методическая разработка "особенности подбора и использования музыкального материала, как одно из средств совершенствования аудиально-двигательной координации на занятиях по классическому танцу у обучающихся хореографической студии".

Аносова Наталья Анатольевна

Данная методическая разработка обобщает мой опыт работы по совершенствованию аудиально-двигательной кооррдинации у обучающихся хореографической студии "Пляшущие человечки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_metodicheskaya.docx40.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ»

Составитель:

концертмейстер Аносова Н. А.

Рязань

2020


Содержание:

Аннотация……………………………………………………………………………………….3

Введение…………………..…………………………………….................................4

Основная часть……………………………………………....................................5

Заключение……………………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………………..13


Аннотация

Хореография в учреждениях дополнительного образования детей – специализированный предмет, музыкально-двигательная дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь им выявить их музыкальные и творческие способности. Детям любого возраста свойственно движение – как решение, или как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии.

В данной методической разработке будет рассмотрена  деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с обучающимися  разных возрастных групп в детской хореографической студии и его значение для совершенствования аудиально-двигательной координации у обучающихся.

Данная методическая разработка будет полезна людям, обладающим необходимыми пианистическими навыками, поможет разобраться в специфике музыкального оформления и сопровождения занятий в детской хореографической студии как с точки зрения методики выполнения движений и музыкального сопровождения, так и в контексте взаимодействия всех участников учебно-творческого процесса.


Введение

Нет, пожалуй, ни одной профессии, связанной с музыкой или хореографией, более всепроникающей в различные сферы профессиональной жизни, чем концертмейстер-пианист. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, центры творчества и дома культуры.

Искусство танца не существует вне музыки. Поэтому на занятиях в хореографических классах с обучающимисяработают два педагога – хореограф и концертмейстер. Обучающиесяполучают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Поэтому очень важно, чтобы концертмейстер не только художественно исполнял музыку, но и доносил ее содержание.

Успех работы с обучающимися во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, раскрывает ее содержание для  обучающихся.

Учитывая  тот фактор, что, в силу ряда обстоятельств, большинство обучающихся  хореографической студии  не имеют практики  посещения  концертов  классической  музыки,  на меня, как на концертмейстера, ложится  серьёзная миссия- знакомство обучающихся с  миром  классической  музыки. Музыкальное сопровождение занятий - это реальная звучащая музыка в учебном процессе. Концертмейстер всеми исполнительскими средствами призван создать звуковую атмосферу, благоприятную для освоения обучающимися технических и образно-эмоциональных качеств учебного материала. Он должен добиваться гармоничной связи интонационных, метро- ритмических и темповых выразительных средств музыки и танца.


Основная часть

Цель данной  методической разработки – предоставить методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера для работы в детской хореографической студии.

Задачи данной методической разработки:

-описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценнойпрофессиональной деятельности концертмейстера;

-выявить специфику деятельности концертмейстера;

-опираясь на научно-методическую литературу, сориентировать  концертмейстера в выборе музыкального материала для занятий разных направлений,

- помочь найти формы, методы и приемы работы концертмейстера  с обучающимися  на занятиях  хореографии.

Работа концертмейстера детской хореографической студии имеет ряд особенностей. Например то, что ему приходится работать с обучающимися  разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Нужно обладать большим багажом музыкальных произведений, овладеть репертуаром разных возрастных категорий. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться в работе, изучать новый музыкальный материал для оформления занятия.

В обязанности концертмейстера хореографической студии входит:

Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей.

Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;

Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров. 

Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф.

Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). Но именно от концертмейстера зависит эмоциональный фон занятия, от того, какую музыку он предложит.

Технология подбора музыкальных произведений предполагает:

  • знание школ и направлений танцевального искусства;
  • знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
  • знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
  • знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке).

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве.

Развитие музыкальности танцевальных движений.

Развитие воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие умения эмоционально воспринимать музыку, повышения интереса к ней.

