проект "Воспитание патриотических чувств и любви к Родине средствами хореографии в хореографической студии "Пляшущие человечки".

Аносова Наталья Анатольевна

В данном проекте показан опыт по воспитанию патриотизма средствами хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

 «Воспитание патриотических чувств и любви к Родине средствами хореографии в хореографической студии «Пляшущие человечки»

Сроки реализации

Долгосрочный

Октябрь 2021 г. – май 2022 г.

Руководитель и авторы проекта

Рогова Светлана Анатольевна

Аносова Наталья Анатольевна

Цель проекта

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине средствами хореографического искусства.

Задачи проекта

- Формирование интереса к истории родного города, его традициям;

- Реализация практических навыков;

- Воспитание чувства коллективизма.

Целевая аудитория

Обучающиеся хореографической студии «Пляшущие человечки»:

7-8 лет, 14-15 лет.

Планируемые результаты и показатели

- Появление интереса к истории родного края,  к творчеству;

- Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения;

- Расширение своего кругозора краеведческого направления. 

Ресурсы

Танцевальный зал, костюмы, звуковоспроизводящая аппаратура.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика,
формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир,
его позиции и не только в искусстве, а и в жизни.»
Ростислав Захаров

Проблема и Актуальность. Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания.

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы дети почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви. А все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих  ребенка.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордится страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии.

Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.

Проект проводится с целью: воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в хореографической студии.

Задачи проекта:

 - формирование интереса к истории родного города, его традициям;

-  реализация практических навыков в концертном номере;

-  воспитание чувства коллективизма.

Гипотеза исследования - процесс развития танцевально-ритмических способностей у детей будет проходить эффективнее, если будут созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования музыкального вкуса и танцевальной культуры детей с использованием интеграционного подхода – изучение истории родного края через постановку концертного номера патриотической тематики. 

Формы и методы:

  • практические (упражнения, музыкально-ритмические комбинации)
  • словесные
  • наглядные (показ педагога, карты-схемы, иллюстративный материал)

Участники проекта: педагог дополнительного образования Рогова С. А., концертмейстер Аносова Н. А., обучающиеся объединения «Хореографическая студия «Пляшущие человечки»,  родители.

Стратегия и механизм данного проекта:

Ожидаемые результаты:

- Сформированные знания и интерес к изучению родного края;

- Обогащение двигательного опыта, удовлетворение творческих потребностей детей;

- Выступление на конкурсах, фестивалях хореографического искусства;

- Использование коммуникативных навыков в достижении общей цели (дружный и сплоченный коллектив).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Изучение литературы;
  • Разработка темы, идеи;
  • Комплектование материальной части проекта;
  • Мониторинг ЗУНов детей.

II этап – практический.

  • Реализация постановочной и репетиционной работы, разучивание движений и комбинаций, работа над чёткостью исполнения движений.
  • Подбор костюмов.

III этап – заключительный.

  • Анализ результатов реализации проекта;
  • Обобщение опыта.

Хореографическая студия «Пляшущие человечки» решила не оставаться в стороне и принять участие в краеведческо-патриотическом проекте «Малый город – большая история», присоединилась к этой работе в рамках своей направленности, реализовав свой мини- проект  «Воспитание патриотических чувств и любви к Родине средствами хореографии в хореографической студии «Пляшущие человечки».  А что может быть «продуктом» хореографической  студии – это, конечно же,  концертный номер.  Так как в студии занимаются дети разной возрастной категории, мы решили привлечь младший и старший школьный возраст. В итоге получились два совершенно разноплановых номера - «Лесные друзья», и «Вечерний звон».

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания. И такой вектор воспитательной работы не зависит от специфики или узкой специализации какого либо объединения.

Одной из основных задач воспитания в хореографической студии, я считаю немаловажным - воспитание у детей любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы, жизни знакомых улиц.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. У каждого народа свои сказки и свои традиции все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма – загадки, пословицы, поговорки, песни танцы. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится со своим домом, улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:

- природа и мир животных, дом родной край

- труд людей, (традиции, общественные события и т.д.).

Как известно территория Рязанской области славится своими широкими грибными местами. Сравнить Рязанскую область по плодоношению грибов можно только с Московской и Воронежской областями, где грибники набирают не одно ведерко за один раз. Благоприятная погода позволяет уместить в  лиственных и хвойных лесах, более 90 видов съедобных пород.
В постановке «Лесные друзья» были использованы два вида грибов, это белый гриб боровик и масленок.
 Белым этот гриб называют потому, что мякоть всегда белая – не темнеет при варке и сушке,  а боровиком величают за то, что он любит расти в сосновых и еловых борах. Маслёнок – это невысокий гриб с маслянистой светло-золотой шапочкой, которая напоминает румяный блин. Под шляпкой у маслёнка спрятаны белые воротнички. Ножка сухая и крепкая.

