимать цели, задачи, технику выполнения каждого упражнения, уметь грамотно объяснять все тонкости выполнения упражнений до исполнителя.

Распевание – довольно широкое понятие и для певческих коллективов и солистов различного уровня, подготовки наполнение данного вида работы будет полезным. Коллективу, который находится на начальном этапе работы, целесообразнее в данный раздел включать больше упражнений, направленных на выработку и укрепление певческого дыхания; навыка одновременного вступления и снятия; формированию однопозиционного звучания голоса; укреплению дикции.

Напомним, что навык – умение, доведенное до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки.

В положении стоя легче контролировать работу дыхания.

Условно все вокальные упражнения можно поделить на три группы:

  1. группа

Это упражнения, которые используются на каждом занятии. Задача таких упражнений – подготовка голосового аппарата и дыхательной системы к певческой работе. Данные упражнения необходимы для того, чтобы обращать внимание поющих на правильность исполнения и понимания вокальных ощущений.

Требования к сложности упражнений: упражнения должны состоять из коротких фраз небольшого вокального диапазона.

Начинать работу следует в удобном диапазоне. Так легче работать над мягким, естественным унисоном, добиваться чувства точности, интонации.

II        группа

Упражнения направлены на развитие различных вокальных умений и навыков. К этой группе можно отнести упражнения на ритмическое единство и развитие артикуляционного аппарата, также упражнения на выработку навыка цепного дыхания, многоголосного пения и пения а`сарреllа.

III        группа

Эта группа упражнений направлена на решение проблем, возникающих при разучивании того или иного произведения. В этих упражнениях певцы преодолевают интонационные, ритмические или региональные (стилевые) трудности в исполнении некоторых песен.

Выбирать вокальные упражнения для распевания необходимо с учетом возрастных особенностей исполнителей, уровня музыкального развития исполнителей, технических сложностей, стилевых задач.

Распевки с текстовой стороны условно можно поделить на:

  • пропевание различных гласных;
  • исполнение отдельных слогов;
  • песенных отрывков со словами.

Особенность таких упражнений в том, что они, имея очень простое строение, очень быстро запоминаются и не отвлекают внимание от вокальных задач, ставящихся педагогом.

Работа по распеванию проводится путём повторения упражнений с постепенным полутоновым движением вверх и вниз. Выбор диапазона, в пределах которого происходит перемещение, должно зависеть от возможностей певческого голоса. Качество звучания будет зависеть от правильно поставленных целей.

Цели распевания:

  1. Выработка правильного качества звука:
  • достижение единой манеры звукообразования;
  • выработка и укрепление певческого дыхания;
  • единства вокального ансамбля (если это группа исполнителей);
  • уточнение стилевой манеры пения.
  1. Расширение диапазона.

1.        Подготовка исполнителя к активной репетиции и, особенно, к концерту, т.е. значительная активизация дыхания, артикуляционного аппарата, достижение необходимой свободы организма.

2.        Вокальная и психологическая настройка исполнителей, достижение психофизиологической готовности к вокальному творческому процессу.

Рекомендуется начинать распевание с примарных звуков, которые не требуют больших затрат мышечной энергии голосового аппарата.

Преподаватель должен следить, чтобы исполнители пели в естественной динамике и не переходили на форсированное (крикливое) пение. Другой момент – слишком тихое пение может привести к пассивности голосового аппарата.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

1. Комплекс вокальных упражнений для ансамбля.

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\АОЕЯ.jpg

Данное вокальное упражнение может исполняться как одним вокалистом, так и ансамблем. Оно направлено на работу с квинтовым скачком, правильным вокальным исполнением гласного «О» на высоких участках песни, активизацией дыхания, выравниванием гласных по объему звучания.

Очень важно при работе с данным вокальным упражнением, обращать внимание на крепкую опору первого звука на дыхание.

Из опыта: гласный «О» можно спеть с еще более крепким опиранием звука на дыхание (как бы провалив его на живот)

Начинать распевание целесообразно с квинтового интервала, звуковысотность нот которого расположена в примарных зонах соответствующих партий.Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\А-я-о-ё-э-е-я.jpg

Вполне оправдано распевание на гласных «А», «О», «Э», так как эти гласные самые объёмные и наиболее удобные для подготовки аппарата к работе.

Чередование с йотированными гласными «Я», «Ё», позволяют активизировать артикуляционный аппарат (язык), отработать сложные в произношении йотированные гласные.

Очень важно при работе с данной распевкой обращать внимание на крепкую опору первого звука на дыхание, однопозиционное выравнивание всех объемов гласных, остроту и высокую позицию повторяющихся звуков.

Может исполняться спокойно и в подвижном темпе.