Развитие музыкального кругозора учащихся.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения, концертмейстером применяются следующие методы работы:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
  • словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
  • практический(конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

 Во время занятий  концертмейстер знакомит обучающихся с новыми музыкальными произведениями, рассказывает о характере и особенностях музыки, чем развивает детское воображение и фантазию. То есть использует метод прослушивания фрагмента или произведения  музыки с последующей краткой беседой. В результате использования этого метода движения обучающихся постепенно становятся более выразительными, т.е. происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Обучающиеся учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

В плане музыкального воспитания, концертмейстер развивает у обучающихся следующие навыки:

  • умение выделить в музыке главное;
  • умение передавать движением различный характер музыки (ритм, мелодию, оттенки).

Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един. Все эти характеристики обучающиеся должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр – это музыкальный язык и концертмейстер учит обучающихсяпонимать его. Концертмейстер учит чувствовать где начало мелодии, а, значит, начало движения, а где окончание.выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.

Рассмотрим основные этапы ознакомления обучающихся с музыкальным сопровождением на занятиях классического  экзерсиса.

Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: так представить музыкальный материал, чтобы обучающиеся эмоционально откликнулись на него и сумели точно исполнять preparation во время вступления.

В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог-хореограф показывает движения под музыкальное сопровождение (первый этап – одно-два занятия).

Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки,  восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. Это основной этап работы, на котором исправляются неточности в исполнении, вырабатываются приемы выполнения хореографических упражнений. На этом этапе необходим тщательный подбор музыкального материала для каждого движения  в соответствии с предъявляемыми требованиями :квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер.

Третий этап – образование и закрепление навыков в соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений, развитие самостоятельной творческой активности  обучающихся. Это этап закрепления. В этот момент слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Обучающиеся, опираясь на приобретенные навыки, самостоятельно решают поставленные пред ними задачи. В процессе систематической работы, обучающиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они начинают понимать содержание и форму произведения, стараются передавать музыкальные образы в движениях.

  Экзерсис у станка состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования. На начальном периоде обучения обучающиеся занимаются общедоступной хореографией. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. Музыкальное сопровождение на этом этапе несложное, оно дает представление о музыкальном ритме, знакомит с основными понятиями музыкального языка.

Рассмотрим конкретно, по каким признакам происходит отбор музыкальных фрагментов для основных упражнений классического экзерсиса.

Plie – размер 4/4, ¾; музыка плавная, темп - moderato или adagio. Фрагмент должен быть квадратным, ритмический рисунок свободный. Желательно наличие затакта. Ритмическое разложение до более длинных длительностей не требуется, так как в размере 4/4 одно движение делается на 1 такт.

Примеры:

А. Бородин, «Хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь»,П. Чайковский, адажио из балета «Лебединое озеро».

Battements tendus – размер 2/4; характер музыки - четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность. Большое значение имеет ритмический рисунок. Кроме того, имеет значение возможность метроритмического разложения. На начальном этапе движение делается на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе. Так же большое значение имеет затакт и его акцентирование для точности исполнения и передачи характера движения.

Примеры:

Л.Делиб, галоп из балета «Коппелия», Леонкавалло, «Дуэттино».

Battements tendus jetes – размер 2/4; темп - allegro, четкий ритмический рисунок (по возможности, синкопированный), ударение на слабую долю. На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения. Возможно метроритмическое разложение до четверти. На начальном этапе темп в размере 2/4 медленный, затем быстрый.

Примеры:

Ц.Кюи, «Полька», Р.Дриго, фрагмент из оперы «Волшебная флейта».

Rond de jambe par terre – размер 2/4, 4/4, ¾; характер мелодии - плавный, темп - andante. Метроритмическое разложение требуется лишь на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – не обязательно). Одно движение делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если размер ¾ - более быстрым.

Примеры:

Р.Шуман,  «Колыбельная»,  М.Глинка, Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин.