При подготовке номера мы провели теоретическую подготовку по теме: вспомнили об истории выражения «А у нас в Рязани – грибы с глазами», совершили экскурсию по «грибным местам» Рязани, повторили с детьми какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым,  правила сбора грибов, узнали, что существует много загадок и пословиц о грибах, поняли, что к природе надо относиться бережно. Дети с удовольствием разгадывали загадки, интересные факты об их произрастании, употреблении грибов.  Концертмейстер придумала для обучающихся ряд музыкально-дидактических игр:

 - Музыкальная  игра «По грибы»: дети идут по кругу проговаривая слова под ритмичную музыку, по окончанию слов и музыкальной фразы,  берут грибы из обручей кто скорее. Игра продолжается пока не останется по одному игроку и гриба у каждого обруча.

- Музыкально-дидактическая игра «Эмоциональные грибочки»: обучающиеся прослушивают несколько музыкальных фрагментов в исполнении концертмейстера и вместе определяют, какая эмоция соответствует каждому фрагменту. Затем, обучающимся раздаются наборы карточек, на которых изображены грибы, демонстрирующие ту или иную эмоцию. Обучающиеся вновь слушают музыкальные фрагменты и показывают карточку с соответствующим изображением. Затем, каждому обучающемуся предлагается выбрать по одной карточке с эмоциональным грибочком, и, услышав соответствующий фрагмент, изобразить эмоцию мимикой и движением.

- Музыкально-дидактическая игра «Испугались дождика»: по залу в произвольном порядке раскладываются муляжи грибов и «кочки» из гимнастических ковриков. Обучающимся раздаются корзинки. Звучит спокойная музыка- под неё дети не спеша двигаются по залу и собирают грибы. Затем, характер музыки меняется на быстрый и тревожный, символизируя начавшийся дождь. Дети убегают в «домик», перепрыгивая с кочки на кочку.

Детям понравилась идея номера – перевоплотиться в маленькие рязанские грибочки и в течение полугода с удовольствием учили  движения, составляли комбинации, искали образы, придумывали сюжет и в результате получился хореографическая зарисовка «Лесные друзья».

В нашем городе скульптуры грибов не просто украшают парки и улицы, они создают образ города. Они стали народными любимцами, о них слагают легенды и обязательно с гордостью показывают туристам.

Хочется надеяться, что и номер «Лесные друзья» станет одним из самых любимых в репертуаре коллектива.

Прежде чем ставить номер для старших школьников мы проработали материал, который основан на имеющихся исторических знаниях,  которые они получили в школьной программе: древняя Русь, храмы, архитекторы, художники-иконописцы. Задумав номер «Вечерний звон», хотелось побудить своих воспитанников проникнуться красотой русского колокольного звона, пробудить интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины,  развить интерес к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли.

Разумеется, мы провели ряд бесед, прослушали множество музыкальных фрагментов, познакомились  с разными видами колокольного звона, их значениями. Давались задания  обучающимся:

  • Найти предания и легенды о колокольных звонах;
  • Колокола в картинах русских художников и композиторов;
  • Значение колокольных звонов в истории государства Российского;
  • Стихи о колокольных звонах.

В наших давно отвыкших от тишины городах, где постоянным звуковым фоном стал шум моторов и грохот работающей техники, звон колоколов может многим показаться едва ли не музейным экспонатом. Именно в России, как ни в какой другой стране, колокола пользовались особой народной любовью и благоговейным уважением. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, приближении врага, объявлял о рекрутском наборе, свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях; обозначал время; указывал дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служил маяком морским путешественникам, сообщая о близости берега.

На Руси колокол издревле воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку, его части так и назывались: тулово, уши, язык, юбка. Ему приписывалась способность чувствовать и переживать; в его звучании слышалась человеческая речь. Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.

Воспитанники студии  удивлялись, и познавали эти факты с большим интересом. Для некоторых эта работа была открытием, оказывается в хореографической студии можно не только узнать о движениях, но и расширить кругозор и применить это все на практике. Тогда и сама постановка приобретает более осмысленное исполнение.

Танцевальная композиция, которую мы осуществили на основании проработанного материала, называется «Вечерний звон». В основе лежит произведение Владимира Петровского «Праздничный звон». Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.

Цель создания произведения «Вечерний звон»: показать связь времен и преемственность в творчестве.

Задачи:

- развитие танцевальных навыков;

    - воспитание любви и бережного отношения к Родине.

Возрождение интереса детей к колокольному звону - средство приобщения к духовной культуре русского народа. В современном обществе будущее принадлежит молодому поколению. Будущее не может быть без прошлого. Молодежь  должна обращаться к прошлому нашей Родины, к истории России и вырабатывать в себе гражданские качества, чувство патриотизма.

В заключении мне хотелось бы прочитать отрывок из стихотворения нашего современника Юрия Сомова.

«Звон колоколов»

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага

И хочется обнять весь мир, любя,

И раствориться в нем, другим во благо.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

ПРОЕКТ

 «Воспитание патриотических чувств

и любви к Родине средствами хореографии

в хореографической студии «Пляшущие человечки»

Автор материала:

РОГОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА,

педагог дополнительного образования,

    АНОСОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА,

концертмейстер

2022 г.