Из опыта: после звучания гласной «Э» следующий звук «Е» звучит, как правило, очень зажато. Рекомендуем контролировать объем гласного

«Е», акцентируя внимание певцов на объемный «Э» (спеть «Е» в объеме

«Э»).        Важно                повторяющиеся        ноты        интонировать        с                тенденцией        к повышению,        с        динамическим                развитием,        чтобы                не        допустить

«позиционной вялости» и понижения звука.

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\Я(а)-я № раза.jpg

Представленное упражнение предназначено для работы с ансамблем. Лучше всего использовать его после работы с распевкой № 2. Направлено оно на работу над тоновой интонацией, над развитием гибкости голоса и мягкой атаки звука, над характерными исполнительскими приёмами («подъезд» – подъём к звуку, «спад»).

Таким образом, эта распевка позволяет работать не только над звуком, но и над дыханием.

Из опыта: акцент на половинной ноте позволяет в полной мере ощутить работу диафрагмы (опоры звука), что крайне важно для грамотного звукоизвлечения. Очень важно обратить внимание на высокое интонирование гласной А в момент исполнения йотированной Я. Вторую четверть каждого такта необходимо исполнять как вводную к следующей ноте.

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\Я(а) -я-я-я, Е(Э) -е-е-е..jpg

Данное        вокальное        упражнение        отвечает        всем        задачам,        которые представлены выше:

  • формирует навык интонирования вокального двухголосия;
  • позволяет исполнителям две первые унисонные ноты тембрально пристроиться друг к другу (одинаковое формирование звука);
  • позволяет создать естественный интонационный ансамбль с характерными для народного многоголосия интервалами (терцией, квинтой);
  • позволяет развить навык правильного распределения дыхания на всю вокальную фразу;
  • отрабатывает единый унисон.

Из опыта: при работе с данным упражнением следует обратить внимание на интонирование нижнего звука []. Его следует формировать близко «на зубы», руководствуясь речевым посылом звука. (Петь, как говорить). Определенную сложность может вызвать исполнение последнего унисона, так как дыхание «на исходе», а музыкальная фраза еще не окончена. Последний унисон, по ощущениям, должен звучать выше, чем начальный тон.

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\Я(а) - трезвучм.jpg

Особенность этого упражнения заключается в постепенном, поочередном вступлении голосов (усиление фактуры).

Благозвучное сочетание интервалов имитирует ленточное многоголосие, что позволяет голосу звучать легко и максимально раскрывает тембровую окраску.

Правильная расстановка акцентов позволяет уже в рамках данного упражнения формировать навык правильной музыкальной фразировки, формирует чувство ритмического и темпового ансамбля.

Из опыта: звук данного упражнения более легкий, чем в предыдущих распевках. Важно отработать четкое вступление каждого голоса. Исполнителям необходимо пропевать про себя (мысленно) всю распевку от начала, тогда они будут четко слышать момент своего вступления. Так активизируется певческое внимание. Следует подчеркнуть акценты, которые выпадают на каждую сильную долю такта.

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\Э, ох не спиться мне.jpg

Данное упражнение направлено на формирование объёмного плотного грудного звучания голоса.

  • Из-за обилия широких гласных «Э», «О», «А»        звук формируется естественно.
  • Развивает навык формирования редуцирования («комбинирования») узких гласных «И», «Е», «Ё».
  • Также здесь можно отработать исполнительский прием огласовка согласных. Темной – тём(ы) ной, ноченькой – ночен(и)кой.
  • Отработать не сложные распевы.

Из опыта: квинтовые и терцовые скачки необходимо сгладить, т.е. спеть позиционно одинаково, линеарно, как будто на одной линии. Нижний звук, «высветляя», петь позиционно высоко, а верхний – более устойчиво, опирая звук на мышцы диафрагмы. Верхний звук «О» на первом квинтовом скачке, как правило, звучит очень узко, особенно на высоких и переходных нотах. Чтобы он звучал более объёмно и легко, мы рекомендуем, формируя этот гласный, позиционно приравнивать его к объёму гласного «А», то есть спеть: «Э – О – АХ не спится мне».

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\На зоре на зорюшке.jpg

Данное упражнение направлено на формирование правильного трехголосья.

Очень важно то, что в данном упражнении присутствует переменный размер, который пронизывает всю русскую певческую культуру.

Выбирая данное упражнение в работу, исполнители учатся мыслить не классическими построениями периодов (квадратностью), а слышать  фразировку (подчинение музыки тексту). Данная особенность позволяет наиболее глубоко осмысливать текст песни. Формируется умение исполнять терцовые скачки с последующим заполнением и формируется гармонический слух.

Из опыта: важно мелодические линии пропевать от акцента к акценту, которые совпадают с терцовыми скачками в среднем голосе. В партии    нижнего    голоса    присутствуют    квартовые    скачки    на

«доминанту» с последующим возвращением в «тонику». Нижний звук

«соль» необходимо исполнять позиционно высоко (не проваливать), не теряя высоты унисона. Умеренное комбинирование.