Battements fondues – размер 2/4 и 4/4; характер мелодии плавный, темпы - adagio, largo и andante. На начальном этапе требуется квадратность, определенный ритмический рисунок не имеет значения, возможен затакт. Метроритмическое разложение требуется на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – нет); в этом случае одно движение делается на 1 такт, таким образом, замедляется темп.

Примеры:

А.Бородин, ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь», Ж. Бизе, «Искатели жемчуга».

Battements frappes – размер 2/4; темп - allegro, четкий и мелкий ритм. Квадратность имеет значение лишь на начальном этапе. Ритмический рисунок желателен из мелких длительностей, лучше на staccato. Возможно наличие затакта. Разложение ритмически требуется больше на начальном этапе, когда темп медленный, чем тогда, когда движение уже «выработано».

Примеры:

М.Глинка,  «Галоп»,  Л.Делиб, «Праздничный танец».

Adagio – размер 4/4, ¾; характер музыки плавный, спокойный. Темп исполнения медленный. Это упражнение включается в экзерсис на четвертом году обучения вместо developpe. Квадратность не имеет решающнго значения, так же как и ритмический рисунок. Наличие затакта возможно, но не обязательно. Метроритмическое разложение не требуется. В размере ¾ темп исполнения музыкального фрагмента быстрее, чем в размере 4/4.

Примеры:

А.Варламов, «Уходит вечер», Черчилль, «Гаснущие Свечи».

Anler – размер 4/4, 2/4, ¾; характер музыки - плавный, темп - adagio. На начальном этапе большое значение имеет квадратность. Ритмический рисунок не важен. Возможно наличие затакта. Разложение на более длинные длительности не требуются из-за медленного темпа исполнения движения. В размере ¾ темп исполнения мелодии ускорятся, а характер становится более воздушным (в размере 2/4 – все наоборот).

Р.Шуман, «Вальс», А.Бабаджанян, «Твои следы».

Battements developpes – размер 4/4, 3/4; характер музыки - плавный, спокойный, темп аdagio, lento. Так как это движение предшествует аdagio, то для лучшего усвоения следует подбирать квадратные музыкальные фрагменты. Ритмический рисунок не имеет значения. Возможно,  движение из-за затакта. Метроритмическое разложение музыкального материала не требуются.

Примеры:

Ф.Шопен,  «Забытый вальс»,  Ф.Шопен, «Ноктюрн».

Grand battements jetes – размер 2/4, ¾; характер музыкального фрагмента - бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Обязательны акценты на сильную долю. В размере ¾ необходимо присутствие затакта. Возможно разложение на более крупные длительности на начальном этапе обучения. Темп варьируется в зависимости от технической «продвинутости» обучающихся.

Примеры:

Б.Чайковский, «Марш»,  Л. Фицпатрик, «Только горы».

Принципы подбора музыкального материала.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать принципы, которыми руководствуется концертмейстер при выборе музыкальных фрагментов к упражнениям экзерсиса у станка.

На начальном этапе разучивания упражнения одно движение выполняется на один такт в медленном темпе.

Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые, с четким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются по такому же принципу: медленные (в размерах 4/4, 2/4); с синкопированным ритмом (в размерах 2/4, ¾, 4/4); в умеренном темпе (на 2/4 и ¾).

Подбор произведений с квадратной структурой изложения: то есть одно движение делается крестом на 4 такта, затем идет смена. Музыкальный фрагмент делится на фразы, каждая из которых состоит из четырех тактов. Полная комбинация составляет 4 музыкальные фразы, и, таким образом, получается законченное музыкальное предложения из 32 тактов. Когда темп увеличивается и одно движение делается на каждую долю, то фраза сокращается до 16 тактов, но при этом она должна быть музыкально законченной.

Обязательно вступление к каждому упражнению, на которое «открываются» руки, называется preparation (приготовление). На начальном этапе обучения вступление может быть развернутым (8 тактов и более), затем коротким (2 такта и 4 такта).

На начальном этапе упражнения разучиваются на сильную долю. А по мере их запоминания необходим затакт, особенно для упражнений battement tendus, battements tendu jetes, battements frappes, petit battements. Поэтому сразу следует подбирать для них два варианта музыки, с акцентом на сильную и слабую долю, с мелким ритмическим рисунком.

К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю. Это относится в первую очередь к grand  battements  jetes.

На начальном этапе обучения музыкальные фрагменты с мелким ритмическим рисунком раскладывается на более крупные длительности, не меняя характер музыки.

Темпы подобранных музыкальных фрагментов должны варьироваться в разных размерах - по-разному. Например, 2/4 - в allegro, andante, largo; ¾ - в adagio, andantino; 4/4 – lento, andante, vivo.

Часто темп ускоряется за счет того, что в начале одно движение делается на целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и в медленном темпе.

На простые комбинации следует давать простые музыкальные фрагменты с ясной мелодией, в простом размере, с несложным ритмическим рисунком. В тех случаях, когда используются более сложные размеры, комбинация по квадратам исполняется на ¾, ускоряется темп, но характер музыки соответствует движениям (плавный, лирический или острый).

Музыкальный материал на каждом году обучения постепенно усложняется.

На более позднем этапе обучения, когда для изучения предлагаются более сложные варианты комбинации, концертмейстеру следует обратить внимание на то, что комбинации могут соединяться. Например, battements tendus объединяется с battements tendus jetes - и музыкальный фрагмент должен состоять из двух частей, причем вторая часть - с более четким ритмом. Если battements fondues объединяется с battements frappes, то первое движение плавное (на 4/4), а второе – с четкими резкими акцентами (на 2/4). Музыкальный фрагмент должен этому соответствовать. Существует много вариантов подобных объединений, и задача концертмейстера - точно подобрать фрагмент, чтобы в нем музыкально улавливалось изменение движения. Для этого необходимо помнить о квадратности, о темпе, размере, затакте, ритмическом рисунке.

В упражнения могут включаться позы. Если музыкальный фрагмент шел в медленном темпе, то это не играет существенной роли, особенно если поза присоединяется в конце. Если же она в середине, то раздвигается музыкальный квадрат. Если музыкальный фрагмент был быстрым, то в момент позы он должен перейти на плавную лирическую мелодию в медленном темпе. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позицией происходит на 2 дополнительных заключительных аккорда. Следует оговорить, что все основные упражнения классического экзерсиса у станка исполняются так же и на середине зала (но в более упрощенном варианте); в дальнейшем к ним прибавляется allegro.


Заключение

Занятие по классическому танцу представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технологии исполнения и видам. В течение занятия концертмейстер исполняет до 40-50 музыкальных построений. Многоплановость пластического материала, контрастность сопоставления характеров хореографических комбинаций и этюдов могут быть подчеркнуты разнообразием тональностей, метрики, ритмических рисунков, интонаций, фактур аккомпанемента.

В своих репертуарных поисках концертмейстер может обращаться к балетным, оркестровым, вокальным и фортепианным произведениям, музыке опер, оперным дивертисментам. Как правило, работа по созданию композиции совершается в тесном творческом контакте с педагогом-хореографом, и выстроенная форма отражает совместный результат усилий сотрудничества.


Список литературы

  1. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.
  2. Бекина С. И., «Музыка и движение». Москва, «Просвещение», 1984 г.
  3. Субботина Л., «Развитие воображения у детей». Ярославль, «Академия   развития», 1996 г.
  4. Башаева Т., «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук». Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  5. Хайкина Т. Я., «Задачи концертмейстера – пианиста хореографического класса». Тамбов, ТГУ, 1997 г.
  6. Донченко Р.П. «Музыка на уроках классического танца». «Союз художников». С-Пб., 2001.
  7. Донченко Р.П. «Репертуар концертмейстера. Классический танец». «Композитор». С-Пб., 2002.
  8. Курепин О., «Классификация нотного материала». Москва, 2006 г.
  9. Островская Е. А., «Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере», Саратов, 2007