Описание: C:\Users\Елена\Desktop\Распевки в методичку\Реченьки мои.jpg

Задачи те же, что и в упражнении № 7. Отличие этого упражнения лишь в том, что начинается оно с тонического трезвучия.

Описание: ЕЕЕ А ой

Данное вокальное упражнение направлено на развитие двухголосного звучания ансамбля и хора.

Начало упражнения с доминантовой гармонии позволяет развить ладовые и гармонические ощущения участников. При работе с этим упражнением можно отработать ленточное (терцовое) двухголосие и октавные унисонные точки, которые очень характерны для народной традиции.

Использование гласных «Е», «А» позволяет отработать формирование естественного звука, развивает навык формирования редуцирования (комбинирования) узких гласных «И», «Е», «Ё».

Из опыта: исполняя это упражнение, следует руководствоваться основными правилами интонирования:

  1. нисходящую        мелодию        нижнего        голоса        «не        заваливая»        интонировать позиционно высоко, преодолевая нисходящее движение;
  2. квинтовый скачок исполнять устойчиво, боле глубоко опирая звук на мышцы диафрагмы;
  3. важно терцовое движение устремить к октавному ходу;
  4. октава исполняется устойчиво. Верхний звук соль – ля исполнять на крепкой звуковой опоре.

Описание: ЕЕЕ ой да

Задачи данного упражнения совпадают с задачами предыдущего. Отличие в том, что конечный унисон приходится на квинту.

Из опыта: междометия ой и ай рекомендуем дробить, исполняя:

«О-е, да», «А-е, да».

Двухголосное вокальное упражнение, направленное на уточнение и оттачивание постепенного подключения голосов. Используя его, можно отработать : точное интонирование квартового скачка в начале песни, последующее заполнение восходящего скачка; ленточное двухголосие с последующим унисоном в квинтовом звучании и принципы речевого редуцирования.Описание: Калина моя

Из опыта: важно подчеркнуть поэтические акценты.

Описание: Уж вы мои ветры

Данное вокальное упражнение исполняется в умеренном темпе. Направлено оно на развитие двухголосного звучания ансамбля. Это позволяет отработать принципы ленточного двухголосия, развивает навык формирования редуцирования (комбинирования) узких гласных «У», «Е»,

«Ё», «И», «Ы».

Из опыта: важно подчеркнуть поэтические акценты, которые совпадают с сильной долей каждого такта. Существует опасность на первых трех нотах «затянуть» темп. Чтобы этого не произошло, необходимо руководствоваться принципом исполнения повторяющихся нот. Повторяющиеся ноты исполняются с динамическим развитием.

Данное упражнение исполняется в подвижном темпе. Задачи совпадают с задачами предыдущего упражнения.Описание: Зелены луга

2.2 Вокальные упражнения для работы с солистом.

В данном разделе вашему вниманию мы хотим предложить ряд вокальных упражнений, которые  использутся в работе с постановкой голоса и в индивидуальной работе.

При работе над постановкой голоса необходимо начать с дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики, а уже после приступать

«разогревать» голосовой аппарат.

Целесообразнее всего начать распевание в мелодекламации на одном звуке, чтобы соединить максимально комфортно и грамотно работу дыхательной системы и системы звукообразования.

Описание: соло3

Это вокальное упражнение удобно для работы тем, что музыкальные материал предельно прост и поэтому можно больше внимание обратить на работу дыхания, формирования звука.

Вполне оправдано распевание на гласных «А», «О», «Э», так как эти гласные самые объемные и наиболее удобные для подготовки аппарата к работе. Чередование с Йотированными гласными «Я», «Ё», позволяют: активизировать артикуляционный аппарат (язык); отработать сложные в произношении йотированные гласные.

Важно при работе с данной распевкой, обращать внимание на крепкую опору первого звука на дыхание; однопозиционное выравнивание всех объемов гласных; остроту и высокую позицию повторяющихся звуков.

Может исполняться спокойно и в подвижном темпе.

Из опыта: важно повторяющиеся ноты интонировать с тенденцией к повышению, с динамическим развитием, чтобы не допустить «позиционной вялости» и понижения звука. После звучания гласной «Э», следующий звук «Е» звучит, как правило, очень зажато. Рекомендуем контролировать объем гласного «Е», акцентируя внимание певцов на объемный «Э». Спеть «Е» в объеме «Э».

Описание: соло1Описание: соло2Описание: соло4

Данное вокальное упражнение направлено на отработку квартового скачка и его последующего нисходящего заполнения до тоники.

В вопросах формирования звука задачи те же: работа с квартовым скачком; правильное вокальное исполнение гласного «Е» на высоких участках песни; активизация дыхания; выравнивание гласных по объему звучания.

Из опыта: квартовый скачок необходимо сгладить, т.е. спеть позиционно одинаково, линеарно, как будто на одной линии. Рекомендуется контролировать объём гласного «Е», акцентируя внимание певцов на объемный «Э». Спеть «Е» в объеме «Э». Проведение на гласную «Я» необходимо интонировать объемно, преодолевая инерцию нисходящего движения. Петь с ощущением движения вверх.

Описание: соло5

Из опыта: квартовый скачок необходимо сгладить, т.е. спеть позиционно одинаково, линеарно, как будто на одной линии. В этом отношении поможет поэтический текст, акцент которого падает на ноты фа. Во второй фразе рекомендуем также подчеркнуть акцент. Рекомендуем контролировать объем гласного «Е», акцентируя внимание певцов на объемный «Э». Спеть «Е» в объеме «Э». Обратите внимание на речевое редуцирование гласных.

Описание: соло6

Данное упражнение исполняется в подвижном темпе. Направлено оно на активизацию артикуляционного аппарата, отработку приема огласовки согласных, интонирование терцового скачка, активизацию грудного звучания голоса, развивитие навыка формирования редуцирования (комбинирования) узких гласных «У», «Е», «Ё», «И», «Ы».

Из   опыта:    существует    опасность    на    первых    семи    нотах

«затянуть» темп. Чтобы этого не произошло, необходимо руководствоваться принципом «повторяющиеся ноты исполняются с динамическим развитием».

Описание: соло7

Это упражнение построено на трихордах (до-ре-фа, фа-ми-до), которые очень часто встречаются в обрядовых и лирических песнях. Так же оно позволяет отработать прием огласовки согласных и речевое редуцирование.

Из опыта: квартовый скачок необходимо сгладить, т.е. спеть позиционно одинаково, линеарно, как будто на одной линии. Рекомендуем контролировать объем гласного «Е», акцентируя внимание певцов на объемный «Э». Спеть «Е» в объеме «Э». Обратить внимание на речевое редуцирование гласных. Верхний звук «О» в слове «за рекОю», как правило, звучит очень узко, особенно на высоких и переходных нотах. Чтобы он звучал более объемно и легко, мы рекомендуем, формируя этот гласный, позиционно приравнивать его к объему гласного «А». То есть спеть: «За-а ре-ко(А)-о-ю». Акцент падает на третью долю такта. К ней же будет направлено стремление мелодической линии.

Описание: соло8

Данное упражнение направлено на отработку квинтового скачка. С последующим заполнением.

Выравнивание гласных.

Из опыта: квинтовый скачок необходимо сгладить, т.е. спеть позиционно одинаково, линеарно, как будто на одной линии. Обратить внимание на речевое редуцирование гласных. Верхний звук «О» в слове

«раздОлье» и в слове «ширОкое», как правило, звучит очень узко, особенно на высоких и переходных нотах. Чтобы он звучал более объемно и легко, мы рекомендуем, формируя этот гласный, позиционно приравнивать его к объему гласного «А». Спеть: «Ра-здо(А)-о-лье маё» и, соответственно,

«Ши-ро(А)-о-ко-е».

Заключение

В заключении нужно сказать, что к распеванию необходима тщательная и серьезная подготовка руководителя, педагога, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной.

Следует особо обратить внимание на то, что любое упражнение, помимо главной задачи, решает целый ряд дополнительных задач. Поэтому, используя упражнения, рекомендованные для решения определенного круга вокально-хоровых задач, руководитель может перемещать акцент с основного задания на дополнительные.

В практике упражнения обычно делят на две группы. Одни из них применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они развивают общую линию последовательного вокально-хорового воспитания и составляют основу так называемого распевания, главной задачей которого является подготовка исполнителей к интенсивной работе и приведение их голосового аппарата в состояние «боевой готовности». Другая группа упражнений связывается с конкретными задачами, обусловленными изучаемым репертуаром. Обычно они целиком основываются на музыкальном материале какого-либо произведения или подчеркивают определенную трудность.

Цель каждого упражнения должна быть понятна певцам, только тогда они смогут активно работать над ее осуществлением. Во время пения упражнений руководитель должен быть предельно внимателен к каждому участнику. Доступность и сравнительная легкость музыкального материала, предельная ясность задач в упражнениях даст возможность каждому певцу в полной мере проявить свои способности. Это приведет к росту исполнительского мастерства в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безбородова Л.А. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Л.А. Безбородова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.Л. Живов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Миловский С.В. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы: Пособие для учителя/ С.В. Миловский. – М.: Музыка, 1977.
  4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений/ Г.П. Стулова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя/ Г.А. Струве. – М.: Просвещение, 1981.
  6. Уколова Л.И. Дирижирование: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Л.И.Уколова – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.